Древние капища славян: понятие языческого святилища, история возникновения, культура и быт. Типология и структура славянских капищ В каком то капище был деревянный бог

Здоровье 17.06.2021
Здоровье

КАПИЩЕ, святилище, устар. кумирня, устар. мольбище … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

КАПИЩЕ, капища, ср. (книжн. устар.). 1. Языческий храм. 2. перен. Место служения чему нибудь вообще (ритор.). «Из капища наук явился он (поэт Языков из университета) в наш сельский круг.» Пушкин. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

КАПИЩЕ, а, ср. Языческое культовое сооружение. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Ср. (капость? capella?) идолище, языческий храм, жрище, поганище, кумирня; бурханище, монгольский храм; пагода, индийский: вообще, божница идолопоклонников. Капищный, к капищу относящийся Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

капище - 1. Славянский языческий храм 2. Открытая площадка, на которой стояли изображения идолов [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики здания, сооружения, помещения EN slav heathen temple DE heidnischer… … Справочник технического переводчика

1. славянский языческий храм 2. открытая площадка, на которой стояли изображения идолов (Болгарский язык; Български) капище (Чешский язык; Čeština) slovanská pohanská svatyně (Немецкий язык; Deutsch) slawischer Tempel; heidnischer Tempel… … Строительный словарь

капище - а, с. 1) Языческий храм дохристианского времени. [Борис Петрович] на острове Капри лазил на страшные скалы, глядел капища поганых римских богов и прилежно осматривал католические монастыри (А. Н. Толстой). 2) перен., обычно чего Место служения… … Популярный словарь русского языка

капище - КАПИЩЕ, а, ср Сооружение культового назначения у славян язычников в дохристианский период. В 168 году селевкидский царь Антиох IV начал жесткие гонения против религии Ветхого Завета. Книги Писания предавались огню, обряды запретили, а храм… … Толковый словарь русских существительных

капище - а, ср. Языческий храм, место жертвоприношений идолам. В каком то капище был деревянный бог, И стал он говорить пророчески ответы И мудрые давать советы. // Крылов. Басни // … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков

Книги

  • , И М Долгоруков. Приложение к`Русскому Архиву`1890 года. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии. В…
  • Капище моего сердца, или Словарь всех тех лиц, с коими я был в разных отношениях в течение моей жизни , И М Долгоруков. Приложение к "Русскому Архиву" 1890 года. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии…

В наши дни и ранее археологами и этнографами были найдены множество древних языческих ритуальных мест, сооружений, иначе говоря - капища (святилища, кумирни).

Сперва нужно уяснить, что такое капище. В открытых источниках уже дано определение: это культовое месторасположение языческих идолов или храмов богов для проведения обрядов.

Само слово «капище» изначально отождествляется с культовыми местами славян дохристианского периода. Реже так называют культовые места иных народов.

Немецкий след

Большинство капищ (что такое, рассматривается в статье) было найдено на территории России, Украины, Беларуси, Польши и славянских государств Балканского полуострова. Однако славяне расселялись на довольно обширной территории и оставили следы своего прежнего пребывания на федеральной земле Мекленбург-Передняя Померания (Германия).

На острове Рюген, в северо-восточной его части, находится самое известное капище, вероятнее, прибалтийских славянских племен руян - Аркона. По найденным останкам святилища площадь языческого капища составляет девяносто на сто шестьдесят метров. Но исследователи предполагают, что реальные размеры были в разы больше. Последние раскопки проводились в конце 1921 года, в 1930 году и в конце 60-х годов прошлого столетия. Верхушка мыса, где расположилось святилище, была окружена двумя валами, в которых обнаружили три строительных периода. Во внутренней окружности вала ров с плоским дном. Был найден ларец с вещами и несколько черепов мужчин.

Спрятано рядом

Порой первые находки археологам попадались не в самых легкодоступных местах. Одно из первых, найденных в России, древнее капище Асташово. Нашли его посреди болот в лесу Смоленской области. Как и многие другие такие находки, оно находилось в центре городища, было окружено валом и рвом глубиной полметра, а сама площадка была опалена. Рядом нашли поселение.

