Контраст как основа композиции рассказа Л. Толстого “После бала”. Контраст как прием, раскрывающий идею рассказа Л.Н. Толстого "После бала" Контраст как художественный прием после бала

Выпекать, запекать 25.04.2021

В основу рассказа «После бала» (1903) положен действительный случай, происшедший с братом писателя. История, рассказанная Толстым, относится к сороковым годам XIX века, ко времени царствования Николая I, когда в русской армии применялись телесные наказания. Нередко провинившихся солдат приговаривали к нескольким тысячам палочных ударов и прогоняли сквозь строй по «зеленой улице», то есть между двумя рядами солдат, которые били наказуемого лозой (шпицрутеном).

Композиционно рассказ делится на две части.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


В первой изображены события, происходившие на балу; во второй – после бала. По объему первая часть больше, однако, назвав произведение «После бала», Толстой подчеркнул, что главная роль отведена второй части. Иван Васильевич, от лица которого ведется повествование, говорит: «Вся моя жизнь переменилась от одной ночи или скорей – утра».

Оценку событий Толстой даёт устами героя.

Испытанное в юности оставило в душе Ивана Васильевича неизгладимое впечатление, поэтому рассказывает он «искренно и правдиво». Иван Васильевич был «сильно влюблён»; глубокое, радостное чувство, переполнявшее его сердце, определило эмоционально-приподнятый тон первой части рассказа. Говорит ли Иван Васильевич о любимой женщине, её отце, обстановке на балу, своих переживаниях – во всем чувствуется восторженно-влюбленное состояние. Рисуя Вареньку Б., он употребляет определения, которые воспроизводят обаятельный образ, раскрывают чувства влюбленного: Варенька была «замечательная красавица», «прелестная, стройная…», у неё – «царственный вид», «прелестные блестящие глаза». Когда Иван Васильевич рассказывает о туалете Вареньки, чувства не мешают ему быть конкретным; это естественно: очарованный юностью, красотой, он долго наблюдал любимого человека, хорошо запомнил каждую деталь убранства. С той же обстоятельностью описана обстановка на балу, присутствовавшие гости. Вспомним, например, портрет полковника. Иван Васильевич упоминает белые подвитые усы, зачесанные вперед виски, широкую, небогато украшенную орденами грудь, хорошие опойковые сапоги, обтянутые штрипками с «четвероугольными носками, без каблуков».

Но вот Иван Васильевич заговорил о пережитом на балу – его речь потеряла стройность и плавность, что соответствует состоянию, в котором находился «опьяненный любовью», чьё чувство росло все больше.

Картина истязания резко противопоставлена светскому балу. Вместо хорошей музыки «знаменитых музыкантов» здесь звучала «неприятная визгливая мелодия»; вместо ярких туалетов дам и кавалеров было множество «черных людей»; вместо красивых холёных лиц гостей – сморщенное от страданий лицо беглого солдата; вместо сияющих улыбок веселящихся – оскаленные зубы наказываемого; вместо плавных, грациозных па танцующих – конвульсивные движения избиваемого.

Антитеза обнаруживается и в языке повествователя. На смену яркой, возвышенной лексике первой части приходят слова, характеризующие мрачность, жестокость, бесчеловечность картины, которую Иван Васильевич наблюдал на плацу. Он видел «что-то большое, черное», «что-то страшное», «что-то такое пестрое, мокрое красное, неестественное», «слышал жесткую, нехорошую музыку»; ужас, смятение охватили рассказчика при виде истерзанного, избитого солдата, с кровоточащей спиной, бессознательно повторявшего «братцы, помилосердуйте». Частое употребление неопределенного местоимения «что-то» придает зрелищу обезличенность, отталкивающий, зловещий характер.

По-другому на плацу выглядел и полковник Б.: исчезли ласковая улыбка, обворожительная любезность, голос сделался хриплым, строгим, гневным. Он «грозно и злобно» хмурился, рукой в замшевой перчатке привычно и беспощадно избивал свою жертву. В итоге действующее лицо предстало перед читателями таким, каким было в действительности, – пустым, двуличным, лживым, жестоким, бесчеловечным.

