КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (КПРФ) – Одна из крупнейших...
«Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел прибыл в Ефес» (Деян. 19, 1). Это был главный город проконсульской Азии, замечательный не только по обширной торговле и образованности жителей, но и по тому, что здесь особенно было распространено языческое суеверие, так как здесь стоял знаменитый храм Дианы. Сюда-то и направил свой путь апостол, предвидя, что в Ефесе «отверста для него великая и широкая дверь, и противников много» (1 Кор. 16, 9).
Действительно, здесь открылась для Павла широкая деятельность; он успешно распространял слово Божие, подтверждая его многими чудесами, но вместе с тем ему пришлось вытерпеть много скорби и даже часто подвергаться опасности лишиться жизни: «Мы не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых» (2 Кор. 1, 8).
Прибыв в Ефес и «найдя там некоторых учеников, Павел сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый. Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение. Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса».
«Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса, и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать. Всех их было человек около двенадцати.
Придя в синагогу, он (Павел) небоязненно проповедывал три месяца, удостоверяя о Царствии Божием.
Но как некоторые ожесточились и не верили, злословя путь Господень перед народом, то он, оставив их, отделил учеников, и ежедневно проповедывал в училище некоего Тиранна. Это продолжалось до двух лет, так что все жители Асии слышали проповедь о Господе Иисусе, как Иудеи, так и Еллины.
Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них. Даже некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует. Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы. Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома.
Это сделалось известно всем живущим в Ефесе Иудеям и Еллинам, и напал страх на всех их, и величаемо было имя Господа Иисуса.
Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая все дела свои. А из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли перед всеми, и сложили цены их, и оказалось их на пятьдесят тысяч драхм. С такою силою возрастало и возмогало слово Господне». (Деян. 19, 2–20)
Тем не менее апостол Павел продолжал подвергаться преследованиям. В «Деяниях» не упоминается подробно о них, но из его посланий видно, сколько пришлось ему пострадать, проповедуя правду о Христе.
Разделение в Коринфской Церкви
В это время в Церкви Коринфской произошло разделение: одни признавали своим учителем Аполлоса, другие - Павла, иные стояли за Кифу. Тогда написал Павел свое Первое послание к Коринфянам, в котором усердно убеждал их сохранить единство веры:
«Сделалось мне известным о вас, братия мои, - писал он им, - что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: “я Павлов”; “я Аполлосов”; “я Кифин”; а “я Христов”. Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились? Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому из вас дал Господь. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий. Итак никто не хвались человеками, ибо все ваше: Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, - все ваше; вы же - Христовы, а Христос - Божий.
Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства - вы в Господе. Вот мое защищение против осуждающих меня. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых». (1 Кор. 1, 11–13; 3, 5–7, 21–23; 9, 2–3, 22)
Мятеж против Павла
В это же время написал апостол Павел и свое Послание к Галатам. Неутомимый в своих апостольских трудах апостол Павел «положил в духе, пройдя Македонию и Ахаию, идти в Иерусалим, сказав: побывав там, я должен видеть и Рим». «И, послав в Македонию двоих из служивших ему, Тимофея и Ераста» сам ожидал случая отбыть из Ефеса, но «в то время произошел немалый мятеж против пути Господня, ибо некто серебряник, именем Димитрий, делавший серебряные храмы (богини) Артемиды и доставлявший художникам немалую прибыль, собрав их и других подобных ремесленников, сказал: друзья! вы знаете, что от этого ремесла зависит благосостояние наше; между тем вы видите и слышите, что не только в Ефесе, но почти во всей Асии этот Павел своими убеждениями совратил немалое число людей, говоря, что делаемые руками человеческими не суть боги. А это нам угрожает тем, что не только ремесло наше придет в презрение, но и храм великой богини Артемиды ничего не будет значить, и испровергнется величие той, которую почитает вся Асия и вселенная».
