Финансовая, налоговая, бюджетная политика государства. Финансовая система и фискальная политика государства Финансовая и налоговая системы фискальная политика

Варить, тушить 25.12.2020
Варить, тушить

1) Финансы – это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

2) Финансовая система – это форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

3) Государственный бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

4) Внебюджетные фонды – это один из методов перераспределения национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий.

5) Бюджетная система – представляет собой сложный механизм, характеризующий особенности взаимоотношений государства и местных органов власти. Структура бюджета страны зависит от её государственного устройства. Как правило, она состоит из государственного (федерального) и местных (региональных) бюджетов. В странах с федеративным государственным устройством (США, Германия) имеются промежуточные звенья - бюджеты штатов, земель и соответствующих им административных образований.

6) Бюджетный дефицит - это превышение расходов бюджета над его доходами.

7) Профицит бюджета – превышение доходов над расходами.

8) Государственный долг - результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков.

9)Уровень дефицита госбюджета . Если запланированные доходы бюджета превышают расходы бюджета, то это называется бюджетный профици́т (или профицит бюджета). Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета, то это называется бюджетный дефици́т (или дефицит бюджета). Когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный при утверждении бюджета показатель, или происходит значительное снижение ожидавшихся доходов бюджета, то представительный орган власти (на основе предложений органа исполнительной власти) принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов. Такое «урезание» запланированных бюджетом расходов называется секве́стр.



10) Уровень внешнего долга .ВНЕШНИЙ ДОЛГ суммарные денежные обязательства страны, выражаемые денежной суммой, подлежащей возврату внешним кредиторам на определенную дату, то есть общая задолженность страны по внешним займам и невыплаченным по ним процентам. Внешний государственный долг есть совокупная задолженность государства международным банкам, правительствам других стран, частным иностранным банкам. Различают текущий внешний долг данного года, который надо вернуть в нынешнем году, и общий государственный внешний долг (накопленный), который предстоит вернуть в текущем году и в последующие годы.

11) Налоги – это обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами государственной власти с физических и юридических лиц, поступающие в государственный и местный бюджеты. Налоги - основной источник средств, поступающих в государственную казну. Одновременно налоги служат одним из способов регулирования экономических процессов хозяйственной жизни. Система налогов обладает разветвленной структурой, в ней представлено множество разнообразных видов и типов налогов, величина налоговых ставок устанавливается обычно в законодательном порядке. По уровням взимания налоги делятся на федеральные, республиканские, местные.

12) Субъект налогообложения – это лицо, на котором лежит обязанность уплатить налог за счет собственных средств.

13) Объект налогообложения – это реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Является одним из обязательных элементов налога. При этом каждый налог должен иметь самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй и с учётом положений главы 7 "Объекты налогообложения" Налогового кодекса РФ (НК РФ).

14) Прямые налоги – это налоги, взимаемые непосредственно с дохода (подоходный налог, налог на прибыль, заработную плату и ее прирост).

15) Косвенные налоги – налоги виде надбавок к цене товаров и услуг (акцизные сборы, налог с продаж, частично налог на добавленную стоимость).

16) Фискальная политика – это правительственная политика в области государственного бюджета и налогообложения, направленная на обеспечение занятости населения и получение валового национального продукта, способствующего ревальвации. Является основой финансовой политики. Фискальная политика связана с денежно-кредитной политикой Центрального банка, регулирующей экономику за счёт изменения ставки налогообложения и объемов государственных расходов.

17) Дискреционная политика – это гибкая политика, ориентирующаяся в большей мере на изменяющуюся экономическую ситуацию, чем на решения законодательных и исполнительных органов.

18) Автоматическая политика – означает автоматическое изменение величин государственных расходов, налоговых поступлений и сальдо государственного бюджета в результате циклических колебаний совокупного дохода.

19) Мультипликатор государственных расходов – это отношение изменения реального национального дохода к вызвавшему его изменению государственных расходов. Показывает воздействие государственных расходов на изменение объема совокупного спроса.

20) Налоговый мультипликатор - отношение изменения реального национального дохода к вызвавшему его изменению налогов.

Узловые вопросы темы.

1. Общее понятие и функции финансов .

