Гончарная слобода. Храмы Гончарной слободы и уникальный музей русской иконы (пешеходная). Солянка – Гончарная слобода – Таганская площадь

Диетические рецепты 20.08.2020
Диетические рецепты

Мария Ватутина,
член Союза писателей Москвы,
выпускающий редактор журнала «ПРАВОсоветник»

В своих виртуальных путешествиях по Москве мы часто выходим к Садовому кольцу. Вот и сегодня наш маршрут пролегает очень близко к этой знаменитой закольцованной трассе Москвы. Ведь Садовое проходит непосредственно через Таганскую площадь, а тут рядом есть исторические улицы, которые малоизвестны даже москвичам. Вместе с тем они настолько живописны и интересны по ландшафту, что здесь даже был дом московского главнокомандующего!

Земляной вал

В XVI веке Москва разрослась. Помните, что такое Белый город? Это территория Москвы от Китая-города до Бульварного кольца. Естественно, в XVI веке бульваров не было, и названия такого не было. Просто шла стена Белого города с заставами там, где сейчас полукольцо бульваров. Но и за стеной с внешней стороны все шире шло строительство новых слобод: ремесленных, черных, владельческих. Жили здесь торговые люди, лавочники, крестьяне. Когда-то совсем незадолго до этого тут был пригород Москвы. А в пригороде были загородные усадьбы бояр и другой знати.
В состав Москвы Земляной город вошел в 1593 году при царе Федоре Иоанновиче. Набеги врагов все еще продолжались, поэтому Земляной город окружили земляным валом, традиционным для древнерусских городов. Вал был насыпан в 1591-1592 гг. по повелению Бориса Годунова вскоре после опустошительного набега на Москву орд крымского хана Казы-Гирея. За валом находился широкий и глубокий ров. Земляной город стал называться Деревянным городом, а в просторечье - «Скородомом». По одной версии название возникло из-за скорой постройки этого самого вала и прочих укреплений, по другой - из-за скорой постройки домов: скорость строительства домов связана с частыми пожарами, когда на месте сгоревших домов на скорую руку строились новые хибарки. В XVIII веке стена Белого города и другие барьеры были разобраны, и Белый город объединился с Земляным.
Земляной вал (знакомое название, не так ли?) был обновлен при Алексее Михайловиче в середине XVII века, наиболее важные ворота были возведены в камне, а в некоторых местах поставлены и памятные арки, например на Красных воротах.
Новый вал, протяженность которого была около 16 км, шел от устья Яузы до пересечения улицы Пречистенки с нынешним Садовым кольцом. Поверх вала была выстроена дубовая стена высотой до 5 м. Впрочем, деревянные укрепления сгорели во время Смуты (1598-1613 гг.).
Впоследствии вал был укреплен заостренными бревнами «острогами» и башнями.
К концу XVIII века стены вала и отдельные башни были снесены, ведь время шло, и былые набеги вражеских войск были уже невозможны. Подобные укрепления потеряли свою актуальность. Эти участки были превращены, как бы сейчас сказали, в прогулочную зону. После войны 1812 года, когда весь Земляной город был практически уничтожен пожарами, Земляной вал окончательно срыли, ров засыпали, а владельцев ближних к валу домов обязали разводить сады на присоединенных за счет уничтожения вала участках. Так и возникла Садовая улица.
В конце 1800-х гг. по Садовому кольцу были проложены пути для трамваев на конной тяге (конка), а в 1912 году конку сменили трамваи на электрической тяге. Маршрут трамвая уже тогда назывался «Б». Москвичи называют его «Букашка». Революционные годы вплотную были связаны со многими опорными точками на Садовом кольце, т. к. именно здесь велись кровопролитные бои за контроль над центром города. Даже акт о капитуляции правительственных войск был подписан на Садовой-Триумфальной. Огромные монументальные доходные дома, которые в свое время сменили частные домики, были заселены рабочими, Кольцо стало застраиваться плотными фасадами советского строя, ликвидированы Смоленский и Сухаревский рынки.
Судьба садов была решена уже в советское время в соответствии с Генпланом Москвы 1935 года: их уничтожили и расширили дорожное полотно Кольца. В новых домах на Садовом, видимо, считалось, жить престижно.
Например, если пройти хотя бы один участок Садового кольца по внутренней стороне (т. е. стороне, относящейся к бывшему Земляному городу) можно увидеть сотни памятных досок на домах, говорящих о том, какие великие люди здесь жили - Сергей Прокофьев, Константин Юон, Давид Ойстрах, Кукрыниксы, Валерий Чкалов, Самуил Маршак.
Подумать только! Казалось бы, известное с малолетства, простое, как бублик, Садовое кольцо - а какая сложная поэтапная биография. Вал с острогами, ров с водой, яблоневые сады, и наконец, главная кольцевая дорога внутри Москвы. А сколько времен слилось в архитектуре Садового!

