Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофыв ссср и россии. Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофыв ссср и россии Сведения о самолёте

Выпекать, запекать 16.02.2021
Выпекать, запекать

14 сентября 2008 года при повторном заходе на посадку в Перми разбился пассажирский самолет Боинг 737-500 авиакомпании "Аэрофлот-Норд" (в настоящее время "Нордавиа"), выполнявший рейс SU821 по маршруту Москва — Пермь.

Все находившиеся на борту 88 человек (82 пассажира и 6 членов экипажа) погибли. Среди погибших — семь граждан Азербайджана, шесть — Украины, по одному — Франции, Италии, Германии, Узбекистана, Турции, Китая и Белоруссии. На борту самолета также был бывший командующий Северо-кавказским военным округом, герой России генерал-полковник Геннадий Трошев. Также в результате авиакатастрофы погиб депутат госсовета Чувашии, президент республиканской федерации самбо Александр Трофимов, который летел вместе с генералом Геннадием Трошевым и первым вице-президентом всероссийской федерации самбо РФ Владимиром Погодиным в Пермский край для участия в турнире по самбо памяти Василия Шваи.

Авиационно-техническая судебная экспертиза выяснила, что перед вылетом "Боинг" имел две неисправности : не функционирующий автомат управления тяги двигателей, также была неисправна бортовая система предупреждения столкновений, что не являлось основанием прекращения полетов, а решение о вылете уполномочен был принимать командир экипажа воздушного судна.

Метеоусловия позволяли благополучно посадить самолет, а командир воздушного судна к моменту трагедии неоднократно проводил аналогичные рейсы и посадки без нарушений. Незначительная недостаточность квалификации, разрешенная требованиями программы подготовки летчиков, по мнению следователей, также не могла быть признана нарушением.

В марте 2010 года дело об авиакатастрофе в Перми было закрыто из-за смерти подозреваемого, однако 14 сентября 2010 года оно было возобновлено по инициативе родственников погибших пассажиров воздушного судна, после чего вновь возбуждалось и закрывалось несколько раз . Были проведены дополнительные следственные действия, в том числе допрошены члены региональной квалификационной комиссии Архангельского УГАН и летчики, ранее пилотировавшие самолет. Еще два года расследования позволили вновь установить, что виновных в трагедии, кроме самого командира судна, нет. 11 ноября 2012 года уголовное дело о крушении "Боинга"

*Информация к размышлению*
Собранная автором информация из СМИ предназначена им как информация к размышлению о скрытых причинах уже 3-х весьма подозрительных и страшных по последстивиям авиакатастроф, произошедших в мире за последний месяц.
Автор считает, что это отнюдь не "трагические совпадения" и не "стечение обстоятельств", либо технические неиспоавности и т.п... Однако пока, - по состоянию дел на середину воскресенья, 14 авг. 2008, - автор ещё не готов предоставить более подробные свои соображения, основанные на множесте сопоставлений, сделанных по следам изучения этих 3-х авиационных катастроф.
Они будут сделаны и опубликованы автором немного позже.