Это один из примеров, когда капища скрыты в болотах, возможно, язычниками прятавшимися и уходившими в леса от уже насаждаемой князьями новой религии. Но есть места капищ прямо в городах, куда ходят по воскресеньям молиться, только уже не нескольким богам, а одному. Летописные источники подтверждают, что очень часто на местах, где стояли кумиры богов, воздвигали христианские храмы. Священники просто его «очищали от скверны поганской» особым ритуалом. Что такое капище, объяснят примеры.

Например, Богоявленский Аврамеев монастырь в Ростове (не путать с Ростовом-на-Дону). Более восьми веков назад, до возведения здания, здесь было капище Велеса. В самой столице необъятной Родины стоит всем известная церковь Рождества Ионна Предтечи. Во время археологических раскопок девятнадцатого века исследователи пришли к выводу, что церковь была построена на месте древнего капища. Можно продолжать: Новгород - Юрьев монастырь - бывшее капище Перуна. По приданиям, на возвышенности, называемой Яруновой горкой, в Суздале стояло капище Яруна, или Ярилы - Бога весеннего солнца, любви и плодородия.

Капища Белой Руси

Что такое капище, после крещения Руси можно увидеть и в соседнем государстве. Самый древний костел в Беларуси находится в городе Новогрудке Гродненской области. Это костел (кафедральный, фарный, Фара Витовта) Преображения Господнего. Он занимает весомое место в истории Беларуси. Заложил его небезызвестный князь Витовт. Но в приданиях говорится, что здесь было капище Перуна. В деревне Ишкольдь (Барановичский район, Бресткая область) на месте древнего капища стоит Троицкий костел в готическом стиле, который сохранился с 1472 года. Единственное, что не осталось прежним, из-за частых переделок под разные конфессии декоративное оформление внутри.

Соседка Украина

Ни одно славянское капище, а, возможно, и сотни, можно найти в Украине. Наиболее известны Дивич-гора у села Триполье (Киевская область), находится на возвышенности. Исследователи считают, что здесь совершались ритуалы в честь богини Даны.

На Иванковском капище (Хмельницкая область) около четвертого века найдено древнеславянское святилище с каменными идолами. Сплошным сосредоточением культовых мест, как найденных, так и сокрытых, хранит Киев. Еще в 70-х годах прошлого века в центре города, на Житомирской улице, открыта жертвенная яма.

Существует еще множество примеров по всему миру. Каждый из них достоин отдельной статьи.

Предмет, изображающий божество в так называемых языческих религиях. Прямую связь с идолопоклонством древних людей имеет поклонение иконам. Словарь по культурологии