Потрясенный ужасной сценой на плацу, где раскрылась та сторона светской знати, которую тщательно скрывали от посторонних глаз, Иван Васильевич пережил глубокий душевный кризис: чувство к дочери полковника угасло, он бросил службу, пренебрег карьерой, успехом в свете, но на большее оказался неспособным.

Рассказ Л.Н. Толстого «После бала» - очень небольшое по объему, но чрезвычайно глубокое по смыслу произведение. В его основе лежит прием контраста, антитезы. Рассказ делится на две части, которые резко противопоставлены друг другу.

Первая часть произведения представляет собой описание бала. Эта часть наполнена ощущением света, любви, радости, счастья. Во многом это объясняется тем, что рассказчик, повествующий обо всех событиях, очень сильно влюблен. Поэтому в то время все в мире он видел в радужных тонах.

Бал проходил в доме губернского предводителя, добродушного и хлебосольного старичка. «Бал был чудесный: зала прекрасная, с хорами, музыканты - знаменитые в то время крепостные помещика-любителя, буфет великолепный и разливанное море шампанского», - рассказывает Иван Васильевич. Но герой-рассказчик был пьян не от шампанского, а от любви, ведь на балу находилась его обожаемая Варенька Б., необыкновенная красавица: "… высокая, стройная, грациозная и величественная, именно величественная". Держалась Варенька всегда необыкновенно прямо, откинув немного назад голову. Это придавало ей какой-то царственный вид, "который отпугивал бы от нее, если бы не ласковая, всегда веселая улыбка и рта, и прелестных, блестящих глаз, и всего ее милого, молодого существа».
Видно было, что и девушка неравнодушна к рассказчику. Весь вечер молодые провели вместе: играли и танцевали. Под конец вечера Варенька подарила Ивану Васильевичу перо из своего веера. Восторг – вот что испытывал герой на протяжении всего бала.

Перед ужином Варенька пошла танцевать со своим отцом – полковником Б., красивым военным, обожающим свою дочь. Их танец восхитил всех гостей. Они любовались на эту красивую пару, а в конце танца гости даже зааплодировали отцу и дочери Б. Было видно, как полковник любит свою дочь, как стремится дать ей все самое лучшее. Рассказчик приметил, что Петр Владиславич носит домодельные сапоги старинного покроя, чтобы иметь возможность вывозить в свет свою Вареньку.

Охарактеризовать атмосферу этого вечера можно словами самого Ивана Васильевича: «Я обнимал в то время весь мир своей любовью. Я любил и хозяйку в фероньерке, с ее елисаветинским бюстом, и ее мужа, и ее гостей, и ее лакеев, и даже дувшегося на меня инженера Анисимова. К отцу же ее, с его домашними сапогами и ласковой, похожей на нее, улыбкой, я испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство».

Вторая часть рассказа, имеющее основное значение для раскрытия идейного замысла произведения, прямо противоположна первой. После восхитительной ночи наступает раннее утро, первое утро Великого поста. Рассказчик гуляет по городу, в душе его еще звучит ритм мазурки. Но внезапно эта музыка перебивается другой: «жесткой, нехорошей музыкой». Среди тумана герой-рассказчик видит черных людей (по контрасту с нарядными людьми из бальной залы). Они стояли в два ряда, между ними вели человека, оголенного по пояс. Каждый из солдат должен был ударить этого человека как можно сильнее. Иван Васильевич выяснил, что перед его глазами происходит наказание беглого татарина.

Насколько светла и прекрасна первая часть рассказа, настолько страшна и отвратительна вторая. Если лейтмотивом первой части можно считать мелодию мазурки, то всю вторую часть сопровождает «неприятная, визгливая мелодия» барабана и флейты. Мне кажется, что противопоставлением чудесного танца полковника Б. и его дочери на балу является ужасная сцена наказания бедного татарина, где одним из главных героев тоже является полковник. Только теперь он не отдыхает рядом с любимой Варенькой, а выполняет свои служебные обязанности.

