Игры для овз. Подвижные игры для детей с овз. До, после, между

Мода 21.09.2020
Мода

Учитель-дефектолог

Тарасова М.Н.

ГБОУ Школа 2127

Москва 2017 год

В последнее время компьютерные технологии стали активно использоваться в педагогике. Для детей с нарушениями в развитии компьютер может стать мощным средством для социальной адаптации, обучения, профессиональной деятельности. Ученики с грубыми нарушениями двигательной сферы могут выполнять письменные работы на компьютере, осуществлять коммуникацию через интернет, заполнять досуг и так далее.

В нашей школе ведется работа по обучению детей с тяжелыми формами ДЦП управлению компьютером с помощью специальных периферических устройств, таких как джойстик, трекбол, система «Шлемомышь» и программа «Специальные возможности».

Контингент нуждающихся в специальной периферии в основном составляют дошкольники и младшие школьники. У многих из них игровая деятельность является ведущей, что обуславливает применение развивающих компьютерных игр. В процессе овладения игрой ребенок учится принимать решения, доводить начатое дело до конца. Повышается мотивация за счет игровой стратегии, и обратной связи: ребенок получает одобрение, похвалу со стороны компьютера, видит результат своих действий на экране, что является важным моментом в занятии.
Таким образом, применение развивающих компьютерных игр оптимизирует коррекционный процесс, помогает осуществлять качественный индивидуальный подход в обучении детей, повышает мотивацию и заинтересованность детей.

Серия специальных компьютерных игр «Диджей»

Компьютерные игры серии «Диджей» используются на начальном этапе обучения управлению курсором. Они предназначены для формирования мотивации к работе. Также они могут использоваться как музыкальная пауза во время занятия.

Задачи:

  • формирование движения руки для передвижения курсора по горизонтали
  • установление опосредованной связи между действиями руки, производящими манипуляции со специальной мышью, и передвижением курсора
  • осуществление положительной обратной связи в виде включения звука, в качестве подтверждения о выполненном действии. Отрицательная обратная связь через звук происходит в том случае, когда ученик кликает вне прямоугольника: компьютер дает направляющие команды «левее», «выше» и т.п., что дает возможность самостоятельной работы обучающегося.
  • формирование прослеживания взглядом за курсором.

Описание компьютерной игры:

Ребенок должен переместить курсор внутрь прямоугольника с картинкой или с названием песни и кликнуть, тогда зазвучит песня. В зависимости от имеющихся нарушений (зрения, движений: наличия спастики, гиперкинезов и позотонических рефлексов) есть варианты игр, в которых достаточно только наехать на картинку.

Используется крупный курсор для пользователей с нарушениями зрения. В соответствии с возрастом обучающегося и его индивидуальными музыкальными предпочтениями выбирается одна из программ.

Колыбельные
Новогодняя №1
Новогодняя №2
Песни Пинегина

Специальная компьютерная игра «Стиралочка»

Компьютерная Игра «Стиралочка» используется на начальном этапе обучения. Она предназначена для формирования первичных навыков управления курсором.

Задачи:

  • формирование движений руки для передвижения курсора;
  • расширение полей зрения;
  • формирование фокусировки и прослеживания взглядом за курсором;
  • идентификация изображения

Описание игры:

Экран залит зеленым цветом, под ним находится изображение какого-либо предмета или фотография. Ученик должен перемещать курсор по экрану, тем самым, как бы стирая зеленый слой. Таким образом, он сможет открыть всю картинку.

Игра «Стиралочка»


Стиралочка
Стиралочка

Серия специальных компьютерных игр «Оживающие картинки»

Компьютерные игры серии «Оживающие картинки» используются на начальном этапе обучения для детей с сопутствующими нарушениями зрения. Они предназначены для формирования первичных навыков управления курсором. Также они могут использоваться для повышения мотивации к работе и как музыкальная пауза во время занятия.

Задачи:

  • формирование движений руки, обеспечивающих передвижение экранного курсора
  • установление опосредованной связи между действиями руки, производящими манипуляции со специальной мышью, и передвижением курсора;
  • расширение полей зрения;
  • формирование прослеживания взглядом за курсором;
  • осуществление положительной обратной связи в виде включение звука, в качестве подтверждения о выполненном действии.

Принцип действия:

На экране прямоугольник, разделенный на 4, 6 или 12 частей, одна из частей мигает для привлечения внимания. Ученик должен переместить курсор внутрь мигающего прямоугольника и кликнуть, тогда он сменится на кусочек картинки. Следом начинает мигать другая часть. Когда ребенок откроет последний кусочек картинки, она «оживает»: демонстрируется фрагмент мультфильма.

Есть варианты, в которых последовательность открывания кусочков картинки определяется какой-либо известной закономерностью, например, последовательность цифр в числовом ряду и т.п.

Матроскин

Лягушки


Поход


Контакт


Анаграмма


Чипполино


Шульте 9

Серия специальных компьютерных игр «Найди такой же»

Специальные игры серии «Найди такой же» используются на начальном этапе обучения для детей с сопутствующими нарушениями зрения. Они предназначены для формирования и развития зрительного восприятия, операций сличения и поисковых способов ориентировки на свойства предметов.

Задачи:

  • формирование операции сличения;
  • активизация зрительного внимания;
  • установление опосредованной связи между действиями руки, производящими манипуляции со специальной кнопкой мыши, и изменениями на экране.

Описание игры:

На экране демонстрируются два разных изображения, отличающихся одним свойством, например, цветом, формой, назначением и т.д. Ученик должен поместить курсор внутрь левого изображения и кликнуть, тогда правая картинка сменится на другую картинку.

Следует кликать до тех пор, пока не появится точно такое же изображение. Как только результат будет достигнут, нужно передвинуть курсор на правую картинку и кликнуть, начнет проигрываться видео с песенкой. Если ребенок не замечает появления двух одинаковых картинок, то изображения продолжают меняться по кругу.

Форма 1

Форма 2

Цвет 1

Цвет 2

Транспорт

Птицы

Игрушки

Овощи

Серия специальных компьютерных игр «Половинки»

Игры серии «Половинки» используются на начальном этапе обучения для детей с сопутствующими нарушениями зрения. Они предназначены для формирования и развития зрительного восприятия. Также они могут использоваться для повышения мотивации к работе и как музыкальная пауза во время занятия.

Задачи:

  • активизация зрительного внимания;
  • формирование фокусировки взгляда на экране;
  • установление опосредованной связи между действиями руки, производящими манипуляции со специальной кнопкой мыши, и изменениями на экране;
  • распознавание целого по его части;
  • идентификация изображения.

Описание игры:

На экране демонстрируются половинки разных изображений, соединенные вместе. Ученик должен поместить курсор внутрь левой половинки и кликнуть, тогда правая половинка сменится на другую картинку.

Следует кликать до тех пор, пока изображение не станет целым. Как только результат будет достигнут, нужно передвинуть курсор на правую половинку и кликнуть, начнет проигрываться видео с песенкой. Если ребенок не замечает образование целой картинки, то изображения продолжают меняться по кругу.

Половинки фруктов

Половинки ягод

Половинки круга

Половинки квадрата

Серия специальных компьютерных игр «Конструктор»

Компьютерные игровые программы серии «Конструктор» используются для учеников начальных классов с интеллектуальными нарушениями и сопутствующими нарушениями зрения. Игры предназначены для закрепления образов букв и цифр.

Задачи:

  • развитие конструктивной деятельности
  • активизация зрительного внимания

Описание игры:

в левой части экрана есть поле, разделенное на 4 равные части и меню с кнопками для выбора образа, который надо будет собирать (цифры, буквы или геометрические фигуры). При нажатии на кнопку меню в правой части экрана появляются 4 части «разрезанной» картинки.

Ученик должен собрать из них целую картинку, перетаскивая на поле в левой стороне экрана. Если обучающийся расположил кусочек правильно, то звучит колокольчик. Когда картинка собрана, то компьютер хвалит его.

Собери геометрическую фигуру

Собери букву

Собери цифру

Компьютерная игра «Конструктор букв»

Описание игры:

на экране располагается меню с кнопками, с помощью которых можно вызвать одну из четырех игр. Во всех играх нужно построить, найти, распознать одну и ту же букву, например, П. В игре «Убери» надо убрать лишние палочки, чтобы получилась буква П.

При правильных ответах осуществляется звуковое подкрепление и похвала.

Конструктор букв

Найди

Убери

Серия специальных компьютерных игр «Тесты»

Компьютерные программы серии «Тесты» используются для учеников с интеллектуальными нарушениями и сопутствующими нарушениями зрения. Игры предназначены для закрепления и проверки знаний, полученных на уроках.

Задачи:

  • активизация зрительного внимания
  • закрепление представлений о числовом ряде
  • закрепление счетных операций
  • закрепление грамматических правил
  • проверка понимания смысла прочитанного

Описание для математики:

в центре экрана задача или пример. Внизу по горизонтали расположены 4 ответа. При наезде курсором на ответ, он озвучивается и вокруг него возникает кольцо. Если обучающийся дал правильный ответ, то компьютер хвалит его. При неверном ответе идет неприятный звук.