«Выслушав это, они исполнились ярости и стали кричать, говоря: велика Артемида Ефесская!» Возмутился народ, и весь город пришел в волнение. Когда же этот мятеж благоразумными распоряжениями блюстителя порядка был прекращен, то «Павел, призвав учеников и дав им наставления и простившись с ними, вышел и пошел в Македонию (в Филиппы)». Отсюда прошел в Коринф и, преподав здесь верующим обильные наставления, около 58 года собрался в Иерусалим. Путь этот совершил через Асию в Троаду, где пробыл семь дней. Здесь «в первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться дальше в следующий день, беседовал с ними до полуночи. В горнице, где они собрались, было довольно светильников. Во время продолжительной беседы Павловой один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон и, пошатнувшись, сонный упал вниз с третьего жилья, и поднят мертвым. Павел, сойдя, пал на него и, обняв его, сказал: не тревожьтесь, ибо душа его в нем. Взойдя же и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел. Между тем отрока привели живого, и немало утешились». (Деян. 19, 21–28; 20, 1, 7–12)
Павел на пути в Иерусалим
Павел же продолжал путешествие свое через Асс, Митилину - главный город острова Лесбос, острова Хиос, Самос, Милит. «Из Милита же послав в Ефес, (Павел) призвал пресвитеров церкви» и, в беседе с ними изложив в общих чертах весь ход своей проповеднической деятельности, сказал им: «И вот, ныне я, по влечению Духа, иду в Иерусалим, не зная, что там встретится со мною; только Дух Святый по всем городам свидетельствует, говоря, что узы и скорби ждут меня. Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией. И ныне, вот, я знаю, что уже не увидите лица моего все вы, между которыми ходил я, проповедуя Царствие Божие». (Деян. 20, 17, 22–25)
В этой прощальной речи Павел горячо убеждал пресвитеров быть внимательными к себе в деле служения Церкви, неусыпно бодрствовать и предохранять ее от имеющих явиться «лютых волков, не щадящих стада», от лжеучителей, которые восстанут между ними самими и «будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою». Затем предал их всех «Богу и слову благодати Его, могущему назидать их более и дать им наследие со всеми освященными. Сказав это, он преклонил колени свои и со всеми ими помолился. Тогда немалый плач был у всех, и, падая на выю (шею) Павла, целовали его, скорбя особенно от сказанного им слова, что они уже не увидят лица его». (Деян. 20, 29–30, 32, 36–38)
При прохождении Павла отсюда через Родос, Патару, Тир, Птолемаиду и Кесарию везде верующие со слезами убеждали его не ходить в Иерусалим. В Кесарии пророк Агав из Иудеи (тот самый, который предсказал голод, бывший в 44 году), «связав себе руки и ноги (поясом Павловым), сказал: так говорит Дух Святый: мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме Иудеи и предадут в руки язычников».
Услышав это, еще более сокрушались верующие, но Павел сказал им: «Что вы делаете? что плачете и сокрушаете сердце мое? я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса». Потеряв надежду уговорить Павла не ходить в Иерусалим, верующие успокоились, сказав: «Да будет воля Господня». (Деян. 21, 11, 13–14)
Третье миссионерское путешествие
Библейские тексты для исследования: Деян. 18:24–28; Деян. 19; Деян. 20:7–12; 15–27; 2 Кор. 4:8–14; Деян. 21:1–15.
Памятный стих: «Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией» (Деян. 20:24).
Рассказ Луки о третьем путешествии Павла начинается весьма неожиданно. В тексте говорится лишь о том, что апостол, проведя некоторое время в Антиохии - центре своей миссионерской деятельности, отправился в новое путешествие, проходя по порядку «страну Галатийскую и Фригию, утверждая всех учеников» (Деян. 18:23). Таким образом, в одном предложении уместились почти 2 500 километров путешествия.
Это обусловлено тем, что центральным пунктом путешествия был город Эфес, в котором Павел провел больше времени, чем в любом из посещенных им городов в ходе своих путешествий. Евангельское служение в Эфесе было весьма плодотворным; проповеди Павла оказали влияние на жителей всей провинции Асия (см. Деян. 19:10, 26). Вероятно, именно в этот период были основаны церкви в Колоссах, Иераполе и Лаодикии, возможно, благодаря Епафрасу (см. Кол. 4:12, 13) - одному из соратников Павла (см. Кол. 1:7; Флм. 23).
Примечательным является то, что это последнее путешествие Павла, о котором сообщается в книге Деяния святых Апостолов. Апостол предпринял его как свободный человек. Лука описывает еще одно путешествие Павла - в Рим, но туда Павел отправится уже в качестве узника.
В.Олийник
Центр духовного просвещения
Библейская школа
Урок №10, «Третье миссионерское путешествие»
I. Эфес. Часть 1 (ВС).
- Каково современное название города Ефес? (такое же!)
- Прочитайте Деян. 19:1-7 (по очереди) и ответьте на вопросы:
а. Опишите духовное состояние группы, которую Павел нашел в Ефесе (1 ст. – ученики; это слово используется в Деяниях Апостолов 28 раз и всегда описывает христиан; 3,4 ст. – были крещены с покаянием и верой во Христа)
б. Чего этим христианам не доставало? (2 ст. – истины о Духе Святом и Его служении)
в. Какого роды были языки, явленные в Ефесе? (в оригинале те же термины, что и в 10:46 – иностранные языки)
г. Чему этот эпизод учит о повторном крещении? (оно уместно при принятии новой истины в мировоззрение и жизнь)
- Было ли у вас побуждение креститься еще раз? Почему?