Сообщения СМИ
Москва. 14 сентября. INTERFAX.RU - Пассажирский самолет Боинг-737 авиакомпании "Аэрофлот-Норд", выполнявший рейс 821 из Москвы, потерпел катастрофу в Перми около 3:10 мск. На борту находились 88 человек, все они погибли. "Самолет вылетел из аэропорта "Шереметьева" в 1:12 мск воскресенья, при посадке на высоте около 1800 метров с самолетом пропала связь", - сообщила "Интерфаксу" начальник управления информации МЧС Ирина Андрианова. Как уточнили в Росавиации, "при заходе на посадку самолет неожиданно начал набор высоты и после этого пропал с экрана радара".
Самолет упал в черте города на юго-западе Перми недалеко от жилых кварталов. Разрушений жилых домов на месте падения Боинга и жертв среди населения на земле нет.
См. полностью: http://www.interfax.ru/print.asp?sec=1448&id=32606
* * *
Пассажирский самолет Boeing-737 компании «Аэрофлот», следовавший из Москвы в Пермь, в 3.10 мск заходя на посадку, рухнул в нескольких километрах от пермского аэропорта на железнодорожные пути. Во время падения авиалайнер взорвался. По предварительным данным, все пассажиры и члены экипажа, 88 человек, погибли. На месте катастрофы работают пожарные и спасатели...самолет около 3.10 утра по московскому времени исчез с экранов радаров и рухнул в черте Перми, всего в нескольких десятках метров от жилых домов в районе улиц Советской Армии и Карпинского Индустриального района Перми. Жертв и пострадавших на земле - нет... «Самолет Boeing-737 упал на участок Транссиба, повредив 500 метров полотна» В правоохранительных органах Перми сообщили, что самолет разрушился в воздухе и загорелся. Причиной аварии мог стать отказ одного из двигателей, в котором возник пожар, - сообщил РИА «Новости» источник в правоохранительных органах Перми...
Администрация Пермского края подтвердила, что на борту разбившегося самолета Boeing 737-500 находился ветеран чеченской войны, Герой России, советник президента РФ генерал Геннадий Трошев. Гибель генерал-полковника Геннадия Трошева подтвердил министр транспорта РФ Игорь Левитин, прибывший в Пермь во главе правительственной комиссии, передает «Интерфакс».
См. полностью: http://www.vz.ru/society/2008/9/14/207572.print.html
* * *
В самолете, разбившемся сегодня в Перми, находился Герой России генерал-полковник Геннадий Трошев, сообщают "Вести". Ранее он занимал высокие должности в армии. В 1995 году Трошев командовал группировкой войск Министерства обороны в Чеченской республике. С февраля 2003 года он - советник президента Российской Федерации.
Вместе с ним, по информации REGNUM, погибли первый вице-президент федерации самбо РФ Владимир Погодин и президент федерации самбо Чувашии, депутат госсовета республики Чувашия Александр Трофимов. Об этом в пресс-службу администрации Пермского края сообщил председатель всероссийской и международной коллегии судей по самбо, директор спортивной школы самбо города Краснокамска Василий Перчик. Они летели в Пермский край для участия в турнире по самбо памяти Василия Шваи, который в эти выходные (13-14 сентября) проходит в городе Краснокамске Пермского края.
См. полностью: http://www.rg.ru/printable/2008/09/14/general-troshev.html
* * *
ПЕРМЬ, 14 сентября. Опознание тел погибших в авиакатастрофе в Перми будет затруднено, сообщил руководитель Главного управления МЧС России по Пермскому краю Олег Попов, передает «Газета.Ru».
По его словам, потерпевший катастрофу пассажирский Boeing 737 разрушен полностью, останки пассажиров и экипажа практически не сохранились. «Все останки будут вывозиться для проведения экспертиз, но они таковы, что, видимо, опознать визуально никого не удастся. Опознание будет происходить на уровне экспертиз ДНК», - отметил представитель МЧС. По его словам, фрагментарные останки настолько малы, что следователям нужно будет работать на месте как минимум двое суток.
См. полностью: http://www.rosbaltvolga.ru/print/523516.html
* * *
Замгендиректора авиакомпании "Аэрофлот" Лев Кошляков сообщил, что последняя полная проверка Боинга-737-500, разбившегося в воскресенье рано утром в окрестностях Перми, проводилась в начале этого года. "Самолет Боинг-737 эксплуатировался компанией Аэрофлот-Норд 15 лет. Все регламентные проверки проходили. Последняя проверка была в начале этого года. Аэрофлот провел проверку, которая ничего не выявила", - сказал Кошляков в воскресенье журналистам. По словам Кошлякова, метеоусловия при посадке самолета были сложные, связь с самолетом была потеряна при заходе на посадку.
См. полностью: http://www.rg.ru/printable/2008/09/14/samolet-aeroflot.html
* * *
Самолет Боинг-737-500 вылетел из аэропорта Шереметьево в 01.12 мск. Связь с лайнером была потеряна примерно 03.10 мск, когда он находился на высоте 1800 метров. По предварительным данным, экипаж самолета Боинг-737-500, выполнявший рейс Москва - Пермь, совершал экстренную посадку.
Самолет был обнаружен в нескольких десятках метров от жилых домов Индустриального района Перми. При падении Боинг-737 повредил участок Транссиба.
Бортовые самописцы, обнаруженные на месте катастрофы, отправлены на расшифровку. Как отметили в пресс-службе "Аэрофлота", точная информация по авиакатастрофе будет получена после расшифровки "черных ящиков".
Между тем, по предварительным данным, к падению лайнера Боинг-737-500 привел отказ или возгорание одного из двигателей, сообщил "Аэрофлот". Свидетелями возгорания двигателя авиалайнера стало несколько очевидцев.
В связи с падением в Перми самолета Боинг-737 возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 263 УК РФ (нарушение правил эксплуатации). По данным правоохранительных органов, причиной аварии мог стать отказ одного из двигателей, в котором возник пожар.
По словам руководителя пресс-службы "Аэрофлота" Ирины Даненберг, Межгосударственному авиационному комитету предстоит выяснить, почему самолет при посадке пошел на второй круг, и почему ему не дали сеть сразу.
"Анализируя предварительную информацию о последних минутах полета самолета можно предположить, что летчики, видя под собой жилые кварталы Перми, пытались отвести падающую машину от них", - сообщил источник в МЧС. Перед тем как пропасть с радаров, самолет резко набрал высоту.
Между тем, в пресс-службе губернатора Пермского края сообщают, что летевший в Пермь Боинг шел без опозданий. По предварительным данным, связь с самолетом была до последнего момента, однако никакой информации, что на его борту есть проблемы, не поступало.
См. полностью: http://www.rian.ru/incidents/20080914/151252923-print.html
* * *
Сразу после падения Боинга-737 в Перми. Видео очевидца
При падении самолет взорвался. Горящие обломки упали рядом с жилыми кварталами. Возможно, пилоты пытались увести машину от домов. Все находившиеся на борту погибли.