В конце, после решения всех заданий подсчитывается количество верных и неверных ответов.

Выбери цифру

Исправь числовой ряд

До, после, между

Арифметика 1 кл.

Дроби 6 кл.

Результат игры.

Описание компьютерной игры для чтения:

На экране располагается текст для чтения, внизу меню с кнопками. Ученик должен нажать кнопку «Вопросы» после того, как прочитает рассказ. Затем ему надо отвечать на вопросы, выбирая кнопку с ответом. При правильных ответах осуществляется звуковое подкрепление и переход к следующему вопросу.

В конце подсчитывается количество верных и неверных ответов.

Тест по русскому 6 кл.

Рассказ

Вопросы к рассказу

Компьютерный тренажер «Зеленый круг»

Компьютерный тренажер «Зеленый круг» используются для тренировки зрения у учеников с атрофией зрительного нерва или амблиопией.

Задачи:

  • формирование фокусировки взгляда на объекте
  • развитие зрительного восприятия
  • развитие пространственных отношений
  • активизация зрительного внимания

Описание:

игра идет в несколько этапов. Сначала в центре экрана расположен один зеленый круг на белом фоне. Задание ученика состоит в том, чтобы каждый раз наводить курсор на зеленый круг и кликать на нем. Идет звуковое подкрепление, и игра переходит на следующий этап. При этом с каждым этапом фон вокруг круга начинает зашумляться другими геометрическими фигурами (одноцветными, разноцветными и одного цвета с кругом), затем начинает меняться сам фон до светло-зеленого.

Зеленый круг

Компьютерный тренажер «Футбол»

Компьютерный тренажер «Футбол» используется на этапе освоения навыков управления курсором через специальную периферию. Он предназначен для тренировки координации движений рук.

Задачи:

  • развитие системы «рука-глаз»
  • развитие пространственных отношений

Описание тренажера «Футбол»:

на экране дорожка, обозначенная двумя черными линиями. В одном конце ворота, а в другом – мяч. Ученик должен прикрепиться к мячу и вести его до ворот, не задевая границ дорожки. Если это удается, то звучит возглас «Гол!», и игра переходит на следующий этап. В случае касания линии раздается неприятный звук, и мяч возвращается в исходную точку. Этапы меняются, постепенно усложняясь: изменяется направление дорожки, затем она сужается и на последних этапах из прямой становится ломаной.

Тренажер «Футбол»

Компьютерная игра «Загадки»

Компьютерная игровая программа «Загадки» используется для учеников начальных классов с интеллектуальными нарушениями и сопутствующими нарушениями зрения.

Задачи:

  • активизация знаний об окружающем мире
  • развитие мышления (анализ, синтез)
  • развитие зрительного и слухового восприятия
  • активизация зрительного и слухового внимания

Описание:

В верхней части экрана крупным шрифтом написана загадка. Ниже по горизонтали расположены 3 ответа в виде картинок. При наезде курсором на картинку она озвучивается и увеличивается в размере. Чтобы дать ответ, надо кликнуть на нее.

Если ребенок отгадывает загадку, звучит похвала, и программа переходит к следующей загадке. Если ответ неправильный ребенок слышит неприятный звук.

Редакторы «Editor»

Компьютерные программы «Editor» это модификации программы Editor, созданной в МГУ (Кричевец А.Н.) Они предназначены для введения текста и действуют как виртуальная клавиатура.

Задачи:

  • осуществление компьютерного письма
  • развитие системы «рука-глаз»
  • развитие пространственных отношений
  • развитие концентрации и устойчивости внимания
  • развитие пространственной ориентировки в плоскости экрана

Описание:

На экране расположены буквы и цифры, а также служебные кнопки. При наведении курсора на букву происходит инверсия цвета, тем самым выделяется буква. При клике на букве она записывается в текстовом поле и озвучивается. Для учеников с проблемами зрения подготовлен редактор Editor Big, в котором всего 3 крупных буквы, а остальные расположены внизу под текстовым полем. При необходимости их можно добавлять или менять.

Editor Big

Для получения компьютерных игр напишите нам, заполнив форму запроса ниже. Обязательно укажите действующий почтовый адрес. Помните: для этого контента требуется JavaScript.

Степанова Елена Григорьевна,
учитель ГБС(К) ОУ № 502
Кировского района Санкт-Петербурга

Об игре, игровом поведении написано много. Игра - не порождение скоропроходящей моды. Это феномен, отличающийся особым постоянством, объединяющим время, эпохи, поколения. Само понятие игры связано со свободой, доброй волей, удовольствием, радостью. Игра - неотъемлемый элемент жизни, человеческой культуры. Педагогика связывает игру и игровое поведение с процессами воспитания, образования и развития личности.

Сегодня я попытаюсь раскрыть некоторые психологические, биологические и педагогические аспекты игры, сформулирую требования, предъявляемые к игровой деятельности, определю функции организатора игр. А также предложу конкретные подвижные игры для повышения двигательной активности детей, имеющих отклонения в умственном и физическом развитии.

ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЁНКА.

Игра, как форма активности занимает огромное место в жизни ребёнка. Стремление человеком играть зарождается в раннем детском возрасте и сопровождает его всю жизнь: от погремушки и куклы до азартных игр. Тайна этого феномена лежит в психофизической сфере человека. Действительно, если человек сидит долго в одной позе, то он чувствует потребность в движении. Энергия ищет выход, и ребёнок совершает движения без всякой цели: бегает, прыгает, толкается.

Другая точка зрения заключается в том, что игра сама по себе является не столько тратой сил, сколько их источником. Однако эти два взгляда не раскрывают истиной связи игры с внутренним миром человека, Поэтому естественно возникает вопрос о смысле сущности игры в детстве, так как этот вид деятельности занимает доминирующее место в жизни ребёнка как здорового, так и имеющего отклонения в развитии. Рассмотрим некоторые основные концепции игры.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИГРЫ.

Психологической основой игры является господство чувства в душе ребёнка, свобода их выражения, искренний смех, слёзы, восторг, то есть естественная эмоциональная сущность ребёнка, которая ищет выражение, как в физической, так и в психической сферах. Если ребёнку предложить представить, что он тонкая берёзка, которая подставляет под лучи солнца свои тонкие веточки и покачивается от лёгкого ветерка, то он сделает плавные наклоны плавнее и выразительнее, чем по показу, так как соответствующее заданию образы и эмоции позволят ребёнку выполнять движения более точно и правильно. При этом у него формируются:

Умения различать собственные мышечные ощущения (плавность, темп, ритм, амплитуда движений, появляется моторная ловкость).

Благодаря этому развиваются и психические функции:

Умение направлять внимание на собственные эмоциональные ощущения и эмоции окружающих;

Умение управлять своими ощущениями.

Участвуя в играх, дети очень непосредственно бурно переживают все события игры, ведь сколько бы не повторялась игра, она каждый раз проходит по - новому и таит в себе множество неожиданностей. Уже одно предвкушение игры часто вызывает у детей положительные эмоции, приятное волнение, ожидание радости. Сюжет игры (особенно ролевой) способствует эмоциональному самовыражению ребёнка. Дети легко перевоплащаются в цаплю, волка, птичку паровоз и т.д. И превращаясь в героев сказки они не удивляются тому, что паровоз разговаривает со светофором, а лягушка с цаплей. Дети относятся к игре с наивной серьёзностью и оберегают её. Фантазия и реальность сливаются воедино. Играя, ребёнок вживается в различные образы, знакомится с многообразием социальной действительности. Вступая в общение, он познаёт свой внутренний мир и отношения людей, секреты их взаимодействий и переживает радость и неудачи. Сначала он только подражает, затем приходит период осмысления, чтобы в дальнейшем уже самостоятельно определять собственные социально - психологические мотивы, установки. Ориентиры. У детей лучше, чем у взрослых развита интуативная способность улавливать чужое эмоциональное состояние, поэтому важно не упустить это благодатное время для развития ребёнка эмпатии, сострадания, общительности. Доброты. Дети с ОВЗ независимо от степени и глубины патологических нарушений при грамотной организации занятий подвижными играми могут получать удовольствие от общения и добиваться больших успехов в физическом и психомоторном развитии. Единственное требование к подвижным играм - они должны быть всегда интересны детям и направлены на совместное движение и контакт с другими детьми.

БИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИГРЫ.

У детей с нарушениями в развитии дефицит движения приводит к выраженным функциональным и морфологическим изменениям. Отмечено, что при гипокинезе (малоподвижности) у детей снижается активность биохимических процессов, ослабевает иммунитет к простудным и инфекционным заболеваниям, сужается диапазон возможностей дыхательной и сердечно - сосудистой систем, ослабляется нервно - мышечный аппарат, формируются различные дефекты осанки, что приводит к мышечной гипотонии, уменьшению подвижности грудной клетки во всех её отделах, общему ослаблению организма и снижению жизненного тонуса. Характерным следствием указанных нарушений является ухудшение физических и психомоторных качеств:

Координации движений;

Точности и быстроты реакции;

Скорости двигательной реакции;

Подвижности в суставах;

Равновесия;

Силы мышц;

Выносливости;

Общей работоспособности.

