Индивидуально- психологические особенности личности. Психологические особенности личности, определяющие ее поведение Что индивидуально психологические особенности

Индивидуальные 31.08.2020

Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д.

61. Номотетический / идиографический

Классификации личности по типам и чертам

Номотетический подход (черты) – определенный набор черт присущ всем людям, но в разной степени выраженности.
Можно построить профиль черт личности.

Идиографический подход (типы) – каждый человек имеет уникальный (только ему присущий) набор черт.
Можно определить принадлежность личности к тому или иному типу.

62. Типы / черты личности

Зная особенности личности человека, мы можем предсказать его наиболее вероятное поведение в той или иной ситуации

общем уровне -типы, на следующем уровне - черты, ниже - уровень привычных реакций, внизу -специфические реакции, т.е. реально наблюдаемое поведение.

На уровне типов Айзенк анализирует личность по трем направлениям: нейротизм, экстраверсия-интроверсия и психотизм. Наиболее глубоко он исследует нейротизм и экстраверсию-интроверсию.

В основе его теории лежит идея о том, что люди различаются на основе наследственности - по реактивности нервной системы, скорости и прочности условных реакций. Эти индивидуальные различия соотносятся личностными измерениями нейротизма и экстраверсии-интроверсии. В исследованиях структуры личности Айзенк выделяет два основных типа измерения личности:

интроверсия - экстраверсия

нейротизм (нестабильность) – стабильность

Черты личности (конспект по Зайцевой):

Черты, обусловленные природными условиями, общие для всех людей.

Черты, изменяющиеся в ходе истории, общие для группы людей.

Черты, складывающиеся в ходе индивидуальной истории развития личности – индивидуальные особенности личности.

Анализ черт:

Анализ фактов биографии

Опрос и интервьюирование экспертов - людей, имеющих регулярные деловые и личные контакты с объектом исследования

Опросники (испытуемый выступает как эксперт своей жизни)

Личностные тесты (в процессе исследования испытуемый проявляет исследуемую черту).

Многофакторные опросники (выявление профиля черт личности).

Психические свойства личности в ее поведении, в действиях и поступках, которые она совершает, одновременно и проявляются, и формируются. Поэтому равно неправильны статическая точка зрения, которая исходит из свойств личности как чего-то изначально данного и рассматривает ее действия и поступки лишь как проявление независимой неизменной сущности, а также динамическая точка зрения, которая вовсе растворяет личность в ситуации и, пытаясь безостаточно объяснить поведение из складывающихся в ней динамических соотношений, превращает все свойства личности лишь в изменчивые состояния, лишенные какой бы то ни было, даже относительной, устойчивости

Особенности индивидуума зависят от егоспособа мышления, чувств и побуждений, поэтому тесно связаны с социальными условиями и конкретными обстоятельствами.

Которые повторяются в типичных ситуациях, являются чертами характера. Люди отличаются между собой смелостью или трусостью в моменты опасности, замкнутостью или общительностью в отношениях и тому подобным. Ученые разработали множество классификаций, описывающих психологические Отечественная школа разделяет два направления систематизации свойств характера.

1. Психические процессы формируют личностные черты

Волевая сфера отвечает за уровень настойчивости, решительности, самостоятельности, организованности, дисциплинированности, самообладания.

Эмоциональные внутренние процессы делают человека впечатлительным, отзывчивым, инертным, безразличным, вспыльчивым и резким.

Уровень интеллектуального развития определяет сообразительность, любознательность, находчивость, глубокомыслие.

В системе направленности характера разделяют категорию свойств по отношению к себе, к людям, к окружающему миру и к деятельности.

Например, человек относится к окружающему миру, согласно собственным убеждениям или абсолютной беспринципности. В основе системы убеждений лежит собственный опыт и воспитание.

Психологические особенности характера по отношению к деятельностиобусловлены жизненно важными целями. Черты характера проявляются в приоритетных интересах. Неустойчивость склонностей видна на фоне нарушенной цельности личности и отсутствия самостоятельности. Наоборот, люди с постоянными привязанностями и интересами параллельно характеризуются как целеустремленные и настойчивые.

Психологические особенности характера отличаются у двух человек с одинаковыми интересами. Ведь они могут по-разному относится к себе или к окружающим. Поэтому один веселый, а второй грустный, один скромный, а второй навязчивый, эгоист или альтруист. Две личности с совпадающей направленностью иначе понимают пути достижения цели, выбирают разные модели поведения, потому что обладают разными мотивациями. Потребность в успехе определяет психологические особенности в действиях, направленных или на стремление просто избегать неудачи, или на активную борьбу за победу. Поэтому кто-то проявляет инициативу, а кто-то отклоняется от малейшей ответственности.

В отношении к людям наблюдается лживость или честность, общительность, вежливость, отзывчивость.

Отношение к себе базируется на здоровом уровне эгоизма, при этом может наблюдаться заниженная или завышенная самооценка.

Психологические особенности восприятия

У человека в разной степени развиты зрительные, слуховые, осязательные, кинестические, обонятельные и с помощью которых осуществляется процесс восприятия.

Восприятие пространства заключается в определении удаленности объекта от наблюдателя, от предметов, его параметры и форму. Работают зрительные анализаторы, слух, кожные и двигательные рецепторы. Восприятие обеспечивает человеку специальный орган, который называется он находится во внутреннем ухе.

Чтобы воспринимать время человеку приходится задействовать анализаторы внутренних органических ощущений, кроме слуховых, зрительных и двигательных ощущений. Некоторые индивидуумы просыпаются в нужное им время без будильника. О таких людях говорят, что у них в процессе жизни развилось чувство времени.

Еще не все типы восприятия изучены совершенно, ученые активно исследуют данную область человеческой психики.

1. Годфруа Ж.Что такое психология: В 2 т. -М., 1992.

2. Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных. М., 1991.

3. Немов Р.С. Психология. -М., 1995. -Т.1.

4. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. -М., 1981.

5. Якобсон П.М. Психология чувств. -М., 1961.

6. Якобсон П.М. Психология эмоций. -М., 1961.

Тема 6

1. Понятие о темпераменте и его типах.

2. Общее понятие о характере и его природе.

3. Способности.

Люди в значительной степени отличаются друг от дру­га тем, что по-разному реагируют на все происходящие события в окружающем мире. Еще в глубокой древнос­ти ученые, наблюдая внешние особенности поведения людей, обратили внимание на большие индивидуальные различия в этом отношении. Одни очень подвижны, эмо­циональны, возбудимы, энергичны. Другие медлитель­ны, спокойны, невозмутимы. Одни общительны, легко вступают в контакты с окружающими, жизнерадостны, другие замкнуты, скрытны. Эти различия во многом объясняются темпераментом человека. Темперамент придает сугубо индивидуальную окраску всей деятель­ности и поведению человека. Что же такое темперамент и каковы его свойства?

Темперамент - это индивидуальные особенности лич­ности, проявляющиеся в динамике протекания психичес­ких процессов, общей подвижности и эмоциональной возбудимости (врожденный). Темперамент в переводе с латинского означает соотношение, смесь.

Выделяют три сферы проявления темперамента: 1. Общая активность определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека с окружающей сре­дой - физической и социальной. По этому параметру

человек может быть инертным, пассивным, спокойным, активным.

2. Особенности моторной сферы. Можно рассматривать как частные выражения общей активности. К ним отно­сятся темп, быстрота, ритм и общее количество движений.

3. Эмоциональность выражается в различной степени эмоциональной возбудимости, в быстроте возникнове­ния и силе эмоций человека, в эмоциональной впечат­лительности.

На протяжении длительной истории изучения темпе­рамент всегда связывался с органическими, или физио­логическими основами организма.

Корни этой физиологической ветви гуморального уче­ния о темпераменте уходят в античный период. Гиппок­рат (V в. до н.э.) описал четыре типа темперамента. Он полагал, что в организме человека имеются четыре ос­новные жидкости или сока: кровь, слизь, желтая желчь и черная желчь. Смешиваясь в каждом человеке в опреде­ленных пропорциях, эти жидкости и составляют темпе­рамент. Конкретное наименование каждый темперамент получил по названию той жидкости, которая якобы пре­обладает в организме. Соответственно были выделены следующие типы темперамента:



а) сангвинический (в переводе с лат. - кровь);

б) холерический (в пер. с лат. - желчь);

в) флегматический (в пер. с греч. - слизь);

г) меланхолический (в пер. с греч. - черная желчь).

У Гиппократа был чисто физиологический подход к темпераменту. Он не связывал его с психической жиз­нью человека и предполагал даже наличие темперамен­та у отдельных органов, например, у сердца или печени.

Но со временем появились умозаключения о том, ка­кие психические свойства должны быть у человека, в организме которого преобладает та или иная жидкость. В результате появились психологические описания - пор­треты различных темпераментов. Первая такая попыт­ка принадлежит тоже античному врачу Галену (Х1в. до н.э.). Он выделил тринадцать темпераментов, четыре из которых используются до настоящего времени.

Позже уже в XX столетии возникла конституциональ­ная теория объяснения сущности темперамента. Пред­ставители этой теории Ч.Ломброзо, Э.Кречмер, У.Шел-дон считали, что темперамент связан с телосложением, конституцией человека. Главная идея этой теории: струк­тура тела определяет темперамент, который является его функцией.

Э.Кречмер выделил четыре конституциональных типа людей: лептосоматик, пикник, атлетик и диспластик .

Лептосоматик характеризуется хрупким телосложени­ем, высоким ростом, плоской грудной клеткой. Плечи узкие, нижние конечности длинные и худые.