См. также: http://www.rian.ru/video/20080914/151250214.html
* * *
"Расплавленные чемоданы, висящая на ветках одежда". Свидетельства очевидцев катастрофы
"Судя по взрыву, вряд ли кто выжил, - написал вскоре после катастрофы один из жителей Перми. - В 200 метрах от моего дома, аж дом покачнулся... Пальцы в клавиатуру не попадают... Глиссада в 3 километрах от дома, как его сюда принесло?"
"Мне было крайне интересно услышать из новостей, что самолёт упал на окраину Перми вне жилого сектора. Ага! На полосу отчуждения железной дороги, которая разделяет два крупных микрорайона и по которой вот уже 11 лет выгуливаемся с собакой! - комментирует другая местная жительница. - По счастливой случайности, по этой самой дороге в этот самый момент не проходил железнодорожный состав с "горючкой". Честно говоря, услышав грохот взрыва,подумала в первую очередь именно об аварии на железной дороге, поскольку, наблюдая эти самые составы утром, днём и вечером, трудно не задуматься над тем, что будет с нами, случись что.
Вообще обстановка самая фантасмагорическая: воют сирены, воздух и дома дрожат от гула кружащих над нами вертолётов, все встречные люди на улице между собой или по телефону говорят только об одном. Дико, включив телевизор, чтобы узнать, что же произошло, натыкаться на обычные утренние разлекательные каналы".
"В Перми упал самолет. В Индустриальном районе - значит, почти рядом с домом, - пишет автор еще одного блога. - Моя мама должна была выехать в Питер сегодня утром. Поезда стоят, она сдала билет - визит откладывается".
Еще один очевидец происшедшего - корреспондент местной телекомпании "ВЕТТА" Игорь Плюснин. "Я сам живу на Крохолевке, и до моего дома "Боингу-737" лететь не больше 2-3 секунды. Я благодарен погибшим пилотам, что сейчас пишу эту заметку, а моя жена в этот момент кормит грудного ребенка", - пишет он.
"В районе 6:30 утра на мой телефон поступил звонок от руководства компании с сообщением, что в районе аэропорта разбился самолет, - продолжает Плюснин. - Мы с операторами Николаем Пятуниным и Иваном Кочетовым и корреспондентом Ксенией Мироновой пытались попасть на место съемки со стороны Бахаревки. Через первую линию оцепления удалось пройти, но затем мы были остановлены работниками милиции. "Никаких съемок, никаких комментариев", - заявил полковник милиции. Мы попытались пройти через лес, и у нас почти получилось. Но нас опять встретили и "вежливо" попросили покинуть место люди в форме. Но нам хватило и того, что увидели - расплавленные чемоданы, висящая на ветках деревьев одежда и оцепление, наверное, с километр".
"А я на этот рейс опоздал, - реплика, не требующая комментариев. - В Бангкоке самолет задержали на 2 часа, поэтому в Шереметьево не успел и сел на 2:30 во Внуково. Повезло. В себя прихожу".
И еще одно подобное свидетельство: "Мои мама и папа не успели на этот рейс".
См. полностью: http://www.vesti.ru/doc.html?id=208984
Фото: http://www.vesti.ru/photo.html?id=208935
* * *
Катастрофа "Боинга": новые свидетельства очевидцев
Жена разбудила с криком: "Смотри, это что? Война началась?" Посмотрев в окно, я увидел большой красный взрыв в районе выхода улицы Советской Армии к ж/д ветке. Что-то долго там догорало и шёл дым. Я подумал, газ взорвался, но жена говорит, что слышала звук низколетящего самолета".