Другими словами, организм начинает стареет («Тело без движения подобно стоячей воде, которая плесневеет и гниёт» Максимович - Абодика Е.М.). Единственной мерой предупреждения и ликвидации отрицательных последствий гипокенизии, особенно в условиях летнего отдыха, является расширение двигательной активности, закаливание, широкое применение подвижных игр и игр спортивного характера. Известно. Что дети с различными отклонениями в состоянии здоровья, с патологией зрения, слуха, последствиями ДЦП, с проблемами интеллекта имеют разные физические возможности, и эту особенность необходимо учитывать при проведении подвижных игр. Условно, независимо от возраста выделяют три группы детей, характеризующихся большой средней и малой подвижностью.

Дети с большой подвижностью отличаются высокой реактивность, неуравновешенностью поведения, они чаще других попадают в конфликтные ситуации. Из-за чрезмерной подвижности такие дети не всегда успевают вникнуть в суть игры, в результате чего у них отмечается невысокая степень осознания своих действий. Как правило. Они хорошо выполняют простые упражнения, но избегают движений, требующих точности. Сосредоточенности. Сдержанности поведения. Движения их резки, быстры, часто бесполезны. Повышенная интенсивность игры вызывает скорее утомление, что сказывается на общем поведении.

Дети средней подвижности отличаются наиболее ровным, спокойным поведением, умеренной подвижностью Они эмоциональны, азартны, обычно уверенные, чёткие, целенаправленные.

Малоподвижные дети вялы, пассивны, быстро устают, стараются уйти в сторону, что бы никому не мешать, выбирают деятельность, не требующую большого пространства. Такие дети не решаются вступать в контакт со сверстниками, поэтому они нуждаются в постоянной помощи взрослых. Этот недостаток в поведении ребёнка чаще всего объясняется слабым двигательным опытом, обусловленным патологией и сформировавшейся привычке к малоподвижному образу жизни.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИГРЫ.

Для того, чтобы удачно выбрать подвижную игру, важно учитывать не только интересы детей, но и возрастные особенности, их психическое и физическое развитие так, дети младшего школьного возраста (7 - 9 лет) отличаются особой подвижностью, неустойчивостью внимания, постоянной потребности в движении. Однако, их организм ещё не готов к длительному напряжению, силы таких детей быстро истощаются, но после игры быстро восстанавливаются. Данная группа детей с удовольствием играет в имитационные игры, сюжетные, с пробежками, увёртыванием от водящего, прыжками, ловлей и бросанием разнообразных предметов («День и ночь», «Вызов номеров», «Мяч соседу», «Прыжки по полоскам и др.)

В возрасте 10 - 12 лет заметно лучшее развитии координационных возможностей. Силы, быстроты, что ведёт к лучшему управлением телом и способности к более сложным подвижным играм. Развитие оперативного мышления, устойчивость внимания и заинтересованность характеризуют психику детей данного возраста. Это особенно важно, поскольку детей этого возраста начинают интересовать игры с элементами соревнования между отдельными участниками (командами). Игры детей 10 - 12 лет отличаются большей длительностью и интенсивностью нагрузки. («Круговая лапта», «Верёвочка под ногами», «Перестрелка», «Борьба за мяч», «Перетягивание через черту» и др.). В этом возрасте у детей формируются и укрепляются волевые качества, ярче проявляется самостоятельность смелость, инициатива, решительность. Дети демонстрируют дисциплинированность, активность и выдержку. Но при неправильной нагрузке нередки вспышки резкости. Грубости, нетерпеливости. Поэтому во время игры нельзя допускать излишнего возбуждения и напряжения.

Подростковый возраст 13 - 15 лет. Его ещё называют переходным, так как в этот период интенсивно развивается и растёт весь организм. Усиленно растут костная и мышечная системы, сердечно - сосудистая система мгновенно реагирует на физическую нагрузку и сравнительно быстро восстанавливается. Более развито логическое мышление, способность к анализу и обобщению определяют мотивы поведения подростка, Иногда подростки полностью отказываются от занятий, предпочитая другие формы досуга. В таких случаях необходимо проявлять такт, выдержку. Терпение, сочетая их с требовательностью. Умением избегать конфликтных ситуаций. Подростки с удовольствием играют в волейбол, теннис и другие спортивные игры, среди подвижных игр -эстафеты с бегом, прыжками, метанием («Круговая лапта», «Мяч капитану», игры с преодолением комбинированных препятствий, требующих точности, умения ориентироваться в пространстве, координации движений, быстроты реакции.).

В работе со старшими детьми 16 -18 лет могут быть использованы игры предшествующей возрастной группы. Играя, они сосредотачивают внимание на тактике и результатах игры, проявляя большую самостоятельность. Многие из них берут на себя роль лидера, капитана команды, организовывая согласованные действия играющих.

Целенаправленно подобранные подвижные игры способны развить у детей - инвалидов:

Мелкую моторику;

Координацию движений;

Равновесие;

Точность

Дифференцировку усилий, времени, пространства;

Улучшить качество внимания, звукопроговаривания;

Помогают освоению элементарных математических представлений, то есть стимулируют развитие физических, психомоторных и интеллектуальных способностей детей.

ПОДГОТОВКА, ОРГАНИЗАЦИЯ И РУКОВОДСТВО ИГРОЙ.

Любой игре предшествует объяснение, которое даётся в следующей последовательности:

Название игры;

Роли играющих и их расположение на игровой площадке;

Правила и ход игры;

Определение победителей.

Крики радости, свобода выражения подбадривания болельщиков и общий шум естественное сопровождение подвижной игры. По окончании её дети также эмоционально принимают свою победу или поражение. Для руководителя крайне важно дать всем участникам справедливую оценку. Необъективность всегда вызывает отрицательные эмоции и даже обиду. Заканчивать игру нужно своевременно. Затягивание может привести к потере интереса у детей. Внезапная остановка также нежелательна. Одна из важных задач руководителя игры - дозирование нагрузки, Регулировать нагрузку можно различными способами: сокращение длительности игры; введение перерывов для отдыха; изменением количества играющих; уменьшением поля игровой площадки; изменением правил; сменой роле играющих; переключением на другую игру.

Таким образом, в организации и методике проведения подвижных игр можно выделить ряд последовательных этапов подготовки:

Выбор игры (зависит от коррекционных задач);

Подготовка места для игры (принять все меры предосторожности);

Подготовка инвентаря (продумать и подготовить заранее);

Разметка площадки (границы ярко очерчены, линия границ не более 3 метров от препятствий: стен, деревьев, пней);

Расстановка играющих (указать исходное положение, следить, чтобы дети не стояли лицом к солнцу);

Объяснение правил и хода игры (определение ролей играющих и их местонахождение, содержание и правила игры);

Назначение водящих (выбор по желанию, по жребию);

Судейство (объективное и точное);

Дозировка нагрузки (незначительная, умеренная, тонизирующая, развивающая);

Окончание игры (при появлении первых признаков утомления и снижении интереса, поведения, состава играющих);

Подведение итогов (краткий разбор игры с анализом ошибок с привлечением самих детей, что способствует развитию наблюдательности, уточнению правил игры, приучает к осмыслению действий и сознательной дисциплины).

Искренность доброжелательность, жизнерадостность и открытость, сопереживание и умение помочь, заметить успехи - вот те качества, которые притягивают детей, вызывают их симпатию и уважение к взрослому, а иногда являются главным мотивом участия в игре.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ ИНТЕЛЛЕКТА.

К этой категории относятся дети с ОВЗ, проявляющейся в стойких нарушениях познавательной деятельности, возникающих вследствие органического поражения коры головного мозга. Это такое нарушение развития, при котором страдает не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Однако, несмотря на многочисленные отклонения во всех сферах жизнедеятельности, дети с умеренной умственной отсталостью способны к обучению и развитию. Педагогические средства, принципы и методы носят в этом случае коррекционно - развивающий характер и направлены на максимальное преодоление (или ослабление) недостатков познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сфер с ориентацией на положительные возможности ребёнка. Наиболее адекватной формой преодоления и компенсации указанных недостатков является двигательная активность, в которой ведущее место принадлежит подвижной игре.

ИГРА «ДОТРОНЬСЯ ДО…»

ЦЕЛЬ:

Формирование у ребёнка представлений о форме, размерах и других свойствах предметов;

Развитие быстроты реакции.

ХОД ИГРЫ:

Все играющие одеты разнообразно. Ведущий выкрикивает: «Дотронься до синего!». Игроки должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников игры что - то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета меняются каждый раз, кто не успел вовремя среагировать, становится ведущим.

Варианты: можно называть форму и размер предмета. Затем усложняем: «Дотронься до красного круглого».

Кого заинтересовала данная тема, предлагаю обратиться к книге «Детские подвижные игры» (под редакцией Е.В.Конеевой) - Ростов - на - Дону: Феникс, 2006. (Мир вашего ребёнка).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Григорьев Д.В.Совершенствование двигательной способности школьников в условиях общеобразовательной школы. - СПб, Наука - Питер, 2005.

Детские подвижные игры /под редакцией Е.В.Конеевой/ - Ростов - на Дону: Феникс, 2006. (Мир вашего ребёнка).