Описание полковника, в общем-то, не изменилось. Мы видим все то же румяное лицо, седые бакенбарды. Изменились интонации, с помощью которых описывался этот герой, изменилось отношение рассказчика и читателей к этому бравому служаке.
По контрасту к портрету Вареньки, прелестной юной девушки, ласковой и величественной одновременно, дается описание беглого татарина: «Когда шествие миновало то место, где я стоял, я мельком увидал между рядов спину наказываемого. Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека».

Движение татарина по ряду солдат противопоставлено описанию танца в первой части. Если на балу танец отца с дочерью восхитил всех, то здесь движения пойманного беглеца напоминали страшный кукольный танец, движения марионеток, наводящие ужас.

Кроме того, если в первой части полковник Б. подвел к рассказчику свою дочь, передавая ее заботливому кавалеру, то во второй Петр Владиславич, увидев рассказчика, отвернулся от него, как от незнакомого.

Увиденная картина до глубины души поразила Ивана Васильевича. Шок был настолько глубок, что рассказчик принял решение никогда и нигде не служить, только бы не совершать таких чудовищных поступков. Сцена наказания беглого татарина становится еще страшней, если учесть, что она происходила в первый день Великого поста. После языческой масленицы, описанной в первой части, наступает самый важный христианский пост, когда человек должен забыть все мирское и обратиться к своей душе. Но именно в это время рассказчик становится свидетелем самого большого преступления человека – преступления по отношению к себе, к своей душе.

Ведущим художественным приемом в рассказе Толстого «После бала» является прием контраста. В этом произведении противопоставляются две части рассказа: сцена бала и сцена наказания; противопоставляются герои, их поступки. Кроме того, кардинально различны настроения, эмоции, музыкальные лейтмотивы произведения.

Цели урока:

· Продолжить работу по выработке навыка анализа текста художественного произведения;

· Раскрыть замысел писателя через анализ особенностей построения рассказа;

· Формировать представления о жизненной позиции.

Оборудование:

· презентация;

· карточки для индивидуального опроса;

· словарь литературоведческих терминов.

Формы и виды деятельности на уроке:

o работа со словарём литературоведческих терминов;

o аналитическая беседа;

o выразительное чтение эпизодов рассказа;

o составление плана и таблиц;

o использование таблиц в кабинете.

Ход урока

1. Оргмомент.

Приветствие, объявление темы, постановка целей. Слайд 1

2. Реализация домашнего задания.

1)Рассказать, что нового открыли вы из жизни великого писателя?

2) Кратко передать содержание прочитанного дома рассказа.

3.Анализ рассказа

1) Составить план рассказа. (Несколько учащихся зачитывают планы,

Затем демонстрируется слайд с откорректированным планом )

1 часть: Бал Слайд 2

· Зала у предводителя.

· Хозяева бала.

· Варенька.

· Полковник.

· Иван Васильевич.

2 часть: После бала

· Описание улицы

· Солдаты.

· Наказываемый

· Полковник

· Иван Васильевич

2) Почему это произведение по своему жанру является рассказом?

К какому роду литературы относятся рассказы? (Сверяются с таблицей в

Кабинете литературы ).

Работа над 1 частью рассказа

3) В чём своеобразие вступления? (Внезапность знакомства с рассказчиком

В разговоре о нравственных ценностях человеческой жизни. Вступление

Настраивает на восприятие последующих событий. )

4) Какое событие описано в рассказе? (Бал у предводителя, влюблённость героя, его разочарование).

5) Прочитайте эпизод описания танца полковника с дочерью (От слов «Отец Вареньки был очень красивый…» до слов «Я сказал, что не я её кавалер»)

Слайд 3

6) Запишите в тетрадь слова- эпитеты 1 части. (Вывод: герой всё воспринимает с «восторженным умилением», он влюблён, счастлив, ему «всё особенно мило и значительно»).