Атлетик - человек с развитой мускулатурой, крепким телосложением, характерен высокий или средний рост, широкие плечи, узкие бедра.

Пикник - человек с выраженной жировой тканью, чрезмерно тучный, характеризуется малым или средним ростом, расплывшимся туловищем с большим животом и круглой головой на короткой шее.

Диспластики - люди с бесформенным, неправильным строением тела. Индивиды этого типа характеризуются различными деформациями телосложения (например, чрезмерный рост, непропорциональное телосложение).

С первыми тремя типами строения тела Э.Кречмер со­отнес три выделенных и названных им типа темперамен­та: шизотимик, иксотимик и циклотимик.

Шизотимик, имеющий астеническое телосложение, замкнут, склонен к колебаниям эмоций, упрям, малопо­датлив к изменению установок и взглядов, с трудом при­спосабливается к новой обстановке. В отличие от него иксотимик, обладающий атлетическим телосложением, проявляет себя как спокойный, маловпечатлительный че­ловек со сдержанными жестами и мимикой, с невысокой гибкостью мышления, часто мелочный. Пикническое телосложение имеет циклотимик, его эмоции колеблют­ся между радостью и печалью, он легко контактирует с людьми и реалистичен во взглядах.

Едва возникнув, конституциональные концепции стали объектом острой научной критики. Основной недостаток этого подхода состоит в том, что в нем недооценивается, а иногда просто игнорируется роль среды и социальных ус­ловий в формировании психических свойств индивида.

Следующий подход к объяснению сущности темпера­мента связывает типы темперамента с деятельностью центральной нервной системы. В учении И.П.Павлова о влиянии центральной нервной системы на динамичес­кие особенности поведения выделяются три основных свойства нервной системы: сила, уравновешенность, под­вижность процессов возбуждения и торможения. Силу возбуждения и силу торможения он считал двумя неза­висимыми свойствами нервной системы.

Сила нервных процессов характеризует работоспо­собность, выносливость нервной системы и означает ее способность переносить как продолжительное, так и

кратковременное возбуждение или торможение. Проти­воположное свойство - слабость нервных процессов -характеризуется неспособностью нервных клеток выдер­живать длительное и концентрированное возбуждение и торможение. При действии весьма сильных раздражи­телей нервные клетки быстро переходят в состояние ох­ранительного торможения. В слабой нервной системе нервные клетки отличаются низкой работоспособнос­тью, их энергия быстро истощается. Но при этом слабая нервная система обладает большой чувствительностью: даже на раздражители небольшой величины она дает со­ответствующую реакцию.

Уравновешенность нервных процессов - это соотно­шение возбуждения и торможения. У некоторых людей эти два процесса взаимно уравновешиваются, а у дру­гих равновесия не наблюдается: преобладает процесс воз­буждения или торможения.

Подвижность нервных процессов - это их способ­ность быстро сменять друг друга, скорость движения нервных процессов, быстрота появления нервного про­цесса в ответ на раздражение, быстрота образования новых условных связей.

Комбинации указанных свойств нервных процессов были положены в основу определения типа высшей не­рвной деятельности.

Тип высшей нервной деятельности - совокупность свойств нервной системы, составляющих физиологичес­кую основу индивидуального своеобразия деятельнос­ти человека.

В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процесса возбуждения и торможения различают четыре основных типа ВНД:

1) сильный, уравновешенный, подвижный - сангвиник.

2) сильный уравновешенный, инертный - флегматик.

3) сильный, неуравновешенный - холерик.

4) слабый - меланхолик.

Данные типы нервной системы не только по количе­ству, но и по основным характеристикам соответствуют четырем классическим типам темперамента.

В 50-е гг. в нашей стране проводились лаборатор­ные исследования темперамента под руководством Б.М.Теплова, а затем В.Д.Небылицина, в результате которых типология И.П.Павлова была дополнена но­выми элементами. Были разработаны многочисленные приемы исследования свойств нервной системы чело­века, экспериментально выделены и описаны еще два свойства нервных процессов: лабильность и ди­на мичность.

Лабильность нервной системы проявляется в скорос­ти возникновения и прекращения нервных процессов. Сущность динамичности нервных процессов составля­ют легкость и быстрота образования положительных (ди­намичность раздражения - возбуждения) и тормозных (динамичность торможения) условных рефлексов.

В настоящее время наука располагает значительным количеством фактов, позволяющих дать достаточно пол­ную психологическую характеристику типов темпера­мента. Для составления психологических характеристик традиционно четырех психотипов обычно выделяются следующие основные свойства темперамента:

- сензитиеность - определяется тем, какова наимень­шая сила внешних воздействий, необходимая для воз­никновения этой реакции;

- активность - свидетельствует о том, насколько ин­тенсивно (энергично) человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия в достижении целей (на­стойчивость, целенаправленность, сосредоточенность внимания);

- соотношение реактивности и активности - опреде­ляет, от чего в большей степени зависит деятельность человека - от случайных внешних или внутренних об­стоятельств (настроения, случайного события) или от его целей, намерений, убеждений;

- пластичность и ригидность - свидетельствуют, на­сколько легко и гибко приспосабливается человек к вне­шним воздействиям (пластичность) или насколько инер­тно и косно его поведение (ригидность);

- темп реакции - характеризует скорость протекания различных психических реакций, процессов (темп речи, динамику жестов, быстроту ума человека);

- экстраверсия - интроверсия - определяет, от чего пре­имущественно зависят реакции и деятельность человека -от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверт- "направленный вовне") или от образов, пред­ставлений и мыслей, связанных с внутренними пережива­ниями, (интроверт - "направленный внутрь, на себя");

- эмоциональная возбудимость -характеризуется ми­нимальным воздействием, необходимым для возник­новения у человека эмоциональной реакции, и скоро­стью ее возникновения.

Каждому отдельному типу темперамента свойствен­ны свои характерные особенности:

Холерик - это человек, нервная система которого оп­ределяется преобладанием возбуждения над торможением. Поэтому на внешние воздействия он реагирует очень быстро, часто необдуманно. Такой человек нетерпелив, ожидание способно вывести его из себя. Он проявляет порывистость, резкость движений, необузданность.

Сила нервной системы позволяет холерику в крити­ческие моменты работать долго и неудержимо. В это время его способность к конкретизации сил очень высо­ка. Однако неуравновешенность его нервных процессов предопределяет быструю и резкую смену его активнос­ти и бодрости истощением сил организма и вялостью. Чередование положительного и отрицательного настро­ения обуславливает нервность поведения, его повышен­ную подверженность невротическим срывам и конфлик­там. Непостоянство - его характерная черта: то он че­ресчур разговорчив - не остановить, то слова из него не вытянешь. Предсказать, как поведет себя холерик в но­вой обстановке, очень трудно.

Сангвиник- человек с сильной, уравновешенной, под­вижной нервной системой. Обладает быстрой скоростью реакции, его поступки обдуманны. Он жизнерадостен, благодаря чему ему свойственна высокая сопротивляе­мость трудностям жизни. Любит шутку, часто становится заводилой, душой компании. Подвижность нервной си­стемы обуславливает изменчивость его чувств, привязан­ностей, интересов, взглядов, высокую приспособляе­мость к новым условиям. Это общительный человек, легко вступающий в контакт с новыми людьми, поэто­му у него широкий круг знакомств, хотя и не отличается постоянством в общении и привязанностях. Сангвиник ~ продуктивный деятель в том случае, когда у него мно­го интересных дел, т.е. при постоянном возбуждении. В

противном случае он становится скучным, вялым, отвле­кается. Легко переключается с одного дела на другое. В стрессовой ситуации действует активно, сохраняет са­мообладание.

Флегматик - человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой. Вследствие этого на внеш­нее воздействие реагирует медленно, неразговорчив. Эмоционально уравновешен, его трудно рассердить, развеселить. Настроение стабильное, ровное. Даже при серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным.

Флегматик обладает высокой работоспособностью, хо­рошо сопротивляется сильным и продолжительным раз­дражителям, но не способен быстро реагировать в нео­жиданных трудных ситуациях. Предпочитает завершить дело и только потом браться за другое. Он стратег и по­стоянно сверяет свои действия с перспективой. Прочно запоминает все усвоенное. С трудом отказывается от вы­работанных навыков и стереотипов, не любит менять при­вычки, распорядок жизни, работу, друзей. Трудно и мед­ленно приспосабливается к новым условиям. Нередко долго колеблется при принятии решения, но в отличие от меланхолика обходится без посторонней помощи.

Меланхолик - человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель может вызвать нервный срыв, растерянность. Поэтому в стрес­совых ситуациях (экзамен, соревнование, опасность) ре­зультаты деятельности меланхолика могут ухудшаться по сравнению со спокойной привычной обстановкой. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности (требуется довольно длительный отдых). Даже незначительный повод может вызвать обиду, слезы. Его настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается не прояв­лять внешне свои чувства, не рассказывает о своих пере­живаниях, хотя и склонен отдаваться им. Часто он грус­тен, подавлен, не уверен в себе, тревожен. У него могут возникнуть невротические расстройства. Обладая высо­кой чувствительностью нервной системы, меланхолики нередко имеют выраженные художественные и интеллек­туальные способности.

Темперамент выступает в качестве общей основы"мно-гих личностных характеристик человека и, прежде все­го, характера. Но темперамент нельзя путать с характе­ром, который представляет собой сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности. Ха­рактер проявляется в поведении человека, в его отноше­нии к миру и себе. Люди одного темперамента могут быть добрыми и жестокими, ленивыми й трудолюбивы­ми, аккуратными и неряшливыми. Темперамент задает лишь динамику психического реагирования.

