Луганский аэропорт. Первое столкновение. Луганск (аэропорт) Бои в Луганском Аэропорту

Аксессуары 16.02.2021
Аксессуары

Мы все знаем о Донецком аэропорте, люди, которые никогда не были в Донецке и его окрестностях, знают о Песках, Авдеевке, Спартаке, Тоненьком…

Но мало кто знает о том, что творилось в Луганском аэропорте, о боях в Хрящеватом, Георгиевке, Красном, Николаевке. Потому, когда в очередной раз мы будем говорить о героях, не стоит забывать о десантниках 80-й львовской бригады. Об их аэропорте. Об «их Песках» — Георгиевке. Об «их Тоненьком» — Хрящеватом.

80-я бригада и пиар - это понятия, лежащие по разные стороны полюсов. Это как север и юг. Пацаны, о которых не особо помнят до сих пор. Хотя сделали они не меньше других, а где-то и больше, - говорит сидящий передо мной десантник… 79-й бригады.

Переброска бойцов в Луганский аэропорт происходила на Илах, один из которых потом сбили. Илы заходили на посадку ночью, то, что могли отработать по ним с земли, знали все.

Я сидел в кабине тогда - рассказывает капитан 80-ки, позывной «Барсук». - Красивый вид. С одной стороны, Донецк, с другой - Луганск. А все, сжатые, как в пружину, борттехники, пилоты, все наблюдают землю, нет ли пуска ракеты снизу?

- А те Илы, на которых вы летали, были оснащены тепловыми ловушками?

- Да, были, но если ты спрашиваешь о сбитом Иле, то его сбили на заходе на посадку. Был выстрел из ПЗРК, и Илюша выпустил ловушки. Но после этого его добили с крупнокалиберного пулемета и он взорвался прямо в воздухе. Территорию вокруг аэропорта мы не контролировали, подразделения в аэропорту были, по сути, в окружении, доставка личного состава и снаряжения могла осуществляется только самолетами. Мы, после того как сбили Ил, выдвинулись вперед, оттеснили сепаров, собрали то, что осталось от погибших пацанов, подорвали неразорвавшийся боекомплект. Тяжело было. На месте этих ребят мог быть и я, и любой другой, кто летал этими самолетами. Они ведь летали четыре раза сюда .

Порядка ста человек, 80-я, разведрота 1-й танковой, две ЗУ, одна минометная батарея на весь аэропорт, несколько единиц брони. Вот и весь состав бойцов, который в тот момент находился в окружении. Командир, который руководил обороной аэропорта, позывной «Кобра», сосредоточил всех бойцов на территории аэропорта возле построек и укрепов.

Выставили круговую оборону и так держались. Взлётка должна была охраняться, но возможности осуществить охрану не было. И самолеты летали, понимая, что их могут сбить. И аккумулировали силы батальонно-тактических групп.

- Сейчас уже, анализируя происходящее, я понимаю, зачем все это делалось. После сбития Ила мы начали выходить из аэропорта, нам начали ставить задачи, мы начали брать населенные пункты. Видимо, мы должны были потом пойти в сторону Краснодона, Зеленополья, в общем, на перекрытие границы. Но сбитый самолет, конечно, поломал план операции. Аэропорт должен был быть отправной точкой для батальонных групп, которые должны были идти на перекрытие границы.

К концу июля бойцов начали накрывать. В аэропорт прорвалась БТГ во главе с комбригом Андреем Ковальчуком, который, будучи раненым, не запрашивал эвакуацию, а оставался в аэропорту. БТГр состояла из батальона 128-й бригады, роты 80-й с артбатарей гаубичной и танковой роты. Аэропорт тогда крыли уже всем. В отличие от аэропорта в Донецке, боевики изначально не жалели постройки сооружений, их сравнивали с землей всем, чем можно. Грады, Смерчи, разнообразная ствольная арта, в том числе Пионы.

А в это время 80-я с пехотой пошла вперед и взяла Георгиевку, Лутугино, Успенку на соединение с 95-й для окружения Антрацита и Красного Луча. Хрящеватое, в котором сепаратистов уже не было, были регулярные войска РФ. Георгиевку держали с «Айдаром» 12 дней для того, чтоб можно было создать артерию снабжения с аэропортом.

- Я помню, как уже потом мне звонили и говорили, что на ICTV вышел сюжет об обороне Георгиевки. Когда танки и другая броня бежать начали, я тогда выходил в эфир к айдаровцам и другим частям, что были тут и говорил: никто *маты, много матов* отсюда не уходит. Стоим! И они вернулись. С РПГ мы с пятого выстрела подбили 72-ку. Я вызвал свой танк с высотки, там парень, отчаянный, конечно, был, он два танка тогда подбил. Тогда я еще Сушку вызывал, она неплохо тогда отработала. Когда мы зашли в Георгиевку, мы там 300 метров контролировали. А после штурма все село взяли.

После штурма у нас пленные были, все россияне. Питер, Алтай, Краснодарский край. Был еще какой-то зампотыла «ЛНР», миллион рублей за себя давал.