Кенеман А.В. и др. Детские подвижные игры народов ССР. - М.: 1988.

Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. Программно - методические материалы /под редакцией И.М. Бгажноковой. - М.: ВЛАДОС, 2010.

Осокина Т.И. Игры и развлечения детей на воздухе. - М.:1998.

Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.И. Игралочка. - М.: Баласс,2001.

Стаковская В.Л.Подвижные игры в терапии больных и ослабленных детей. -М.:2005.

Страковская В.Л. 300 подвижных игр от 1 года до 14 лет. - М.:1998.

Шишкина В.А. Движение + движение: книга для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 1992.

Иванова Альбина Тимофеевна, Котикова Алевтина Георгиевна, воспитатели МБДОУ "Детский сад № 105", г. Рязань

Подвижные игры занимают ведущее место, как в физическом воспитании здорового ребенка, так и в процессе физической реабилитации детей с ОВЗ, позволяя на высоком эмоциональном уровне эффективно решать лечебные и воспитательные задачи. По мнению Л.С. Выгосткого. психологической основой игры является господство чувств в душе ребенка, свобода их выражения, искренние смех, слезы, восторг, то есть та естественная эмоциональная сущность ребенка, которая ищет выражения, как в физической, так и в психологической сфере. Участвуя в подвижных играх, дети очень непосредственно и бурно переживают все события игры. Игровыми средствами являются основные движения: ходьба, бег, прыжки, метание, переноска груза, лазание и т.д.

Целенаправленно подобранные подвижные игры, игровые упражнения, игровые задания, развивают мелкую моторику рук, координацию движений, глазомер, улучшают качество речевого развития, стимулируют развитие физических, психомоторных и интеллектуальных способностей детей. Игра активизирует образно-эмоциональное мышление, внимание, память, снимает умственное утомление, создает творческую атмосферу, способствует устранению замкнутости, застенчивости. Подвижная игра моделирует ролевые отношения, помогает вступать во взаимодействие с другими детьми в коллективе, что необходимо для формирования навыков общения среди детей с ОВЗ.

Организовывая игру важно создавать благоприятные двигательно-игровые условия для реализации детьми их естественного двигательного потенциала. Принцип "не навреди" является одним из наиболее существенных в организации подвижной игры. Известно, что дети с различными отклонениями в состоянии здоровья (с патологией зрения, слуха, последствиями детского церебрального паралича, с проблемами интеллекта и др.) имеют разные физические возможности, и эту особенность необходимо учитывать при проведении подвижных игр. Для ребенка с нарушением в развитии крайне важно, из каких двигательных действий состоит игра, с какой интенсивностью (напряженностью, темпом) она проводится, как отвечает на полученную нагрузку организм. Подбирая подвижные игры необходимо учитывать характер и глубину дефекта, реальные двигательные возможности ребенка и его индивидуальную реакцию на физическую нагрузку. Важно, чтобы нагрузка была доступной для ребенка и не вызывала у него перенапряжения и утомления. Содержание и дозировка нагрузки должны предусматривать постепенность усложнения игровой деятельности, чередование их по направленности, интенсивности и продолжительности, что поддерживало непосредственный интерес к игре.

Подвижная игра выступает как средство и метод двигательной активности, используемая в адаптивном физическом воспитании, синтезирует в себе те функции, которые сопутствуют социализации ребенка с ОВЗ.

Проект конспекта подвижной игры "Котел"для детей с ОВЗ.

Возраст детей 5-6 лет.

Котикова Алевтина Георгиевна, воспитатель.

Возраст детей

Вид ОВЗ ребенка

Задержка психического развития

Подвижная игра "Котёл".

Цель воспитателя

Способствовать сплочению детского коллектива; снятию состояния агрессии.

Педагогические задачи:


Образовательные;

Способствовать развитию внимания и произвольной регуляции собственной деятельности. Создать условия для дружеского взаимодействия детей со сверстниками


Коррекционные.

Развитие координации движений. Способствовать развитию умения контролировать своё эмоциональное состояние.

«Котёл» - это ограниченное пространство в группе (например, ковёр). Участники на время игры становятся «капельками воды» и хаотично двигаются по ковру, не задевая друг друга. Ведущий произносит слова: «вода нагревается!», «вода становиться теплее!», «вода горячая!», «вода кипит!», …. Дети в зависимости от температуры воды меняют скорость движения. Запрещается сталкиваться и выходить за пределы ковра. Тот, кто нарушает правила, выходит из игры. Победителями становятся самые, внимательные и ловкие.

Воспитатель: -Дети, сегодня мы превратимся в капельки воды. Ковер это наш котел. Вы ходите и бегаете по всему ковру в движении, показываете что происходит с водой. Запрещается толкать друг друга и выходить за пределы ковра. Вы все капельки "холодной воды" - ходим по ковру медленно, лениво. "Вода нагревается" - двигаемся немного быстрее, "вода горячая"- еще ускоряем движения, не толкаемся, с ковра не выходим. "Вода кипит"- бегаем.

Если ребенок не выполняет правило, ему можно предложить вместе с воспитателем быть ведущим, или в паре с воспитателем выполнять движения.

Участники встают на ограниченное пространство. По команде ведущего начинаются двигаться в хаотичном порядке в соответствии с командами ведущего. Главное условие - не задевать друг друга, не выходить за пределы обозначенной территории.

Проект конспекта подвижной игры "Вороны" для детей с ОВЗ.

Возраст детей 3-4 года.

Иванова Альбина Тимофеевна, воспитатель

Возраст детей

Младший дошкольный 3 - 4 года

Вид ОВЗ ребенка

Нарушение опорно-двигательного аппарата. ДЦП (диплегия нижних конечностей).

Подвижная игра «Вороны».

Цель воспитателя

Организовать деятельность детей, направленную на развитие способности к подражанию, умению ритмично двигаться.

Педагогические задачи:

Познакомить детей с правилами игры, организовать игровую деятельность.


Образовательные;

Организовать практические упражнения, способствующие развитию умения ориентироваться в пространстве, координации движений.


Коррекционные.

Создать условия для развития умения держать равновесие при приседании на корточки

1 вариант - без помощи взрослого.

Дети стоят «стайкой», изображая ворон, и подражают движениям взрослого, который поет:

Вот под елочкой зеленой скачут весело вороны:

«Кар-кар-кар!»

Целый день они кричали, спать ребяткам не давали:

«Кар-кар-кар!»

(Дети бегают по группе, размахивают руками, как крыльями.)

Только к ночи умолкают, спят вороны, отдыхают.

Тихо. «Кар-кар-кар!» (А.Ануфриева)

(Садятся на стульчики, руки под щеку-«засыпают».)

2 вариант - все действия выполняются вместе с мамой или взрослым.

Опишите условия, необходимые для проведения игры

Ровная поверхность игровой площадки. Отсутствие лишних предметов во время игры во избежание травматизма. Стульчики для детей с ДЦП стоят вблизи игровой площадки.

Игра средней интенсивности проводится 2-3 раза.

Литература:

1. Маллер А. Р. Ребенок с ограниченными возможностями. - М., 2002.

2. Стаковская В.Л.Подвижные игры в терапии больных и ослабленных детей. -М.:2005.

3. Шапкова Л.В. Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии СПб.: ″ДЕТСТВО-ПРЕСС″, 2002.

4. Шишкина В.А. Движение + движение: книга для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 1992.

5. Роль подвижной игры в реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья / URL:

Екатеринбург

2018

Сборник развивающих игр для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) младшего школьного возраста / Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа №25 имени В.Г. Феофанова. Екатеринбург, 2017. - 36 с.

Составитель : Суздальцева Олеся Сергеевна, учитель начальных классов.

В сборник включены развивающие игры и упражнения на развитие восприятия, внимания, памяти для успешного обучения ребенка в общеобразовательной школе, способствующие формированию психологической готовности к усвоению материала. задания, упражнения, игры расположены по возрастанию степени сложности.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.....................

Дидактические игры, применяемые на уроках письма и развития речи...................................

Дидактические игры, используемые на уроках математики.....................................

Дидактические игры, используемые на уроках окружающего мира...................................

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………................

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения. При этом каждый педагог должен помнить и о возрастных особенностях детей, о тех отклонениях в развитии, которые характерны для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Как правило, эти дети инертны, неэмоциональны. Поэтому необходимы такие методические приемы, которые могли бы привлечь внимание, заинтересовать каждого ребенка. Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности.

Игра – метод обучения. В школе игровая деятельность используется в следующих случаях:

в качестве самостоятельной технологии для усвоения темы;

в качестве урока, его части.

Дидактическая игра является и игровым методом и формой обучения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) , и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего развития личности учащегося. Это сложное педагогическое явление .

Любая дидактическая игра имеет две цели: одна обучающая, которую преследует учитель, другая игровая, ради которой действует ученик. Эти две цели должны дополнять друг друга. Дидактическая игра является одним из самых эффективных методов усвоения учебного материала. Она дает возможность повторить один и тот же материал разными способами.

Для выбора дидактической игры нужно знать уровень знаний учащихся. Иначе говоря, определяя дидактическую игру, нужно знать:

  • какие знания, умения, навыки имеют учащиеся;
  • какие знания, навыки, умения нужно закрепить;
  • какие умственные операции развиваются;
  • какие личностные качества формируются.