От темперамента зависят такие свойства личности, как впечатлительность, импульсивность и тревожность.

Индивидуальный стиль деятельности человека обус­ловлен определенным сочетанием свойств темперамен­та, проявляющимся в познавательных процессах, дей­ствиях, общении. Он представляет собой систему зави­сящих от темперамента динамических особенностей де­ятельности, которая содержит приемы работы, типич­ные для данного человека.

Индивидуальный стиль деятельности не сводится толь­ко к темпераменту, он определяется и другими причинами и включает в себя умения, и навыки, сформировавши­еся под влиянием жизненного опыта. Индивидуальный стиль деятельности можно рассматривать как результат приспособления врожденных свойств нервной системы и особенностей организма человека к условиям выполняе­мой деятельности. Это приспособление призвано обеспе­чить достижение наилучших результатов деятельности с наименьшими затратами для человека.

То, что мы, наблюдая за человеком, воспринимаем как признаки его темперамента (разнообразные движения, реакции, формы поведения), часто является отражением не столько темперамента, сколько индивидуального сти­ля деятельности, особенности которого могут совпадать и расходиться с темпераментом.

Ядро индивидуального стиля деятельности определя­ет комплекс имеющихся у человека свойств нервной си­стемы. Среди особенностей, которые относятся к инди­видуальному стилю деятельности, можно выделить те, что приобретаются в опыте и носят компенсаторный ха­рактер по отношению к недостаткам индивидуальных свойств нервной системы человека, они способствуют максимальному использованию имеющихся у человека задатков и способностей.

Необходимо отметить, что в "чистом" виде темпе­рамент встречается сравнительно редко. Обычно у человека преобладают черты какого-либо темперамен­та, но при этом наблюдаются и отдельные черты, свой­ственные другому темпераменту.

Надо учесть также, что темпераменты нельзя оценивать как плохие или хорошие. Каждый темперамент имеет свои положительные стороны, и на основе каждого темперамента при неправильном воспитании могут сформиро­ваться отрицательные проявления личности.

Какова же должна быть стратегия воспитателя в от­ношении учащихся различных типов темперамента?

У учащихся-холериков надо стараться путем трени­ровки развивать отстающий тормозной процесс, выра­батывать умение тормозить себя, свои нежелательные реакции. От этих учащихся надо постоянно, мягко, но настойчиво требовать спокойных, обдуманных ответов, спокойных нерезких движений. Необходимо системати­чески воспитывать у таких детей сдержанность в пове­дении и отношениях со сверстниками и взрослыми. Тог­да как увлеченность в процессе работы, энергию и ак­тивность, разумную инициативность холерика следует поощрять. Поскольку холерик нередко пребывает в аф­фективном состоянии, говорить с ним резким и повы­шенным тоном не рекомендуется, так как это только уси­лит его возбуждение. На холерика лучше действует под­черкнуто спокойный, тихий голос.

Учащихся-меланхоликов надо постепенно отучать от излишней робости и застенчивости, давать им возмож­ность больше действовать и проявлять активность. Но при этом следует соблюдать постепенность в трениров­ке работоспособности, помня о том, что эти дети быст­ро утомляются. На уроке таких учащихся надо чаще спра­шивать, создавая во время их ответа спокойную обста­новку (большую роль при этом играет похвала, одобре­ние). У детей меланхолического типа необходимо раз­вивать общительность.

У учащихся-флегматиков нужно формировать такие недостающие им качества, как большую подвижность, активность. Не допускать, чтобы они проявляли безраз­личие к деятельности, вялость, инертность. Учитель дол­жен стараться формировать установку у таких учащихся работать на уроке в определенном темпе, а также стиму­лировать у них положительное эмоциональное отноше­ние к учебной деятельности.

У учащихся-сангвиников надо воспитывать усидчи­вость, устойчивые интересы, более серьезное отношение к начатому делу, умение довести его до конца.

Также важно учитывать тот факт, что большую роль в овладении темпераментом играет самовоспитание лич­ности - сознательная установка человека на искорене­ние у себя отрицательных проявлений темперамента и закрепление его положительных сторон.

Люди по-разному относятся к окружающему миру. Это отношение выражается в поведении, поступках че­ловека. Если определенное отношение к действительно­сти и соответствующие ему формы поведения не случай­ны для конкретного человека, а более или менее устой­чивы и постоянны, то, значит, они представляют собой свойства его личности.

Свойства личности, выражающие отношение к дей­ствительности, образуют некоторое своеобразное соче­тание, представляющее не сумму отдельных особеннос­тей данного человека, а единое целое, которое называ­ют характером человека.

Слово "характер" греческого происхождения и в пе­реводе означает "черта", "примета", "признак", "осо­бенность".

Характер - это индивидуальное сочетание существен­ных свойств личности, показывающих отношение человека к окружающему миру и выражающихся в его пове­дении. Иначе говоря, характер - это отношение, закреп­ленное в привычных формах поведения.

Согласно учению И.П.Павлова, привычное поведение человека - это система прочно закрепившихся его от­ветных реакций на многократно повторяющиеся воздей­ствия окружающей социальной среды. Эти биологичес­кие и даже генотипические свойства индивида, по И.П.­Павлову, определяют темперамент, составляющий осно­ву характера.

В истории психологии существуют три точки зрения на природу характера: по мнению одних, он наследствен­но обусловлен; другие считают, что он целиком опреде­ляется условиями жизни; третьи утверждают, что харак­тер имеет как наследственно обусловленные, так и при­обретенные свойства.

Первой точке зрения свойственна биологизация ха­рактера, второй - социологизация, сводящая роль био­логического фактора до минимума. Обе точки зрения, по мнению современных психологов, ошибочны, по­скольку не соответствуют действительности. Более ре­ально отражает природу характера принятая в отече­ственной психологии точка зрения, согласно которой характер не является врожденным, но в его проявлени­ях сказываются и особенности организации нервной си­стемы, генотипа. По мнению Ю.Б.Гиппенрейтер, необ­ходимо рассматривать определенные свойства организ­ма как биологические или генотипические предпосыл­ки характера .

Таким образом, на основании анализа проблемы "био­логических основ характера" можно заключить, что формирование характера определяется как особенностями генотипа, так и воздействием социальной среды.

Характер личности весьма многогранен. В нем можно выделить отдельные стороны или черты, которые не су­ществуют изолированно, отдельно друг от друга, а явля­ются взаимно связанными, образуя цельную структуру ха­рактера.

Определить структуру или строение характера лично­сти - значит выделить в характере основные компонен­ты или свойства. В структуре характера исследователи выделяют различные свойства.

Б.Г.Ананьев считает характер выражением и услови­ем цельности личности. К основным его свойствам от­носит направленность, привычки, коммуникативные свойства, эмоционально-динамические проявления, сформированные на основе темперамента .

А.Г.Ковалев, В.Н.Мясищев включают в структуру ха­рактера такие пары свойств, как: уравновешенность -неуравновешенность; сензитивность - агрессивность; широта - узость; глубина - поверхностность; богатство, содержательность - бедность; сила - слабость .

Н.Д.Левитов выделяет определенность характера, его цельность, сложность, динамичность, оригинальность, силу, твердость .

Большинство исследователей выделяют в структуре сложившегося характера, прежде всего, две стороны: со­держание и форму. Они не отделимы друг от друга и составляют органическое единство. Содержание харак­тера составляет направленность личности, т.е. ее мате­риальные и духовные потребности, интересы, идеалы и социальные установки. Содержание характера проявляется в виде определенных индивидуально-своеобраз­ных отношений, которые говорят об избирательной ак­тивности человека. В разных же формах характера вы­ражаются различные способы проявления отношений, темперамента, закрепившиеся эмоционально-волевые особенности поведения.

Кроме отмеченных выше двух сторон, в отечествен­ной психологии в структуре характера представлены такие индивидуальные особенности личности, как интел­лектуальные, эмоциональные и волевые. В связи с этим ис­следователи выделяют в структуре характера темпера­мент, волю, убеждение, потребности и интересы, чувства, интеллект.

Характер представляет собой неразрывное целое. Но изучить и понять такое сложное целое, как характер, нельзя, не выделив в нем отдельных сторон или типич­ных проявлений, так называемых ,черт характера. Под чертами характера понимают индивидуальные привыч­ные формы поведения человека, в которых реализуется его отношение к действительности.

Черты характера необходимо рассматривать и оцени­вать во взаимосвязи друг с другом. Каждая черта харак­тера приобретает свое значение, часто совершенно раз­личное, в зависимости от ее соотношения с другими чер­тами. Например, осторожность без сочетания с реши­тельностью может сделать человека бездеятельным.

В структуре характера выделяют две группы черт/

К первой группе относятся черты, выражающие на­правленность личности: устойчивые потребности, инте­ресы, склонности, цели и идеалы, а также мировозрение человека по отношению к окружающей действитель-ности. Эти черты представляют собой индивуидуально своеобразные способы проявления отношений личнос­ти к действительности.

Ко второй группе относятся интеллектуальные, во­левые и эмоциональные черты характера.

В самом общем виде все черты характера можно раз­делить на основные, ведущие, задающие общую направ­ленность развитию всего комплекса его проявлений, и второстепенные, определяемые основными. Если веду­щей чертой является нерешительность, то человек, преж­де всего, опасается, "как бы чего не вышло", и все его попытки, например, помочь ближнему обычно закан­чиваются внутренними переживаниями и самооправда­ниями. Если же ведущей чертой является альтруизм, то человек, не колеблясь, идет на помощь ближнему. Зна­ние ведущих черт позволяет понять суть характера, его основные проявления.