Болвановка

Москва стоит на семи холмах. И один их них - Таганский.
Если подниматься по Садовому кольцу от Москвы-реки к Таганской площади, то по левую руку мы обнаружим Гончарную улицу и Гончарные переулки. Когда-то здесь и были Гончарные слободы.
А на самом возвышенном месте Таганская слобода, она же -Болвановка. Вполне вероятно, что это название связано не с умственными способностями аборигенов, а с «болваном» в значении «идол».
Это значение могло происходить от татарского языческого идола, который якобы находился здесь с древних времен. Такое своеобразное изображение монгольского хана должно было олицетворять его незримое присутствие и напоминать
«кто в доме хозяин». Но вообще-то у татаро-монголов было не принято кого-либо изображать, тем более, в виде скульптур, кукол, чучел…
Может быть, «болванами» москвичи именовали ордынские басмы - печати с изображением ханов. Перед басмами московские князья давали присягу, подписывали договоры и приносили дань. Может быть, это был и вовсе славянский языческий идол Солнца, кто знает… Однако для изготовления шляп, глиняной посуды, да и в литейном деле также нужны были болванки, и это дополнительная версия происхождения названия. Топонимика - интересная наука, тесно связанная с историей. Но все же еще и с гаданием на кофейной гуще.
А вот исторически точный факт - от Таганки шла очень древняя дорога на юг, по ней действительно ездили в Орду, и называлась эта дорога Болвановкой. Бесспорен и тот факт, что зачем-то татаро-монголам нужно было ставить в важных пунктах «болванов», чтобы они замещали хана на время его отсутствия в Орде, и чтобы здесь князья и радостный народ встречали хлебом-солью, соболями да золотом или самого хана, или баскаков (сборщиков дани).
Именно по нашей (Таганской) Болвановке (а в Москве были еще слободы с подобным названием) шло войско Дмитрия Донского на Куликово поле. Да и герои битвы, положившей конец татаро-монгольскому игу, Осляба и Пересвет, похоронены невдалеке от этой трассы - рядом с Симоновым монастырем, мы об этом рассказывали.
Церковь Николы на Болвановке - слободскую церковь, построенную на средства князей Гагариных и дожившую до наших дней, - называют последней средневековой постройкой старой Москвы. Зодчий Осип Старцев намеренно строил ее в традиционном московском стиле «московского барокко» в пику петровским реформам. Тот же Осип Старцев, кстати, построил в Кремле ансамбль церквей Теремного дворца с одиннадцатью главками, Крутицкий теремок, трапезную в Симоновом монастыре. Храм был освящен в 1712 году. Но через два года после этого каменное строительство в Москве было запрещено. Тогда архитектор принял иночество и вскоре умер.
Никольский храм называют «лебединой песней» мастера. А церковь выжила.
Как ни странно, но наша Таганка на самом деле самая что ни на есть Немецкая слобода. Именно здесь располагалась еще до Кукуя иноземная слобода, именно здесь великий князь Василий III разрешил селиться приезжим иноземным наемникам.
Таганский холм был в некотором отдалении от шумного московского люда, по традиции недолюбливавшего «понаехавших».
Слишком много бед претерпела Русь от иноземцев. Однако, понимая ценность «иностранных кадров», и Василий III, и его сын Иоанн Грозный даже предоставляли льготы и широкие права иностранцам, которые могли принести пользу государству. Между прочим, в старину всех их называли немцами, очевидно, по слову «немые», т. е., не понимавшие русского и не говорившие по-русски. Отсюда и название Немецкая слобода. После перевода иноземцев отсюда на новое местожительство в Кукуй на Таганке образуются новые ремесленные слободы.
Одна из них изготовляла таганы - чугунные треножники-подставки для походных котлов и горшков, в которых варили пищу на костре, отсюда и произошло название местности. Рядом, в Котельнической слободе, делали сами котлы. Как не трудно догадаться, в Гончарной слободе делали горшки, т. е. производство местных слобод полностью обеспечивало армию и город предметами изготовления пищи. По другой версии, «таган» - это гора или холм в переводе с татарского языка.
Итак, Таганский холм был густо застроен слободами, а следовательно, и храмами. Так, в Гончарах был построен храм Успения. Помимо этого здесь были Воскресенский, два Никольских, два Космодамиановских, Никитский храмы.
Уцелели из них только Никольский на Болвановке и Успения в Гончарах, они расположены рядом друг с другом. Храм Воскресения словущего был выстроен здесь в 1657 году. Он стоял на нынешней Таганской площади - перед универмагом на слиянии Марксисткой (Пустой) и Таганской (Семеновской) улиц. В другую сторону от Гончарных слобод (к Нововспасскому монастырю) шли слободы каменщиков. Улицы здесь так и называются по сей день - «Большие и Малые Каменщики». Словом, каждая дорога любой из слобод - вела к храму.
Много сильных мира сего жило на Таганском холме. В 1911 году здесь поселились купцы Зимины. В 1912 году для купчихи Платовой построили тут двухэтажный угловой дом, где открылся редкий еще в те времена кинотеатр «Вулкан», а много лет спустя - театр на Таганке. В 1919 году Болвановские улицы переименовали в Радищевские, ведь по этой дороге возвращался из ссылки опальный некогда А. Н. Радищев.
В XVI-XVП веках, придя на площадь, мы попали бы на обширный рынок, с великолепными торговыми рядами, бесчисленным количеством различных мелких мастерских. Переселившись в эти края в конце 70-х гг. прошлого века, я, кажется, еще застала остатки этих мастерских. Их раньше действительно было много и на все случаи жизни.
Таганская площадь - самая высокая точка сегодняшнего путешествия. Отсюда - проходя Гончарные слободы - мы спустимся прямо к Яузе. Мимо знаменитой городской больницы № 23 «Медсантруд» к знаменитой Библиотеке иностранной литературы им. М. И. Рудомино. При этом мы пересечем на спуске старые слободы коломенских ямщиков государственной службы, которые жили в районе Николоямской улицы. А на Яузской улице, проще говоря, прямо на горке, глядящей от больницы «Медсантруд» на высотку и на Яузские ворота, установлен высокий памятный крест. Здесь будет памятник Дмитрию Донскому.