Дидактические игры могут проводиться, как с игрушками, предметами и картинками та и без наглядного материала, в форме словесных игр.

Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр.

1. Во время игры учитель должен создавать в классе атмосферу доверия, уверенности учащихся в собственных силах и достижимости поставленных целей. Залогом этого является доброжелательность, тактичность учителя, поощрение и одобрение действий учащихся.

2. Любая игра, предлагаемая учителем, должна быть хорошо продумана и подготовлена. Нельзя для упрощения игры отказываться от наглядности, если она требуется.

3. Учитель должен быть очень внимательным к тому, насколько учащиеся подготовлены к игре.

Дидактические игры кратковременны (10-20 мин.), и важно, чтобы всё это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче. Дидактические игры можно использовать на разных этапах урока.

Дидактические игры, применяемые на уроках

письма и развития речи

Цели : р азвитие слухового восприятия, умения выделять звуки в словах, их место, проводить сравнительный анализ слов, составлять слова из данных букв, изменяя их порядок в слове, активизация словаря учащихся, закрепление правописания слов на изученное правило.

Игра « Чудесное превращение слов»

Прослушивание стихов с «заблудившимися» буквами. В каждом стихотворении есть слово, которое не подходит по смыслу и в котором вместо одной буквы стоит другая. После чтения каждого стихотворения проводится анализ и новая пара слов записывается на доске.

Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак,

Но зато ему потом

На крючок попался дом. (сом)

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

- Там ползет зеленый лук (жук)

С длинными усами.

Врач напомнил дяде Мите:

- Не забудьте об одном:

Обязательно примите

Десять цапель перед сном. (капель)

На пожелтевшую траву

Роняет лев свою листву. (лес)

Забодал меня котел, (козел)

На него я очень зол!

Игра «Два колодца»

На таблице изображены два колодца. Рядом стоят ведра, на которых написаны буквы. Выберите ведро так, чтобы буква на нем подошла к тем словам, которые написаны на срубе. У вас должно получиться по четыре разных слова. отличающихся одной буквой.


Игра « Что перепутал художник»

Ученики работают с карточками, на которых нарисованы: рак (подписано мак), коза (подписано роза), мышка (подписано мишка), кот (подписано кит), муха (подписано мука). Исправь ошибку.

МАК

РОЗА

МИШКА

КИТ

МУКА

Игра «Спрятавшееся слово»

На доске в столбик написаны слова: хлев, уточка, столб, щель, зубр, удочка, клещ. В каждом из этих слов спряталось еще одно слово. Какие слова спрятались? Найдите их в соседнем столбике и соедините.

Новые слова: лев, точка, стол, ель, зуб, дочка, лещ.

ХЛЕВ

ТОЧКА

УТОЧКА

СТОЛ

СТОЛБ

ЕЛЬ

ЩЕЛЬ

ЛЕВ

ЗУБР

ДОЧКА

УДОЧКА

ЗУБ

КЛЕЩ

ЛЕЩ

Игра «Впиши слова в пирамидку»

Вписать слова, используя рисунки с изображениями: баран, бусы, барабан, бык.

Игра «Перекрестки» (отгадай загадки)

По описанию догадайтесь, о каком предмете идет речь и впишите его в строки

1. Инструмент, которым забивают гвозди.

2. Инструмент, которым рубят дрова.

3. Малина, черника, крыжовник – одним словом.

4. Большой населенный пункт.

5. Овощ красного цвета.

(Молоток, топор, ягоды, город, помидор.)

Игра «Угадай последнее слово и запиши»

Угадать последнее слово и записать его, подчеркивая орфограммы.

  1. Не поедет без бензина наша быстрая … (машина).
  2. Ты к обеду положи ложки, вилки и ….. (ножи).
  3. Захотели малыши поточить….. (карандаши).
  4. Наша Мурка спит и слышит, как в углу скребутся ….. (мыши).
  5. Белокрылые хозяйки, над волной летают….. (чайки).
  6. Стали звездочки кружиться,
  7. Стали на землю ложиться,
  8. Нет, не звезды, а пушинки,
  9. Не пушинки, а ….. (снежинки).
  10. Удивляется наш Сашка:

Блюдце есть, а где же….. (чашка)?

  1. Принесла нам дождь плакучий

Эта грозовая …..(туча).

  1. Я от досады чуть не плачу –

Не решается….. (задача).

Игра «Цепочка из слов»

Попробуй составить цепочку из слов, меняя лишь одну букву, и превратить лук в сок, кошку в мышку, кита в сома.

Игра «Собери слово»

Игра «Занимательные слова»

Раздели каждый ряд букв так, чтобы получились слова. Запиши полученные слова.

Дидактические игры, используемые на уроках математики

Игра «Математический бег по числовому ряду»

Цель: обучение детей приёмам прибавления и вычитания числа 2 с опорой на числовой ряд.

Оснащение: числовой ряд, указка, записанные на доске пары примеров

4 + 2 = 8 + 2 = 6 + 2 =

4 – 2 = 8 – 2 = 6 – 2 =

С какой стороны в числовом ряду стоит следующее число от данного? (справа).

На сколько шагов мы продвигаемся вправо от числа, чтобы получить следующее число? (на 1)

Если прибавим к числу 2 единицы, то на сколько шагов продвинемся вправо? (показываю по числовому ряду каждое следующее число, дети хором считают шаги и отмечают, что их 2).

Давайте побегаем глазками по числовому ряду, прибавляя 2 к разным числам. (Учащиеся совершают игровые действия по заданию учителя.)

Игра «Было – стало»

Цель. Ознакомление с переместительным законом сложения.

Оснащение. На доске и у каждого ученика на парте рисунок ёлочки и игрушки.

Содержание. Учитель закрепляет на магнитной доске рисунок ёлочки. На ветках «развешивает» слева 3 игрушки, а справа – 2. Дети повторяют те же действия на местах. По рисункам составляется и записывается на доске пример на сложение: 3 + 2. После того, как он будет решён, учитель просит детей закрыть глаза и переставляет рисунки игрушек. Открыв глаза, учащиеся замечают, что изменилось, и тоже меняют местами свои рисунки. По новой иллюстрации составляется ещё один пример на сложение: 2 + 3. Решив его дети получают тот же ответ: 5. Несколько раз поменяв местами различное число игрушек на левых и правых ветках ели и составив 3 – 4 пары примеров учащиеся подводятся к выводу: от перестановки слагаемых сумма не изменяется.

Игра «Диспетчер и контролёры»

Цель. Ознакомление с составом числа 10.

Оснащение. На доске схематически изображается аэропорт и самолеты. Ученик, выполняющий роль диспетчера, отправляет по 1 самолету из аэропорта (перемещает по 1 самолету). Контролёры (все остальные учащиеся класса) ведут учёт, сколько самолетов отправили и сколько их остаётся после отправления каждой машины.

Чтобы не забыть число отправленных и оставшихся самолетов, они выкладывают разрезные цифры из кассы таким образом:

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

В результате делается вывод о составе числа 10.

Игра «Волшебная яблоня»

Цель. Закрепление знания таблицы сложения и вычитания чисел первого десятка.

Оснащение. Изображение яблони с кармашками для яблок . Примеры на сложение и вычитание с пропущенными числами.

2 + □ = 5 4 + 2 = □ □ – 3 = 6 и т. п.

Ученики вспоминают примеры на сложение и вычитание чисел первого десятка. Догадавшись, какого числа не хватает, срывают яблоко с этим числом и вставляют в окошечки.

Игра «Восстанови путь Карлсона»

Цель. Закрепление знаний таблицы умножения и деления с числом 8.

Оснащение. Изображение Карлсона, запись примеров на доске.

Содержание. Записанными на доске примерами зашифрованы города. Учащимся нужно восстановить путь Карлсона, узнав города, в которых он побывал. Код городов также зашифрован, узнать его можно, решив пример, записанный под Карлсоном. Узнав код (это число 8), учащиеся находят города с таким же кодом (ответом) и восстанавливают путь, проводя линию от одного примера к другому.

Игра «Незадачливый математик»

Цель : обобщение знаний учащихся о замене числа суммой его разрядных слагаемых.

Оснащение. Кленовые листья, вырезанные из бумаги, с записанными на них числами и знаками, фигура Медвежонка.

Немного в стороне крепятся вырезанные из бумаги кленовые листья с записанными на них цифрами и знаками и иллюстрация Медвежонка.

Учитель предлагает следующую ситуацию: “Ребята, Медвежонок решил примеры на кленовых листочках. Подул ветер - и листочки разлетелись. Очень расстроился Медвежонок. Как же теперь быть? Надо помочь ему”. Ребята по очереди выходят к доске, ищут листочки с правильными ответами и заполняют ими пропуски. Данные игры помогают понять, насколько хорошо учащиеся усвоили пройденный материал.

43 =  + 3

 = 20 + 9

57 = 50 + 

35 = 30  5

1  = 10 + 5

 4 = 40 + 



Игра «Вырастим сад»

Цель. Обобщение любых вычислительных навыков.

Оснащение. Изображения деревьев, ягодных кустарников, цветов. на обратной стороне картинок записаны примеры.