II. Эфес. Часть 2 (ПН).
- Откройте Деян. 19:23-40 и найдите ответы на вопросы:
а. Проверьте 23 ст. в иных переводах («мятеж немалый из-за Пути» (Кассиан); «немалая смута из-за Пути» (РБО); так в Деяния Апостолов обозначается христианство)
б. Каким было влияние проповеди Павла? (26 ст. – «не только в Ефесе, но почти во всей Асии… немалое число людей»; 31 ст. – «некоторые из Асийских начальников, будучи друзьями его»)
в. Что лежало в основе бунта против Павла? (27 ст. – вопросы потенциального материального урона)
- Поделитесь недавним случаем из своей жизни, когда служить Богу означало материальный риск.
III. Троада (ВТ).
- Прочитайте Деян. 20:6-12 (по очереди) и ответьте на вопросы:
а. Какова значимость упоминания «дней опресночных»? («В Филиппах Павел остановился, чтобы отпраздновать Пасху… Филиппийцы более всех обращенных были исполнены любви и искренности, и в течение восьми дней праздника апостол наслаждался мирным и радостным общением с ними» (Е. Уайт. Деяния Апостолов, глава 37))
б. В какое время суток имела место встреча в 7 ст.? (с вечера до полуночи; 11 ст. – «беседовал долго, даже до рассвета»)
в. Чем была вызвана эта встреча? (7 ст. – планами апостола Павла отправиться на следующий день)
г. Когда, по Библии, начинается 1-й день недели? (со времени заката солнца в субботу вечером)
д. Когда, соответственно, имела место описываемая встреча? (с вечера после субботы до утра воскресенья)
- Бывали ли вы на всенощных бдениях? Каким был ваш опыт?
IV. Милет (СР).
- Откройте Деян. 20:15-27 и найдите ответы на вопросы:
а. Почему Павел желал быть в Иерусалиме на Пятидесятницу? («он направлялся в Иерусалим отпраздновать праздник Пяти-десятницы»; “he was on his way to Jerusalem to celebrate the Feast of Pentecost.” (Ellen G. White, Redemption: or the Teaching of Paul, and His Mission to the Gentiles (Battle Creek, Michigan, 1878), p. 65.)
б. В силу чего у Павла было это желание? (22 ст. – «по влечению Духа иду в Иерусалим»)
в. Чему Павел учил в Асии? (20 ст. – «не пропустил ничего полезного»; 21 ст. – покаяние, веру в Иисуса Христа; 24 ст. – евангелие благодати Божией; 25 ст. – Царствие Божие; 27 ст. – всю волю Божию)
- Насколько полна ваша проповедь?
V. Тир и Кесария (ЧТ).
- Прочитайте Деян. 21:3-14 (по очереди) и ответьте на вопросы:
а. Назовите тех, кто имел дар пророчества (4 ст. – ученики в Тире; 9 ст. – дочери Филиппа; 10 ст. – Агав; сам Павел)
б. Была ли воля Божия на то, чтобы Павел шел в Иерусалим? (да! 14 ст. – «да будет воля Господня!»)
- Знаете ли вы кого-либо, кому Бог посылал непосредственные откровения?
45–49 годы – первое миссионерское путешествие апостола Павла (Деян. 13, 1–14, 28).
Сопровождает апостола Павла апостол от 70-ти Варнава и (часть путешествия) апостол Марк.
45 год – Антиохия Сирийская, Селевкия, остров Кипр, Саламин, Паф, Пергия.
46 год – Антиохия Писидийская, Икония.
47 год – Листра, Дервия.
48 год – обратный путь: Листра, Икония, Антиохия Писидийская, область Памфилия.
49 год – Пергия, Атталия, Антиохия Сирийская.
События первого путешествия : Обращение к вере кипрского проконсула Сергия Павла в Пафе . Проповедь в синагоге в Антиохии Писидийской . Исцеление хромого в Листре , обожествление апостолов, а потом попытка побить их камнями.
49 год – участие в Апостольском Соборе в Иерусалиме. Размолвка с апостолом Варнавой.
49–52 годы – второе миссионерское путешествие апостола Павла (Деян. 15, 36–18, 22).
Сопровождают апостола Павла апостол от 70-ти Сила и апостол Лука.
49 год – Антиохия Сирийская, Тарс, Дервия, Листра.
50 год – Икония, Антиохия Писидийская, Троада, Филиппы, Фессалоники, Верия, Афины.
50–52 годы – Коринф: Первое послание Фессалоникийцам (52 год). Второе послание к Фессалоникийцам (52 год) .
52 год – Ефес, Кесария, Иерусалим.