"Правый берег Яузы при впадении ее в Москву-реку был низменным. А левый - крутым и обрывистым. На холме, на самой круче, возвышалась церковь Никиты "бесов мучителя". От этой церкви, что сейчас так хорошо реставрирована, позади высотного здания на Котельниках, по высокому гребню холма над берегом Москвы-реки от устья реки Яузы к Таганской площади идет улица Володарского. На левой ее стороне стоит другая древняя маленькая церквушка, поражающая яркими изразцами, вделанными в наружные стены, и целыми изразцовыми иконами. Когда-то вся она сплошь была облицована изразцами. До сих пор эта церковь носит название "Успенья в Гончарах". А раньше вся улица называлась Гончарной, да и теперь так называют часть набережной и несколько переулков в этом районе.
Древняя тихая улочка и окружающие ее переулки застраиваются громадными корпусами новых домов. При строительстве, при прокладке водопровода, газовых труб, буквально на каждом шагу попадаются следы керамического производства. То обнаруживается часть разрушенного гончарного горна, то обломки громадных тиглей, то изразцы, оплавившиеся при неудачном обжиге, или иной брак производства. При земляных работах во дворе одного из домов неожиданно открылся древний гончарный горн, доверху наполненный глиняными игрушками, которые мастер по какой-то причине не успел вынуть сотни лет назад.