Финансы - совокупность всех денежных ресурсов, находящихся в распоряжении государства и хозяйствующих субъектов, а также система их формирования, распределения и использования.

Функции финансов показывают, каким образом реализуется общественное назначение финансов как инструмента мобилизации и использования централизованных фондов денежных средств. Финансы обеспечивают непрерывный процесс воспроизводства, включающий четыре стадии: производство, обмен, распределение, потребление.

Традиционно рассматривают следующие функции финансов: распределительную, стимулирующую и контрольную.

2. Принципы построения и структура финансовой системы государства .

Финансовая система представляет собой определенным образом упорядоченную совокупность финансовых отношений. Звенья финансовой системы можно сгруппировать в три крупных блока, каждый из которых также имеет внутреннюю структуру:

1) централизованные финансы –

Государственный бюджет;

Внебюджетные фонды;

Государственный кредит;

Фонды имущественного и личного страхования;

Фондовый рынок;

2) децентрализованные финансы –

Финансы коммерческих предприятий и организаций;

Финансовых посредников (кредитных организаций, частных

пенсионных фондов, страховых организаций и других фи

нансовых институтов);

Некоммерческих организаций;

3) финансы домашних хозяйств.

3. Бюджет и бюджетное устройство .

Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношение между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.

4. Функции государственного бюджета .

Образование основного общегосударственного фонда денежных средств (в ходе реализации этой функции обеспечивается концентрация основной части централизованных финансовых ресурсов в бюджетной системе государства);

Использование средств основного общегосударственного фонда (данная функция реализуется в процесс расходования бюджетных средств);

Осуществление контроля за движением бюджетных ресурсов.

5. Доходная часть государственного бюджета .

Под бюджетными доходами понимается централизованный фонд денежных средств, формируемый за счет распределения и перераспределения части национального дохода для выполнения государством и органами местного самоуправления своих конституционных и уставных функций. Экономическим содержанием доходов являются отношения государства с юридическими и физическими лицами в процессе формирования этого фонда. При этом средства в фонд изымаются в безвозмездном и безвозвратном порядке.

Бюджеты образуются за счет трех видов доходов:

1) налоговых доходов;

2) неналоговых доходов;

3) безвозмездных перечислений.

6. Расходная часть государственного бюджета.

Расходы бюджета – это затраты, формирующиеся в связи с выполнением государством и органами местного самоуправления своих конституционных и уставных функций.

7. Причины образования бюджетного дефицита.

Причин бюджетного дефицита много: экономический спад; рост предельных издержек общественного производства; массовый выпуск необеспеченных денег; неоправданно раздутые социальные программы; возросшие затраты на финансирование военно-промышленного комплекса; значительный оборот теневого капитала; непроизводительные расходы и потери и т.д. В связи с этим говорят о различном качестве самого дефицита, который:

Может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики;

Возникает в результате чрезвычайных обстоятельств (война, крупное стихийное бедствие и т.п.);

Может отражать кризисные явления в экономике, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. Только в последнем случае он может рассматриваться как явление чрезвычайное, требующее принятия срочных, действенных экономических мер и соответствующих политических решений.

8. Источники финансирования бюджетного дефицита и возможные последствия. Кривая Лаффера.

Для покрытия дефицита могут использоваться различные способы:

1) внутренние и внешние займы;

2) ужесточение налогообложения;

3) денежно-кредитная эмиссия (монетизация бюджета).

Ни один из указанных способов не имеет абсолютных преимуществ перед другими и не является полностью неинфляционным. Но более предпочтительны в этом отношении различные формы государственного кредита.

В качестве мероприятий, направленных на снижение дефицита бюджета, традиционно используются такие, которые, с одной стороны, стимулируют приток поступлений в бюджет, а с другой – способствуют сокращению расходов государства. К ним относятся:

Изменение направлений государственных инвестиций в отрасли экономики с целью значительного повышения финансовой отдачи бюджетных средств;

Более широкое использование финансовых льгот и санкций. Это позволяет полнее учитывать специфические условия хозяйствования и стимулирует рост производства;

Сокращение сферы государственного финансирования (правительственной помощи иностранным государствам; военных расходов и т.п.) при сохранении финансирования лишь важнейших социальных программ;

Запрет центральному банку предоставлять кредиты правительственным структурам любого уровня без надлежащего оформления задолженности государственными ценными бумагами.