"Спал. С постели поднял взрыв. Окна выходят на другую сторону. Оделся, выскочил. Идут люди. Некоторые видели, что падал самолет. Пришли к месту падения. Самолет упал между ж/д и рекой Данилихой, но сильно ближе к ж/д, практически в выемку железной дороги. Воткнулся примерно под углом 30-40 градусов к земле. Те, кто видел падение, говорит, что вначале был хлопок (но самолет уже был низко), а потом уже удар и взрыв, пламя было выше 10-этажного дома".
"Взорвался до того, как упал... Летел как комета".
"Проснулись от сильного гудения и взрыва. К окну подошел, когда полнеба было озарено светом. Минут через двадцать подошли к полосе земли возле "железки". Своими глазами видели: валяются куски обшивки самолета, часть из них горит".
"Я живу на улице Самолетная, 62а (крайний дом у ж/д). Сидел за компьютером у окна, которое выходит на ж/д. Услышал шум, смотрю - на улице все красное. Через пару мгновений что-то пролетело и дальше взорвалось. Я за секунду оделся и выскочил на улицу. Побежал я к ж/д, и тут стали подъезжать первые машины. Тут мне сказали, что точно упал самолет. Когда мы подошли поближе, то увидели огромные куски железа, паспорта, руки, ноги"...
"Живу в километре от места падения. Ночью вскочил от того, что задрожали рамы на онах. Увидел рыжее небо (окна на место падения не выходят). Сработали сигнализации у всех машин в округе".
"Ночевала у родителей в соседнем микрорайоне. Не спала. Примерно в 5:10 услышала рев самолета, потом звук резко оборвался, последовал хлопок, что-то сверкнуло, задребезжали стекла. Почувствовался запах горючего, но из окна ничего не было видно", - рассказала "Интерфаксу" местная жительница.
См. полностью: http://www.vesti.ru/doc.html?id=208993
* * *
Причиной аварии мог стать отказ одного из двигателей, в котором возник пожар, передает телеканал "Вести" со ссылкой на источник в "Росавиации". В таком случае, экипаж самолета Boeing-737 пытался совершить экстренную посадку, считают эксперты. Именно этим объясняется то, что самолет упал в ненаселенном районе города - пилот сознательно направил его на железнодорожные пути. Между тем эксперты говорят, что пожар в двигателе не мог привести к катастрофе.
См. полностью: http://www.izvestia.ru/incident/article3120471/?print
* * *

*Сопутствующая информация*
МОСКВА, 14 сен - РИА Новости. "Аэрофлот" прекращает сотрудничество со своей дочерней компанией "Аэрофлот-Норд", которой принадлежал разбившийся в Перми Боинг, сообщил глава "Аэрофлота" Валерий Окулов.
Самолет, выполнявший рейс 821 Москва-Пермь, разбился рано утром в окрестностях Перми. Все 88 человек, находившиеся на его борту, погибли.
"Принято решение о полном прекращении сотрудничества с нашей дочерней компанией "Аэрофлот-Норд". Все дальнейшие рейсы будут выполняться нашими авиакомпаниями раздельно", - сказал Окулов на брифинге в аэропорту "Шереметьево".
"Несмотря на то, что рейс выполнял экипаж "Аэрофлот-Норд", и вся ответственность лежит на них как на эксплуатанте, Аэрофлот" оказывает всю необходимую помощь в расследовании данной авиакатастрофы", - сказал глава "Аэрофлота".
РИА Новости ищет кадры очевидцев пермской авиакатастрофы
См. текст РИА Новости: http://www.rian.ru/company/20080914/151253108-print.html
* * *
"Падение самолета в Перми стало крупнейшей авиакатастрофой в России с августа 2006 года, когда пассажирский самолет Ту-154 авиакомпании "Пулково", выполнявший рейс из Анапы в Петербург, рухнул в 45 километрах от Донецка при попытке обойти грозовой фронт. Тогда погибли 160 пассажиров и 10 членов экипажа.
В марте 2007 года в Самаре при заходе на посадку разбился Ту-134 компании UTair, летевший по маршруту Сургут - Самара - Белгород. Тогда погибли шесть человек погибли, 26 получили ранения.
В августе в мире произошло две крупные авиакатастрофы. С разницей в три дня - 22 и 24 августа - в Мадриде и Бишкеке при взлете разбились два пассажирских самолета. В Бишкеке погибли более 70 человек, в Мадриде - около 150."
См. полностью: http://www.izvestia.ru/incident/article3120471/?print
* * *
"Американский социолог Джеймс Стаунтон проанализировал 50 авиа- и железнодорожных катастроф. Он сравнивал число людей, попавших в катастрофу, количество погибших и вместимость транспорта. И сопоставил с самолетами и поездами, благополучно добравшимися за то же время до пункта назначения. Исследователь пришел к выводу, что в большинстве трагедий транспорт заполнен лишь на 60%. И наоборот, если транспорт заполнен на 75% - крушение маловероятно."
См. полностью: http://www.akado.com/news/document28668/
* * *
Причиной катастрофы самолета в аэропорту Мадрида мог стать взрыв
Причиной катастрофы самолета Макдонел-Дуглас в аэропорту Мадрида мог стать взрыв. Такова неофициальная версия случившегося, которую сейчас выдвигают в Испании... Как только самолет оторвался от земли, загорелся левый двигатель. Считанные секунды - и вся машина охвачена пламенем. Лайнер рухнул и развалился пополам. Авиакатастрофа уже объявлена самой крупной в стране за последние четверть века.
По словам руководителя спасательной службы, Эрвигио Коррал, когда спасатели и пожарные прибыли на место катастрофы, они увидели "поистине ужасающую сцену. От фюзеляжа почти ничего не осталось. Хвостовая часть была отброшена на большое расстояние от других обломков. То, что когда-то это было самолетом, верилось с трудом". Спасателям вторят и очевидцы, которым довелось наблюдать трагедию из терминалов аэропорта. По их словам, машина развалилась на несколько частей, будто игрушечная, хвост самолета полностью выгорел.
О неполадках на самолете стало известно еще за несколько часов до трагедии. Рейс задержали и попытались их устранить, однако на практике оказалось, что к работе отнеслись мягко говоря халатно. В авиакомпании, которой принадлежал самолет, лишь разводят руками. "Самолет прошел ежегодное техническое тестирование 24 января, и вплоть до сегодняшнего дня ни о каких неполадках не сообщалось. Пока мы не можем предоставить каких-либо данных о причинах катастрофы", - говорит коммерческий директор компании Spanair Серхио Аллард. Что же случилась с лайнером, который верой и правдой служил испанским пассажирам 15 лет, пока не ясно. Есть версия, что произошла "ошибка при взлете". Что стоит за этими словами, выяснит специальная комиссия, которая по поручению правительства уже приступила к расследованию случившегося.
См. полностью: http://www.vesti.ru/doc.html?id=202792
* * *
В ДОПОЛНЕНИЕ от 20 ч. 14.09.2008
Как сообщили Вести в восьмичасовом выпуске "Вести Недели", оказывается, что в погибшим бортом за полчаса перед временем захода в аэропорт, была потеряна связь (предположительно, все системы воздушного корабля были обесточены), хотя с локаторов наземных служб лайнер пропал, как сообщалось, лишь непосредственно перед катастрофой. Притом, катастрофа произошла уже после ухода на вторую попытку приземления...