События второго путешествия : Встреча в Листре с Тимофеем. Крещение в Филиппах Лидии и темничного стража, инцидент с прорицательницей и арест апостолов. Общение с Иасоном, возмущение иудеев в Фессалониках . Проповедь апостола Павла в Афинах в ареопаге, обращение ко Христу Дионисия и Дамари. Общение в Коринфе с Акилой и Прискиллой, обращение ко Христу начальника синагоги Криспа, нападение на апостола Павла иудеев, суд проконсула Ахаии Галлиона.
52 год – возвращение в Антиохию Сирийскую.
53–58 годы – третье миссионерское путешествие апостола Павла (Деян. 18, 22-21, 14).
53 год – Антиохия Сирийская, Дервия, Листра, Икония, Антиохия Писидийская.
54–57 годы – Ефес: Послание к Галатам (55 год). Первое послание к Коринфянам (57 год).
57 год – Троада, Филиппы: Второе послание к Коринфянам (57 год) .
58 год – Коринф: Послание к Римлянам (58 год). Обратный путь: Филиппы, Троада, Асс, Митилены, остров Самос, Трогиллия, Мелит, остров Кос, остров Родос, Патара, Тир, Птолемаида, Иерусалим.
События третьего путешествия : Встреча в Ефесе с крестившимися Иоанновым крещением, проповедь в училище Тиранна, бунт изготовителей серебрянных сувениров. Воскрешение в Троаде юноши упавшего с третьего этажа. Беседа апостола Павла с ефесским духовенством в Милите . Пророчество Агава в доме диакона Филиппа в Кесарии .
58 год – арест в Иерусалиме.
58–60 годы – узы в Кесарии.
60–61 годы – четвертое миссионерское путешествие апостола Павла . (Деян. 27, 1–28, 16).
Сопровождает апостола Павла апостол Лука.
60 год – Кесария, Сидон, остров Кипр, Миры Ликийские, Книд, остров Крит: Хорошие пристани и Финик, остров Мальта.
61 год – Сиракузы, Ригия, Путеол, Три гостиницы, Аппиева площадь, Рим.
События четвертого путешествия : Кораблекрушение у берегов Мальты , исцеление отца начальника острова Публия.
61–63 годы – первые узы в Риме: Послание к Ефесянам (63 год). Послание к Филиппийцам (63 год). Послание к Колоссянам (63 год). Послание к Филимону (63 год).
Сразу после освобождение из уз в Риме написано послание к Евреям (63 год).
63–66 годы – Последнее путешествие апостола Павла: Ближний Восток, Крит, Македония, южная Франция, Испания.
Во время этого путешествия написаны: Первое послание к Тимофею (65 год). Послание к Титу (65 год).
66–67 годы – вторые узы в Риме. Второе послание к Тимофею (67 год).
67 год – мученическая кончина апостола Павла в Риме.
Третье миссионерское путешествие апостола Павла, величайшего проповедника христианства, продолжалось пять лет - с весны пятьдесят третьего по весну пятьдесят восьмого года по Рождестве Христовом. Значительную часть этого времени апостол посвятил миссии в городе Ефесе и делам основанной им ранее Ефесской церкви. Его проповедь в этом языческом городе сопровождалась преизобилием даров Святого Духа. Поэтому впоследствии Ефесская церковь приобрела особое значение в христианском мире и многие десятилетия центр христианства находился именно здесь.Потрудившись там в проповеди Евангелия около двух лет, после мятежа, поднятого язычниками, апостол Павел отправился в Македонию, затем в Грецию. Здесь апостол пробыл три месяца. В городе Коринфе он написал один из главных своих трудов - послание к римским христианам. Это послание оказало огромное влияние на всю христианскую мысль.
Из Греции «апостол язычников» - так называли святого Павла - вернулся в Македонию. Из македонского города Филиппы Павел сухопутным путём направился в Палестину. В Троаде он и его спутники сделали семидневную остановку.
В воскресный день в высокой светлой горнице христианская община Троады собралась для совершения Таинства Евхаристии. После этого началась вечеря братской любви. Христиане расположились вокруг своего учителя. Духовная беседа продолжилась за полночь. Прерывать её не хотелось ни учителю, ни ученикам: назавтра Павел уезжал.
Во время беседы юноша по имени Евтих, сидевший на окне третьего этажа, уснул и упал вниз. Его подняли уже мёртвым. Все присутствующие были крайне расстроены этой трагической смертью. Но апостол обнял умершего и силою своей молитвы возвратил его к жизни.