Потом они просто неделю накрывали село, нас не побили, только село разнесли. А потом мы уже взяли Лутугино и Успенку.

Бои, которые происходили тогда возле Луганска, велись не с сепаратистами. И все, кто был там, это знали и относились к этому спокойно. Перематы в эфире с чеченцами с взаимными угрозами, обмен «пожеланиями» в эфире от когда-то «братских» десантников и пленные солдаты РФ, запертые по подвалам, четко демонстрировали противника.

- Последние сепары, которых я видел, это разведрота «ЛНР» еще в Георгиевке - продолжает свой рассказ «Барсук», - в Лутугино я взял в плен майора РФ. Те сепаратисты, на которых позже натыкались, мы видели их только бегущих. А потом пошли войска РФ. Штатные войска, в форме, в касках, ну не шахтеры совсем. Я тогда закрывал фланг у Красного, и мы видели, как выезжали Грады и крыли Хрящеватое, аэропорт, нас… Разворачиваются и уезжают. Так их и не обстреляли. Там потом самолет сбили, мой зам этого летчика искал там, нашел. В Хрящеватом мы остановили конвой, не пропускали.

На тот момент победа была очень близка. У сепаратистов уже стрелять даже нечем было. А потом зашли россияне. Если бы они не зашли, мы бы закрыли границу и война уже давно бы закончилась. А так…

Меня ранило под Красным. Мы тогда порубили штурмовую группу, ну явно шла десантура. Всё, как у нас: три БТРа, за ней пехота под прикрытием коробочек рядами с поднятыми автоматами и топают штурм. Ну мы там и дали им с фланга, сожгли эти БТРы, положили эту штурмовую группу. Мы еще там, в соседнем леску, минометами догнали какую-то группу. Что там было, не знаю, но взрывалось часа два. Но они нас вычислили, где мы, как стоим после этого боя, и обстреляли Градами. Один снаряд прилетел в блиндаж, одиннадцать двухсотых. Не повезло. Меня тогда ранило, с позиций забрали, вернули в аэропорт. Когда меня туда привезли, там уже был мрак. Все разбито, разрушено, одни обломки.

И буквально через неделю начался тот самый штурм. Кантемировцы на своих Т-90, псковская десантура, арта. Началась мясорубка.

Лупили нас тогда жестко, всем лупили. Мы оттуда ушли, потому что там банально уже не за чем прятаться было. Прикрыть нас было нечем, танкисты из аэропорта просто удрали.

Десантники бегали у обломков и отстреливались. Танки жгли с помощью СПГ (прим. ред.: судя по всему, имеется в виду СПГ-9), сожгли два Т-90. У нас всего два СПГ было, один из них трофейный. Было бы больше, было бы и толку, конечно, больше. Ковальчук вызывал огонь артиллерии на себя, тоже крыли их броню всем, что было. Нас прикрывали всем, Смерчи, Ураганы, Грады, там был ад. Российская арта тоже валила жестоко. Бункер, который был в аэропорту на случай ядерной войны, просто треснул от попадания артснарядом. Бункер треснул. Я не думал, что такое возможно. Не знаю, чем они стреляли, но когда снаряд попадал на землю, то воронка была метров пять в длину и метра два в ширину. В бункере от попадания разошлись трещины, потолок упал и привалил пленных, которых мы там держали, мы их разгребали потом. Поначалу россияне шли, конечно, мощно: танки, БТРы, БМП, штурм - красиво всё, по учебнику. А получили таких *******… Когда в аэропорту уже прятаться было не за чем, мы пошли на прорыв и таки вышли оттуда, то они еще два дня боялись зайти в аэропорт. Говорили, что бои идут, и обстреливали руины. В СБУ есть перехваты их разговоров, как они отзванивались командирам и говорили, что идут бои, хотя мы уже были далеко. Всыпали мы им, конечно, жестко тогда.

Псковские нам до сих пор стрелки набивают на «десантура точка ру». Встретимся, мол, еще, мы вам отомстим, вы нечестно поступили, будьте мужчинами. В общем, обидно им, покосили мы их там трошки. Да и не только псковских. Мы второго августа арту наводили под Хрящеватым, так накрыли БТГр костромской десантуры.

- И что, сильно накрыли?

- Ну как, сильно…Полностью. Вообще полностью, ни одна машина тогда не вышла. РСА (прим. ред.: судя по всему, имеется в виду разведывательно-сигнальная аппаратура) тогда поставили под Краснодоном наши разведчики, прослушали костромских и накрыли. И таких случаев было немало. Да и вообще немало там всего было, все рассказывать - книга получится.

В общем, Луганский аэропорт им точно немалой кровью достался. Пусть гордятся им, ходя на могилы побратимов.

Выход из аэропорта был в процессе ожесточенных боев. Бой шел до вечера, штурм к вечеру смогли отбить и оттеснить противника. Выходили ночью, прямо во время боя. Всё тот же Ковальчук, который больше месяца руководил обороной аэропорта, будучи раненым, отказываясь от эвакуации и даже не думая, что будет направлять своих ребят из штаба в тылу.