Кривая Лаффера - графическое отображение зависимости между налоговыми поступлениями и динамикой налоговых ставок. Концепция кривой подразумевает наличие оптимального уровня налогообложения, при котором налоговые поступления достигают максимума.

9. Государственный долг и его виды.

Государственный долг РФ представляет собой долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и другими субъектами международного права.

Существует несколько классификаций государственного долга в зависимости от признака, положенного в основу данной классификации.

Государственный долг подразделяется на капитальный и текущий.

Капитальный государственный долг - вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть, выплачены по этим обязательствам.

Текущий долг включает расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок которых наступил.

Согласно Бюджетному кодексу РФ, внешний долг - это обязательства, возникающие в иностранной валюте. Под государственным внутренним долгом понимаются долговые обязательства федерального правительства, возникающие в валюте Российской Федерации. Долговые обязательства федерального правительства обеспечиваются всеми активами, находящимися в его распоряжении.

10. Функции налогов.

В современных условиях налоги выполняют две основные функции: фискальную и экономическую.

Фискальная функция - основная, характерная для всех

государств. С её помощью создаются государственные денежные фонды и

материальные условия для функционирования государства.

Экономическая функция означает, что налоги как активный участник перераспределительных отношений оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Расширение налогового метода в мобилизации для государства национального дохода вызывает постоянное соприкосновение государства с участниками производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на экономику, на все стадии воспроизводственного процесса.

11. Принципы налогообложения.

К основным принципам налогообложения относятся:

Принцип законности налогообложения;

Принцип всеобщности и равенства налогообложения;

Принцип справедливости налогообложения;

Принцип публичности налогообложения;

Принцип установления налогов и сборов в должной правовой процедуре;

Принцип экономической обоснованности налогообложения;

Принцип презумпции толкования в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах;

Принцип определенности налоговой обязанности;

Принцип единства экономического пространства Российской Федерации и единства налоговой политики;

Принцип единства системы налогов и сборов.

12. Налоговая система РФ.

Налоговая система РФ представлена тремя уровнями и включает:

Федеральные налоги и сборы;

Налоги и сборы субъектов РФ - региональные;

Местные налоги и сборы

13. Влияние государственных расходов на совокупный спрос.

Совокупный спрос (AD) - сумма всех индивидуальных спросов на конечные товары и услуги, предлагаемые на товарном рынке. Из этого вытекает также следующее: совокупный спрос - модель, представляющая различные объёмы товаров и услуг (т.е. реальный объём производства), которые потребители могут и готовы приобрести при любом уровне цен.

Совокупный спрос напрямую зависит от государственных расходов на закупку готовых товаров и услуг. Увеличение государственных закупок национального продукта при данном уровне цен будет приводить к возрастанию совокупного спроса до тех пор, пока налоговые сборы и процентные ставки будут оставаться неизменными. И наоборот, уменьшение правительственных расходов приведет к сокращению совокупного спроса.

14. Влияние налоговых ставок на совокупный спрос.

Налоги с предприятий. Увеличение налогов с предприятий приведет к уменьшению прибылей (после вычета налогов) корпораций от капиталовложений, а, следовательно, и к уменьшению инвестиционных расходов и совокупного спроса. И наоборот, сокращение налогов увеличит прибыли (после вычета налогов) от капиталовложений и, возможно, увеличит инвестиционные расходы, а также подтолкнет кривую совокупного спроса вправо.

15. Стимулирующая фискальная политика.

Изменение уровня налогообложения и государственных расходов в целях воздействия на экономическое развитие страны называется фискальной (бюджетно-налоговой) политикой государства.

В период спада стимулирующая фискальная политика складывается из: увеличения государственных расходов; снижения налогов; сочетания роста государственных расходов со снижением налогов. Такая фискальная политика обеспечивает сокращение падения производства.

16. Сдерживающая фискальная политика.

В условиях инфляции и избыточного совокупного спроса сдерживающая фискальная политика складывается из: уменьшения государственных расходов; увеличения налогов; сочетания сокращения государственных расходов с растущим налогообложением.