В священной истории это не первый случай воскрешения из мёртвых. Подобным образом пророки Илия и Елисей возвращали к жизни усопших отроков…
После этого все вновь поднялись наверх и продолжили беседу. Вскоре к ним присоединился и Евтих, живой и невредимый. Присутствующие, как повествует автор книги Деяний апостолов, были немало утешены тем, что их учитель перед своим отбытием совершил столь великое чудо - воскресил умершего.
Отправившись из Троады морем, апостол прибыл в приморский город Ионии Милит. Павел спешил в Иерусалим на праздник Пятидесятницы, но перед этим хотел попрощаться со священнослужителями Ефесской церкви. Поэтому своих соработников на ниве Христовой он призвал в Милит.
Прощальная речь апостола напоминала слова Христа на Тайной вечере. Павел говорил ученикам о том, что было главным для него в то время, когда созидалась и устраивалась Ефесская церковь. В своей речи апостол перенёсся мыслью в будущее. Он говорил о тяжёлых бедствиях, ожидающих его, и о своей готовности встретить их.
«…Узы и скорби ждут меня. Но я ни на что не взираю и не дорожу своей жизнью, только бы с радостью совершить поприще моё и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедовать Евангелие благодати Божией» (Деян. 20, 24).
Апостол знал, что уже не увидится со своими ефесскими братьями и сослужителями. Поэтому он сказал, что совесть его чиста по отношению к ним, ибо он никогда не упускал случая возвещать им всю волю Божию.
В этой речи апостол дал ценнейшие пастырские наставления своим ученикам: «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрёл Себе Кровию Своею» (Деян. 20, 28).
Павел предупредил ефесян об опасностях, которые будут подстерегать их: «…По отшествии моём войдут к вам люди волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собой» (Деян. 20, 29).
Апостол предвидел появление ересей, искажающих самую суть христианской веры. И единственное напутствие, который апостол дал ученикам, - это призыв к непрестанному бодрствованию. Для христианина духовное бодрствование является одним из главных правил в жизни. И в то же время оно является наиболее трудноисполнимым, потому что требует постоянного напряжения духовных и душевных сил.
Как отец ефесской общины, апостол Павел произнёс проникновенную молитву: «И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освящёнными» (Деян. 20, 32). Наконец, апостол привёл им слова Христа: «Блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20,35).
Павел своей жизнью доказал, что эти слова не столько о материальных ценностях, сколько обо всём, что есть у человека, - о его времени, душевных и телесных силах. В заключение своей речи он преклонил колени и вместе со всеми помолился. Прощание было очень трогательным. Все плакали, обнимали и целовали Павла, скорбя о том, что более не увидят его. Первоверховному апостолу предстоял путь в Иерусалим, где его должны были предать в руки язычников…
48. Обзор миссионерских путешествий апостола Павла
После обращения Савл в течение трех лет находился в Аравии и уже потом почувствовал, что созрел для проповеди. Ее он начал в Дамаске. Но оттуда скоро вынужден был бежать, так как стал подвергаться преследованиям со стороны иудеев и областного правителя царя Ареты (см. Деян. 9, 19-25; 2 Кор. 11, 32). Кстати, именно упоминание Ареты, установившего свой контроль над Дамаском на не очень долгое время, позволяет датировать эти события серединой тридцатых годов.
Павел пришел в Иерусалим для знакомства с апостолами - руководством Церкви. Понятно, что как поначалу в Дамаске, так и на этот раз в Иерусалиме, к нему не сразу прониклись доверием. Решающую роль сыграла рекомендация Варнавы, так что в конце концов:
Узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения (Гал. 2, 9).
Некоторое время Павел жил в родном Тарсе, а «по-настоящему его миссионерские пути начинаются с Антиохии, культурной столицы эллинизма», куда Павла призвал Варнава.
«Выбор Варнавы был не случайным. Он знал от Павла, что тот поставлен Самим Христом для проповеди язычникам, а именно в Антиохии произошли первые массовые обращения в христианство «эллинов» (греков, сирийцев, римлян). Возникновение смешанной еврейско-эллинской общины создало множество сложных проблем, которые, как надеялся Варнава, Павел мог помочь разрешить».
Действительно, мы увидим, что значительную часть своей благовестнической энергии Павел будет тратить на то, чтобы найти решение очень важной проблемы: как примирить в одной Церкви две ее столь разные части, как христиане из иудеев (иудео-христиане) и христиане из язычников (языко-христиане). С одной стороны были люди с богатым опытом Священной истории и знанием Богооткровенного Закона, а с другой стороны - те, кто до этого никогда не слышал о едином истинном Боге и не был знаком с Законом как Его Словом. Или, пользуясь образами знаменитой притчи: как старшему брату трудно было преодолеть свою ревность при виде столь «расточительной» милости Отца, так и блудному сыну трудно было поверить в возможность быть принятым в Отчий дом (см. Лк. 15, 11-32).