Бойцы, которые рассредоточились на территории аэропорта и вели бой под постоянным огнем своей и чужой артиллерии, прорвали окружение и вышли. Во время боёв порядка двадцати человек попали в плен. Почти полтора десятка ребят погибли. Четверо из попавших в плен смогли бежать, часть в неволе расстреляли, отомстив за упорное сопротивление, часть десантников до сих пор в плену.

Потому, когда в очередной раз мы будем говорить о героях, не стоит забывать о десантниках 80-й львовской бригады. Об их аэропорте. Об «их Песках» — Георгиевке. Об «их Тоненьком» — Хрящеватом. Об их ожесточенных боях и их жарком лете 2014, когда 80-я аэромобильная бригада рубилась с сепаратистами в Славянске, а потом была отправлена в аэропорт, где её ждали новые вызовы и бои. Это бойцы, о которых должны помнить, как и о 25-й, 79-й и 95-й бригадах. Просто потому, что они стоят того, чтоб о них помнили. Вот такой вот аэропорт, которого как будто и не было, вот такая 80-я бригада, подвиг которой не то что забыли, в большинстве о нем и не знали, и не знают.

Но мы не забудем о них, правда?

Но интереснее всего вот этот Су-25, который слывёт действующим, то есть - единственный самолёт на вооружении всех непризнанных государств бывшего СССР, по некоторым сведения даже атаковавший как-то колонну украинских войск. На самом деле понятно с ним немногое: одни говорят - что летал, другие - что не летал; если летал - то одни говорят, что захвачен у ВСУ, а другие - что восстановлен из музейного экспоната. Как бы то ни было, именно "Грачи" наносили в этой войне основные удары с воздуха, как по луганской администрации или по пятиэтажкам в Снежном, а в ЛНР воздушная война почему-то вообще шла активнее, чем в ДНР (та у меня больше ассоциируется с танками). Обратите внимание, что на борту самолёта написано "За Одессу!" - и я из первых рук знаю, что для ополченцев это не пустой звук:

Отсюда мы поехали буквально через весь город в западные предместья Луганска , причём сначала ещё и не той дорогой - мы покинули город по Советской улице, переходящей в шоссе на Алчевск:

Руины центральной обогатительной фабрики (на такие свозят уголь с окрестных шахт очищать от примисей) в посёлке Юбилейный (в украинском законодательстве переименован в Катериновку):

Ехали мы в городок Александровск , стоящий вплотную к Луганску чуть севернее на параллельной дороге. Но объездная была бесполезна из-за повреждённого моста над железной дорогой, и попытка ехать по просёлке кончилась тем, что на середине пути, полюбававшись далёким скайлайном Луганска (см. первую часть), мы махнули рукой и поехали в обход через город. Сам Александровск, как уже говорилось, тоже числится городом (6,7 тыс. жителей) с 1961 года, но вся округа зовёт его Александровкой - никаких городских атрибутов я в нём так и не углядел, с виду обыкновенное одноэтажное предместье областного центра:

А воинские памятники и в сёлах стоят... но пусть в Александровке глаз отдохнёт от войны - здесь не видно её следов, и приехали мы не за её следами.

С другой стороны площади - Вознесенская церковь (1840), явно переостроенная чуть позже в типичный клон ХХС. Надо было её чуть-чуть объехать, самое красивое в ней даже на этом кадре - ложноготическая ограда, а там ещё и роскошные ворота есть .

Главная же достопримечательность городка совсем рядом - это натуральная барская усадьба, известная луганчанам как Панский сад или Юзбашевка. Такие усадьбы, основанные ещё до всех шахт и заводов, на Луганщине не редкость (а вот в ДНР их почему-то не припомню), и хотя я не любитель усадеб, мне хотелось увидеть хотя бы одну из них - дело в том, что это одно из немногих материальных напоминаний о Славяносербии:

Новороссия традиционно воспринималась краем, откуда Екатерина II прогнала казаков и пригласила переселенцев как из России, так и из православных стран под османской пятой, создав такую Черноморскую Америку. Но менее известно, что у этого проекта была своеобразная репетиция: среди донских казаков бытует мнение, что исконно донским краем были и степи по Лугани, опустевшие после Булавинского восстания, и вот полвека спустя по приглашению Елизаветы Петровны туда начали прибывать те самые православные переселенцы с чужбины - граничары , эти "австрийские казаки" из сербов и хорват, в те времена составлявшие до трети армии Габсбургов. Чуть раньше, в 1751 году, была создана Новая Сербия вокруг нынешнего (с сегодняшнего, блин, дня!) Кропивницкого , а в 1753 году - полностью от неё независмая территориально Славяносербия в междуречье Северского Донца и Лугани, которую возглавили полковники Иван Шевич и Райко де Прерадович. За сербами потянулись болгары и валахи, но в целом эксперимент не задался, и автономия просуществовала недолго: обитатели Новой Сербии регулярно грабили караваны между Польшей и Крымским ханством, и в обоих чиновники Екатерины II обнаружили огромные злоупотребления в распределении земли и выделении средств - как минимум, реальное население обеих парасербий было в несколько раз меньше официального. В 1762 году автономии были упразднены, служилых сербов в конце века перевели на Кубань следом за казаками (и из них был, например, лермонтовский "Фаталист" Вулич), но самим этим опытом Екатерина явно прониклась и решила его повторить.