  • идол - идол I м. 1. Объект религиозного поклонения язычников; истукан I 1. 2. Лицо или вещь, служащие предметом обожания. II м. 1. простореч. Неуклюжий, тупой, бесчувственный человек; болван IV 1. 2. Употребляется как порицающее или бранное слово. Толковый словарь Ефремовой
  • Идол - (είδολον - букв. маленький вид, изображеньице) - так назывались: 1) неуловимо тонкие, но точные изображения предметов, которые по наивной гносеологии некоторых древних философов (между прочим... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • идол - ИДОЛ, а, м. 1. У первобытных народов: фигура человека или животного, к-рой поклоняются как божеству. Языческие идолы. 2. То же, что статуя (устар.). 3. перен. Кумир, предмет восхищения, преклонения (устар.). 4. Дурак, болван (разг. бран.). | прил. идольский, ая, ое (к 1 и 4 знач.). Толковый словарь Ожегова
  • ИДОЛ - ИДОЛ (от греч. eidolon - образ, подобие) - англ. idol; нем. Idol. 1. Предмет особого (часто безрассудного) поклонения. 2. В политеистических религиях - материальный предмет, выступающий в роли божества, к-рое почитается и к-рому поклоняются. Социологический словарь
  • идол - и́дол "божок, кумир; болван, дурак [бран.]"; и́долище "чудовище" (часто в народн. творчестве), блр. iдол "дьявол", др.-русск., ст.-слав. идолъ εἴδωλον (Супр.). Из греч. εἴδωλον; см. Фасмер, Гр.-сл. эт. 65. Из и́долище произошло Одолище, возм. Этимологический словарь Макса Фасмера
  • идол - ’ИДОЛ, идола, ·муж. (от ·греч. eidulon - изображение). 1. Статуя, истукан, которому поклоняются как божеству (рел., ·этнол.). Поклонение идолам. 2. Лицо или вещь, служащие предметами обожания и преклонения (·устар.). Младшая дочь была семейным идолом. Толковый словарь Ушакова
  • идол - ’идол (в еврейском тексте в различных местах имеет следующие значения: ложный бог, кумир, тщета, суета, пустота, истукан, страшилище, ужас) - изображение из металла, камня или дерева, напоминающее человека... Библейский словарь Вихлянцева
  • ИДОЛ - ИДОЛ (от греч. eidolon, букв. - образ, подобие) - изображение божества или духа, служащее объектом религиозного поклонения. В переносном смысле - предмет слепого преклонения. Большой энциклопедический словарь
  • идол - Истукан, фетиш, кумир, Бог, божок, болван, статуя Словарь синонимов Абрамова
  • Идол - (от греч. éidolon, буквально - образ, подобие) материальный предмет, являющийся объектом религиозного поклонения. Культ И. - идолопоклонство - возник в глубокой древности. По представлениям поклонявшихся... Большая советская энциклопедия
  • идол - идол, идолы, идола, идолов, идолу, идолам, идола, идолов, идолом, идолами, идоле, идолах Грамматический словарь Зализняка
  • идол - Идола, м. [от греч. eidulon – изображение]. 1. Статуя, истукан, к-рому поклоняются как божеству (религ., этиол.). Поклонение идолам. 2. Лицо или вещь, служащие предметами обожания и преклонения (устар.). Младшая дочь была семейным идолом. Большой словарь иностранных слов
  • идол - ИДОЛ м. идолища увел. и бранн. изваянье мнимого божества; истукан, пагода, кумир, болван. Идолы греков были изящные мраморные изваянья; идолы калмыков, китайцев, литые медные уроды; идолы самолдов - резные, деревянные болваны. Толковый словарь Даля
  • идол - И́дол/. Морфемно-орфографический словарь
  • идол - Заимств. из ст.-сл. яз., где идолъ < греч. eidōlon «идол, кумир» < «образ, изображение», того же корня, что и вид, греч. eidos «вид, облик». Буквально - «изображение» (скульптурное, живописное и т. д.) божества. Этимологический словарь Шанского
  • идол - . Вин. пад.: идола. На берегу Дуная русские поставили деревянного идола Перуна, с серебряной головой и золотыми усами (А.Н.Толстой). Управление в русском языке
  • идол - ИДОЛ а, м. idole, нем. Idol <�лат. idolum <�гр. eidolon образ, подобие. 1. Статуя, истукан, которому поклоняются как божеству. БАС-1. В каком-то капище был деревянный бог, И стал он говорить пророчески ответы.. Словарь галлицизмов русского языка
  • - (иноск.) - страстно, безрассудно любимый предмет, которому поклоняются как божеству; намек на слово истукан - его употребляют бранно в смысле "болван" Ср. Комфорт... он один наш идол, и в жертву ему приносится все дорогое... Писемский. Тысяча душ. 2... Фразеологический словарь Михельсона
  • Древние капища славян - культовые места, на которых наши древние предки устанавливали языческие храмы и идолов языческих богов. У восточных славян в классический период капище отделялось от требища - так называлась площадка перед алтарем, сакральным занавесом. Это могла быть легкая раздвижная стенка или тяжелые ковровые занавеси. Как доказали раскопки, занавес устанавливался не повсеместно. Когда начались гонения на язычников у славян, занавес использовался крайне редко. В этой статье мы расскажем об истории возникновения этих культовых мест, связанных с ними традициях и обрядах.

    Язычество

    В древнее капище славян доступ был только у жреца и его ближайших помощников. В некоторых случаях оно могло быть совмещено с жертвенником, то находилось под открытым небом. В противном случае размещалось под общей кровлей.

    Древние капища были чрезвычайно распространены в те времена, когда еще не существовало мировых религий. Наши предки были язычниками, поклоняясь многочисленным богам. Среди них были божества, связанные с солнцем, водой, деревьями, любовью, огнем, плодородием, практически всем, что окружало человека в обычной жизни.