Многие послания апостола Павла будут посвящены именно этой теме - спасения и примирения (ср. Еф. 2, 14; § 39. 3) во Христе всех - и иудеев, и язычников.
«Эта проблема оставалась одной из самых трудных и болезненных. Защитники соблюдения правил, обязательных для членов ветхозаветной общины, ссылались на прямые свидетельства слова Божия (например, Быт. 17, 9-10). Апостол не отрицал, что эти правила даны по воле Господней, но указывал на спасающую веру во Христа, которая лишает сотериологического значения как формальную принадлежность к израильской общине, так и ее обряды. Однако в полном своем объеме вопрос окончательно решен не был. Он просто потерял свою актуальность, когда иудейская община окончательно отвергла христианство, а христиане-евреи постепенно растворились в массе христиан-эллинов (или же образовали обособленные иудео-христианские секты)».
Различают три миссионерских путешествия ап. Павла, в рамках которых он постепенно евангелизировал Малую Азию и Грецию. Рассказ св. Луки в Деян. и данные Павловых посланий в целом соответствуют друг другу, хотя о своем первом, «дособорном» (см. ниже) путешествии ап. Павел нигде в своих посланиях не упоминает.
Карту миссионерских путешествий ап. Павла можно найти в конце почти любого издания Библии или Нового Завета, не говоря уже о специальных атласах Библейской истории.
В своих путешествиях Павел действовал примерно по одному и тому же сценарию. Спутники останавливались в более-менее крупных населенных пунктах, причем только в тех, где была синагога, в которой собиралась местная иудейская община. Перво-наперво Павел шел - как правило, в субботу - именно туда. Ведь там он был свой, он знал, как себя вести и имел право участвовать в молитве и рассуждениях о Законе. Но главное, он мог там обратиться к людям, которые по определению должны были узнать об Иисусе как ожидаемом ими Мессии и уверовать в Него. Реакция была различной: кто-то уверовал и принимал Крещение, но большая часть с негодованием отвергала услышанное, иногда покушаясь даже на жизнь Павла (см. Деян. 14, 19). Тогда Павел обращался к язычникам (см., например, Деян. 13, 46), часть которых, кстати, благодаря той же синагоге уже уверовала в Единого Бога (т.н. «боящиеся Бога», см. § 6). В конечном итоге язычники, обратившись ко Христу, и становились основной паствой Павла.
Первое миссионерское путешествие (46-49-е годы)
В свое первое миссионерское путешествие ап. Павел отправился вместе с Варнавой и Иоанном, прозванным Марком (вероятно, будущим евангелистом Марком, см. § 42. 3). Маршрут его охватил остров Кипр и города южного побережья Малой Азии. Это самое небольшое по географии из путешествий апостола. Но уже здесь наряду с успехом своей миссии (уверовал проконсул Кипра) он столкнулся и с непониманием, и с неприятием со стороны синагоги, и с преследованиями:
И, возбудив народ, побили Павла камнями и вытащили за город, почитая его умершим (Деян. 14, 19; ср. Деян. 13, 50; 14, 5 и др.; 2 Кор. 11, 23-27).
И уже в это время дала о себе знать проблема вхождения язычников в Церковь, выросшую из ветхозаветных традиций. Вернувшись из первого путешествия, Павел принял участие в соборе, на который собрались в Иерусалим апостолы-руководители Церкви, чтобы и обсудить данную проблему.
Апостольский собор
Вопрос о необходимости соблюдения всех норм иудейского Закона язычниками, принимавшими христианство, был первым вопросом, который Церковь решила путем соборного обсуждения. Апостолы собрались в Иерусалиме в 49-м году под председательством первого Иерусалимского епископа - ап. Иакова Праведного. Здесь были и другие столпы Церкви, такие, как Петр. В их числе был и Павел. Решение собора было изложено в форме послания к антиохийской церкви, потому что именно в ней - первой крупной языко-христианской общине - вопрос возник в наиболее острой форме. Собор освободил христиан из язычников от соблюдения иудейских обрядов, предписав лишь «воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите» (Деян. 15, 29). Такое решение стало церковной санкцией, которой Павел руководствовался в своей дальнейшей проповеди (см. Гал. 2, 1-10).
2-е миссионерское путешествие (50–53-й годы)
География 2-го миссионерского путешествия охватила гораздо большие территории, чем 1?го. На этот раз ап. Павла сопровождали Силуан (Сила), Лука (будущий евангелист и дееписатель) и Тимофей.