Но наследством Славяносербии на Луганщине остались усадьбы дворян сербского происхождения, одним из которых был Константин Юзбаш , командир села Жёлтый Яр, в административном делении Славяносербии значившемся 5-й Ротой. Его собственная усадьба называлась Юзбашевкой, а разросшаяся слободка при ней в честь сына с 1783 года стала Александровкой. В 19 веке усадьба сменила нескольких хозяев (Сомовы, Рубенштейн, Иловайские), последними из которых стал Виктор Голубев - выдающийся русский инженер, один из создателей (это куда теперь утекла жизнь с Лугансктепловоза), куда более известной его усадьбой была киевская Пархомовка с церковь-вехой "русского модерна ". Однако Юзбашевке не повезло - в Гражданскую всё ценное отсюда вывезли немцы, дошедшие тогда до самого Дона, при Советах в ней сидела сначала районная администрация, а потом и вовсе туберкулёзный диспансер, съехавший из усадьбы в 2006 году. С тех пор стоит-ветшает типичнейшим для постсоветских стран образом.

Роскошный заброшенный дворец примечателен датой на фасаде - "1772". Её значение до сих пор не разагадано, если это время постройки дворца - то он является наследием вполне аутентичного славяносерба. Нынешний облик дворец принял в 1840 году.

Самое красивое в нём - капители колонн:

Внутрь можно зайти. Не я в своё время подметил, что табличка "Памятник архитектуры. Охраняется государством" словно притягивает к зданию проклятие:

Ничего похожего на интерьеры во дворце не сохранилось:

И ведь война не при чём - дворец ветшал и при Украине, ветшает при ЛНР, будет ветшать даже если сюда вернётся Украина или твёрдо придёт Россия:

Ещё с вечера Михаил предлагал свозить нас к позициям, и я долго колебался, стоит ли оно того. Он-то сам и под обстрелы попадал, и знал точно, что его держит на прицеле снайпер, в общем хапнул этого столько, что уже привык. Мы же - напротив, столько, сколько надо, чтобы уже начать бояться и ещё не перестать, и потому решение своё я менял несколько раз, а Михаил смотрел на меня с добродушной ухмылкой. В Луганск мы поехали по объездной, её северная часть вполне прилична - была идея на обратном пути полюбоваться городом с Камброда. Но в какой-то момент на северном въезде в город мы увидели разрушенный вдрызг пост ГАИ, и тут я понял, что ехать надо! Страшная, проклятая дорога к фронту невыносимо манит, может потому что у каждого мужчины, даже пацифиста или труса, где-то в подсознании сидит война. Тем более что это дорога к Счастью:

Счастье в данном случае - это всего лишь небольшой городок за Северским Донцом при Луганской ГРЭС, до войны числившийся в составе Луганска. Чуть ниже по Донцу ещё есть Станица Луганская - для Луганска они что Пески и Авдеевка для Донецка, предместья за линией фронта, и тут такая же навязчивая идея их поскорее вернуть. По словам Михаила (а он в данном случае не соврёт, так как сам за Украину), и на той стороне люди ждут не дождутся новоросской армии - во-первых, потому что за Северским Донцом действительно были земли Области Войска Донского и в Станице действительно живут казаки - не ряженные, а по крови и родовой памяти, а во-вторых - потому что у многих там в ополчении родня. Наконец, стояли там не столько ВСУ, сколько самый свирепый из добровольческих батальонов "Айдар", и вот как раз на этом месте 14 июня 2014 года (богатый был день на события - ВСУ занимают Счастье, в аэропорту сбивают Ил-76) произошёл крупный бой ополченцев с айдаровцами:

Крест напоминает о том, что на этом месте 17 июня 2014 года под миномётным огнём погибли двое российских журналистов - корреспондент Игорь Корнелюк и звукорежиссёр Антон Волошин, а наводчицей этого огня считается небезызвестная ныне Надежда Савченко, некогда самый свирепый боец всей украинской армии, а теперь самый колоритный персонаж всей украинской политики.

Едем к фронту, мимо посёлка Металлист:

Впереди трубы Луганской ГРЭС - вот оно, Счастье !

А у обочин то и дело мелькают траншеи - одна линия, вторая... На третьей мы отчётливо различили нечто под деревьями лесополки:

Это ни что иное, как брошенные позиции украинской армии, три линии обороны, ближайшая к тылу из которых оказалась в тылу нынешних ВСН. Но всё это выглядит так, будто брошено вчера, и за тем столиком сидели то ли матёрые высокомотивированные "айдаровцы", то ли испуганные срочники, а может и лично Надежда Савченко.