Тесты

а + + + +
б
в + + +
г + + +

Тема 7

Экономический рос

1) Экономический рост - это увеличение ВВП страны как совокупного, так и в расчете на душу населения.

Экстенсивный тип экономического роста (лат. extensivus – расширяющийся). В этом случае увеличение объемов производства происходит за счет трех факторов: а) основного капитала (фондов); б) рабочей силы и в) материальных затрат (природного сырья, материалов, энергоносителей).

Экстенсивный рост производства - самый простой и исторически первоначальный путь расширенного воспроизводства. Он имеет свои достоинства. Это - наиболее легкий путь повышения темпов хозяйственного развития. С его помощью происходит быстрое освоение природных ресурсов, а также удается сравнительно быстро сократить или ликвидировать безработицу, обеспечить большую занятость рабочей силы.

Такой путь увеличения производства имеет и серьезные недостатки. Ему свойствен технический застой, при котором количественное увеличение выпуска продукции не сопровождается технико-экономическим прогрессом.

2) Интенсивный тип экономического роста - выражается в увеличении производства продукции при сохранении существующего количества факторов производства. Рост происходит за счет снижения издержек, применения новых технологий, повышения квалификации персонала, появления новых покупателей и пр. Примером интенсивного развития может служить увеличение производства из-за снижения налогов или предоставления субсидий, появления оолее дешевых производственных материалов, новых рынков сбыта, удешевления энсргорссурсов, экономии на масштабах и т.д. В данном случае не происходит увеличения количества производственных факторов.

3) Новое качество экономического роста – это повышение эффективности производства на основе достижений НТП, применение ресурсосберегающих технологий, качественное преобразование структуры производства.

Новое качество экономического роста проявляется также в том, что вещественный прирост производства происходит главным образом за счет продукции тех отраслей, которые определяют технический прогресс и обслуживают непосредственные потребности человека. В современных условиях адекватным показателем нового качества экономического роста служат темпы роста не промежуточной, а конечной продукции.

4) Модель экономического роста Е.Домара – это простая кейсианская модель экономического роста, исследующая двоякую роль инвестиций в увеличении совокупного спроса и в увеличении производственных мощностей совокупного предложения во времени.

В коротком периоде модель Домара не учитывает, что увеличение инвестиций ведет к увеличению производственных мощностей, эффект от которых невелик в коротком периоде, но в долгом периоде, когда проявляется экономический рост, следует принимать во внимание их роль в росте производственных мощностей.

5) Модель экономического роста Р. Харрода – это математическая модель экономического роста, в которой основное внимание уделяется темпу, с которым национальный доход должен расти, чтобы удовлетворить условию кейнсианской экономической теории.

Кейнсианская экономическая теория - совокупность макроэкономических концепций, в соответствии с которыми современная рыночная экономика сама по себе не обеспечивает полное использование своих ресурсов, и для достижения их полной занятости следует применять фискальную и кредитно-денежную политику.

6) Модель производственной функции Кобба-Дугласа – это зависимость объема производства Q от создающих его затрат труда L и капитала K.

Впервые была предложена Кнутом Уикселлом. В 1928 году функция проверена на статистических данных Чарльзом Коббом и Полом Дугласом в работе «Теория производства». В этой статье была предпринята попытка эмпирическим путем определить влияние затрачиваемого капитала и труда на объем выпускаемой продукции в обрабатывающей промышленности США.

Общий вид функции:

Где А - технологический коэффициент, α - коэффициент эластичности по труду, а β - коэффициент эластичности по капиталу.

Если сумма показателей степени (α + β) равна единице, то функция Кобба-Дугласа является линейно однородной, то есть она демонстрирует постоянную отдачу при изменении масштабов производства.

Если сумма показателей степени больше единицы, функция отражает возрастающую отдачу, а если она меньше единицы, - убывающую.

7) Модель «затраты-выпуск» В.Леонтьева – это экономико-математическая балансовая модель, характеризующая межотраслевые производственные взаимосвязи в экономике страны. Характеризует связи между выпуском продукции в одной отрасли и затратами, расходованием продукции всех участвующих отраслей, необходимым для обеспечения этого выпуска. Межотраслевой баланс составляется в денежной и натуральной формах. Представляет собой таблицу, в которой отражен процесс формирования и использования совокупного общественного продукта в отраслевом разрезе. Таблица показывает структуру затрат на производство каждого продукта и структуру его распределения в экономике. По столбцам отражается стоимостный состав валового выпуска отраслей экономики по элементам промежуточного потребления и добавленной стоимости. По строкам отражаются направления использования ресурсов каждой отрасли.