Апостол пересек пролив и ступил на европейскую землю. В Македонии и Греции - в Филиппах, Фессалонике и Коринфе - были основаны новые общины. В них вошли в основном бывшие язычники, хотя в Коринфе, например, крестился сам начальник синагоги. В Афинах Павел выступал не только в синагоге, но в Ареопаге, существенно скорректировав и свою проповедь. Он говорил об Иисусе не как о Мессии, а как о Муже, которого воскресил Бог-Творец, сотворивший небо и землю и «от одной крови произведший весь род человеческий для обитания по всему лицу земли» (см. Деян. 17, 22-31). Правда, проповедь в Афинах тогда не возымела особого успеха (см. Деян. 17, 32-34).
С новообразованными общинами ап. Павел продолжал общаться и по отбытии от них, посылая письма (послания). Мы будем приводить наиболее вероятную хронологическую последовательность написания Павлом посланий по ходу рассказа о его благовестнической деятельности. Уже во время 2-го миссионерского путешествия Павел из Коринфа написал два послания к христианской общине в Фессалонике (1 и 2 Фес. ), которую вынужден был спешно покинуть под угрозой гонений со стороны местных иудеев. Впоследствии отношения Павла с образованными им общинами были различны: от искренней дружбы (как с филиппийцами), до вынужденных довольно неприятных объяснений, когда Павел должен был доказывать свой апостольский авторитет (как в случае с коринфянами).
3-е миссионерское путешествие (53–58-й годы)
3-е миссионерское путешествие по своей географии было во многом повторением 2-го: ап. Павел главным образом посещал уже основанные им общины или, если не имел возможности посетить их лично, писал послания. Именно таково происхождение весьма объемных и эмоциональных Посланий к Коринфянам (1 и 2 Кор. ). Павел писал коринфянам, находясь уже в Ефесе - крупном малоазийском центре, который стал вскоре и своеобразной «штаб-квартирой» христианской проповеди в округе.
Вероятно, во время 3-го миссионерского путешествия были написаны также Гал . и Рим . Если под галатами подразумеваются христианские общины, которые основал Павел в малоазийской провинции Галатии во время 1-го или 2-го миссионерских путешествий, то Послание к Римлянам обращено к общине, в которой Павел еще никогда не был, но которую непременно хотел посетить как знаменитую многочисленную столичную церковь. Иначе говоря, ап. Павел в любом случае собирался посетить Рим, но, наверное, не предполагал, что попадет туда, находясь под стражей.
Арест, путешествие в Рим и кончина (59–67-й годы)
Вернувшись в Иерусалим из 3-го путешествия, Павел был арестован римскими властями. Надо отдать должное - это фактически спасло ему жизнь. Звание римского гражданина не позволило допустить самосуд иудейских фанатиков, и он мог требовать законного суда перед кесарем. Два года он просидел в тюрьме в Кесарии, а после этого под конвоем его отправили по морю в Рим. Это было трудное плавание, оно закончилось кораблекрушением у берегов Италии (на острове Мальта). В конце концов Павел достиг Рима.
Последнее, что сообщается в Деян. - это то, что он ожидает суда Кесаря. Об исходе этого суда ничего достоверного не известно. По одним сведениям, имеющимся у Евсевия Кесарийского, Павел был осужден и казнен во время гонений при Нероне, которые длились с лета 64-го года до смерти Нерона в 68-м году. По другим, как утверждает св. Климент Римский, около 95-го года (1-е Послание св. Климента к Коринфянам, 5, 7), ап. Павел принял мученическую смерть (был обезглавлен мечом как римский гражданин), успев осуществить свой давний замысел: посетить Испанию (см. Рим. 15, 24). В Мураториевом фрагменте (около 180-го года) утверждается, что последняя часть Деян., где говорится о том, как «Павел покинул Рим и дошел до Испании», утрачен. Наиболее общепринятой датой смерти апостола считается 67-й год - в одно время с ап. Петром.
Находясь в узах, апостол написал целую группу посланий, называемых «посланиями из уз» («тюремными посланиями»): Флп ., Флм ., Кол . и Еф .
Наконец, уже на закате свой жизни, когда апостол явственно почувствовал, что необходимо позаботиться о дальнейшем сохранении проповеданного Благовестия в основанных им общинах и о внутреннем их благочинии и единстве, он написал послания своим верным преемникам, которых поставил руководить церквами - Тимофею и Титу (1 и 2 Тим. и Тит .). В поздней церковной традиции эти три послания были названы Пастырскими.