Работа над 2 частью рассказа.

1) Как начинается 2 часть рассказа? (Со слов «Когда я вышел на поле…»).

2) Каким мы видим полковника в этой части рассказа? Слайд 4

3) Запишите в тетрадь слова- эпитеты 2 части.

4) Составление таблиц: Слайд 5

А) Как выглядят и ведут себя герои 2 части рассказа, полковник и наказуемый?

полковник

наказываемый

Высокий военный в шинели и фуражке.

Оголённый по пояс человек, привязанный к ружьям солдат. Спина его – что-то мокрое, красное, неестественное.

Шёл твёрдой подражающей походкой.

Дёргаясь всем телом, шлёпая ногами по талому снегу… подвигался ко мне, то опрокидываясь назад – и тогда унтер-офицеры, ведшие его за ружья, толкали его вперёд, то падал наперёд – и тогда унтер-офицеры тянули его наперёд.

Румяное лицо и белые усы с бакенбардами.

Сморщенное от страдания лицо.

Твёрдым шагом двигалась высокая статная фигура.

Спотыкающийся, корчащийся человек.

Б) Сопоставление 1 и 2 частей рассказа по различным характеристикам.

Слайд 6

Характеристки

На балу

После бала

Чувства

Влюблён, весёлый, бойкий, любовался, не чувствовал своего тела, восторг, благодарность, восторженное умиление, восторженно-нежное чувство, доволен, счастлив, блажен, добр, бесконечн счастлив.

Стыд, доходившая до тошноты тоска, вот-вот вырвет ужасом, неловко, неприятно, любовь сошла на нет.

Эпитеты

Грациозая, ласковые, милые, сияющее, зарумянившееся, красивый, высокий, статный, свежий, ласковый, радостный, блестящий.

Жестокая, нехорошая музыка, неприятная, страшное, сморщенное страданиями, корчившийся, твёрдый шаг, испуганный, грозно, злобно, гневный.

Цвет

Белый, розовый, румяный, серебряные, светло.

Чёрное, красное, пёстрое, белые.

Звуки

Мазурка, вальс, полька, кадриль.

Флейта, барабан. Визгливая мелодия, дробь, крик, гневный голос, всхлипывал.

Детали

Белая лайковая перчатка Вареньки, замшевая перчатка полковника, пёрышко от веера, «домодельные» сапоги полковника.

Оттопыренная губа, замшевая перчатка.

Какова роль белого цвета и замшевой перчатки в 1 и 2 частях текста? (Они связывают две части рассказа)

4. Вывод .

Два эпизода, на балу и после бала, противопоставлены друг другу: светлые и радостные краски бала резко контрастируют с мрачной картиной, изображённой во 2 части.

Приём противопоставления, контраста носит в литературоведении название антитезы. Именно этот приём положил в основу композиции своего рассказа «После бала» Лев Толстой.

Прочитайте в словаре литературоведческих терминов точное определение этого понятия. Слайд 7

Антитеза (греч.) – стилистическая фигура, основанная на резком противопоставлении, противоположности образов и понятий.

5. Домашнее задание

А) Что такое «жизненная позиция » в моём понимании?

Б) Вопросы 1, 2, учебник, стр. 342.

«Композиция художественного произведения»,

Учебник, стр. 343-346

Составьте таблицу. На балу. После бала. Место действия. Цветовая гамма. Звуки. Портрет отца Вареньки. Эмоциональное состояние героя. Зала у предводителя. Описание улицы. Белый, розовый, сверкающий. Чёрный, серый, кроваво-красный. Мотив мазурки. Неприятная визгливая мелодия. Доволен, счастлив, блажен, добр, смотрит с восторженным умилением. На сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска. С румяным лицом и белыми усами и бакенбардами. Красивый, статный свежий с белыми усами… С румяным лицом и белыми усами и бакенбардами. С румяным лицом и белыми усами и бакенбардами.