    Древние славяне были убеждены, что вся их жизнь, семейное благополучие, урожай, достаток зависели исключительно от воли богов, от того, насколько они были расположены к человеку. Так что не удивительно, что богов постоянно пытались задобрить, чтобы заслужить их благосклонность. Для этого совершали жертвоприношения, совершали соответствующие обряды, к тому же для них строили специальные сооружения, подобие современных храмов.

    Если сегодня богам поклоняются в церквях, мечетях и пагодах, то в былые времена это делали в древних капищах. Появление данных сооружений относится к V-VII векам нашей эры.

    Внешнее и внутреннее устройство

    Как правило, капища восточных славян располагались за пределами многолюдных жилых поселений. Для строительства обычно выбирали место, расположенное на возвышенности. В постройке существовали свои особенности, которые могли зависеть от местных традиций, района проживания, природных условий. Диаметр священной площадки в большинстве случаев варьировался от 7 до 30 метров.

    Древние капища славян, священные сакральные места имели единую черту, в независимости от того, в каком районе государства они располагались. Это было ограждение, которое выполняло не только оборонительную функцию, но и было еще вместилищем для жертвоприношений. Внешне оно представляло собой канаву или ров шириной до пяти метров. При этом их глубина была сравнительно небольшой.

    В самом центре капища восточных славян располагалась скульптура, которая была центральной культовой фигурой. Также это мог быть идол. К нему обращались с просьбами и благодарностями, всячески поклонялись. Преимущественно идолов изготавливали из дерева, но в некоторых случаях встречались и каменные скульптуры для поклонения. Конечно, деревянные были больше распространены, так как вырезать туловище или черты из этого материала было значительно проще.

    Высота фигур составляла, как правило, - от двух до двух с половиной метров. Преимущественно идолов украшали всевозможными божественными атрибутами, часто в их качестве выступали величественные головные уборы. Считалось, что данные фигуры олицетворяют то или иное божество, в честь которого это капище, храм в Древней Руси, и возводилось. Идолы располагались в самом центре постройки на небольшом подиуме - возвышении от земли.

    Если бы мы могли бы вообразить, что входим на капище славян, то сначала нам предстояло бы преодолеть по мосту ров, а затем через узкие ворота пройти в само святилище. Оно было разделено на две половины - женскую и мужскую. Идол располагался в центре, а по всему периметру были расставлены скамейки.

    Культы древних святилища и капища занимали важное место в жизни наших предков. Капища при этом разделялись на несколько типов.

    1. Храмы. Они выглядели как деревянные строения с идолом в центре.
    2. Круглые святилища в виде площадки, покрытой глиной или вымощенной камнями. Идол стоял в центре, а капище было окружено рвом. В некоторых случаях в качестве дополнения делали еще и вал.
    3. Крупное святилище могло объединять в себе несколько культовых центров или более мелких святилищ. В таких местах часто устраивали праздники, так как они могли вместить достаточно большое количество людей.
    4. Города-убежища. Они, в первую очередь, имели культовое предназначение. Их главной отличительной чертой было наличие дубовых ограждений-стен или каменных и мощеных.

    Функции святилищ

    В действительности в стародавние времена на Руси существовало огромное количество всевозможных языческих святилищ. Капище в Древней Руси - это было культовое место, без которого не обходилось ни одно крупное поселение.

    Оно выполняло достаточно много разнообразных функций. Помимо непосредственного поклонения богам, проведения празднеств, культовых обрядов и жертвоприношений, здесь устраивали собрание общины или рода, чтобы принимать решения по каким-либо важным вопросам. К тому же в них волхвы предсказывали будущее, гадали.

    Места древних капищ сегодня представляют огромный исторический интерес. Некоторые из них хорошо известны, имеют свои названия, хорошо изучены по многочисленным археологическим находкам. Преимущественно даже сохранились какие-то постройки со стародавних времен. Однако это малая часть всех святилищ, которые существовали много веков назад. Их было огромное количество во всех уголках Древней Руси.