Из книги Священное писание Нового Завета автора Милеант АлександрОбзор учения ап. Павла Послания св. ап. Павла имеют в составе Нового Завета великое значение, ибо в них мы находим глубокое и всестороннее раскрытие и разъяснение истин евангельского учения. Кроме отдельных, особо любимых ап. Павлом истин Христовой веры, как например: о
Из книги Библия автора БиблияПослания апостола Павла
Из книги Кем был Иисус из Назарета? автора Ястребов Глеб Гарриевич1. Свидетельство апостола Павла Самые ранние из известных нам христианских текстов - это письма апостола Павла. Они содержат древнейшие упоминания о воскресении Иисуса. Довольно кратко об этом говорится уже в самом древнем из сохранившихся Павловых писем (ок. 50 н. э.): «Мы
Из книги Апостол Павел автора Ренан Эрнест ЖозефГлава XXII. Общий обзор деяний Павла Павлу предстоит прожить еще более трех лет, и эти три года не будут самыми бездеятельными в его полной трудов жизни. Мы покажем даже, что и карьера его апостольских путешествий, по всем видимостям, продолжалась. Но эти путешествия шли уже
Из книги Послание к Галатам автора Стотт Джон3. Реакция Апостола Павла (ст. 8–10) Положение дел в галатийских церквях вам должно быть уже ясно. Лжеучителя искажали Евангелие, и поэтому последователи Павла переходили к иному благовествованию. Первой реакцией Апостола было бесконечное изумление, ошеломление. Стих 6:
Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 3 (Новый Завет) автора Карсон Дональд1:12 - 2:4 Павел объясняет, почему нередко меняет маршруты своих миссионерских путешествий 12 Этот стих Павел начинает, вступаясь за свою честь. В своих взаимоотношениях с коринфянами он всегда действовал в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по
Из книги Иисус. Надежда постмодернистского мира автора Райт ТомСвидетельство апостола Павла: 1 Кор. 15 Многие, вероятно, скажут вслед за популярными богословами: «Неужели Павел, первым упомянувший о воскресении, вел речь не о духовном теле? Разве в его представлении воскресение не носило нематериальный характер? И разве явление Христа
Из книги Библиологический словарь автора Мень АлександрПАВЛА СВ. АПОСТОЛА ПОСЛАНИЯ раздел новозав. *канона, состоящий из 14 посланий. В каждом из них, кроме Евр, ап.Павел во вступительных словах называет себя по имени. П.а.п. принято делить на 4 группы: 1) Ранние послания (1–2 Фес; иногда к ним присоединяют Гал); 2) Большие послания
Из книги Толковая Библия. Том 11 автора Лопухин АлександрГлава XXV. Фест в Иерусалиме, жалобы иудеев на Апостола Павла (1-6). Апостол на суде Феста (7-12). Агриппа II-й (с Вереникою) в Кесарии ознакомляется от Феста о деле Павла и изъявляет желание слышать его (13-27) 2 Первосвященник - Измаил, сын Фаби, которого Феликс поставил на место
Из книги Библейские легенды. Легенды из Нового Завета. автора Автор неизвестенГлава XXVIII. Окончание путешествия Апостола Павла в Рим - от Мальты до Рима (1-14). Прибытие в Рим (15-16). Двукратная беседа Павла с римскими иудеями (17-29). Заключение книги Деяний Апостольских (30-31) 1 "Узнали..." - очевидно, от жителей острова о его названии Мелит - нынешняя Мальта,
Из книги Библия. Современный русский перевод (SRP, RBO) автора БиблияПУТИ АПОСТОЛА ПАВЛА Апостол Павел спешил в Иерусалим. По пути он остановился в Кесарии, в доме Филиппа.Пришел из Иудеи пророк по имени Агав, вошел в дом Филиппа, взял пояс Павла, связал себе руки и ноги и сказал: - Владельца этого пояса свяжут иудеи в Иерусалиме и отдадут
Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора БиблияПослания апостола Павла
Из книги Путешествие ко святым местам в 1830 году автора Муравьев Андрей НиколаевичПослания апостола Павла
Из книги Что такое Библия? История создания, краткое содержание и толкование Священного Писания автора Милеант АлександрОбзор русских путешествий в Святую землю «Се аз недостойный, игумен Даниил, худший во всех мнисех, смирен сый грехи многими, недоволен о всяком деле блазе, понужен мыслию своею, нетерпением своим, восхотех видети святый град Иерусалим и землю обетованную и места святая:
Из книги автораПослания апостола Павла Значение посланий святого апостола Павла Из всех новозаветных священных писателей более всего в изложении христианского учения потрудился апостол Павел, написавший 14 посланий. По важности своего содержания они справедливо называются «вторым
Из книги автораОбзор учения апостола Павла Послания Павла имеют в составе Нового Завета великое значение, ибо в них мы находим глубокое и всестороннее раскрытие и разъяснение истин евангельского учения. Кроме отдельных, особо любимых апостолом Павлом, истин Христовой веры, как,