8) Нулевой экономический рост .

Концепция нулевого экономического роста была выдвинута в начале 70-х гг. группой экономистов и социологов, которой руководили Деннис и Доннела Медоуз. Ссылаясь на истощение сырьевых ресурсов, опасность нарушения экономического равновесия, авторы этой концепции пришли к выводу, что экономический рост подошел (или подходит.) к определенному пределу, за рамками которого человечеству угрожают серьезные катаклизмы, полное использование природных ресурсов.

Позитивным в концепции нулевого роста является стремление пересмотреть «привычные» представления о неисчерпаемости природных недр. Авторы концепции предупреждают о серьезных последствиях стремительного развития техники, о резком ухудшении среды проживания. По их мнению, реальный экономический рост возможен лишь при отказе «от проедания» природных ресурсов.

9) Экономический цикл – это периодически повторяющиеся на протяжении ряда лет подъемы и спады в экономике. Экономический цикл состоит из нескольких фаз: подъем, кризис, депрессия, оживление.

Различают длинные экономические циклы, повторяющиеся каждые 20-25 лет, и короткие циклы, повторяющиеся каждые 5-10 лет.

Узловые вопросы темы.

1. Сущность, показатели измерения и типы экономического роста .

Под экономическим ростом понимаются долговременные изменения реального объема национального производства на основе положительной динамики валового национального продукта.

Экономический рост можно характеризовать как развитие экономики за определенный период, измеряемое либо темпами роста реального объема ВВП или национального дохода, либо темпами увеличения этих показателей в расчете на душу населения. Первый способ измерения роста используется обычно при оценке темпов расширения экономического потенциала страны, второй - при анализе динамики благосостояния населения или сравнении жизненного уровня в разных странах и регионах.

Экономический рост может быть экстенсивным или интенсивным. Существует также смешанный тип, образующийся комбинацией вышеперечисленных.

При экстенсивном типе экономического роста расширение объема материальных благ и услуг достигается за счет увеличения количества экономических факторов и ресурсов: численности работников, средств труда, земли, сырья и т.д. При экстенсивном типе сохраняются постоянные пропорции между темпами роста реального объема производства и реальных совокупных издержек на его создание.

При интенсивном типе экономического роста расширение производства обеспечивается за счет качественного изменения используемых факторов производства: применения прогрессивных технологий, использования рабочей силы с более высокой квалификацией и производительностью труда и т.д. В этом случае темпы роста реальных объемов производства будут превышать темпы изменения совокупных издержек на его производство.

В чистом виде ни один из этих типов роста не встречается, поэтому речь идет только о преимущественно экстенсивном или преимущественно интенсивном экономическом росте.

2. Факторы экономического роста.

Факторы экономического роста - это причины, порождающие экономический рост.

Под факторами экономического роста в экономической теории понимаются те явления и процессы, которые определяют возможности увеличения реального объема производства, повышения эффективности и качества роста.

Они оказывают как прямое, так и косвенное воздействие на экономический рост, поэтому по способу воздействия на экономический рост различают прямые и косвенные факторы.

Прямыми называются те, которые непосредственно определяют физическую способность к экономическому росту. К ним относятся:

Увеличение численности и повышение качества трудовых ресурсов;

Рост объема и улучшение качественного состава основного капитала;

Совершенствование технологии и организации производства;

Повышение количества и качества вовлекаемых в хозяйственный оборот природных ресурсов;

Рост предпринимательских способностей в обществе.

Косвенные факторы влияют на возможность превращения этой способности в действительность. Они могут способствовать реализации потенциала, заложенного в прямых факторах, или ограничивать его. Главными из них можно считать:

Снижение степени монополизации рынков;

Уменьшение цен на производственные ресурсы;

Снижение налогов на прибыль;

Расширение возможности получения кредитов.

3. Экономический цикл и его фазы.