    С приходом на Русь христианской религии началась ожесточенная борьба со сторонниками язычества. Приверженцы старой веры подвергались гонениям, а святилища - разрушениям, их практически сравнивали с землей. Частично даже сохранились описания того, как разрушали идолов и сжигали священные капища.

    Структура

    Само по себе капище имело определенную структуру, которая практически никогда не нарушалась. Подземная часть называлась остовницей. Здесь проводились огненные обряды, было организовано место для хранения жертв или треб, как их еще называли.

    Первый этаж назывался нижним капищем. Он был постоянно открыт, на нем проходили тайные богослужений, погребальные обеды, а также обычные повседневные службы.

    На втором этаже располагалось верхнее капище. Оно обязательно имело 16 стен, именно столько чертогов было в Сварожьем круге. По этой причине капище, как правило, называли круглой постройкой. В этом месте проходили службы, посвященные Вышним богам.

    Наконец, существовало небесное капище, которое по форме представляло собой 9-конечную звезду. В нем проводились особые праздники и некоторые ритуалы. В некоторых случаях капище могло отличаться, в зависимости от непосредственного предназначения и его функции.

    Главным объектом культового поклонения был идол, который представлял собой божественную скульптуру. Как правило, этому богу было посвящено все капище. Ему посвящались все без исключения ритуалы, обряды жертвоприношения. Считалось, что установленный идол имеет непосредственную связь между богом и человеком. При этом внешне скульптура была очень похожа на человеческую фигуру, иногда имело несколько лиц (чаще четыре).

    В большинстве случаев в правой руке у идола был меч или кольцо. Также руки могли быть скрещены на груди или одна из них поднята вверх. Если основываться на находках тех скульптур, которые дошли до нашего времени, часто идолы представляли собой столбы с объемными головами, прямоугольные по форме. Обязательным условием считалось то, чтобы идол занимал центральное место в святилище. Как выглядел алтарь у славян на капище? Ниже можно увидеть фрагмент древнего алтаря, найденный при раскопках.

    Во время проведения обрядов часто использовались ритуальные костры.

    Москва

    Разрушенные капища древних славян сохранились в разных уголках Российской Федерации, а также соседних республик бывшего Советского Союза. Более того, существует даже мнение, что Москва построена на древнем капище. Например, некоторые исследователи утверждают, что семь холмов, на которых стоит город, это в действительности не семь возвышенностей, а сакральные центры древних. Часть историков уверена, что это древние капища Москвы, в которых славяне поклонялись сначала языческим и природным богам, а потом и православным святым.

    Специалисты представляют собой эти капища с ритуальным огнем в самом центре, вокруг которого располагалось гульбище, место, где размещался народ во время праздников, и требище - то место, где люди требовали от богов благ для своего племени.

    Несмотря на то что сама Москва - относительно молодой город, которому нет и тысячи лет, эти места насыщены древними языческими капищами. Существовали они еще до прихода к власти Романовых. Здесь были живы древние традиции. Объясняют это тем фактом, что город фактически основали на месте, в котором святилищ изначально было значительно больше, чем обычно.

    Сегодня можно найти упоминания о том, где существовали разрушенные капища древних славян. Например, на Васильевом спуске было капище Перуна, покровителя княжеской власти и воинов. По форме оно напоминало восьмиугольник. Оно находилось практически в центре современного города, в районе Васильева спуска. Позже на этом месте появился храм Покрова Пресвятой Богородицы.

    В Замоскворечье поклонялись богине Макоши. Она отвечала за судьбу, аналог римских парк и греческих мойр. На территории Москвы ей поклонялись на месте современной Пятницкой улицы. Когда на Русь пришло христианство, это место осталось под началом женского культа, только на смену Макоши пришла Параскева Пятница.

    На существовало капище Ярилы. Его культ занимал особое место в пантеоне славянских богов. Он отвечал за плодородие, приход весны и мужскую силу. В сознании древних славян образ этого бога прочно ассоциировался с солнцем. Позже на этом месте был построен храм Иоанна Предтечи.