Из всей совокупности отношений личности и окру­жающей реальности следует выделить характерообразующие формы отношений. Важнейшей отличительной чертой таких отношений является решающее, первосте­пенное или общее жизненное значение тех или иных объектов для человека. Эти отношения одновременно выступают основанием для классификации важнейших черт характера. Характер человека проявляется в систе­ме отношений:

- к другим людям (при этом можно выделить такие черты характера, как общительность - замкнутость, правдивость - лживость, тактичность - грубость);

- к делу (ответственность - недобросовестность, тру­долюбие - леность);

- к себе (скромность - самовлюбленность, самокри­тичность - самоуверенность, гордость - смирение);

- к вещам, собственности (щедрость - жадность, бе­режливость - расточительность, аккуратность - неряш­ливость).

Необходимо отметить определенную условность дан­ной классификации и тесную взаимосвязь, взаимопро­никновение указанных аспектов отношений. Несмотря на то, что указанные отношения выступают важнейши­ми с точки зрения формирования характера, они не сра­зу становятся чертами характера. Существует известная последовательность в переходе этих отношений в свой­ства характера.

Исследователи характера отмечают, что он может быть выражен в большей или меньшей степени. Чрезмерная вы­раженность отдельных черт характерна и их сочетаний определяется исследователями как акцентуация характе­ра. По мнению известного психиатра К.Леонгарда, у 20-50% людей некоторые черты характера настолько заост­рены (т.е. акцентуированы), что это приводит к конфлик­там и нервно-психическим нарушениям.

Ю.Б.Гиппенрейтер отмечает три значимых отличия акцентуированного характера от патологии характера. Во-первых, акцентуированный характер может прояв­ляться в течение всей жизни человека, обостряется толь­ко в подростковом возрасте, а затем сглаживается. Во-вторых, черты акцентуированных характеров проявля­ются не в любой обстановке, а при определенных обсто­ятельствах. В-третьих, социальная дезадаптация лично­сти при акцентуациях либо не наступает вообще, либо Непродолжительна по времени.

Наиболее известны классификации акцентуированных типов характера по А.Е.Личко и К.Леонгарду. Немецкий ученый К.Леонгард выделяет 12 типов акцентуаций ха­рактера. Его классификация основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми. Типы акцен­туаций характера разбиваются К. Леонгардом на две груп­пы по принципу акцентуации свойств либо характера, либо темперамента. К акцентуациям свойств характера он относит демонстративный, педантичный, застреваю­щий, возбудимый типы. Остальные варианты акцентуа­ций (гипертимный, дистимный, циклоидный, тревожный, эмотивный, экзальтированный, интровертированный) он относит к акцентуациям темперамента.

Классификация К.Леонгарда представляет следующие типы хар актер ов :

Гипертимный тип. Отличается чрезвычайной контакт­ностью, преобладанием приподнятого настроения, повы­шенной словоохотливостью, выраженностью жестов, ми­мики, пантомимики. В общении прослеживается спонтан­ное отклонение от первоначальной темы разговора. Люди этого типа энергичны, инициативны, с оптимизмом и жаждой деятельности. Отталкивающие черты, свойствен­ные этому типу: легкомыслие, недостаточно серьезное отношение к своим служебным и семейным обязаннос­тям, проявляющаяся временами раздражительность.

Дистимный тип. Характеризуется низкой контакт­ностью, немногословием, пессимистическим настроени­ем. Люди этого типа ведут замкнутый образ жизни, до­моседы, склонны подчиняться, а не демонстрировать. Привлекательными чертами характера для партнеров по общению являются серьезность, добросовестность и обо-

стренное чувство справедливости. Отталкивающие чер­ты этого психотипа в общении: медлительность, пассив­ность, индивидуализм.

Циклоидный тип. Людям этого типа свойственны до­вольно частые периодические смены настроения. В пери­од повышенного настроения они бывают общительны, а в период подавленного - замкнутыми. Во время душев­ного подъема ведут себя как люди с гипертимной акцен­туацией характера, а в период спада - с дистимной.

Возбудимый тип. Характеризуется низкой контактно­стью, угрюмостью, занудлив остью. У людей этого типа замедленные вербальные и невербальные реакции. В спо­койном состоянии они добросовестны, аккуратны. В состоянии эмоционального возбуждения склонны к ру­гательствам, конфликтам, плохо контролируют свое поведение.

Застревающий тип. Люди умеренной общительности, склонны к нравоучениям, обидчивы, подозрительны, конфликтны, обладают повышенной чувствительностью к справедливости. Для них характерно стремление до­биваться высоких результатов в любой деятельности, предъявлять повышенные требования к себе и окружа­ющим, дисциплинированность.

Педантичный тип. Люди этого типа отличаются чрез­мерным формализмом, педантичностью в любой ситуа­ции. Положительные черты такого человека - добросо­вестность, аккуратность, надежность в делах.

Тревожный тип. Ему свойственны низкая общитель­ность, неуверенность в себе, мнительность, робость, по­ниженный фон настроения. Люди этого типа редко кон­фликтуют с окружающими, стремятся в ситуациях противостояния опереться на сильную личность. Их поло­жительные черты - исполнительность, доброжелатель­ность, самокритичность.

Эмотивный тип. Характеризуется стремлением к об­щению в узком кругу друзей и близких, где их хорошо понимают. Такие люди чрезмерно чувствительны, обидчивы, слезливы. Вместе с тем они отличаются доб­ротой, сострадательностью, эмпатией, исполнитель­ностью.

Демонстративный тип. Люди этого типа очень общи­тельны, стремятся к лидерству, доминированию, любят быть в центре внимания. Они самоуверенны, самолюби­вы, легко приспосабливаются к новой социальной ситу­ации, склонны к интригам, хвастовству, лицемерны и эгоистичны. Положительные черты: артистизм, обходи­тельность, нестандартность мышления, умение побуж­дать других людей к какому-либо делу.

Экзальтированный тип. Люди этого типа обладают высокой контактностью, словоохотливостью, влюбчи­востью, могут быть конфликтными. Это альтруисты, внимательны к друзьям и близким. Они обладают ярки­ми искренними чувствами, зачастую художественным вкусом. Отрицательные черты людей этого типа: пани­керство, подверженность отчаянию, сиюминутным на­строениям.

Экстравертированный тип. Отличается от других ти­пов открытостью для любой информации, готовностью выслушать и помочь любому просящему, конформность. Люди этого типа обладают высокой степенью общитель­ности, болтливы, уступчивы, исполнительны. Им труд­но дается организованность в быту и на работе. Оттал-

кивающие черты: легкомыслие, необдуманность поступ­ков, склонность к распространению слухов, сплетен.

Иптровертированный тип. Люди этого типа характе­ризуются низкой контактностью, замкнутостью, ото­рванностью от реальности, склонностью к философство­ванию. Ориентированы на свой внутренний мир, на свою оценку предмета или события, а не на объект как тако­вой. Они склонны к одиночеству, при попытках бесце­ремонно вмешаться в их личную жизнь вступают в кон­фликты. Сдержанны, принципиальны, склонны к само­анализу, имеют твердые убеждения. Их поступки опре­деляются в первую очередь собственной внутренней ус­тановкой. При этом они чрезмерно упрямы в отстаива­нии своих нереальных взглядов.

Описанные типы акцентуаций характера проявляют­ся, как было отмечено выше, непостоянно. При воспи­тании и самовоспитании акцентуации характера сгла­живаются, гармонизируются, так как структура харак­тера подвижна, динамична и меняется на протяжении жизни человека.

Способности как индивидуальные особенности лич­ности изучают различные науки: философия, социоло­гия, медицина и другие, но ни одна из них не изучает так глубоко и разносторонне проблему способностей, как психология. Для психологии более, чем для другой на­уки, важным является изучение способностей каждой личности. Именно через способности личность стано­вится субъектом деятельности в обществе, через разви­тие способностей человек достигает своей вершины в профессиональном и личностном росте (акте - греч. "вершина", отсюда произошло название новой научнойсциплины - акмеологии, изучающей закономерности такого восхождения и его характеристики).

Серьезный вклад в изучение проблемы способностей внесли отечественные ученые С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теп-лов, Н.С.Лейтес, В.Н.Дружинин, В.Д.Шадриков.

В отечественной психологии в трактовке проблемы спо­собностей можно выделить два направления. Первое- пси­хофизиологическое - исследует связи основных свойств не­рвной системы (задатков) и общих психических способно­стей человека (работы Э.А.Голубевой, В.М.Русалова); вто­рое - исследование способностей в индивидуальной, игро­вой, учебной, трудовой деятельности (от деятельного под­хода А.Н.Леонтьева). Затем в рамках школы С.Л.Рубинш­тейна способности стали рассматривать как развитие спо­собов деятельности на основе задатков.

Задатки - это врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, конституции че­ловека и т.д., составляющие природную основу разви­тия его способностей. От природы люди наделены раз­личными задатками, они лежат в основе формирования способностей. Иначе говоря, основы способностей за­ложены генетически и зависят от задатков.

В психологии различают еще один вид задатков - при­обретенные. О них говорят в тех случаях, когда для раз­вития какой-либо способности нужно чему-то уже обу­читься или приобрести опыт.

Способности - это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит успешность деятельности.