Экономические циклы - регулярные колебания уровня деловой активности от экономического бума до спада (экономической депрессии).

Выделяются четыре относительно чётко различимые фазы: пик, спад, дно (или «низшая точка») и подъём;

Подъём наступает после достижения низшей точки цикла (дна). Характеризуется постепенным ростом занятости и производства. Многие экономисты полагают, что данной стадии присущи невысокие темпы инфляции. Происходит внедрение инноваций в экономике с коротким сроком окупаемости. Реализуется спрос, отложенный во время предыдущего спада.

Пик , или вершина цикла деловой активности, является «высшей точкой» экономического подъема. В этой фазе безработица обычно достигает самого низкого уровня либо исчезает совсем, производственные мощности работают с максимальной или близкой к ней нагрузкой, то есть в производстве задействуются практически все имеющиеся в стране материальные и трудовые ресурсы. Обычно, хотя и не всегда, во время пиков усиливается инфляция. Постепенное насыщение рынков усиливает конкуренцию, что снижает норму прибыли и увеличивает средний срок окупаемости. Возрастает потребность в долгосрочном кредитовании с постепенным снижением возможностей погашения кредитов.

Спад (рецессия) характеризуется сокращением объёмов производства и снижением деловой и инвестиционной активности. Вследствие падения конъюнктуры спад обычно сопровождается ростом безработицы и падением загрузки производственных мощностей. Официально фазой экономического спада, или рецессией, считают ситуацию падения деловой активности, которая продолжается свыше трёх месяцев подряд.

Дно (депрессия) экономического цикла - это «низшая точка» производства и занятости. Считается, что данная фаза цикла обычно не бывает продолжительной. Однако история знает и исключения из этого правила. Великая депрессия 1930-х годов, несмотря на периодические колебания деловой активности, длилась почти десять лет.

4. Типы экономических циклов.

Обычно выделяют четыре основных типа экономических циклов:

циклы Китчина - краткосрочные экономические циклы с характерным периодом 3-4 года, открытые в 1920-е годы английским экономистом Джозефом Китчином. Сам Китчин объяснял существование краткосрочных циклов колебаниями мировых запасов золота, однако в наше время такое объяснение не может считаться удовлетворительным. В современной экономической теории механизм генерирования этих циклов обычно связывают с запаздываниями по времени (временными лагами) в движении информации, влияющими на принятие решений коммерческими фирмами.

циклы Жюгляра - реднесрочные экономические циклы с характерным периодом в 7-11 лет. Названы по имени французского экономиста Клемана Жюгляра, одним из первых описавшего эти циклы. В отличие от циклов Китчина в рамках циклов Жюгляра мы наблюдаем колебания не просто в уровне загрузки существующих производственных мощностей (и, соответственно, в объеме товарных запасов), но и колебания в объемах инвестиций в основной капитал.

ритмы Кузнеца - экономические циклы с характерным периодом 15-20 лет. Были открыты в 1930 году лауреатом Нобелевской премии Саймоном Кузнецом.

Кузнец связывал эти волны с демографическими процессами, в частности, притоком иммигрантов и строительными изменениями, поэтому он назвал их "демографическими" или "строительными" циклами.

длинные волны Кондратьева - открыты русским экономистом Николаем Кондратьевым. Характерный период - 50 лет с возможным отклонением в 10 лет (от 40 до 60 лет). Циклы состоят из чередующихся фаз относительно высоких и относительно низких темпов экономического роста. Многие экономисты не признают существования таких волн.

Исследования и выводы Кондратьева основывались на эмпирическом анализе большого числа экономических показателей различных стран на довольно длительных промежутках времени, охватывавших 100-150 лет. Эти показатели: индексы цен, государственные долговые бумаги, номинальная заработная плата, показатели внешнеторгового оборота, добыча угля, золота, производство свинца, чугуна и т. д.

5. Антициклическое регулирование.

Одно из направлений экономической политики государства, направленное на смягчение экономических циклов. Основано на применении стабилизаторов (подоходный налог с физич. лиц, налог на прибыль корпораций, пособия по безработице, субсидии по поддержанию цен на с.-хоз. продукцию и др.).