    Капище Велеса располагалось на Котельнической набережной. Это божество обеспечивало наших предков получением необходимых знаний, благополучием, отвечало за скот. Считается, что место поклонения ему было в районе нынешней Верхнерадищевской улицы. Много веков назад это место называли Болвановой горой из-за большого количества славянских богов на ее вершине. Некоторые даже точно определяют место этого капища - двор знаменитого дома на Котельнической набережной, на месте которого ранее находился Спасо-Чигасов монастырь. Подтверждением этой версии служит то, что в 1997 году во время археологических раскопок были обнаружены глиняные статуэтки, датированные XIV веком, среди которых были фигуры мужчин с головами волков. При этом этнографам известно, что волк считался тотемом профессиональных воинов, а в язычестве его покровителем считался Велес.

    Род в славянской мифологии был отцом богом. Его капище представляло собой черту, которая разделяла темные и светлые миры. В Москве место поклонения Роду было расположено в районе нынешних улиц Волхонской, Чертольской, Власьевским переулком и Сивцевым Вражком. Считается, что и название Чертолье произошло не от слова "черт", как полагают некоторые, а от черты, которая разделяла Явь и Навь, то есть мир людей и мир их пращуров, хранящих традиции. Скорее всего, это капище находилось на дне оврага, по которому тек ручей под названием Черторый. Сейчас в этом месте Сивцев Вражек как раз пересекается с Малым и Большим Власьевскими переулками.

    Капище Купалы нашло пристанище на Кропоткинской площади. Образ этого божества традиционно был окружен обрядами, связанными с огнем, водой и травами. Большинство купальских обрядов проводилось по ночам. Считалось, что в самую короткую ночь в году стирается грань между обитатели Нави оживают, а грань между людьми и духами стирается. Часть этнографов уверена, что Купала - имя более древнего божества Марены, чей образ тесно связан с сельскохозяйственными обрядами умирания и воскресения природы и человеческой смертью. На роль капища этого божества сегодня претендует место впадения ручья Черторыя в реку Москва. Известно, что в народе это место считается проклятым, так как здесь постоянно строились храмы, у которых была печальная и недолгая судьба.

    Капище Трояна располагалось в Зарядье. Это покровитель земного, небесного и подземного миров. Его также называют Трибог и Триглав. Место его капище предположительно было на месте дубовой рощи в Зарядье, так как дуб считается священным деревом Трояна.

    Подмосковье

    Много капищ древних славян в Подмосковье до сих пор привлекают внимание многочисленных исследователей. Одно из самых известных - загадочное древнее строение неизвестного назначение, которое находится в местечке Белые Боги на северо-востоке Московской области на территории Сергиев-Посадского района.

    В совершенно глухом лесу здесь стоит полушарие правильной формы, сложенное из камня. Оно около трех метров в высоту и около шести метров в диаметре. По легенде, здесь располагался языческий жертвенник.

    Само местечко расположено возле городка Радонеж. На этом основании некоторые исследователи приходят к выводу, что капище было посвящено богу совета Радегасту.

    Санкт-Петербург

    Существовали древние капища славян и в Санкт-Петербурге. Считается, что оно было на участке Обводного канала от устья реки Волковки до Боровского моста. Место в народе нехорошее, даже проклятое.

    История этой находки уходит своими корнями в 1923 год, когда во время прокладки теплотрассы рабочие наткнулись под землей на некое каменное сооружение. Это были гранитные плиты, расположенные по кругу. Их поверхность была покрыта неизвестными знаками и надписями, а под центральной плитой нашлись даже человеческие кости.

    Археологи тогда пришли к выводу, что это капище XI-XII веков. Правда, тогда работы приостановить так и не удалось, полноценные исследования так и не были проведены. Некоторые уверены, что это городская легенда, другие склонны ей верить.

    Есть древнее капище славян в Санкт-Петербурге, посвященное богу Перуну. Предположительно в Купчино, где затем оно было воссоздано неоязычниками уже в конце XX века. Жрецы и язычники проводили разные обряды, но в 2007 году его все-таки было решено снести.

    Самара

    Интересное место есть неподалеку от Самары. На небольшой поляне в густом лесу расположено самое настоящее языческое капище. Считается, что здесь поклонялись славянскому богу Велесу, покровителю медицины, знаний, волшебства и чародейства.

    Известным оно стало с 80-х годов прошлого века. Одно время это древнее языческое капище в Самаре было весьма популярно: кто-то приезжал, чтобы прикоснуться к истории, а кто-то с целью проведения обрядов. Неоязычество было популярным и в этих местах.