Вот ещё кадры, несколько уточняющие картину катастрофы:

Иные обстоятельства: "Экипаж во время нештатной ситуации вeл себя неадекватно"
Это утверждает один из сотрудников диспетчерской службы пермского аэропорта, который координировал посадку самолeта и вeл все переговоры.
См. http://www.1tv.ru/news/social/127979

Во всём этом наиболее "смущает" то, что слишком уж большой разнобой версий и обстоятельств, - больше чем обычно бывает при типичных свидетельских показаниях, - официально и неофициально сообщаемых относительно данной катастрофы (и не её одной)...
Обращаю внимание. Самое вопиющее - нестыковка между промелькнувышим в репортаже т/к Россия - с самолетом примерно за полчаса перед посадкой была потеряна связь, и второе - даваемое 1-телеканалом (см. http://www.1tv.ru/news/social/127979). Ибо одно с другим просто несовместно!

Техническая комиссия завершила расследование катастрофы Boeing 737 авиакомпании "Аэрофлот-Норд", разбившегося в сентябре 2008 года и унесшего жизни всех находившихся на борту 88 человек. Падению способствовали несколько причин, в частности неправильные действия диспетчера, техническая неисправность лайнера и особенности его конструкции, а также ошибки экипажа и "болезненное" состояние командира, в тканях которого нашли алкоголь.

14 сентября прошлого года самолет Boeing 737 авиакомпании "Аэрофлот-Норд", выполняя рейс из Москвы в Пермь, разбился при повторном заходе на посадку в сложных метеоусловиях в аэропорту Перми Большое Савино. Все находившиеся на борту 88 человек погибли. На прошлой неделе Межгосударственный авиационный комитет заявил, что работа технической комиссии по расследованию катастрофы завершена. Однако ее результаты не были обнародованы, так как их еще не утвердила госкомиссия. Газета "Коммерсантъ " сумела узнать у участников расследования, к каким выводам пришли эксперты.

Ошибка диспетчера

Первой предпосылкой к приближающейся катастрофе стали действия диспетчера пермского аэропорта, который не разрешил экипажу российского лайнера сесть с первой попытки, несмотря на сложные погодные условия. Диспетчер не только отправил самолет на повторную посадку, но и изменил посадочный курс. Это означало, что экипажу необходимо будет полностью изменить в памяти бортового компьютера географические координаты четырех новых контрольно-посадочных точек, а это 24 восьмизначные цифры. Из-за нехватки времени экипаж не стал этого делать и вынужден был сажать самолет с помощью ручного управления.