Мы проехали ещё немного вперёд, уткнувшись в блокпост ополченцев, и Михаил поздоровался со стоявшим на посту мужиком совершенно рязанского вида. С солдатами он разговаривать явно умел - поздоровался, пожелал чего обычно желают, да пояснил:
-Вот, друзей привёз, неместных, катаемся.
-Я сам иностранец.
-Россия?
-Словакия, - только тут я почувствовал у него лёгкий акцент, и вмешался в разговор:
-Надо же, и какими судьбами здесь?
-Мне не нравится то, что происходит в Европе, нашу страну они развалили.
Михаил спросил:
-Как сейчас вообще тут? Спокойно?
-Очень спокойно. Но не за этим спокойствием я сюда ехал.
В это время вышел какой-то молодой солдат в кинематографичного вида наколенниках, и словаку стало не до нас:
-О, это кто ж тебя на колени поставил?!
Мы пожелали военным удачи и поехали назад мимо тех же брошенных украинских позиций. Вот они с другой стороны дороги, за лесополкой виднеется долина Северского Донца. Как в той : "Где за лесом речка, за речкою фронт, а за фронтом враги". Не мои враги, конечно, а большинства тех, кто остался здесь, и не все живущие по ту сторону люди, а армия...

Напоследок снова вернёмся на юго-восток , на шоссе в сторону Краснодона , где на следующий день я ехал на маршрутке мимо Т-34 с кадра №2. Ещё минут через 10 у дороги показался другой танк - мы проезжали Хрящеватое , за которое велись тяжелейшие бои в августе 2014-го, так как его взятие ВСУ значило бы полное окружение Луганска. Говорят, тогда село было полностью разрушено, но я при беглом взгляде из окна маршрутки не приметил в нём особых разрушений - наверное, просто привык... Как бы то ни было, на краю села стоит подбитый танк ополченцев, прямо на том же месте превращённый в памятник. Я хотел сфотографировать его из окна маршрутки, но водитель притормозил, чтобы я смог выйти, и никто в переполненном салоне против этого не возражал.
"За наше и ваше будущее!" - есть что-то в этих словах, даже в этом краю несбывшихся надежд....Луганск. Ближайшие окрестности.
Алчевск. Старый центр.
Алчевск. Два новых центра.
Краснодон.
Эпилог . Письма и комментарии.

Еще год назад каждый житель Донбасса говорил про аэропорт Луганска с нотками страха. Особенно жители населенных пунктов, которые располагались в непосредственной близости от воздушного порта. Ведь все помнят то страшное время, когда ВСУ его контролировали и вели с той территории беспощадный артиллерийский огонь по Луганску и другим окрестным городам и селам.

Самая сильная «головная боль» защитников Донбасса, ведь выбить из него украинскую армию не получалось дольше всего, а вся эта ситуация поросла слухами и домыслами до такой степени, что уже мало кто сможет рассказать всё так, как оно было на самом деле тем жарким летом 2014-го года.

Прошёл год. Сейчас аэропорт Луганска – место страшной памяти. Сюда постоянно приезжают журналисты, иногда даже просто любопытные проезжие (недалеко проходит трасса Луганск-Краснодон , от развилки до аэропорта совсем небольшое расстояние), но просто ходить, где вздумается, им не даст охрана.

На территории ведутся работы по разбору завалов и по ликвидации всех неразорвавшихся взрывоопасных предметов, а сколько их под завалами – не берутся даже предположить. Сначала всё осматривают сапёры, а потом уже рабочие очень аккуратно разбирают обрушившиеся здания.

Как говорят сами рабочие: буквально каждый день находят снаряды. А некоторое время назад под завалами в подвальных помещениях нашли целые склады. Кстати говоря, все подземные ходы – очень интересная вещь, если верить рассказам рабочих, ведь в них и укрывались бойцы украинской армии, а обследовать еще все до конца так и не получилось, мешают завалы в некоторых местах и неликвидированные снаряды. Есть еще предположения, что даже не все трупы были обнаружены под обломками зданий.

В работе задействовано большое количество людей. Здесь собраны буквально все: начиная от «проштрафившихся» дебоширов, которых поймали правоохранительные органы (что-то вроде исправительных работ), заканчивая обычными рабочими, которых трудоустраивают социальные службы (с их слов).

Но управляют всем и профессиональные строители, инженеры, а всё это с помощью инженерно-сапёрных отделений.

Но со стороны аэропорт кажется пустынным и вымершим, тем более что работы ведутся не каждый день, да и когда ведутся — незаметно особой активности. Не сразу можно заметить группы рабочих, только видно несколько стоящих рядом автомобилей, и всё. А бывают и такие дни, когда вообще никого нет, только охранники «хозяйничают» на территории бывшей воздушной гавани. Но атмосфера в любое время – еще та, словами не описать. Смертью и страхом «пропитаны» битые осколками стены аэровокзала…

ВСУ понесли колоссальные потери в боях за это место. Думаю, все помнят о сбитом ИЛ-76, о сбитом АН-26 (кстати, пилоты выжили и были доставлены в Краснодон ). В памяти сохранились огромные колоны разбитой украинской техники на эстакаде. Местные жители утверждают, что в августе проходило несколько колон, в которых были КАМАЗ-ы с грузом «200». А уже в момент освобождения под завалами было обнаружено большое количество трупов.