Учитель приглашает ребят полюбоваться выращенным садом, делается вывод о роли математических знаний в успешном выполнении задания.

По такому же принципу можно запускать рыбок в аквариум, и расселять животных по местам их обитания и т. д.


Игра «Что перепутал Незнайка?»

Цель. Повторение таблицы умножения, формирование умения сравнивать числовые выражения.

Оснащение. Изображение Незнайки и записанные на доске верные и неверные неравенства.

Игра «Проводи Красную Шапочку к бабушке»

Цель. Повторение таблицы умножения.

Оснащение . На магнитной доске – изображения домика бабушки, Красной шапочки, деревьев, кустов, цветов, под которыми записаны примеры на умножение и деление.

Эту игру можно проводить в форме соревнования. Одна команда будет искать тропинку волка, другая – Красной шапочки. Кто быстрее доберётся до бабушки, тот и победил.

Игра «Составь поезд»

Цель. Формирование вычислительных навыков. Проверка решения примеров с помощью составления слов.

Оснащение . Рисунки вагонов с отмеченными на них буквами алфавита – по одной на вагоне – и окошками для записи примеров.

Например, на вагоне с буквой «В» написан пример (5 – 4), с буквой «А» -

(6 – 4), с буквой «Г» - (7 – 4), с буквой «О» - (8 – 4), с буквой «Н»

(9 – 4). Составив поезд, дети читают слово «вагон».

Игра «Ну, погоди!»

Цель: повторение порядкового счета ; развитие внимания, логического мышления.

Если расставим все числа правильно, то волк не догонит зайца.


Игра «Треугольники»

Цель: развитие вос ­ приятия формы предметов.

На рисунке изображены треугольники: Вопрос к ребятам: Сколько треугольников изобра ­ жено на рисунке?

Дидактические игры, используемые на уроках окружающего мира

Игра «Я на уроке в первый раз»

Цель : Закрепить представления детей о правилах поведения на уроке, упражнять детей в действиях, соответствующих требованиям Правил для учащихся.

Оборудование . Кукла в ученической форме.

Ход игры . Слышится стук в дверь. Учитель вводит куклу. Она здоровается с учителем и ребятами (за куклу, изменяя голос, говорит учитель). Педагог знакомит с новой ученицей и усаживает на свободное место за партой. Просит детей рассказать и по возможности показать новой ученице правила поведения на уроке.

Игра «Что нам нужно для учебы»

Цель . Закрепить представления школьников о названии и назначении учебных принадлежностей. Учить правильно, произносить слова.

Оборудование . Кукла Буратино, портфель, в котором лежат учебные и не учебные вещи (на усмотрение учителя).

Ход игры . Учитель знакомит детей с куклой Буратино. Потом, переводит взгляды детей на портфель Буратино. Под руководством педагога, дети рассматривают и называют содержимое портфеля. Отбирают предметы нужные для учебы. Объясняют, как этот предмет используется в процессе обучения.

Игра «Собери картинку»

Цель: закрепить знания детей об основных характерных признаках пор года; упражнять в складывании целого из частей; развивать восприятие, воображение, внимание, память; формировать интерес к игре.

План игры:

  1. Предложить ребятам поиграть, сообщить правила игры.
  2. Рассмотреть с детьми картинки, с изображением пор года, уточнить, как дети определили, что это именно та пора года, используя вопросы: «Что изображено на картинке?», «Какая пора года?», «Как ты узнал, что это зима (весна, лето, осень)?».
  3. Раздать детям разрезные картинки и предложить им сложить их, используя игровой приём: злая волшебница разорвала картинки и их надо сложить.
  4. Подвести итог игры.

Игра «Осень»

Цель . Закрепить представления детей о признаках осени. Учить показывать действиями и проговаривать признаки осени, подражая педагогу.

Оборудование . Картинки с изображением отдельных признаков осени.

Ход игры. Учитель показывает картинки с признаками осени. Дети, подражая ему, показывают движения и проговаривают то, что изображено. Аналогично можно провести игры: "Зима", "Весна", "Лето".

Игра «Овощи и фрукты»

Цель . Закрепить умения детей классифицировать и называть овощи и фрукты.

Оборудование . Картинка с изображением сада и огорода, картинки из серии «Овощи и фрукты».

Ход игры . Дети достают предметные картинки и называют то, что на них изображено. Определяют, где растет.

Игра «Птицы»

Цель. Учить узнавать птиц по словесному описанию.

Оборудование. Картинки из серии «Птицы» .

Ход игры. На доске вывешиваются картинки с изображением птиц. Педагог вызывает кого-либо, приводит краткое описание одной из птиц и просит ее найти на картинке.

Игра «Помоги домашним (диким) животным»

Цель . Расширить и уточнить значение слов, связанных с названием домашних (диких) животных и с образом их жизни.

Оборудование . Трафареты с изображением домашних (диких) животных. Картинка с изображением дома, сарая, конуры (леса, куста, берлоги, дупла).

Ход игры. Дети по очереди достают трафареты с изображением домашних (диких) животных, называют их и помогают найти животному свой дом. Если ребенок при ответе допускает ошибку, то учитель призывает на помощь других детей.

Игра «Покорми животных»

Цель . Обогащать и уточнять представления о самих животных, о том, чем они питаются.

Оборудование . Картинки из серии «Домашние (дикие) животные». Мелкие картинки с изображением ягод, орехов, грибов, кости, ветки с листьями, капусты, моркови...

Ход игры. Учитель кратко описывает какое-либо животное. Дети отгадывают. Затем, учитель предлагает из мелких картинок выбрать ту, которая соответствует пище животного.

Игра «Загадки Мудрого портфеля»

Цель . Уточнить представления о значении учебных принадлежностей.

Оборудование . Портфель, в котором находятся учебная книга, карандаш, тетрадь.

Ход игры. В класс входит Мудрый портфель. Он приветствует детей, знакомится с каждым ребенком. В процессе беседы он сообщает детям то, что он знает загадки обо всем, что есть в школе и предлагает детям отгадать некоторые из них.

Отгадывая загадку, дети четко проговаривают слово-отгадку. Мудрый портфель расспрашивает о нужности данных учебных вещей в процессе обучения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аксенова, А. К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1– 4 классах вспомогательной школы [Текст] / А. К. Аксенова, Э. В. Якубовская. – М. : Издательство «Просвещение», 1987. – 176 с.
  2. Бгажнокова, И. М. Обучение детей с выраженными нарушениями интеллекта. Программно – методические материалы [Текст] / И. М. Бгажнокова. – М.: Гуманитарно – издательский центр Владос, 2007. – 181с.
  3. Волина, В. Учимся играя [Текст] / В. Волина. – М. : Издательство «Новая школа», 1994. – 448 с.
  4. Катаева, А. А., Стребелева, Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя [Текст] / А. А. Катаева, Е. А. Стреблева – М. : Владос, 2001. – 191 с.
  5. Кутявина, С.Е. «Играем в слова» [Текст] / Е. С. Кутявина, Н. Г. Топоркова, И. Т. Щербинина. – Ярославль. : Издательство «Академия развития», 1997.
  6. Ушаков, И. Н.Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах [Текст] / И. Н. Ушаков. – М. : Издательство «Просвещение», 1971. – 192 с.

Министерство общего профессионального образования Свердловской области

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования Свердловской области

Камышловский педагогический колледж

(Ограниченными возможностями здоровья)

Исполнитель

Студентка 2 КП группы

Зайкова А.И.

Преподаватель

Митрофанова С.В.

Камышлов, 2015

Подвижные игры для детей с ОВЗ

Об игре, игровом поведении и об играющих написано много как справедливого и верного, так и противоречивого и неточного. Широта интерпретации имеет бесконечное множество толкований – от мистических до научно-передовых. Игра – не порождение скоропроходящей моды, это феномен, отличающийся особым постоянством, объединяющим время, эпохи, поколения. Игра не поддается определению с помощью однозначной дефиниции, однако само понятие игры неразрывно связано со свободой, доброй волей, удовольствием, радостью. Игра – это неотъемлемый элемент жизни, человеческой культуры, связывающий поколения. Это явление изучают философы, социологи, психологи, биологи. Педагогика связывает игру и игровое поведение с процессами воспитания, образования и развития личности.

Психологической основой игры является господство чувств в душе ребенка, свобода их выражения, искренние смех, слезы, восторг, то есть та естественная эмоциональная сущность ребенка, которая ищет выражения как в физической, так и в психологической сферах.

Известно, что дети с различными отклонениями в состоянии здоровья (с патологией зрения, слуха, последствиями детского церебрального паралича, с проблемами интеллекта и др.) имеют разные физические возможности, и эту особенность необходимо учитывать при проведении подвижных игр.

Подвижная игра активизирует все системы организма: кровообращение, дыхание, зрение, слух, она приносит ребенку положительные эмоции. Все это вместе взятое и позволяет говорить об оздоровительном эффекте подвижных игр. Для ребенка с нарушением в развитии крайне важно, из каких двигательных действий состоит игра, с какой интенсивностью (напряженностью) она проводится, как отвечает на полученную нагрузку организм. Поэтому при подборе игр необходимо учитывать характер и глубину дефекта, реальные двигательные возможности ребенка и его индивидуальную реакцию на физическую нагрузку. Важно, чтобы величина нагрузки была доступной для ребенка и не вызывала у него перенапряжения.