Здесь была Гончарная слобода, центр гончарного производства Москвы. Поселение на вершине холма у Москвы-реки существовало по крайней мере с XV века. Основную часть его жителей составляли ремесленники, преимущественно гончары. Видимо, они выселялись тогда и несколько позже, в XVI веке, в эти окраинные районы Москвы.
Почему эти выселки (так называли постройки переселенцев) загнали за реку? Прежде всего потому, что производство гончаров связано с огнем, а огонь был, пожалуй, главной опасностью для деревянных русских городов. С другой стороны, гончарам для их производства нужны глина, песок и вода. На Великом посаде они брали глину, по-видимому восточной его стороны. Это урочище называлось Глинищем. И здесь, на новом месте, были нужные условия. Воды в реках Москве и Яузе вдоволь, песок брали тут же, из моренных отложений, глины тоже, видимо, было вначале достаточно
Позже, когда производство широко развернулось, московские гончары стали привозить глину даже из Гжели. Анализ найденных в Гончарной слободе керамических изделий показал, что они из гжельских глин.
В том дворе, где был найден горн с игрушками, при дальнейших раскопках под руководством Б. А. Рыбакова открыли не один, а целых три горна, принадлежавших одной довольно крупной мастерской.

Немного поодаль находилось, по-видимому, производственное помещение, где формовались и обрабатывались изделия.
В нескольких метрах от горна открыли две ямы, сплошь забитые черепками разнообразной посуды. Здесь были и целые сосуды, но они тоже либо треснули, либо покоробились. В ямы сбрасывали брак производства - сосуды, лопнувшие или покоробившиеся во время обжига. Днища сосудов с клеймами одной конфигурации, но восьми различных размеров - с восьми гончарных кругов показали, что в мастерской работало не меньше 8-10 человек.
Как далеко ушли такие мастерские от примитивного производства деревенского гончара!
И ассортимент их продукции был очень богат.
Прежде всего, конечно, посуда - кухонная, столовая, парадная: горшки и миски различных форм и размеров, сковороды с полой ручкой, в которую вставлялась еще деревянная рукоятка, большие и малые пузатые бутылки - "кубышки", кувшины и кумганы.
А для тех, кому нужно было много путешествовать, гончары придумали особый сосуд - круглую плоскую флягу с двумя ушками, чтобы подвешивать ее через плечо, и четырьмя маленькими выступами-ножками, чтобы было удобно их ставить. Глиняные рукомойники делали в виде стилизованной фигуры животного, чаще всего барана, из носа которого также лилась вода. Воспоминание о таких рукомойниках сохранилось до недавнего времени и в русской поговорке: "Встану рано, пойду к барану, к большому носу, к глиняной голове".
Гончары лепили и разные светильники - плошки, лампадки, подсвечники.

Совершенствовалась форма сосудов, менялась и манера отделки.
В XV-XVI веках стали специальной костяной палочкой, или галькой, заглаживать (лощить) наружную поверхность сосудов так, что они приобретали ровный металлический блеск. У богатых людей вошла в моду металлическая посуда, а для тех, кто победнее, московские гончары стали изготовлять посуду такого же вида, но подешевле.
После обжига лощеных сосудов в нормальных условиях они становились красными, блестящими, похожими на медные, а при недостаточном доступе кислорода поверхность посуды приобретала серебристо-черный оттенок, напоминавший олово или даже серебро.
Применяли и другие способы украшения посуды. Красный глиняный сосуд покрывали светлой массой - ангобом, тонко измельченной, затертой на воде глиной. Сначала ее накладывали округлыми пятнами, напоминавшими распространенный в наше время узор для ткани "горошек". Потом стали покрывать всю наружную поверхность сосуда тонким слоем ангоба и по этому светлому фону разрисовывать коричневой краской. Наконец, уже к концу XVII века сосуды стали покрывать поверх ангоба желтой или зеленой прозрачной поливой, сначала только внутреннюю поверхность, чтобы она не впитывала влагу, а потом и наружную. Так появился фаянс.