    Небольшая поляна в этом места и сейчас усеяна идолами, языческими символами и коровьими черепами.

    Мценск

    Существует сразу несколько древних капищ славян в Мценске. Это территория современной Орловской области.

    Два из них расположены на реке Чернь: в шести километрах к юго-востоку от города в районе поселка Гамаюново и в десяти километрах в этом же направлении возле поселка под названием Красная Горка.

    В районе поселка Власово (это 28 километров на юго-восток) находится святилище, предположительно посвященное Велесу.

    Уфа

    На территории России можно встретить древние святилища не только славян, но и других народов. Например, булгар. Это тюркское племя, которое жило в степях между Каспием и Северным Причерноморьем, а также на Северном Кавказе, начиная с IV века нашей эры. Во второй половине VII века оно мигрировало в Среднее Поволжье и несколько других регионов современной России.

    В районе горы Тора-Тау здесь находится древнее капище булгар. Город Уфа, по некоторым версиям, ранее назывался точно так же, как эта гора. Сегодня местные жители утверждают, что это одно из самых аномальных и загадочных мест на территории республики.

    Эта большая гора видна с трассы, если отправиться на машине в сторону Ишимбая, Салавата и Стерлитамака. Издали она больше похожа на курган из песка светлого цвета. Это один из неофициальных символов Ишимбайского района, да и всей Башкирии. Гора эта очень необычная. Считается, что около 280 миллионов лет назад она была коралловым рифом, расположенным в центре огромного океана. Башкирия - одно из немногих мест на всей планете, где сохранились подобные памятники природы.

    Высота горы Тора-Тау - около 275 метров над уровнем реки Белой и 402 метра над уровнем моря. Она привлекала внимание еще наших предков в стародавние времена. Исследователи и этнографы уверены, что местные племена почитали эту гору как священную. Например, в их числе были юрматы, которые вместе с булгарами пришли на берега реки Волги из степей Приазовья.

    У самого подножья Тора-Тау находится карстовое озеро небольшого размера. Примечательно, что берега этого озера и сама гора, по поверьям, были запретным местным для местных жителей. Прийти сюда могли только жрецы, и то только в определенное время года. Запрет был настолько строгим, что сохранился в народной памяти на века. Старожилы утверждают, что придерживались его вплоть до Октябрьской революции.

    На этой земле, считавшейся священной, также было запрещено пасти скот, заниматься сельским хозяйством и даже собирательством.

    Сегодня эта гора стала весьма популярным местом отдуха у жителей окрестных городов и сел. Например, она пользуется популярностью и парапланеристов. Некоторые из тех, кто там побывал, утверждают, что возвышенность действительно обладает магической силой, как будто на ее вершине ощущаешь некую положительную энергетику. Некоторые верят, что гора способна исполнять желания, а поднимаются на нее люди, чтобы вступить в контакт с высшими силами. Подобной славой пользуется и местное карстовое озеро.

    Про эти места в народе хранится много легенд. Считается, что у булгар здесь было собственное капище, а в одной из пещер злой отец держал в заточении свою дочь Диафет, чтобы не допустить ее союза с русским богатырем. Вход в пещеру охранял исполинский змей, с которым витязю пришлось сражаться.

    Многие верят, что древнее капище, на котором приносили даже человеческие жертвы, существовало в районе горы Иремель, одного из самых известных памятников природы на всем Урале. Сейчас некоторые утверждают, что здесь расположен портал в другой мир, некий энергетический центр, в который приезжают заряжаться из разных концов страны. Привлекает это место и уфологов, которые утверждают, что регулярно видят летающие тарелки, а под самой горой находится подземная база НЛО. Экстрасенсы и колдуны в этих местах собирают целебные растения для своих обрядов. Например, это одно из редких мест, где растет розовая родиола иремельская. Это растение, являющееся ингредиентом многих алхимических магических рецептов бессмертия, сейчас занесено в Красную книгу.

    Многие полагают, что большинство таинственных и загадочных легенд, связанных с этим и другими местами, основаны именно на том, что в стародавние времена здесь существовали славянские капища. Места проведения культов и обрядов обладают особой энергетикой, которая сохраняется на века.