Диспетчер имеет право изменять условия посадки только в экстренной ситуации. Но, как выяснили эксперты, тогда пермский диспетчер не дал сесть российскому лайнеру с первого раза только потому, что немецкий пилот вылетающего Airbus компании Lufthansa попросил взлететь первым, чтобы сделать это против ветра. Диспетчер нарушил неписанное правило, согласно которому пилот, находящийся в воздухе, имеет приоритетное право перед своими коллегами, ожидающими взлета на земле. Если бы диспетчер пропустил российский самолет первым, это стоило бы немецкому лайнеру семи минут ожидания. Российскому лайнеру повторная посадка стоила жизни всех находящихся на борту пассажиров.

Вторая причина

Вынужденный сажать лайнер "вручную", экипаж столкнулся с технической неисправностью работы двигателей. Как выяснили эксперты, правый двигатель развивал большую мощность и толкал машину сильнее, чем левый, то есть изначально на турбинах Boeing был разнотяг, о чем экипаж не мог знать. Во время полета автомат компенсировал этот дефект. Но при ручном управлении это привело к тому, что когда управляющей посадкой второй пилот Рустем Аллабердин попытался увеличить тягу РУДы (так называемые рычаги управления двигателями), лайнер резко повело влево. Впрочем, опытный пилот вполне мог справиться с такой ситуацией, перемещая РУДы по отдельности, что и намерен был сделать экипаж.

Однако из расшифровок разговоров пилотов, экспертам стало известно, что члены экипажа стали спорить о том, в какой именно крен они попали (вправо или влево). В итоге победила неправильная версия, что лайнер уходит вправо, и пилот добавил левый крен, в результате чего самолет сорвался в неуправляемый штопор.

Начальная стадия срыва в штопор (сваливание) выглядит так:
увеличивается крен и опускается капот вниз и если летчик в первое мгновенье не поймет, что происходит, и начнет исправлять крен отклонением ручки в обратную сторону и на себя, стремясь устранить опускание носа самолета, то будут созданы все условия для энергичного перехода самолета в штопор. Признаками начала сваливания являются: увеличение крена и опускание носа самолета, впечатление, что вас закручивает в водоворот ().

После срыва в штопор, самолет рухнул на землю.

Технические особенности самолета

Роковой ошибке экипажа могли способствовать также особенности индикации приборов самолета Boeing, считают эксперты. Дело в том, что на иностранных лайнерах прибор, показывающий пилотам фюзеляж самолета относительно горизонта и боковой крен (так называемый авиагоризонт), работает иначе, чем в российских лайнерах. На российских приборах самолетик-галочка качается относительно неподвижной линии-горизонта. На иностранных авиагоризонтах, наоборот, вращается сам горизонт, имитируя реальный вид в лобовое стекло. Кроме того, на авиагоризонте Boeing расположен не один, а два "самолета". Один лидирующий, положение которого выставляет сам компьютер, а второй имитирует положение настоящего лайнера. Пилоту за штурвалом необходимо совмещать "свой" с лидирующим "самолетом".

Безусловно, летчики "Аэрофлот-Норда" знали о таких особенностях авиагоризонтов Boeing. Но все же, для них они были не слишком привычными, - экипаж имел намного больше опыта полетов на российских лайнерах, нежели на Boeing 737. Командир экипажа Родион Медведев почти все свои летные часы провел в качестве второго пилота ТУ-134. После того как в 2006 году он окончил курсы по подготовке пилотов на самолете типа Boeing 737 в Денвере (США), он налетал 1165 часов, при этом в роли командира экипажа - всего 452 часа. Его напарник Рустем Аллабердин имел внушительный опыт налетов на Ан-24, тогда как на Boeing 737 летал всего 220 часов.

Болезненное состояние командира

Участники расследования нашли в мышечных тканях командира экипажа Родиона Медведева алкоголь. Впрочем, как оговариваются эксперты, это вовсе не означает, что командир был нетрезв во время полета. Во-первых, все члены экипажа проходили предполетный медицинский контроль, у всех были в норме как давление и пульс, так и ни от кого не пахло спиртным. Во-вторых, тут важен не факт наличия алкоголя, а содержание этилового спирта (промилле) на единицу массы тела, но такие данные определить не представляется возможным. Наличие же алкоголя в тканях может быть остаточным явлением после давнего приема спиртного или спиртосодержащих лекарств.