Когда в Москве развернулось грандиозное по тому времени строительство каменных сооружений, черную и красную плитку для пола, кровельную черепицу, кирпич делали и на больших казенных заводах, и в Гончарной слободе.
С конца XV века украшать фасады зданий стали не резным камнем, а рельефными изразцами. После обжига их белили, чтобы красная глина не выделялась на фоне белокаменной кладки стен, а сливалась с ним, имитируя резьбу. Сложенный из таких изразцов орнамент представлял собой обычно переплетение геометрических фигур, например кругов, или, чаще, растительные мотивы. Позже изразцами стали облицовывать порталы и наличники окон кирпичных зданий. А во внутренних помещениях изразцами украшали печи. Первоначально у каждого печного изразца был свой отдельный рисунок, заключенный даже в специальную рельефную рамку, отделявшую его от соседних изразцов. Такими изразцами любовались как картинами. Да и сюжеты их были зачастую заимствованы с лубочных картинок. Вот народный герой с саблей в руке. Вот чудовище с телом льва и птичьей головой. Птица с головой женщины. Стрельцы с ружьями и пиками в руках устремились на штурм крепости. Над ними развевается стрелецкое знамя, а сзади их поддерживает артиллерия. Тут же лучник натягивает свой тугой лук. Под фигурами пояснительные надписи: "Зверь лютый грив", "Сирин птица вещая", "Едет поляк". "Приступ пехоты", "Бова" и т. п. Все это перемежалось карнизами и перемычками, покрытыми растительным орнаментом. Позднее поверхность печи покрывали единым узором. Рамки исчезли, так как теперь каждый изразец был тесно связан с соседними. Сюжетные изображения постепенно вытесняются растительным орнаментом, покрывающим всю печь как бы ковром.

В XVI и в начале XVII века поверхность изразцов была натурального коричнево-красного цвета терракоты (обожженной глины). В середине XVII века изразцы стали ангобировать и покрывать сверху зеленой поливой. По сюжетам эти изразцы сначала не отличались от красных, но позднее на них изображали преимущественно птиц, фантастических зверей и растительный орнамент. Во второй половине XVII столетия части орнамента стали покрывать поливой различных ярких цветов - белого, желтого, зеленого, синего, коричневого и т. п. Эти переливавшиеся яркими красками изразцы называли ценинными.
Все виды изразцов делали в Гончарной слободе за Яузой. Здесь найдены и бракованные изразцы, покоробившиеся, затекшие при обжиге, и глиняные штампы для нанесения рельефного орнамента, и чашечки для поливы.
Многие здания Москвы до сих пор сохранили древний изразцовый наряд. Недалеко от Гончарной слободы над воротами бывшего Крутицкого подворья возвышается теремок с крутой шатровой кровлей из аспидной черепицы. Стены его сплошь покрыты многоцветными рельефными изразцами. Такие же и наличники окон. По сторонам окон - ажурные колонны с рельефным изображением виноградных лоз. В солнечный день теремок сверкает всеми цветами радуги. Это вдохновенное творение архитектора (или, как тогда называли, подмастерья каменных дел) Осипа Старцева украшали, разумеется, мастера Гончарной слободы.

На Большой Полянке стоит старая церковь Григория Неокесарийского Пояс ценных изразцов идет по ее фасаду, повторяя излюбленный орнамент конца XVII века - "павлиний глаз". Эти изразцы сделали в 1668 году московский мастер Степан Иванов "с товарищи" (известно прозвище этого мастера - Стенка Полубес). Труд, видимо, был немалый, так как заплачено за изразцы было по тому времени дорого - десять рублей за сотню (т. е. за один изразец платили почти столько, сколько за несколько пудов ржи).
Красивыми изразцами украшали гончары свои церкви - Никиты за Яузой, Успенья в Гончарах.
Игрушки работы московских гончаров поражают своим реализмом. Люди в одеждах того времени, в жизненных позах. Мужчина несет под мышкой какую-то птицу. Музыкант играет на дудке. Всадник едет на лошади. Лошади в упряжи, с седлом и уздечкой, собаки с загнутым баранкой хвостом, медведи в намордниках, и в носу дырочка, в которую маленький хозяин может продеть веревку и таскать медведя за собой. Есть и куклы-марионетки для народного театра.
Для самых маленьких множество погремушек - от разрисованных по красному полю белым ангобом полых шариков или барабанчиков до целых коней, внутри которых тоже перекатывается и гремит камешек. Свистульки обычно делались в виде птиц. Если в нее дуть, попеременно прижимая отверстия на крыльях, птица издает трель. Были и настоящие "соловьи" - кувшинчики с отрогом, в который можно было дуть. Налитая в кувшинчик вода позволяла давать длинные трели без всяких клапанов.
Игрушечную посуду, как и большую, лепили на гончарном круге. Но остальные игрушки изготовлялись, несомненно, вручную, и, может быть, именно этим объясняется та свобода лепки, которая придает им своеобразную прелесть.