Отечественный психолог А.В.Петровский сравнивал способности с зерном, которому еще предстоит развивать-

ся. Брошенное в землю зерно имеет возможность лишь при определенных условиях (структура, влажность почвы, климат и т.д.) превратиться в колос. Так же и способнос­ти человека являются только возможностью для приоб­ретения знаний и умений при благоприятной социальной ситуации. Вместе с тем эта же возможность может стать реальностью в результате обучения, воспитания и соб­ственной активности человека.

В психологии существуют различные классифика­ции способностей. В первую очередь исследователи выделяют природные (биологически обусловленные) и специфические человеческие способности. Многие из природных способностей являются общими у чело­века и животных, такие как восприятие, память. Боль­шинство человеческих способностей основывается на природных.

Другой подход к структуре способностей выявляет два их вида: общие и специальные. Общие способности - это такие, которые определяют успехи человека в раз­личных видах деятельности. К ним относятся умствен­ные способности, речь, работоспособность, развитие опорно-двигательной системы и т.п. Специальные спо­собности определяют успехи в определенных видах де­ятельности. К ним относятся математические, музы­кальные, литературные и т.д.

Теоретические и практические способности отличают­ся тем, что первые отражают склонность человека к аб­страктно-теоретическим размышлениям, а вторые - к конкретным практическим действиям.

С точки зрения развития психологи выделяют потен­циальные и актуальные способности.

Потенциальные - это возможности развития индиви­да, проявляющие себя каждый раз, когда перед ними возникают новые задачи, требующие решения. Однако развитие индивида зависит не только от его психоло­гических свойств, но и от тех социальных условий, в которых могут быть реализованы или не реализованы эти потенции. В этом случае говорят об актуальности способностей. В связи с отсутствием объективных ус­ловий, возможностей далеко не каждый может реали-зовывать свои потенциальные способности в соответ­ствии со своей психологической природой. Таким об­разом, актуальные способности составляют только часть потенциальных.

Учебные и творческие способности отражают харак­тер познания. Учебные определяют успешность освое­ния какой-либо информации, а творческие связаны с со­зданием новых идей, открытий, изобретений и т.д. Во многих случаях основой для развития творческих спо­собностей является способность к обучению.

Особое место среди социально обусловленных способ­ностей отводится способности к общению. Она включает в себя межличностное восприятие к оцениванию людей, умение входить в контакт с различными людьми, взаи­модействовать с ними, оказывать на них влияние и т.д.

Сочетание различных высокоразвитых способностей называют одаренностью, что дает возможность челове­ку успешно проявлять себя в деятельности. Талант - это такое сочетание способностей, которое позволяет чело­веку не только успешно, но и оригинально, самостоя­тельно выполнять сложную деятельность. Высшим уров­нем развития способностей, когда человек добивается

выдающихся успехов в обществе, в области культуры, является гениальность.

Природа человеческих способностей вызывает достаточ­но бурные дискуссии среди ученых. Способности являют­ся врожденными или они формируются пожизненно?

Сторонники идеи врожденности способностей утвер­ждают, что они биологически обусловлены и их прояв­ление целиком зависит от унаследованного фонда. По их мнению, обучение и воспитание могут лишь ускорить процесс проявления способностей, но и без педагогичес­кого воздействия они проявятся обязательно. В доказа­тельство этой позиции исследователи приводят такие примеры, как повторение способностей у детей талант­ливых музыкантов, ученых, художников (династии Ба­хов, Дарвинов, Толстых).

Результаты генетических исследований в подтвержде­ние наследования способностей были получены в экспе­риментах на животных с применением методов искусст­венной селекции. Крыс обучали находить путь в лаби­ринте. Отбирались "умные" крысы, которые успешнее справлялись с задачей, и "глупые". Затем происходило скрещивание внутри каждой из групп. В шестом поко­лении потомки "умных" крыс значительно быстрее про­ходили по лабиринту, чем их "родители", а показатели "глупых" крыс были еще хуже.

Результаты подобных исследований показывают воз­можность накопления генетической предрасположенно­сти к успешному обучению. Но насколько успех в разви­тии способностей зависит только от наследственных за­датков, сказать трудно.

Представители другой точки зрения считают, что особенности психики определяются качеством воспитания и обучения и что у каждого человека можно сфор­мировать любые способности.Сторонники данного на­правления ссылаются на случаи, когда дети самых при­митивных племен, получив соответствующее обучение, ничем не отличались от образованных европейцев. Здесь же говорят о так называемых "детях-маугли", которые убедительно свидетельствуют о непоправимом уроне, даже невозможности человеческого развития вне социума.

По мнению американского ученого Ушби, способно­сти определяются прежде всего той программой интел­лектуальной деятельности, которая была сформулиро­вана в детстве. В соответствии со своей программой одни люди решают творческие задачи, а другие - только реп­родуктивные. В настоящее время приверженцы этой идеи в США создают специальные центры "выращивания" одаренных детей. Известен ряд случаев, когда в различ­ных областях деятельности (науки, искусства) вокруг одного учителя возникала большая группа талантли­вых учеников, по своей численности и уровню способ­ностей не объяснимая с точки зрения простых законов статистики. Ю.Б.Гиппенрейтер в работе "Введение в общую психологию" приводит пример из опыта ра­боты московского учителя музыки М.П.Кравца, кото­рый любил выбирать себе особенно неспособных в му­зыкальном отношении учеников и иногда доводил их до уровня учащихся Центральной музыкальной консерва­тории (уровня, как известно, самого высокого). Он счи­тал, что неспособных детей не бывает.

На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что условия среды и наследственность являются

факторами развития способностей. Иначе говоря, спо­собности человека формируются и развиваются как по­средством хороших задатков (наследственности), так и при помощи обучения и воспитания (социальной среды).

Человек не рождается с определенными способностями, интересами, характером. Он становится личностью только благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры, в системе общественных отношений. Генотип человека определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов. Строение тела человека обусловливает возможность прямохождения, структура мозга - потенциально развитый интеллект, строение рук - перспективу использования орудий труда. В биологической организации человека, в его природе заложены возможности его будущего психического развития. Становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях. Требования общества определяют и модели поведения людей, и критерии оценки их поведения.

Принадлежность человека к роду Homo фиксируется в понятии индивид. Индивидом можно назвать и новорожденного, и психически нормального взрослого человека, и идиота, не имеющего простейших человеческих навыков. Понятие «индивид» включает в себя общие качества Homo sapiens - представителя человеческого рода как биологического вида.

Понятие личность имеет много определений, оно связано с понятием «индивидуальность», с системой отношений конкретного человека к миру, с его индивидуальными способностями. Еще в 1940-е гг. Г.Олпорт привел свыше 50 различных определений личности. Р.Мейли отмечает, что различия в определениях не столько касаются самого объекта исследования, сколько отражают теоретические разногласия авторов.

Личность - это система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей. Как личность человек характеризуется уровнем развития сознания.

Психические особенности людей, такие как интеллект, темперамент, характер, обладают обшей фундаментальной характеристикой: они глубоко индивидуальны. Индивидуальность человека есть неповторимое сочетание его психических особенностей. Развитая личность обладает личностной автономией, индивидуальностью. В критических ситуациях такая личность сохраняет свою жизненную стратегию, остается приверженной своим позициям и ценностным ориентациям.

Существенной стороной личности является ее отношение к обществу, к отдельным людям, к себе и своим общественным и трудовым обязанностям. Способность личности к реализации зависит от уровня развития способностей, знаний и умений, его эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств. Развитие личности - это постоянное расширение ее возможностей и формирование новых потребностей. Появляясь на свет как индивид, человек становится личностью. Регулируя свою жизнедеятельность в обществе, каждый индивид решает сложные жизненные задачи. Личность проявляется в том, как она решает эти задачи. Одни и те же трудности преодолеваются различными людьми по- разному.

Выделяют личности социализированные - адаптированные к условиям своего социального бытия, личности дссоциализиро- ванные - девиантные, отклоняющиеся от основных социальных требований, и психически аномальные личности, к которым можно отнести людей с задержками психического развития, с личностными акцентуациями и психически больных.

В современной психологии существуют различные теории личности, которые можно разделить на две большие группы. К первой группе относятся теории личности, в которых рассматривается отдельный человек, его индивидуальность, ко второй - те, которые основаны на изучении групп людей.

В начале 20-х гг. XX в. К. Юнг предложил типологию, включающую восемь типов личности, которую он основывал на опыте своей практической деятельности психиатра. Каждый тип рассматривался им как врожденный, т.е. неизменяемый на протяжении жизни человека. Изменяться, по его мнению, под влиянием разных обстоятельств может только сила проявления тех или иных функций в рамках одного и того же неизменного типа. Функция, которая используется чаще всего, называется доминирующей. Она задает тон остальным функциям и всему поведению человека в целом. К. Г. Юнг утверждал, что люди могут иметь или экстравертную, или интравсртную доминирующую функцию.

В основу своей типологии К. Г. Юнг положил способ получения информации и способ принятия на ее основе решения. Информацию, по его мнению, мы получаем через ощущения , или интуицию , и принимаем решения на основании объективной логики, или субъективных чувств. К. Г. Юнг выделил следующие психологические типы:

  • - экстравертный ощущающий;
  • - интровертный ощущающий;
  • - экстравертный интуитивный;
  • - интровертный интуитивный;
  • - экстравертный мыслительный;
  • - интровертный мыслительный;
  • - экстравертный чувствующий;
  • - интровертный чувствующий.