Напомню, что от аэропорта до окраины Луганска не больше 10 километров, а до центра – около 15-20. Это место ВСУ использовали как ключевую точку для окружения Луганска. А еще именно с этих мест постоянно обстреливался тяжелой артиллерией город, даже когда сам аэропорт был окружен защитниками Донбасса.

Здесь ВСУ держались дольше всех, только 1-го сентября удалось выбить украинскую армию. Часть группировки вышли в направлении Новосветловки и Хрящеватого , другая часть ушла в западном направлении. Бои в окрестностях продолжались, но это была уже завершающая фаза операции по деблокированию Луганска.

Луганский аэропорт - это один из символов героической борьбы украинского народа за свою Свободу и Независимость. Разрушенные стены этого здания и его окрестности видели много смертей, обстрелов, горя, страданий и страха. В то же время здесь был героизм, храбрость и непоколебимая вера в победу наших защитников.

Редакция издания «Трибун» начинает новый цикл статей, посвященных обороне Луганского аэропорта. Мы расскажем про украинских военных, правоохранителях и волонтерах. О том, как здесь все начиналось, нам поведал один из очевидцев тех событий - заместитель начальника Рубежанского отдела полиции главного управления Национальной полиции в Луганской области подполковник полиции Антон Захарович Потурайко.

События вокруг аэропорта, по словам подполковника, начали разворачиваться в конце марта 2014 года. Тогда в Луганске, да и в целом по области, царила неразбериха. Никто не понимал что происходит. Слышались первые робкие и осторожные высказывания людей о возможной российской агрессии против Украины. Но то, что здесь начнется настоящая война, а аэропорт превратится в руины, мало кто мог даже предположить.

В конце марта в аэропорту высадилась 80-я отдельная аэромобильная бригада ВСУ. Чтобы отсечь их от местного населения, накаченного российской пропагандой, чтобы избежать различного рода провокаций, руководством областной милиции было принято решение выделить сотрудников Луганской милиции для охраны подступов к территории аэропорта.

Первые группы из числа сотрудников милиции расставляли вокруг территории по 10 человек. Вспоминается случай, как я впервые познакомился с десантниками, которые охраняли аэропорт. Помню жуткий холод, а у нас закончился чай и продукты. Тут к нам подъехали на БТР военные. Наверное, подумали, что мы какие-то наблюдатели и решили нас проверить. Нам крикнули: «Слава Украине!», - мы им в ответ, - «Героям слава!».

«Десантники были приятно удивлены, мы с ними пообщались, и ребята нам оставили немного еды. Это были сержант Вадим Гаврилюк и рядовой Павел Лозинский. С тех пор, я считаю, их своим боевыми побратимами и поддерживаю, с ними связь по сей день», - вспоминает Антон Потурайко.

После захвата здания СБУ в Луганске, областное руководство милиции приняло решение оставить всего лишь один наряд в аэропорту. Почему так произошло, непонятно до сих пор. Отряд милиции стоял на участке автомобильной трассы, которая идет от дороги в поселок Переможное.

Там поставили своеобразный блокпост. Это было несколько плит, а сверху натянули брезентовый тент, который привезли из гипермаркета «Метро». К четырем сотрудникам милиции добавили экипаж ГАИ. Они проверяли тех, кто ехал в аэропорт, в том числе и персонал.

Когда боевики уже позволяли себе ходить с оружием в руках, то и к нам начали приезжать в «гости». Это была группировка бандитов под руководством так называемого «Югослава». Они приезжали вооруженные на захваченном микроавтобусе. Нас брали под прицел, а старший подходил и пытался вести с нами переговоры. Боевики хотели склонить сотрудников милиции на свою сторону. Когда я понял, что не все мои коллеги готовы защищаться от бандитов, я попросил своего начальника подбирать на свои смены людей, которые были готовы оказывать сопротивление и не поддавались на пропаганду. Своих будущих боевых побратимов я приметил, когда они вместе со мной вступали в пререкания с боевиками.

Ещё один случай меня воодушевил, когда боевики пошли на переговоры с десантниками, мы наблюдали за этим со стороны, а потом я услышал громкий голос комбата, который громко послал их на три буквы! - рассказывает Антон Захариевич.

Первая попытка штурма Луганского аэропорта произошла 3 мая 2014 года. В тот день Антон Захарович и его смена заступили в наряд. Как вспоминает подполковник Потурайко, сюда приехал ещё Владимир Давыденко - начальник милиции аэропорта, который каждый день был здесь, проверял наряды, следил за порядком и занимал четкую проукраинскую позицию, также прибыл командир взвода ДПС ГАИ Луганска Сергей Борисюк.

Мне позвонил Вадик, попросил подойти и сказал, что есть серьезный разговор. Когда я подошел, то увидел с ним человека. Это был представитель военной разведки. Он сказал: парни, сегодня вечером вас и нас будут штурмовать. Что будете делать? Я ему - «Бодаться!» - вспоминает Потурайко.