Содержание и дозировка нагрузки должны предусматривать постепенность усложнения игр, чередование их по направленности, интенсивности и продолжительности, что стимулирует постоянный интерес к игровой деятельности.

Качество организации и проведения игры – от выбора до ее окончания – зависит от психологической готовности взрослого к этой деятельности, его педагогических знаний, опыта и умения общаться с детьми.

Искренность и доброжелательность, жизнерадостность и открытость, сопереживание и умение помочь, заметить успехи – вот те качества, которые притягивают детей, вызывают их симпатию и уважение к взрослому, а иногда являются главным мотивом участия в игре.

На психофизическое развитие ребенка большое влияние оказывает общение с тем взрослым, к которому он эмоционально привязан, с которым ему нравится общаться. Именно в игре создаются необходимые условия для возникновения и развития таких отношения.

«Зоопарк»

Цель: развитие воображения, раскованности в движениях.

Количество игроков 4-20 человек.

Инструкция. Все участники по очереди показывают движения, характерные для задуманного ими по условиям игры животного. Остальные пытаются отгадать. Затем участники объединяются в подгруппы по 2-3 человека. Ведущий, указывая на любую подгруппу, дает название животного. Участники, не сговариваясь, вместе изображают одно названное животное. Далее подгруппа также может изобразить какое-либо животное, а другие участники отгадывают – какое.

Методические указания. Игру можно повторять несколько раз.

«Попробуй повторить»

Цель: развитие слуховой памяти, четкости речи.

Инструкция. Ведущий предлагает повторить за ним скороговорки, количество слов в которых постепенно увеличивается:

    Дарья дарит Дине дыню.

    Чащи чаще в нашей пуще, в нашей пуще чащи гуще.

    В ночи не кирпичи лопочут на печи. Лопочут на печи в опаре калачи.

    Кукушка кукушонку купила капюшон, кукушонок в капюшоне был очень смешон.

    Шел Саша по шоссе, нес сушки в мешке. Сушку – Грише, сушку – Мише. Есть сушки – Проше, Васюше и Антоше. Есть две сушки – Нюше и Петруше.

Цель: развитие слуха и умения ориентироваться в пространстве.

Количество игроков – 5-20 человек.

Инструкция. Игра проводится в спортзале или на игровой площадке. Все играющие, взявшись за руки, образуют круг, водящий стоит в центре. Игроки по сигналу водящего начинают двигаться по кругу вправо (влево), приговаривая:

Мы немножко порезвились,

По местам все разместились.

Ты загадку отгадай,

Кто назвал тебя, узнай.

С последними словами все останавливаются, и игрок, до которого во время движения по кругу водящий дотронулся рукой, называет его по имени изменённым голосом, так, чтобы тот его не узнал. Если водящий узнает игрока, они меняются ролями, если же он ошибся, то продолжает водить.

Вариант: водящий должен узнать голос своей мамы.

Методические указания.

    Во время игры следует соблюдать полную тишину.

    Водящий с остатком зрения или нормально видящий должны закрыть глаза или надеть повязку.

«Догоняй мяч»

Цель: развитие внимания, точности и согласованности движений.

Количество игроков – 10-12 детей.

Инвентарь: два озвученных мяча.

Инструкция. Игра проводится на игровой площадке. Все играющие образуют круг. Двум играющим, стоящим в кругу через 3-4 игрока друг от друга, выдается по мячу. По сигналу водящего играющие стараются как можно быстрее передавать мячи игроку справа, с тем, чтобы один мяч догнал другой. Когда это произойдет, игра начинается снова.

Методические указания.

    Мячи можно только передавать, но не бросать.

    Количество мячей можно увеличивать.

    Передача мяча осуществляется на уровне пояса или груди.

«Догони колокольчик»

Цель: развитие быстроты, ловкости, умения ориентироваться в пространстве.

Инвентарь: колокольчик.

Инструкция. Площадку для игры следует обозначить осязательными ориентирами. Из числа играющих выбирают две пары водящих. Одному из игроков дают в руки колокольчик. Игрок с колокольчиком убегает от водящих, а те стараются окружить его, сомкнув руки. Это может сделать одна или обе пары водящих.

Игрок с колокольчиком в момент опасности имеет право передать (но не бросить) колокольчик кому-либо из участников игры.

Пойманный игрок и тот, от которого он перед этим принял колокольчик, заменяют одну из пар водящих. Колокольчик вручают наиболее ловкому игроку, и игра продолжается.

Вариант (игра для слабовидящих и зрячих):

Вместо колокольчика используется колпак на голову. Ловить можно только того, у кого колпак на голове. Такая игра будет называться «Берегись, Буратино!».

Методические указания.

    Пары следует комплектовать так: незрячий – ребенок с остатком зрения; зрячий – незрячий.

    Играющим нельзя выходить за пределы площадки.

    Всем играющим на площадке можно надеть озвученные браслеты (с колокольчиками и т.п.).

    Если водящие пары разомкнут руки, убегающий игрок считается не пойманным.

«Лучший нос»

Цель: развитие обоняния.

Количество игроков может быть любым.

Инвентарь: несколько одинаковых пакетиков с разными пахучими веществами: апельсиновыми корками, кусочками яблока, чесноком, сыром, перцем, луком (очищенным), кусочком лимона и т.п.

Инструкция. Нужно предложить детям обнюхивать один пакет за другим на небольшом расстоянии. Кто даст больше правильных ответов, тот и победил.

Методические указания. Игру можно повторять 2-3 раза.

«Где стереть?»

Цель: развитие зрительной памяти, тренировка умения ориентироваться на плоскости.

Количество игроков – 4-10 человек.

Инвентарь: бумага, карандаш, стирательные резинки.

Инструкция. На листе бумаги участники игры рисуют по «рожице». Затем, закрыв глаза повязкой, игрок должен стирать в той последовательности и только те фрагменты рисунка, которые назовет ведущий (например: сначала левый глаз, затем правое ухо, подбородок, нос, волосы и т.д.). Выигрывает тот, кто точнее выполнит задание.

Методические указания. Это игра для слабовидящих и нормально видящих детей.

«Запрещенный цвет»

Цель: развитие быстроты двигательной реакции, внимания, навыков счета и произношения слов, умения различать цвет и форму геометрических фигур.

Количество игроков – 6-8 человек.

Инвентарь: 30-40 разноцветных геометрических фигур, вырезанных из картона (квадраты, круги, треугольники, прямоугольники).

Инструкция. По игровой площадке разбрасываются геометрические фигуры. Ведущий называет цвет (например, красный). По сигналу все играющие должны собрать как можно больше фигур указанного цвета. Выигрывает тот, у кого их больше.

Варианты

    Собрать только круги (цвет не имеет значения).

    Собрать треугольники красного цвета.

    Собрать как можно больше любых фигур, кроме зеленых.

Возможны и другие варианты.

Методические указания.

    Победитель любого варианта игры демонстрирует свой результат, вслух пересчитывая собранные фигуры, а затем вслух (вместе с ведущим) называя их (квадрат, треугольник и т.д.). Также вслух называют и цвет фигур (красный, синий, желтый и т.д.).

    Игровая площадка должна быть достаточно большой, чтобы обеспечить безопасность играющих и не допускать столкновений детей друг с другом при собирании фигур.

«Веревочка»

Цель: развитие воображения, фантазии, мелкой моторики, координационных способностей.

Количество игроков – 10-12 человек.

Инвентарь: скакалка или веревочка не менее 1,5 метров в длину.

Инструкция. Каждому игроку ведущий раздает по веревке и дает команде задание – «нарисовать» определенную фигуру, например: лесенку, змейку, человечка, домик, кораблик, елочку и т.п. Выигрывает команда, наиболее точно изобразившая заданное.

Методические указания. Нагрузку можно увеличить, если проводить игру в виде эстафеты с передвижениями от места старта к месту «рисования».

«Поймай мяч»

Цель: развитие внимания, памяти, приобретение навыков в бросках и ловле мяча.

Количество играющих может быть любым.

Инвентарь: один мяч среднего размера.

Инструкция. Играющие располагаются по кругу. Водящий находится в центре. Подбрасывая вверх мяч, он называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если он поймал его, то возвращается на свое место, если же не поймал, то меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех бал водящим.

Методические указания.

    От количества участников, стоящих в кругу, зависит темп игры.

    Если играющие не знакомы, то до начала игры их нужно представить друг другу: каждый по очереди называет свое имя, а вся группа хором его повторяет.

    Играющие могут свободно передвигаться по кругу.

«Что пропало»

Цель: активизация психических процессов: восприятия, внимания, памяти.

Оптимальное количество игроков – 5-10 человек.

Инвентарь: несколько предметов (игрушки, кегли, обручи, скакалка и др.).

Инструкция. На игровой площадке ведущий раскладывает 4-5 предметов. Дети в течении одной минуты рассматривают предметы, стараясь их запомнить. Затем по команде дети становятся спиной к игровой площадке, а ведущий в это время убирает один из предметов. Дети поворачиваются и называют пропавший предмет. Выигрывает тот, кто ошибется меньшее количество раз.