Слайд 4 из презентации «Контраст как приём, раскрывающий идею рассказа Л.Н.Толстого "После бала"»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Контраст как приём, раскрывающий идею рассказа Л.Н.Толстого "После бала".pptx» можно в zip-архиве размером 973 КБ.

Скачать презентацию

После бала

«Урок После бала» - Как закончилась любовная история героя? Гениальный писатель. Цели урока: История создания рассказа «После бала». Начало жизненного пути. Рано потерял родителей. Прочитайте описание пейзажа на страницах учебника-хрестоматии. Содержание. В.А.Корейш. Полковник Наказываемый. Почему ранним утром герой оказался на поле?

«Рассказ Толстого После бала» - 1900-е годы, время Николая2 (современная автору эпоха). Вступление. Нынче еду в Пирогово. [..]. Наблюдение над языковыми средствами На балу: Из дневника Л.Н.Толстого 1903г. Перекличка эпох в рассказе «После бала». Л.Н.Толстой "После бала". Зато “А вы говорите” недурно. Заключение. Значение рассказа «После бала».

«Толстой После бала урок» - Какие изменения произошли в полковнике и Иване Васильевиче после бала? Композиция рассказа «После бала». Наказываемый 1. Оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям… Сравнительная характеристика. После бала. Лев Николаевич Толстой Рассказ «После бала». Л. Н. Толстой. 19 мая 1910 г. Портрет: Л. Н. Толстой.

«Лев Толстой «После бала»» - Позор. Рассказ. Л.Н.Толстой Рассказ «После бала». Цветовая гамма эпизода. Николай I. Бал. Тайна названия рассказа. Разберёмся в противоречиях поведения полковника. Сравните черновой и окончательный варианты концовки рассказа Л. Н. Падение. Рассказ в рассказе. Психологическое состояние героя. Главный герой.

«После бала» - Белые одежды дам на балу сменяются черными мундирами солдат, собравшихся на улице. Рассказ несколько раз переименовывался писателем. Сюжетной основой для произведения послужили реальные события из жизни отца и брата писателя. «После бала». Основные события рассказа начинаются ранним утром, после бала.

Антитеза - это сопоставление противоположных образов; а в более широком смысле - любое сопоставление противоположных понятий, ситуаций или любых других элементов в литературном произведении. На таком художественном приеме построены пословицы, широко используется он и в мировой литературе, например противопоставление Дон Кихота и Санчо Пансы в романе «Дон Кихот» М. Сервантеса. К такому же приему прибег и Л. Н. Толстой в одном из своих поздних рассказов - «После бала».

Герой, от чьего имени ведется повествование, - человек, в судьбе которого случай сыграл решающую роль. До переломного события, случившегося в годы его юности, Иван Васильевич был студентом провинциального университета и мечтал поступить на военную службу. Был он «очень веселый и бойкий малый, да еще и богатый», поэтому «главное удовольствие... составляли вечера и балы». Воображение Ивана Васильевича пленила прелестная Варенька Б., «высокая, стройная, грациозная и величественная», имела она царственный вид, «который отпугивал бы от нее, если бы не ласковая, всегда веселая улыбка у рта, и прелестных, блестящих глаз».

На балу у губернского предводителя он весь вечер танцевал с Варенькой и «без вина был пьян любовью». Он видел только ее «высокую стройную фигуру в белом платье с розовым поясом», видел только «ее сияющее, зарумянившееся, с ямочками лицо и ласковые, милые глаза». Любовь к Вареньке «освободила всю скрытую» в душе молодого человека «способность любви».

Но судьбе было угодно, чтобы вся его жизнь «переменилась» после одной ночи, или, скорее, утра, наступившего следом, когда он стал свидетелем сцены чудовищного, бесчеловечного наказания беглого татарина.