Пошла подготовка к отражению возможного штурма. На милицейский пост, десантники принесли пару РПГ, «для спокойствия». Была разработана стратегия. Милиционеры распределили позиции, кто, где будет стоять и, кто кого будет прикрывать. Их задачей было в случае вооруженной атаки боевиков, завязать бой и продержаться до тех пор, пока подойдет БТР, а следом за ним должна была выдвинуться группа прикрытия из числа десантников, которые находились в аэропорту.

Вечером мы увидели, как над Луганском летают штурмовики. Мы узнали, что в городе идет бой. В этот день я снял двоих человек с отдыха. Спросил у гаишников, останутся ли они с нами. Ребята сказали, что не оставят нас одних. Я распределил позиции. Начал звонить в дежурную часть, там сказали, что сегодня нас не поменяют. Мы стояли и ждали…

Когда стемнело, мне на мобильник позвонил сержант Гаврилюк и сказал: «К вам гости». И вот мы увидели, как подъехало 6 автобусов. Оттуда начали выходить люди в гражданке. Позже мы узнали, что гражданских привезли прямиком из военкомата, который боевики штурмовали пару часов назад. Они были из числа так называемых «осознанных» зевак, которыми двигало влияние российской пропаганды. Я начал звонить в дежурку, но никто не брал трубку.

И вот тут я почувствовал холод по спине. Они шли прямо на нас, молча, как зомби, а вооруженные боевики следовали за ними. Радиосвязи с военными у нас не было. Звонить, уже поздно. После первого нашего выстрела, как было уговорено с десантниками, они также должны были открыть огонь. Дело в том, что с позиций, на которых находились солдаты, не было видно, что большая часть двигающейся на нас массы людей были безоружны. И даже выстрел в воздух от нас,был бы расценен десантниками, как сигнал к действию. Плюс БТР. Это было бы побоище, а на утро лучше было бы застрелиться, в случае развития такого сценария. Гибель безоружных, пусть и «зомбированных», нам бы не простил никто.А для сепаратистов это был бы лучший подарок, рассказать о зверствах ВСУ! - рассказывает Антон Захарович.

В такой ситуации милиционерам необходимо было что-то придумать. Потурайко приказал тихо отсоединить магазины от автоматов и передернуть затворы. На открытой местности хорошее эхо. Звук передернутых затворов напугал толпу, и они остановились. Стояли, молча, замерев в тревожном ожидании.

Остановиться, назвать себя! При дальнейшем движении, мы открываем огонь! Кто старший? - крикнул им Потурайко.

Те стали переглядываться. Помялись немного. Потом толпа расступилась, вперед вышел молодой человек, с виду похожий на образ «вечного студента» и сказал: «Я старший».

Мы втроем, Владимир Давыденко, Сергей Борисюк и я, предварительно разоружившись (чтобы оружие не забрали) пошли на переговоры.

Когда пошли к ним, то попросил друга держать меня на прицеле, чтобы ни дай Бог в толпу, не затащили! - рассказывает Антон Потурайко.

Подошли, представились, показали свои служебные удостоверения, сказали, что мы из Луганского городского управления. В ходе переговоров выяснилось, что люди, которых сюда привезли боевики, думали, что в здание аэропорта находится «Правый сектор». Также они говорили, что сюда едет колонна из числа бойцов «Правого сектора», которых они «выбивали» из областного военкомата.

Мы начали им объяснять, что в аэропорту нет никакого «Правого сектора», что там находятся десантники, и они могут выделить несколько своих представителей, чтобы убедиться в этом. Пока это все рассказывали, мне позвонил Виталий Резников и сказал, что нас начинают обходить с флангов. Тут я решил пойти на хитрость. Я сказал, что поля, вокруг аэропорта заминированы, поэтому, во избежание жертв, им лучше этого не делать. В то же время мои парни с блокпоста подбадривали нас и кричали: милиция с народом! Я увидел, как в их ряды пошло смятение. Потом мы узнали, что к нам, из захваченного военкомата, направляется колонна автобусов везущих винницких «срочников» ВВ (внутренние войска) в сопровождении «Беркута», - рассказывает Потурайко.

Толпе сказали о том, что к ним едет «Беркут». Это ещё больше заставило их колебаться, ведь многие из этих людей воспринимали «Беркут», как героев. Милиционеры почувствовали, что теперь перевес на их стороне.

Когда приехал «Беркут», боевики сразу уехали, причем всех людей бросили. Старший от общественности начал осматривать автобусы, чтобы убедиться в том, что там нет «Правого сектора». Из автобусов высадили солдат ВВ, в них посадили людей, которых привезли боевики, и отправили в Луганск, - вспоминает подполковник.

На телефон пришла смс от Вадима Гаврилюка: «Красавцы, смайлик». Той ночью никто не спал, даже не хотелось.