В пору своего расцвета Гончарная слобода Москвы была центром производства, где работали лучшие мастера. Документы не один раз сообщают, например, о мастере Павле Буткееве и его учениках Кузьме Савельеве, Ермоле Семенове и других: "Кузьма Савельев, прозвище ему Стенка, учился гончарному делу в Гончарах у Павла Буткеева, а промысел его гончарное дело", "Ермол Семенов жил в учениках у Павла Буткеева 5 лет" и т. п.
На Руси, как и на Западе, существовал обычай посылать молодых людей на выучку в другой город, знаменитый каким-либо ремеслом. Вероятно, и у московских гончаров были такие ученики. Во всяком случае, здания, украшенные изразцами на московский манер, строились в XVII веке во многих русских городах. В Ярославле, например, до наших дней сохранились постройки с изразцами, сделанными точно по образцу московских. Видимо, в строительстве там участвовали и ученики московских мастеров."

В стоимость включено:

Пешеходная экскурсия - 2-2,5 часа.

Описание:

"Гончарная слобода"

Место встречи: на выходе из метро Таганская (кольцевая).

Продолжительность экскурсии: 2,5 часа.

Окончание экскурсии : м. Таганская (кольцевая).

Гончарная слобода - одна из старейших слобод в Земляном городе, расположенная на левом берегу р. Яузы. На территории современного Таганского района в прошлом существовало множество ремесленных слобод, которые компактно проживали на Швивой горке, Таганском холме и Котельнической набережной. Активное освоение этой территории началось тогда, когда сюда переселили городских ремесленников, занимавшихся огнеопасными ремёслами – кузнецов, таганцев, котельников и гончаров.

Несмотря на строительный бум доходных домов в начале ХХ века, на территории Гончарной слободы оставались одно-, и двухэтажные дома.

Лишь позже, в советское время, на Таганском холме появилась одна из семи высоких сталинских «красавиц» - жилая высотка на Котельнической набережной.

Гончарная слобода сегодня - это территория, на которой можно прочувствовать перепады высот одного из многочисленных холмов Москвы-Таганского; окунуться в атмосферу прошлых лет, и представить себе уклад жизни ремесленников, и увидеть, как менялся архитектурный облик этой слободы на протяжении многих столетий.

Объекты:

  • · храм великомученика Никиты на Швивой горке в Заяузье (афонское подворье);
  • · храм Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах (болгарское подворье);
  • · храм святителя Николая в Котельниках (православная церковь чешских земель и Словакии);
  • · дом наркомата обороны;
  • · высотка на Котельнической набережной;
  • · музей русской иконы;
  • · дом, где жила героиня картины Пукирева «Неравный брак»
  • и мн. др.

Вы узнаете:

  • · почему гончаров, обслуживающих царский двор, выселили на окраину?;
  • · почему Швивая горка получила такое название?;
  • · где проводились археологические раскопки и что было найдено?;
  • · на каком участке Швивой горки можно увидеть сразу 3 реки?;
  • · на каком перекрестке можно увидеть архитектуру 4 столетий?;
  • · в каком доме жил маршал К.Рокоссовский?;
  • · как сложилась судьба главной героини картины Пукирева «Неравный брак»?;
  • · в каком доме похищают русалок и подкидывают львов?
  • и мн. др.

Гончарная слобода - историческое поселение на территории современной Москвы , находилось на левом берегу реки Яузы , рядом с её устьем, на Таганском холме (в Заяузье). Была образована в XVI веке, основную массу жителей составляли гончары (отсюда и топоним).

История

Гончарная слобода является одной из старейших в Земляном городе . Если верить летописям, первые поселения в этих местах располагались рядом с нынешней Гончарной улицей , а уже к концу XII века передвинулись на территорию Кремля. В XVI веке, дабы предотвратить опасность пожара, гончары были изгнаны за Яузу, на Швивую (в те времена - Вшивую) горку. Впервые гончарные мастерские были вскрыты и исследованы в 1947-1948 годах, во время рытье котлована высотного здания на Котельнической набережной , закрывающего крутой подъём на Швивую горку. Кроме гончаров, здесь селились кузнецы-оружейники - их захоронения были найдены при реставрации храма Никиты Мученика . Существующий храм построен при Фёдоре Иоанновиче на месте деревянной церкви, построенной ещё Иваном III .