К. Г. Юнг считал, что в любом человеке одновременно присутствуют все восемь описанных им типов личности. Тип проявляется в виде преобладания какой-либо одной функции.

Сегодня эта типология, получившая название типологии МВТ1, расширена до 16 типов и используется в США для решения самых разных проблем, в том числе и педагогических.

  • 3. Фрейд разработал психоаналитическую теорию личности. Ученый особое значение придавал подсознательной сфере психики, считая, что именно она оказывает существенное влияние на поведение людей. Он развил представление о том, что сознание составляет лишь небольшую часть психики, а основная психическая деятельность протекает в сфере подсознательного, которая оказывает сильное влияние на поведение и эмоции.
  • 3. Фрейд выделял три составляющие структуры личности, в числе которых:

Ид - наиболее примитивная материя, охватывающая все врожденное, подчиненное предмету удовольствия и ничего незнающее о реальности;

Эго - сознание, которое следует принципу реальности и вырабатывает ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к среде;

Суперэго - источник моральных и религиозных чувств, контролирующий и наказующий агент, продукт влияния исходящего от других людей.

Согласно концепции 3. Фрейда, эти три составляющие человеческой психики вступают в конфликт между собой, который является сутью личности человека. Следствиями конфликта могут быть смутное, ничем не оправданное чувство вины или бессознательная потребность в наказании. Разработанная 3. Фрейдом теория личности представила человека не как существо разумное и осознающее свое поведение, а как существо, находящееся в вечном конфликте, истоки которого лежат в другой, более широкой, сфере психического - в неосознанном.

Основоположник теории психосоциального развития Э. Эриксон рассматривал становление и развитие личности как смену этапов, на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и изменение его взаимоотношений с людьми. Он выделил восемь рассмотренных нами ранее типов. От успешности решения задач на каждом возрастном этапе зависит возможность решения психологических задач следующих этапов.

Согласно бихевиористической теории личность является продуктом научения. В соответствии с этой концепцией поведение человека есть продукт социальной среды. Личность формируется через язык, обычаи, социальные институты, средства массовой информации. Изменения личностного поведения выводятся из процесса научения, понимаемого как стимуляция желаемых действий. Главная роль отдается системе подкреплений, между поведением человека и животных проводится прямая аналогия. В качестве стимулов могут использоваться: знание, власть, комфорт, уважение, слава, деньги, доброжелательное отношение. Бихевио- ристическая теория исходит из того, что каждый человек стремится избежать наказания и получить поощрение и в этом плане реагирует на внешние стимулы и социальные приказы. Чем более ценно для человека вознаграждение, тем чаще он будет демонстрировать ожидаемое поведение.

По мнению бихевиористов, личность формируется и развивается в течение всей жизни по мере социализации, воспитания и научения. В личности рациональные и иррациональные процессы представлены в равной мере: в одних случаях человек может четко осознавать свои поступки и свое поведение, а в других - нет. Человек практически полностью лишен свободы воли, его поведение детерминировано внешними обстоятельствами. В качестве элементов личности выступают рефлексы и социальные навыки. Свойства личности и требования социального окружения человека совпадают, т.е. если человек воспитывался в благополучной семье, его поощряли за доброту и спокойствие, то он будет добрым и спокойным.

Большую роль в развитии психологии личности сыграли гуманистические теории, представителями которой были А.Маслоу, К. Роджерс и В.Франкл. Термин «гуманистическая психология» был предложен группой психологов, которые в начале 60-х гг. XX в. объединились под руководством А. Маслоу, чтобы противостоять двум наиболее значимым течениям в психологии - психоанализу и бихевиоризму. В их работах идет речь о важнейших предназначениях личности. Гуманистическая психология в качестве основной модели принимает ответственного человека, свободно делающего выбор. С этой точки зрения сама сущность человека постоянно движет его в направлении личного роста, творчества и самодостаточности, если только обстоятельства не мешают этому. Сторонники гуманистической психологии также утверждают, что люди - в высшей степени сознательные и разумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и конфликтов. Таким образом, представители гуманистической теории рассматривают людей как активных творцов собственной жизни, обладающих свободой выбора стиля жизни, которая ограничена только физическими или социальными воздействиями. Центральным звеном личности является самооценка, представление человека о себе, ^-концепция, которая порождается во взаимодействии с другими людьми.

^-концепция - система представлений человека о самом себе, включающая осознание своих физических, интеллектуальных и социальных свойств, самооценку, субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов. Эти представления можно объединить в три категории: «Реальное Я» (каким индивид представляет себя в данный момент), «Социальное Я » (как, по мнению индивида, его представляют другие люди) и «Идеальное Я» (каким индивиду хотелось бы быть).

Типология личности Э. Кречмера, немецкого психиатра и психолога, оформилась также к началу 20-х гг. XX в. Автор этой теории опирался на морфологические характеристики строения тела человека, связывая их с особенностями характера.

По мнению Э. Кречмера, астеническое телосложение характерно для шизотимиков, которые замкнуты, склонны к размышлениям, к абстракции, с трудом приспосабливаются к окружению, чувствительны, ранимы.

Пикническое телосложение имеют циклотимики, они общительны, откровенны, добродушны, реалистичны, их эмоции колеблются между радостью и печалью.

Атлетическое телосложение характерно для искотимиков, которые могут быть энергичными, резкими, уверенными в себе, агрессивными либо маловпечатлительными, со сдержанными жестами и мимикой, с невысокой гибкостью мышления.

По мнению Э. Кречмера, типы индивидуальности нормального человека (циклотимик, шизотимик) могут перерасти в аномалии характера (циклоид, шизоид), а затем и в психическое заболевание (маниакально-депрессивный психоз, шизофрения). Он заметил, что маниакально-депрессивный психоз чаще встречается у пикников, шизофрения - у астеников и реже у атлетиков, эпилепсия - преимущественно у атлетиков и астеников.

Развивая идеи Э. Кречмера, американский психолог У. Шелдон в середине 40-х гг. XX в. на основании изучения экспериментального материала выделил три типа строения тела человека и отобрал около 50 основных психологических черт, которые, по его мнению, являются определяющими для построения типологии темпераментов человека.

По мнению У. Шелдона, существуют три типа темперамента: висцеротонический, соматотонический и церебротонический.

Первый тип характеризуется поведением, направленным на одобрение окружающих, потребностью в общении, контактностью, легкостью в выражении чувств. Наиболее яркие черты второго типа - прямота в общении с людьми, потребность доминировать, низкая эмпатия, агрессивность, стремление к риску, склонность к приключениям, потребность в активных действиях в трудную минуту. Для третьего типа свойственны страх перед обществом, робость, нерешительность, скрытность, застенчивость, потребность в одиночестве в стрессовой ситуации, субъективизм в мышлении, склонность к рассуждениям.

Типологии Г.Олпорта, Р. Кеттела и Г. Айзенка различаются, но в своей основе они имеют достаточно большой перечень характеристик, описывающих функционирование человека в разных условиях - от лично-индивидуальных до социальных. На основе этого были составлены соответствующие опросники (тесты), набрана необходимая статистика и проведена обработка данных. В результате авторам удалось построить типологии человека, и предложить инструмент для определения типа. Сегодня тесты, разработанные этими учеными, широко используются для психологической диагностики человека.

Отечественные психологи также внесли вклад в создание теории личности.

Автор культурно-исторической концепции личности Л. С. Выготский считал, что личность незримо присутствует в процессе культурного развития человека. По его мнению, при изучении человеческой личности необходимо учитывать весь комплекс высших психических функций.

К. К. Платонов интерпретировал личность как некую биосоциальную иерархическую структуру. Он выделял следующие подструктуры личности: направленность, опыт (знание, умение, навыки), индивидуальные особенности ощущений, восприятия, памяти и общие особенности поведения. По мнению К. К. Платонова, в любом явлении, изучаемом психологией, всегда присутствует и проявляется личность, а в общественных отношениях она выступает неотрывной от своих состояний и психических явлений.

А. Н. Леонтьев, разрабатывая концепцию психологической теории деятельности, обращал внимание на некоторые проблемы личности. Суждение: «Личность - это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе» - является отправной точкой для всей теории деятельностного опосредования личности. По мнению А. Н.Леонтьева, личность не предшествует деятельности, она порождается ею, т.е. личность может выступать и условием, и продуктом деятельности.

Сегодня существуют также типологии личности, связанные с акцентуациями характера. Это концепции немецкого психолога К.Леонгарда и отечественного психолога А.Личко. Данные типологии возникли как попытка описать варианты социальных дезадаптаций человека. По мнению этих ученых, акцентуация - это одна из характеристик личности, которая получает, в силу тех или иных обстоятельств, гипертрофированное развитие.

Тип высшей нервной деятельности человека определяет его темперамент, который проявляется во всех действиях личности. От типа высшей нервной деятельности и типа темперамента зависят способности человека. Способности обусловливают возможности включения человека в определенные виды деятельности, поэтому они влияют на формирование направленности личности. Направленность, способность и темперамент преломляются в чертах характера.

Темперамент (от лат. temperamentum - надлежащее соотношение частей) - совокупность психодинамических свойств индивида, которые проявляются в особенностях его психической активности. Темперамент является природной основой проявления психологических качеств личности.

Первая типология темпераментов была создана древнегреческим врачом Гиппократом, который определял их в зависимости от того, какая жидкость преобладает в организме человека.

Сангвиник (от лат. sanguis - кровь) - человек жизнерадостный, быстро реагирующий на различные изменения, с сильной уравновешенной нервной системой.