В первый раз здесь все обошлось без жертв. Но, после этого случая, по указанию одного из заместителей начальника милиции в Луганской области, милицейский блокпост был снят. Он был как ворота в аэропорт, а сепаратисты недалеко оттуда поставили свой пост. Но оборона Луганского аэропорта на этом не закончилась. Здесь ещё много было подвигов как военных, так и волонтеров. Как это выглядело глазами других людей, мы напишем в следующих статьях. Следите за публикациями.

Матеріал публікується в рамках Програми підтримки журналістів із Донецької та Луганської областей, що реалізується Громадською організацією «Інтерньюз-Україна» у співпраці з Об’єднанням українців у Польщі та за сприяння Польсько-канадської програми підтримки демократії , яка співфінансується з програми польської співпраці на користь розвитку Міністерства закордонних справ Республіки Польща та Міністерства закордонних справ, торгівлі та розвитку Канади (DFATD).

Наум Зотин, «Трибун»

Редакционная коллегия поздравляет всех украинских воинов с Днем Вооруженных Сил Украины. Пусть у Вас всегда будут в достатке главные жизненные ценности: здоровье, любовь, семья, счастье. Желаем скорейшей Победы и возвращения домой, к семьям. Спасибо, что Вы защищаете нашу Украину!

Подпишитесь на в вашем

Международный аэропорт Луганск – с 2014 года полностью разрушенный аэропорт г. Луганск (Украина). В нынешнее время является непригодным для выпуска и приема воздушных судов. Находится на расстоянии 9 км от южной черты города. Расстояние от объекта до центра Луганска – 20 км.

История

Луганский аэропорт был открыт в 1964 году. Строительство проводилось усиленными темпами, с задействованием многих местных предприятий (Краснолучский и Кадиевский автотресты, Ильичевский рудоремонтный завод, Луганскшахтстрой, Луганскдорстрой и др.).

Всего за полгода удалось уложиться со строительными работами вокруг возведения здания аэровокзала, оборудования взлетно-посадочной полосы, сооружения ангаров, помещений вспомогательной и технической служб.

В 1974 г. на базе Луганского аэропорта создан 99 летный авиаотряд из шести самолетов Ан-24, в 1989 году к нему приписали еще два самолета Ту-154-Б2.

В 80-х годах из данного объекта ежедневно совершалось около сотни вылетов, а суточный пассажирооборот составлял от 1200 человек. В это время аэропорт обслуживал рейсы, выполняемые на самолетах Ан-24, Ил-18, Як-40, Як-42, Ту-134 и Ту-154.

После проведения реконструкции аэропорта и ВПП в 2005-2006 гг. объект смог принимать самолеты типа Boeing-737, Airbus А320 и Ан-124.

В 2010 г. на смену базировавшейся авиакомпании «Луганские авиалинии», которая прекратила свое существование, пришла «ЮТэйр-Украина».

В 2013 г. из Луганского аэропорта выполнялись регулярные рейсы в Москву и Киев авиакомпанией Utair-Украина, чартеры в Салоники (Astra Airlines) и Анталию (МАУ).

Из-за экономических проблем с апреля 2014 г. регулярные авиарейсы из Луганска не отправляются. С мая 2014 г. аэропорт закрыт на неопределенное время. Воздушное пространство над его территорией также закрыто для осуществления полетов транспортными средствами гражданской авиации.

Бои в аэропорту Луганск в 2014 г.

9.05. 2014 г. ополченцы ЛНР заблокировали на территории Луганского аэропорта солдат Нацгвардии и сухопутных войск Украины. По оценкам из разных источников, в изоляцию попали 500-2000 военнослужащих с украинской стороны.

14.06.2014 г. – вблизи аэропорта ополченцами был сбит самолет Ил-76, числившийся на вооружении ВВС Украины. Экипаж из 9 человек вместе с 40 десантниками погибли на месте катастрофы. Следующий день – 15 июля 2014 года – объявлен правительством Украины как день траура.

Летом 2014 года техника ополченцев держала в окружении боевиков и солдат ВСУ, находящихся в аэропорту. В прилегающих районах к аэропорту велись жестокие бои за установку коридора снабжения основной группировки ополченцев ЛНР, находящихся в Луганске.

После наращивания боевиками своих сил тяжелой военной техникой в августе 2014 г. они пошли в наступление и полностью замкнули кольцо украинским силовикам в Лутугино и районе аэропорта. Абсолютный захват аэропорта и выдавливание из него солдат украинской стороны произошли 1 сентября.

В результате активного использования установок тяжелой артиллерии инфраструктура аэропорта потерпела значительные повреждения, большую ее часть восстановить нельзя. В частности, это относится к зданию аэровокзала.

С 1.09. 2014. Луганский аэропорт контролируется силами ЛНР.

Основные данные аэропорта Луганск:

  • Страна аэропорта: Украина.
  • GMT часовой пояс (лето/зима):+3/+2.
  • Координаты аэропорта: долгота 39.37, широта 48.42.
  • Географическое месторасположение: в 10 километрах на юго-восток от города Луганск.
  • Число терминалов аэропорта: 1.

Луганск (Lugansk Airport). Официальный сайт:

Рекомендуем почитать

Наверх