Рассказ, большая часть которого посвящена изображению блистательного бала, не случайно называется «После бала». Чудовищное событие, сыгравшее решающую роль в судьбе Ивана Васильевича, произошло именно после него. Но для того чтобы полнее воплотить свою идею, Толстой построил рассказ как последовательное и контрастное изображение сцен мазурки и экзекуции со множеством противопоставляющих деталей. Без эпизода истязания солдата картина бала, с его грациозностью, красивыми и нарядными женщинами, восторженными чувствами и нежными бело-розовыми красками, потеряла бы всякий смысл. И сцена экзекуции не показалась бы студенту такой страшной, если бы ей не предшествовал бал. Чем более праздничным и блистательным представлял себе окружающий мир молодой человек вначале, тем неожиданнее, трагичнее оказалось его прозрение, показавшее мир с совершенно другой, жестокой и крайне неприглядной, стороны.

Во время бала молодой человек испытывал к полковнику, отцу Вареньки, особое «восторженно-нежное чувство». Он видел перед собой очень красивого, статного, высокого и свежего старика с румяным лицом и той же ласковой радостной улыбкой, как и у дочери. Когда же отец пригласил Вареньку на танец, все вокруг смотрели на них с восторженным умилением. Танцуя, полковник «бойко топнул одной ногой», «фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно... задвигалась вокруг залы»; «он ловко прошел два круга»; «нежно, мило обхватил дочь руками...». А сам рассказчик, «обнимая весь мир своей любовью», боялся только одного: «чтобы что-нибудь не испортило» этого счастья. И конечно, он и предположить не мог, что это «что-нибудь» окажется настолько страшным. Утром на площади он увидел отца любимой девушки в совершенно ином обличье: полковник «шел... подрагивающей походкой»; «втягивал в себя воздух, раздувая щеки, и медленно выпускал его через оттопыренную губу»; «сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку» на спину беглого татарина. Наказание, которым руководил отец любимой девушки, вызвало настоящий душевный кризис у героя.

В этих эпизодах перед нами словно два разных человека: один из них вызывает симпатию и добрую улыбку, другой - омерзение и брезгливость.. Еще ярче контраст между полковником, с его румяным лицом и белыми усами и бакенбардами, и наказываемым, который, «дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу... под сыпавшимися с обеих сторон на него ударами», двигался сквозь строй солдат. «Мне было до такой степени стыдно, - описывает герой нахлынувшие чувства, - что, не зная, куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке..., я опустил глаза... На сердце была почти физическая, доходившая до тошноты тоска... казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища».

Иван Васильевич так и не смог узнать и понять, почему все это «делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым». «А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил...» Любовь героя к Вареньке с того дня пошла на убыль. Как ранее он невольно соединял Вареньку с отцом-полковником «в одном нежном, умиленном чувстве», так теперь, «когда она... с улыбкой на лице, задумывалась», Иван Васильевич «сейчас же вспоминал полковника на площади», и ему становилось неловко и неприятно. Он стал все реже и реже видеться с девушкой, пока любовь его к ней совершенно не остыла.

История, описанная в рассказе «После бала», не была только лишь вымыслом автора. Прототипом Вареньки Б. была Варвара Андреевна Корейш - дочь воинского начальника в Казани Андрея Петровича Корейша. Сергей Николаевич Толстой (брат Л. Н. Толстого) был влюблен в эту девушку, но его романтическое чувство угасло после того, как он, весело танцевавший с Варенькой на балу мазурку, на следующее утро увидел, как ее отец руководил экзекуцией. Случай этот стал тогда же известен Льву Николаевичу и произвел на него неизгладимое впечатление. Поэтому через пятьдесят с лишним лет он воспользовался им, чтобы с таким художественным мастерством показать, как самые радужные мечты молодого восторженного человека могут в один миг разбиться о жестокую реальность и совершенно изменить всю последующую жизнь.

Рекомендуем почитать

Наверх