Холерик (от греч. choie - желчь) - человек, который реагирует быстро, но не обдумывает свои поступки, не успевает себя затормозить, сдержать, проявляет нетерпение, вспыльчивый, с сильной неуравновешенной нервной системой.

Флегматик (от греч. flegma - слизь) - человек с сильной, уравновешенной нервной системой, но очень инертен, реагирует медленно, неразговорчив, эмоции проявляет неярко, хорошо сопротивляется трудностям.

Меланхолик (от греч. melas - черный и choie - желчь) - человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью к стрессовым ситуациям, незначительные поводы могут вызвать у него обиду и слезы, настроение изменчивое.

Эта типология получила свое подтверждение в трудах И. П. Павлова, создателя учения о высшей нервной деятельности человека и животных, который в основу своей типологии положил силу, подвижность и уравновешенность нервных процессов.

Сила и соответственно слабость, как другой полюс этого свойства, выражаются степенью выносливости нервной системы по отношению к длительно действующему раздражителю, а также переносимостью сильных раздражителей, даже кратковременных. Сила нервных процессов проявляется и в том, как адекватно нервная система реагирует на раздражители различной силы, что свидетельствует о ее чувствительности и возбудимости.

Подвижность нервных процессов, а на противоположном полюсе - инертность определяются тем, насколько быстро происходит перестройка нервной системы на меняющиеся раздражители.

Уравновешенность и неуравновешенность нервных процессов раскрывают соотношение возбуждения и торможения по их силе.

В настоящее время в зарубежной психологии широко распространены теории, утверждающие, что темперамент зависит не только от типа нервной системы, но и от строения тела, соотношения его различных частей, а также от деятельности эндокринных желез.

Каждый тип темперамента имеет как положительные, так и отрицательные свойства. Меланхолик может быть впечатлительным, глубоко переживать и ярко проявлять эмоции, флегматик - выдержанным, не принимающим скоропалительных решений, сангвиник - готовым к любой работе человеком, холерик - страстным, неистовым и активным в работе. Отрицательные свойства темперамента могут проявиться у меланхолика в виде замкнутости и застенчивости, у флегматика - безразличия к людям и сухости, у сангвиника - поверхностности, разбросанности, непостоянства, у холерика - вспыльчивости.

Тип темперамента не влияет на способности человека, каждый может быть способным в одной области и не способным в другой. Одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие - другого. Темперамент характеризует динамичность личности, но не определяет ее убеждений, взглядов, интересов, поэтому не является показателем ценности личности и не показывает ее возможности.

Характер - совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к себе и окружающим людям, это сложившийся и укрепившийся под влиянием жизненных воздействий и воспитания стиль поведения человека.

Характер выражает определенный склад потребностей и интересов, стремлений и целей, чувств и воли. К качествам характера относятся моральная воспитанность, полнота, цельность, определенность, сила, уравновешенность. Моральная вое - питанностъ определяет человека как со стороны его взаимоотношений с людьми, так и формы поведения и является ведущим и наиболее социально ценным качеством характера. Полнота характеризует разносторонность потребностей и интересов, стремлений и увлечений, говорит о разнообразии деятельности человека. Цельность - внутреннее единство психического склада человека, согласованность его отношений с различными сторонами действительности, отсутствие противоречий в стремлениях и интересах. Определенность свидетельствует об инвариантности поведения. Сила - это энергия, с которой человек реализует поставленные перед собой цели, способность страстно увлекаться и бороться с трудностями и преодолевать их. Уравновешенность - наиболее оптимальное соотношение сдержанности и активности.

Физиологической основой характера является тип нервной системы. Под характером следует прежде всего понимать то, что приобретено нервной системой под влиянием жизненного опыта и в первую очередь воспитания. Характер основан преимущественно на пластичности нервной системы, так как именно она наиболее связана с влиянием внешней среды. Таким образом, тип нервной системы является только одной из основ характера, но не предопределяет его.

Характер человека зависит от целей, дающих направление его деятельности. Направленность - характеризующее человека избирательное отношение к действительности, влияющее на его деятельность. Психической характеристикой направленности является внимательность. Внимательность проявляется как в непроизвольном, так и в произвольном внимании. Когда человек обращает внимание на многие вещи, то это внимательность непроизвольная. Внимательность преднамеренная, сознательная - показатель таких важных волевых черт характера, как выдержка и настойчивость.

Одной из наиболее распространенных форм напрашюнности человека являются его интересы. Обычно интерес вызывает желание действовать.

Одним из основных компонентов характера является воля. Волевая деятельность формируется в общественных отношениях. Волевые процессы разнообразны. Они могут иметь формы влечения, желания, хотения и намерения. Не всякий волевой процесс имеет характерологическое значение. Некоторые намерения, стремления и желания человека могут быть временными, чисто ситуационными состояниями.

Под чертами характера понимаются сложные индивидуальные особенности, достаточно показательные для человека и позволяющие с известной вероятностью предугадывать его поведение в том или ином конкретном случае. Черты характера отличаются ярко выраженной сознательностью. Они представляют собой реальное и конкретное выражение индивидуального своеобразия личности человека, живущего в конкретных исторических условиях.

Под строением характера как целого подразумеваются его определенность, цельность, сложность, оригинальность и динамичность.

Одной из самых главных особенностей характера является его определенность. Структура характера динамична: даже самый устойчивый характер подвержен изменениям в зависимости от тех условий, в которых он формируется и проявляется. Его черты также изменяются и приобретают в динамике характера новое значение.

Характер складывается вследствие интеграции различных свойств личности, формирующихся под влиянием жизненного опыта и воспитания. Для формирования цельного и социально ценного характера необходимо всесторонне развивать личность.

Существует множество попыток классификации характера. В изучении характера существуют два направления.

Первое направление связано с изучением социальных характеров, а второе - индивидуальных характеров. Основоположником первого направления можно считать американского психолога Э. Фромма. В социальный характер входит лишь совокупность черт характера, которые присутствуют у большинства членов данной социальной группы. Типология индивидуальных характеров отражает психологическую ситуацию, когда внутри одной и той же культуры одна личность отличается от другой. Создателем этой типологии характера считается К. Г. Юнг.

Способности - это психическое свойство, являющееся условием успешного выполнения какой-либо одной или нескольких видов деятельности. Это бесспорно индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Задатки, которые лежат в основе развития способностей, т.е. анатомо-физиологические особенности организма, могут быть наследственными, сами же способности всегда являются результатом развития.

«Способность» - понятие динамическое. Способность существует только в движении, она не может закончить свое развитие. Способности создаются в деятельности. Абсолютный слух как способность проявляется у ребенка при обучении музыке.

Отдельные способности существуют рядом друг с другом и независимо друг от друга. Каждая способность изменяется, приобретает качественно иной характер.

Контрольные вопросы и задания

  • 1. Дайте определение понятиям «индивид», «личность», «индивидуальность».
  • 2. В чем разница между понятиями «индивидуальность» и «личность»?
  • 3. Дайте краткую характеристику основных зарубежных теорий личности.
  • 4. Как понимается суть личности в отечественной психологии?
  • 5. В чем суть культурно-исторической концепции личности Л. С. Выготского?
  • 6. Какие подструктуры личности выделял К. К. Платонов?
  • 7. Перечислите компоненты структуры личности.
  • 8. Что такое темперамент? Охарактеризуйте основные типы темперамента.
  • 9. Опишите основные качества характера
  • 10. Какие факторы влияют на формирование характера?
  • 11. Дайте определение способностям.
  • 12. Что такое задатки? Приведите примеры.

Черты характера человека и их проявление

03.04.2015

Снежана Иванова

Черты характера всегда накладывают отпечаток на поведение человека, а также влияют на его поступки.

На протяжении всей своей жизни каждый человек проявляет свои индивидуальные особенности, которые отображаются не только в его поведении или же специфике общения, но и обуславливают отношение к деятельности, себе и другим людям. Все эти особенности, проявляющиеся в жизнедеятельности, как в научном обиходе, так и в быту называют характером.

Определение понятия «характер»

В психологии под характером понимают определенную совокупность черт человека, которые ярко выражены и являются относительно устойчивыми. Черты характера всегда накладывают отпечаток на поведение человека, а также влияют на его поступки.

В психологических словарях можно встретить достаточно большое количество определений характера, но все они сводятся к тому, что характер – это совокупность наиболее стойких индивидуальных психологических особенностей личности, которые всегда проявляются в ее деятельности и общественном поведении , а также в системе отношений:

  • к коллективу;
  • к другим людям;
  • к труду;
  • к окружающей действительности (к миру);
  • к самой себе.

Сам термин «характер » (в пер. с греч. character – чеканка или печать ) был введен древнегреческим философом и естествоиспытателем, учеником Платона и ближайшим другом Аристотеля Теофрастом . И здесь стоит особое внимание уделить переводу слова – чеканка или печать. Действительно, характер как бы вырисовывается в виде своеобразного рисунка на личности человека, создавая этим уникальную печать, которая отличает своего владельца от других индивидов. Подобный рисунок, также как герб или эмблема на личной печати средневековой знати, вырисовывается на определенной основе с помощью специфических знаков и букв. Основой для гравировки индивидуальной личности выступает темперамент, а уникальным рисунком – яркие и индивидуальные черты характера.

Черты характера как инструмент психологической оценки и понимания человека

Под чертами характера в психологии понимают индивидуальные, достаточно сложные особенности, которые являются для человека наиболее показательными и позволяют с большой долей вероятности предсказывать его манеру поведения в конкретной ситуации. То есть, зная о наличии у конкретного человека некоторых черт, можно предугадывать его последующие действия и возможные поступки в том или ином случае. Например, если человек имеет ярко выраженную черту отзывчивость, то существует высокая вероятность того, что в сложный момент жизни он придет на помощь.