Варианты

    Увеличить количество предметов.

    Уменьшить время запоминания предметов.

    Убрать два предмета.

Методические указания. Для игры следует подбирать такие предметы, которые хорошо знакомы детям.

«Узнай друга»

Цель: развитие тактильных ощущений, слухового внимания, памяти, умения ориентироваться в пространстве.

Количество игроков – 8-12 человек.

Инвентарь. Повязки на глаза.

Инструкция. Одной половине детей завязывают глаза и дают им возможность походить по игровой площадке. Далее им предлагается, не снимая повязки, найти и узнать друг друга. Узнавать можно с помощью рук – ощупывая волосы, одежду. Затем, когда друг узнан, игроки меняются ролями.

Вариант: если игрок не может узнать другого ребенка при помощи ощупывания, можно предложить попытаться узнать его по голосу.

Методические указания. Следует позаботиться о том, чтобы игровая площадка была абсолютно ровной, иначе дети с завязанными глазами будут чувствовать себя неуверенно.

«Замок»

Цель: развитие у детей мелких мышц кисти, устной связной речи, памяти, воображения.

Инструкция.

Текст

Движения

На двери весит замок

Ритмичные быстрые соединения пальцев рук в «замок».

Кто открыть его бы мог?

Повторение движений.

Потянули,

Пальцы сцеплены в «замок», руки потянуть в одну, потом в другую сторону.

Постучали,

Движения кистями рук со сцепленными пальцами от себя – к себе.

И – открыли!

Пальцы расцепились, ладони в стороны

«Голуби»

Цель: воспитание у детей навыков метания, развитие координации движений крупных и мелких мышечных групп, ловкости, глазомера.

Количество игроков – 2-10 человек.

Инвентарь: для игры изготавливаются бумажные «голуби» (самолетики и т.д.).

Инструкция. Дети соревнуются, у кого голубь полетит дальше.

Вариант: дети соревнуются со взрослыми.

Методические указания. Игра для детей 5-8 лет, интенсивность малая.

«Сидячий футбол»

Цель: развитие координации движений, укрепление мышц ног и туловища, тренировка меткости, быстроты реакции.

Играют две команды по 4-6 человек в каждой.

Инвентарь: мяч для футбола, кегли.

Инструкция. Дети сидят на полу, ноги согнуты в коленях и прижаты к животу. Одна шеренга располагается лицом к другой на расстоянии 2,5-3 метров.

Игрок движением ног вперед отбрасывает мяч сидящему напротив ребенку, тот ловит его руками, а затем ногами резко откатывает мяч своему партнеру. За неточный бросок мяча команда получает штрафное очко. Выигрывает команда, получившая меньше штрафных очков.

Варианты

    Ловить отбрасываемый мяч ногами.

    Прокатывать и ловить мяч только одной ногой.

    Сшибать мячом кегли, которые ставят на равном расстоянии между командами; за каждую сбитую кеглю команда получает призовое очко.

Методические указания. Игра для детей от 3 до 14 лет, нагрузка умеренная.

«Ходим в шляпах»

Цель: формирование правильной осанки, укрепление мышечного «корсета» позвоночника, развитие равновесия, ловкости, координации движений.

Количество игроков может быть любым.

Инвентарь: «шляпа» для каждого игрока – мешочек с песком массой 200-500 г, дощечка, колесико от пирамиды.

Инструкция. Играющие стоят. Детям кладут на голову легкий груз – «шляпу». Проверив осанку детей (голова прямо, плечи на одном уровне, параллельны полу, руки спокойно лежат вдоль туловища), ведущий дает сигнал к ходьбе. Дети должны ходить обычным шагом по комнате или площадке, сохраняя правильную осанку. Выигрывает тот, у кого «шляпа» ни разу не упала и при этом он не нарушил осанку.

Варианты

    Детям предлагается не ходить, а пританцовывать.

    Пройти по извилистой линии, начерченной на полу мелом.

    Пройти по гимнастической скамейке или переступать через разные предметы на полу или на площадке (кегли, кубики, небольшие игрушки, камешки, шишки и т.п.).

Методические указания.

«Метание мешочков»

Цель: развитие меткости, координации движений, силы мышц конечностей и туловища.

Количество игроков может быть любым.

Инвентарь: мешочки с песком, обруч (веревка).

Инструкция. Дети становятся в круг. В центре круга лежит обруч (веревка в форме круга). В руках у детей мешочки. После того как ведущий произносит: «Бросай!», все дети бросают свои мешочки. Ведущий отмечает, чей мешочек упал точно в круг. Задание повторяется 10 раз. Выигрывает тот у кого больше точных попаданий.

Вариант: каждый из играющих (поочередно) становится на линию, прочерченную на расстоянии 3-4 метров от стула, и бросает на него один за другим три мешочка так, чтобы все они остались лежать на стуле. Затем он передает мешочки следующему, который так же бросает их, и т.д. Выигрывает тот у кого больше точных попаданий.

Методические указания.

    Мешочки можно бросать из любого положения (сидя, стоя), одной или двумя руками.

    Если играют дети разного возраста, то малышей можно поставить ближе к цели, а старших детей дальше от нее.

«Солнышко»

Цель: развитие быстроты и точности движений.

Играют не менее 15 человек.

Инвентарь: эстафетные палочки или теннисные мячи.

Инструкция. В центре начерчен круг. Все играющие делятся на пять команд и выстраиваются боком к центру круга. Получается своеобразное солнышко с лучами. Каждый луч – команда. Игроки, первые от центра круга, держат в руках эстафетные палочки. По сигналу они бегут по кругу и передают эстафету игроку, стоящему теперь первым в своей команде. Прибежавший встает в шеренгу на место ближе к центру. Когда начинавши игру окажется с краю и получит эстафетную палочку, он поднимает ее, показывая, что команда закончила игру.

Методические указания.

Во время бега запрещается касаться стоящих игроков, мешать совершающим перебежки. За нарушение правил начисляются штрафные очки.

«Бездомный щенок»

Цель: развитие внимания, быстроты реакции и точности движений.

Количество игроков – 7-9 человек.

Инвентарь: 6-8 стульев, на один меньше количества играющих.

Инструкция. Стулья ставят по кругу, сиденьями наружу. Участники игры, стоящие по кругу с внешней стороны, по сигналу бегут вправо (влево). По свистку каждый старается занять место, но, поскольку стульев меньше, один игрок остается без места. Он выбывает, а из круга убирают еще один стул. Выигрывает тот, кто остается последним.

Методические указания. Игра средней интенсивности, может повторяться несколько раз.

«Мяч по кругу»

Цель:

Количество игроков – 5-15 человек.

Инвентарь: волейбольный мяч.

Инструкция. Играющие образуют круг и рассчитываются на первый-второй. Первые номера – одна команда, вторые номера – другая. Два рядом стоящих игрока – капитаны, в руках у них по мячу. По сигналу капитаны передают мяч по кругу игрокам своей команды, то есть через одного. Мяч должен как можно быстрее вернуться к капитану.

Методические указания. Можно условиться и передавать мяч три раза по кругу. Если мячи столкнулись, игру продолжают с этого момента.

«Эстафета с обручем»

Цель: развитие внимания и точности движений.

Количество игроков – 10 человек.

Инвентарь: обручи.

Инструкция. Играющие образуют круг по пять человек, они выстраиваются шеренгами друг против друга. Расстояние между игроками в командах 1,2-2 шага. Первому (капитану) в каждой команде дают обруч. По свистку капитаны пропускают обруч сверху вниз через себя, опускают его, а затем передают соседнему игроку. Тот делает то же самое, передает третьему и т.д.

Методические указания.

    Игра длится до тех пор, пока обруч не вернется к капитану.

    Выигрывает команда, которая быстрее закончила игру и не совершила ошибок.

    Игра проводится 3-4 раза.

«Сбей кеглю»

Цель: обучение дифференцировке усилий, развитие глазомера, точности движений.

Количество игроков может быть любым.

Инвентарь: кегли, кубики, игрушки.

Инструкция. Перед каждым участником на расстоянии 2-3 метров стоят предметы: кегли, кубики, игрушки. Необходимо сбить предмет, прокатив мяч по полу. Выигрывает тот, кто сбил предметы большее число раз.

Методические указания. Игра малой интенсивности, может повторяться неоднократно.

«Шишки, желуди, орехи»

Цель: развитие внимания, быстроты реакции, точности движений.

Количество играющих – более шести.

Инструкция. Играющие встают по трое, один за другим, лицом к центру, где стоит водящий. Первые в тройках – «шишки», вторые – «желуди», третьи – «орехи». По сигналу водящий произносит любое из трех названий, например «орехи». Все играющие «орехи» должны поменяться местами. Водящий стремится встать на любое освободившееся место. Если ему это удается, то игрок, оставшийся без места, становится водящим. Можно выкрикнуть два названия и даже три. Побеждает тот, кто ни разу не был водящим.

Методические указания. По желанию детей эту игру можно проводить несколько раз.

Рекомендуем почитать

Наверх