Название слободы дошло до нас в наименовании Гончарной улицы, Гончарных переулков и Гончарной набережной, а также церкви Успения в Гончарах и палаты XVII века. Начиная с XVIII века, когда исчезло слободское устройство, территория Гончарной слободы стала застраиваться дворянскими усадьбами и домами купцов, исповедовавших старообрядство .

В настоящее время на Гончарной набережной есть памятный знак с часами, напоминающий о существовавшей в этих местах Гончарной слободе. Считается, что цифры на знаке, означают, якобы последние остатки основанной в XVI веке слободы были утрачены в XX веке. Установлен знак рядом с

Во время длинных новогодних выходных довелось оказаться на экскурсии по Заяузью XVII века: по пути от Таганки мы прошли немалое расстояние до Андроникова монастыря, который считается самым старшим из сохранившихся на территории Москвы храмом - XIV века.
За 2 с лишним часа мы узнали не только об истории этого славного московского района и о жизни стрельцов, но также о том, почему говорят "ломать шапку", "распоясался", "не по сеньке шапка" и многое другое, какая зарплата и льготы были у стрельцов и многое другое.
Спасский собор Андроникова монастыря, рядом с которым находится захоронение Андрея Рублева.


Завернув за угол от метро Таганская, мы увидели Храм Святителя Николая Чудотворца с нижней зимней церковью и верхней летней. Стиль "московское барокко". В храме есть редкая икона "Прибавление ума", про которую впервые услышала в Тутаеве - там тоже есть такая икона. По преданию икона была написана в XVII веке после видения иконописцем, страдавшим беспамятством и приступами безумия, Божией Матери и по Её указанию, - и автор исцелился. Отличие этой иконы от других к том, что Богородица и младенец запеленуты оба фелонью.

Рядом находится ещё одна красивая церковь с редкой иконой "Троеручица", у которой молятся, чтобы руки были здоровыми.
Поскольку на этом месте селились гончары - Гончарная слобода, - то и храм украшен красивым изразцами.

Гончарная улица, на которой было два красивых храма, разрушенных в годы советской власти.

Стрелец Фома Удальцов, он же наш гид по Заяузью, запасся гравюрами и планами прошлых веков, чтобы передать нам атмосферу того времени. Одет он "по-настоящему", с кушаком на поясе, шапка с меховой оторочкой по званию, а не по сеньке, - всё по правилам. Так и шли по Москве, привлекая внимание. За нами наблюдал и охранял нас ещё один "ряженый" - Алексашка меньшой.

Подворье Афонского монастыря. Приход храма великомученика Никиты известен с первой трети XVI в. Современное здание храма было построено в 1595 г. Иконы с мощами великомученика Пантелеимона, апостола Андрея Первозванного, преподобного Силуана Афонского. Здесь принимаются сорокоусты о здравии, которые можно отправить на Афон. Кстати, цены - самые божеские в Москве.

Вид со Швивой горки (две версии происхождения названия предложил нам Фома на выбор) прежде

и сейчас:

Памятник Дмитрию Донскому, который недалеко от этого места разбил врага.

Памятник поставлен в 2014 году на деньги граждан России, перечень которых указан на торце основания памятника, весьма примечательный, кстати.

Усадьба Баташевых.

Храм Симеона Столпника. Стиль "классицизм".

Храм святителя Мартина Исповедника Папы Римского (Вознесения Господня) в Алексеевской Новой Слободе. XVIII век.

Крошечный Коммунистический переулок, оставшийся от советского времени. Обе Коммунистические - Большую и Малую - улицы переименовали.

Улица Станиславского в Алексеевской слободе: тут находился завод Алексеевых, на котором крутились золотые галуны для военных, а позже стали изготавливать медные провода для армии. Станиславский "открестился" от своей фамилии, но остался представителем этой семьи, поэтому и улица не Алексеевская, а Станиславского.

Приблизились к храму Сергия Радонежского.


Вот мы и у Андроникова монастыря, возле памятника Андрею Рублеву.

После долгого утомительного пути (шли мы 2 часа 15 минут) Фома Уадльцов пригласил нас в "трапезную" - "Хлебный дом" на территории монастыря, где нам принесли чай и блины со сметаной. Мы передохнули и подкрепились. Это входит в стоимость экскурсии. Затем экскурсия продолжилась.

Рекомендуем почитать

Наверх