    Сегодня мы затронем очень важную и значимую для всего славянского мира тему. Это типология капищ и их структура.
    Сегодня всё больше становятся доступны материалы, в которых приводятся археологические, исторические, культурные и прочие данные, посвященные теме сакральных мест славян, в том числе капищ . Естественно, капища не сохранились в своём первозданном виде, так как прошло уже более 1000 лет и нельзя не умолчать о том факте, что на большинстве мест, где стояли ранее капища, теперь стоят церкви. Так они решили, что быстрее пройдёт адаптация славян к новой религии. Люди привыкают к святым местам, да и выбраны они были не случайно, так как капище ставили в удобном месте, где стоял священный камень, был родник, и т.п.
    Не нужно и забывать, что капища пытались уничтожать, искоренять, сносить, заваливать камнями и т.п. Двоеверие было, но совсем оно не проявлялось в таком явлении как славянские капища . Ведь это было как бельмо на глазу церкви, "идолопоклонники" преследовались. Вот поэтому и не так много сведений о капищах старины глубокой. Раньше из-за того же влияния церкви не особо эта тема была популярна и в науке. Только археологи 19 века пролили свет на тему изучения славянских святых мест или, по-простому, капищ.
    Итак, капища устанавливали в характерном месте, где был значимый, почитаемый природный объект. Часто даже селения привязывали к такому объекту, после поселений вдоль рек, естественно. Часто капища ставили на окраине селения. Нужно понимать, что до 10 века это были одновременно храм, кладбище, и место для праздников и обрядов. Капища были крайне многофункциональными и в жизни простого родновера они играли колоссальную роль. Это в последующем капища стали упрощать , там перестали делать крадирование, и проводить праздники, они стали просто местами для ритуалов. А в эпоху двоеверия они стали сразу «нечистыми», «погаными» и постепенно их роль в мировоззрении славянина стала падать.
    Сами капища, по своей структуре были двух типов. Первые - это общинные капища, примерно 5-15 метров в окружности. В центре круга обязательная насыпь и изваяние одного божества, чаще всего из дерева. Но были и каменные капи. По границе круга был вырыт небольшой ров, с восьмью карманами. За рвом часто устанавливали частокол. Вход в капище был только один и только через ров. Он был строго ориентирован по сторонам света. Очень редко на капищах устанавливали несколько кумиров. Обычно такие капища датируют эпохой князя Владимира.
    Сакральное значение данного сооружения очень велико. Давайте разберём детали такого обустройства славянского капища.
    - Круг - символ солнца и он присутствовал во всей ритуально-обрядовой практике славян. Круг, по поверьям, защищает от злых духов.
    - Ров символизировал реку Смородину, а мост через ров - Калинов мост. Этими символами славяне показывали, что Волхв работает в границе миров. Да и обязательные требы Богам и предкам важная часть любого славянского ритуала. Поэтому такое междумирье было необходимым явлением.
    - Восемь костров, вне зоны алтаря и один костер возле основной капи. Суммарно получается девять костров, что соответствует традиции из красного круга славянских богов . Каждому Богу зажигался свой костёр. Это был и своеобразный оберег, и способ почтения. Уникальное, должно быть, было зрелище!
    Второй, по типу славянских капищ, было святилище или города – капища. Самым известным, конечно же был Храм Арконы.
    Суть в том, что в таких поселениях жили и трудились волхвы. Там были и площади и хозяйственные постройки, и срубы домов для гостей, и храм под открытым небом, и закрытый храм. В таких городах обычно жили окромя волхвов только жрецы, обучающиеся духовному делу. Города эти строились в труднодоступных местах и их посещали для обрядов имянаречений, инициаций, гаданий и предсказаний великих дел в княжестве, для серьёзных праздников и т.п. Такие поселения были хоть и в свободном доступе, но являлись скорее архикапищами регионального значения.
    Тема обустройства капища и его структуры сегодня крайне актуальна. В странах СНГ и в России общины уже воссоздают капи, капища, и святые места снова оживают. И наша информация крайне важна для реконструкции.

    Рекомендуем почитать

    Наверх