Черта – одна из наиболее важных и существенных частей человека, его стабильное качество и устоявшийся способ взаимодействия с окружающей действительностью. В черте характера кристаллизируется личность и отражается ее целостность. Черта характера человека – это реальный способ решения многих жизненных ситуаций (как деятельностных, так и коммуникативных) и поэтому их нужно рассматривать с точки зрения будущего. Итак, черты характера являются прогнозом действий и поступков личности, так как они отличаются стойкостью и делают поведение человека предсказуемым и более очевидным. Благодаря тому, что каждая личность уникальна, существуют огромное разнообразие уникальных черт характера.

Особые черты своего характера каждый человек приобретает на протяжении всей своей жизни в обществе, причем нельзя считать все индивидуальные приметы (черты) характерологическими. Такими будут только те, которые в не зависимости от жизненной ситуации и обстоятельства всегда будут проявляться в идентичном способе поведения и одинаковом отношении в окружающей действительности.

Таким образом, для того, чтобы дать оценку психологи личности (охарактеризовать его) как индивидуальности, необходимо определить не всю сумму индивидуальных качеств человека, а выделить те черты и качества характера, которые являются отличительными от других людей. Не смотря на то, что эти черты индивидуальны и различны, они должны составлять структурную целостность.

Черты характера человека являются приоритетными при изучении его личности, а также для понимания и прогнозирования его действии, поступков и поведения. Действительно, любой вид деятельности человека мы воспринимаем и понимаем как проявление определенных черт его характера. Но, характеризуя личность как социальное существо, важным становится не столько проявление черт в деятельности, как то, на что именно направлена эта деятельность (а также чему служит человеческая воля). В этом случае следует обращать внимание на содержательную сторону характера, а конкретнее, на те черты характера личности, которые составляют общую структуру как ее психического склада. Они выражаются в: цельности-противоречивости, единстве-раздробленности, статичности-динамичности, широте-узости, силе-слабости.

Список черт характера человека

Человеческий характер – это не только определенная совокупность некоторых черт (или же случайный их набор), а сложнейшее психическое образование, которое представляет собой определенную систему. Данная система состоит из многих наиболее устойчивых качеств личности, а также ее свойств, проявляющихся в различных системах человеческих отношений (к труду, к своему делу, к окружающему миру, к вещам, к себе и к другим людям). В этих отношениях находит свое выражение структурность характера, его содержательность и индивидуальность своеобразия. Ниже, в таблице, описаны основные черты характера (их группы), которые находят свое проявление в различных системах человеческих отношений.

Стойкие черты (симптомокомплексы) характера, проявляющиеся в отношениях личности

Кроме черт, которые проявляются в системе отношений, психологами были выделены черты характера человека, которые могут быть отнесены к познавательной и эмоционально-волевой сфере. Так черты характера делят на:

  • познавательные (или интеллектуальные) – любознательность, теоретичность, критичность, находчивость, аналитичность, вдумчивость, практичность, гибкость, легкомысленность;
  • эмоциональные (впечатлительность, страстность, эмоциональность, жизнерадостность, сентиментальность и т.д.);
  • волевые черты (настойчивость, решительность, самостоятельность, и т.д.);
  • моральные черты (доброта, честность, справедливость, гуманность, жестокость, отзывчивость, патриотичность и т.д.).
Некоторые психологи предлагают выделять мотивационные (или продуктивные) и инструментальные черты характера. Под мотивационными чертами понимают те, которые движут человеком, то есть они побуждают его к определенным действиям и поступкам. (их также можно назвать черты-цели). Инструментальные черты придают деятельности человека своеобразный стиль и индивидуальность. Они относятся к самой манере и способу выполнения деятельности (их также можно назвать черты-способы).

Представитель гуманистического направления в психологи Гордон Олпорт черты характера объединил в три основные категории:

  • доминирующие (те, которые более всего определяют все формы поведения человека, его действия и поступки, такие как эгоизм или доброта);
  • обычные (которые проявляются в равной степени во всех сферах жизнедеятельности, например четность и гуманность);
  • второстепенные (они не оказывают такого же влияний как доминирующие или обычные, например это может быть старательность или же любовь к музыке).

Итак, главные черты характера проявляются в различных сферах психической деятельности и системы отношений личности. Все эти отношения закрепляются в разных способах действия и формах поведения человека, которые наиболее привычны для него. Между существующими чертами всегда устанавливаются определенные закономерные взаимосвязи, которые позволяют создать структурность характера. Она же в свою очередь, помогает предугадать по уже известной нам черте характера человека и другие, которых скрыты от нас, что дает возможность спрогнозировать его последующие поступки и действия.

Любая структура, в том числе и характера, имеет свою иерархию. Таким образом, черты характера также обладают определенной иерархичностью, поэтому существуют основные (ведущие) и второстепенные черты, которые подчиняются ведущим. Предугадывать поступки человека и его поведение возможно, опираясь не только на основные черты, но и второстепенные (несмотря на то, что они являются менее существенными и проявляются не настолько ярко).

Типичное и индивидуальное в характере

Носителем характера всегда является человек, а его черты находят свое проявление в деятельности, отношениях, поступках, поведении, способах действия в семье, в коллективе, на работе, среди друзей и т.д. В этом проявлении всегда отражается типичное и индивидуальное в характере, ведь они существуют в органическом единстве (так, типичное всегда является основой для индивидуального проявления характера).

Что же подразумевается под типичным характером? Характер называют типичным при наличии набора существенных черт, которые являются общими для определенной группы людей. Данная совокупность черт отражает общие условия жизни конкретной группы. Кроме того, эти черты должны находить проявление (в большей или же меньшей степени) у каждого представителя этой группы. Совокупность отличительных типических черт является условием возникновения определенного .

Типичное и индивидуальное в характере наиболее ярко выражается в отношениях человека к другим людям, ведь межличностные контакты всегда обусловливаются определенными общественными условиями жизни, соответствующим уровнем культурно-исторического развития общества и от сформированного духовного мира самого человека. Отношение к другим людям всегда оценочное и проявляется по-разному (одобрение-осуждение, поддержка-непонимание) в зависимости от существующих обстоятельств. Это проявление выражается в зависимости от оценивания человеком поступков и поведения других, а точнее их положительных и отрицательных черт характера.

Типичные черты характера человека по уровню своей интенсивности проявляются у каждого индивидуально. Так, например, отдельные черты могут выявлять себя настолько сильно и ярко, что они становятся в своем роде уникальными. Именно в этом случае типичное в характере переходить в индивидуальное.

Положительные черты характера и их проявление

Как типичное, так и индивидуальное в характере, находит свое проявление в системах отношений личности. Это происходит благодаря наличию в характере человека определенных черт (и положительных, и отрицательных). Так, например, в отношении к труду или своему делу находят свое проявление такие положительные черты характера как трудолюбие, дисциплинированность и организованность.

Что касается межличностного общений и отношения к другим людям, то здесь хорошие черты характера следующие: честность, открытость, справедливость, принципиальность, гуманность и т.д. Все эти черты позволяют строить конструктивное общение и быстро налаживать контакты с окружающими людьми.

Следует отметить, что индивидуальных черт характера существует огромное множество. Но среди них необходимо выделять в первую очередь те, которые наибольшее влияние оказывают на формирование духовности человека и его (именно в этом контексте находит свое проявление лучшая черта характера человека – гуманность). Эти черты имеют еще большее значение в процессе воспитания и развития подрастающего поколения, ведь одинаковые черты формируются по-разному в зависимости от ситуаций, наличия других черт характера и направленности самой личности.

Выделяя хорошие качества характера, не стоит забывать и про их возможное искривление, или же о наличии явных отрицательных черт, с которыми человеку необходимо бороться. Только в этом случае будет наблюдаться гармоническое и целостное развитие личности.

Отрицательные черты характера и их проявление

В отношении к поведению, поступкам и деятельности других людей, человек всегда формирует черты определенного характера – положительные и отрицательные. Это происходит по принципу аналогии (то есть происходит идентификация с тем, что является приемлемым) и противопоставление (тем, что входит в перечень недопустимого и неправильного). Отношение к самому себе может носить позитивный или негативный характер, что в первую очередь зависит от уровня развития и способности адекватно оценить себя (то есть, от сформированного уровня ). Про высокий уровень самосознания свидетельствует наличие следующих позитивных черт: высокая требовательность к самому себе, и чувство собственного достоинства, а также ответственность. И, наоборот, о недостаточном уровне развития самосознания говорят такие отрицательные черты характера как , самоуверенность, эгоизм, нескромность и др.

Отрицательные черты характера (в принципе также как и положительные проявляются) в четырех основных системах отношений человека. Например, в системе «отношение к труду» среди отрицательных черт называют , безответственность, безалаберность и формальность. А среди негативных черт, проявляющихся в межличностном общении, стоит выделить замкнутость, скупость, хвастливость и неуважительность.

Следует отметить, что отрицательные черты характера, которые находят свое проявление в системе отношений человека к другим людям, практически всегда способствуют возникновению конфликтов, непонимания и агрессии, что в последствие приводит к возникновению деструктивных форм общения. Именно поэтому, каждому человеку, который хочет жить в гармонии с окружающими и с самим собой, стоит задуматься о воспитании в своем характере положительных черт и избавлении от разрушающих, отрицательных черт.

Рекомендуем почитать

Наверх