В итоге большинство экспертов сошлось во мнение, что Родион Медведев находился в некоем "болезненном" состоянии. Это подтверждают расшифрованные слова командира в самый ответственный момент, когда диспетчер в сложных метеоусловиях отправил самолет на второй круг и когда необходимо было сажать самолет "вручную". "Ты же сам видишь, что я не могу", - сказал командир экипажа и передал штурвал напарнику.

    Дата авиакатастрофы: 14.09.2008 г.

    Время авиакатастрофы: 05:10

    Страна авиакатастрофы: Россия

    Место авиакатастрофы: Пермский край, Пермь

    Марка самолета: Boeing 737-500

    Регистрация воздушного судна: VPBKO

    Название авиационной компании: Аэрофлот-Норд

    Рейс: SU821

Хронология событий:

Диспетчер дал указание о развороте на курс 360 градусов; и снижение на высоту круга. Командир начал переговоры с диспетчером о том, возможна ли посадка без повторного захода и команду не выполнил даже после ее трех повторений. Он в это время вмешивался дважды в управление, несоразмерным движением вправо штурвала создал крен 17 градусов; и 50 градусов;. Когда вернулся в горизонтальный полет самолет снова начал набор высоты с одновременной потерей скорости. Потом стал увеличиваться левый крен, но за 25 секунд не зафиксировано никакого воздействия на органы управления, то есть по факту никто самолетом не управлял. Когда левый крен стал критически 30 градусов;, а высота полета – 1200 м, второй пилот попросил командира взять на себя управление. Командир резким движением влево штурвалаувеличил крен до критического значения 76 градусов;. Второй пилот на его действия среагировал возгласом «в другую сторону, наоборот!» и помог вывести из крена самолет. За следующие Командир 11 секунд делал штурвалом резкие движения в разные стороны и, в конце концов, отклонил резко штурвал влево, почти до упора. Самолет вошел в штопор, совершив переворот через левое крыло, и перешел в режим быстрого снижения, столкнулся на большой скорости с землей на двухпутном участке ж/д в черте города Пермь, (перегон Бахаревка-Пермь-2) с азимутом 60 градусов и был полностью разрушен. Более 100 м железнодорожных путей и подвесной контактной сети железной дороги разрушилось. Место катастрофы располагалось меж двумя крупными жилмассивами Перми на юге города.

В числе пассажиров находился генерал-полковник Трошев Геннадий, Герой России, командовавший в разные годы объединенной группировкой русских войск в Дагестане и Чечне.

Данные о потерпевших:

    Всего на борту было 88 человек: 6 членов экипажа и 82 пассажиров. Всего погибло 88 человек: 6 членов экипажа, 82 пассажиров.

Детали авиакатастрофы:

    Этап полета: заход на посадку

    Выявленные причины авиакатастрофы: ошибка экипажа

Данные о самолете:

    Марка самолета: Boeing 737-500

    ID самолета: VPBKO

    Страна, в которой регистрировалось воздушное судно: Бермудские острова

    Дата производства воздушного судна: 1992

    Заводской номер самолета:: 25792/2353

    Часы наработки воздушного судна: 44533

    Циклы наработки воздушного судна: 35104

Данные о рейсе:

    Рейс: SU821

    Тип рейса: Регулярный пассажирский

    Авиационная компания: Аэрофлот-Норд

    Страна, в которой регистрировалась авиационная компания: Россия

    Летел из: Москва (Шереметьево)

    Летел в: Пермь

    Первоначальный пункт: Москва (Шереметьево)

    Окончательный пункт: Пермь

Дополнительные данные:

Данные об экипаже:

    Командир - Родион Михайлович Медведев

    Второй пилот - Рустам Рафаилевич Аллабердин

    бортпроводники:

Самолет а/к "Аэрофлот-Норд" выполнял рейс SU821 Москва-Пермь под флагом а/к "Аэрофлот". Полет проходил ночью в облаках. При подходе к Перми экипаж приступил к снижению. После доклада о пролете контрольной точки «Менделеево» экипаж получил указание продолжать снижение до 2 700 м по стандартной схеме МН 4Б, предусматривающей полет курсом 112 гр; до четвертого разворота на ВПП 03, затем полет с курсом захода 32 гр; до ДПРМ, затем левый разворот на курс 3 гр; с выходом к третьему развороту для захода на ВПП 21. Данное решение было сделано с целью обеспечить взлет самолета а/к «Люфтганза» с ВПП 03. Это вызвало замешательство в экипаже, т.к. он готовился к заходу по другой, более короткой схеме МН 4А, которая была внесена в систему управления полетом FMS. На просьбу КВС «курс дайте» диспетчер подхода ответил «курс на привод», фактически отменив свое решение о заходе по схеме МН 4Б. При этом диспетчер не уточнил, на какую ВПП экипаж затем должен будет выполнять заход на посадку. Экипаж некоторое время продолжал полет курсом 85 гр;, предусмотренным схемой МН 4А, а затем изменил его на 108 гр;. Фактически КВС сам себе назначил схему захода, которая не соответствовала ни одной из установленных схем. Продолжая снижение, экипаж занял высоту 2 700 м и по указанию диспетчера перешел в горизонтальный полет. В этот момент ошибка в определении текущего местоположения бортовым компьютером FMC достигла 4,5 км из-за неточного ввода координат в инерциальную навигационную систему (IRS) вторым пилотом при подготовке к взлету, погрешностей работы системы и невозможности коррекции определения текущих координат. Фактическая траектория полета отличалась от ее индикации на навигационном дисплее. Затем диспетчер дал указание о выполнении правого разворота на курс обратный посадочному, не уточнив, относительно какого курса захода на посадку и снижении до 2 100 м. Данный самолет имел «вилку» в положении РУД (при одинаковом положении рычагов тяга двигателей была различной) больше допустимой по РЛЭ и совершал полеты с этим дефектом в течение длительного времени. В процессе разворота произошло штатное отключение автомата тяги, когда разница в тяге двигателей стала больше 700 футов, а отклонение спойлера – больше 2,5 гр;. В дальнейшем РУД перемещались вручную вторым пилотом синхронно. Контроль за числом оборотов КНД двигателей экипажем не выполнялся, попыток выровнять обороты не было. Это создавало значительный кренящий и разворачивающий моменты на некоторых этапах полета. После выхода на курс 30 гр; экипаж приступил к снижению до высоты круга. В процессе снижения экипаж получил разрешение на выполнение третьего разворота по готовности и приступил к нему, когда самолет находился на 750 м выше высоты круга 600 м. Из-за ошибки в индикации траектории полета самолет находился на 4,5 км ближе к ВПП.В процессе разворота экипаж выпустил шасси и закрылки на 15 гр; и довыпустил их на 30 гр; после его завершения. Затем самолет занял высоту круга. Кренящий момент влево из-за разнотяга двигателей и при неиспользовании экипажем руля направления для устранения разворачивающего момента превысил возможности автопилота для его парирования и самолет начал крениться влево. Экипаж не заметил этого. Когда крен достиг 32 гр;, второй пилот парировал его отклонением штурвала. Воздействием на штурвал он неосознанно перевел автопилот в режим совмещенного управления по крену и тангажу. Самолет перешел в набор высоты. Второй пилот, возможно непреднамеренно, использовал ручное триммирование стабилизатором, тем самым, отключив автопилот. В дальнейшем экипаж не предпринимал попыток включить его и управление осуществлялось в штурвальном режиме. По команде КВС увеличить скорость полета второй пилот синхронно переместил РУД почти до взлетного режима. Самолет набрал высоту 900 м и продолжал набор, находясь существенно выше глиссады. Диспетчер дал указание на разворот на курс 360 гр; и снижение до высоты круга. КВС начал переговоры с диспетчером о возможности посадки без повторного захода и не выполнил команду даже после трех ее повторений. В это время он дважды вмешивался в управление, несоразмерным движением штурвала вправо создав крен 17 гр; и 50 гр;. После возврата в горизонтальный полет самолет вновь начал набор высоты с потерей скорости. Затем начал развиваться левый крен, однако в течение 25 секунд не зафиксировано ни одного воздействия на органы управления, т.е. фактически самолетом никто не управлял. Когда левый крен достиг 30 гр;, а высота полета – 1 200 м, второй пилот попросил КВС взять управление на себя. КВС резким движением штурвала влево увеличил крен до 76 гр;. Второй пилот среагировал на его действия возгласом «наоборот, в другую сторону!» и помог вывести самолет из крена. В течение следующих 11 секунд КВС делал резкие движения штурвалом то в одну, то в другую сторону и, наконец, резко отклонил штурвал влево, практически до упора. Самолет с переворотом через левое крыло вошел в штопор и перешел в быстрое снижение, на большой скорости столкнулся с землей на двухпутном участке железной дороги в черте г.Пермь, (перегон Пермь-2 - Бахаревка) в 12,4 км от КТА Бол. Савино с азимутом 60 гр; и полностью разрушился. Более 100 м путей и контактной подвесной сети железной дороги было разрушено. Место катастрофы расположено между двумя крупными жилыми массивами Перми в южной части города.

В числе пассажиров находися Герой России генерал-полковник Геннадий Трошев, в разные годы командовавший объединенной группировкой российских войск в Чечне и Дагестане.

Рекомендуем почитать

Наверх