Тесты

а +
б + + +
в +
г +

Среди рычагов влияния на совокупный спрос, а следовательно, и на макроэкономическое равновесие существенное место занимает финансовая система общества и соответствующая финансовая политика государства. Рассмотрим ее.

Сущность финансов и их роль в рыночной экономике

В системе экономических отношений общества с рыночной экономикой значительное место занимают отношения по поводу движения денег. На их основе и возникают отношения, которые называются финансовыми. Название происходит от латинского слова financia, что означает платеж, доход. Этот термин, как отмечают специалисты, стал широко использоваться с XIII века, позже стал распространенным во всем мире и сейчас используется как в хозяйственной практике, так и в экономической науке. Рассмотрим суть финансовых отношений.

Они возникают на основе движения денег. Но не все денежные отношения являются финансовыми. Это лишь те из них, что связаны с движением денег в виде их определенных фондов. Финансы - это совокупность экономических отношений по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств. Эти отношения не включают движение денег, полученных от обмена товаров, вступления в наследства, дарения и тому подобное. К финансовым отношениям относятся только те, которые связаны с формированием специальных фондов, которые имеют строго определенные принципы их распределения и использования.

Функционирование финансов связано с денежным оборотом. Но сам себе он не является причиной их использования. Финансовые отношения обусловлены потребностью субъектов экономической деятельности в обеспечении нормальных условий для ее осуществления и восстановления, с одной стороны, и потребностями реализовать свои функции со стороны государства, с другой. Главное назначение финансов - обеспечение каждого физического лица, каждого субъекта хозяйственной деятельности, каждой государственной структуры, а следовательно, и общества в целом достаточными для осуществления их деятельности денежными средствами, то есть созданием условий для нормального воспроизводства социально-экономической жизни общества.

Финансовые отношения общества включают несколько составляющих. Это, во-первых, финансовые отношения между государством и субъектами хозяйственной деятельности. Они составляют, с одной стороны, отношения по изъятию государством у субъектов хозяйствования определенных средств через платежи в государственный бюджет и отчисления в различные фонды государственных организаций. С другой стороны это - отношения относительно предоставления средств государством субъектам хозяйствования через системы платежей и государственных закупках и разного рода субвенций, дотаций, льгот по кредитам и тому подобное.

Во-вторых, это финансовые отношения между государством и так называемыми бюджетными организациями, через которые происходит финансирование таких организаций.

в-третьих, это финансовые отношения между государством и физическими лицами, которые, с одной стороны, включают отношения выплаты физическими лицами различных обязательных платежей государству, прежде всего, налогов, а с другой - это отношения, через которые государство осуществляет различного рода выплаты определенным категориям населения (пенсии, помощь, субсидии и тому подобное).

Четвертую группу составляют отношения между самими субъектами экономической деятельности. Они проявляются как через формирование и использование различных фондов денежных средств такими субъектами, так и через штрафные санкции при нарушении определенных обязательств.

Следующей группой финансовых отношений являются отношения между структурными подразделениями крупных предприятий и их объединений, а также между предприятиями и их работниками.

Функционирование финансовых отношений связано с определенными институтами, которые обеспечивают их реализацию. Совокупность финансовых отношений общества и учреждений и организаций, обеспечивающих их нормальное функционирование, образуют финансовую систему страны. Последняя включает три взаимосвязанные подсистемы: государственные финансы, финансы экономических субъектов и финансы населения (физических лиц) (см. схема 15.1).

Государственные финансы - это система денежных фондов, сосредоточенных в распоряжении государства и предназначенных для обеспечения свойственных им функций, и совокупность форм и методов, с помощью которых эти функции реализуются.

Государственные финансы включают такие элементы, как государственный бюджет, пенсионный фонд, фонды занятости населения, социального страхования, социальной защиты и другие государственные фонды целевого

Схема 15.1. в

назначение. Они выполняют ведущую роль во всей финансовой системе общества. Через государственные финансы перераспределяется значительная часть валового внутреннего продукта (от 1/3 в Японии до 2/3 в Швеции). В Украине эта доля составляет менее половины ВВП.

Государственные финансы, прежде всего, обеспечивают предоставление так называемых общественных благ, осуществляя перераспределение экономических ресурсов в пользу производителей таких благ. С помощью государственных финансов осуществляется перераспределение доходов и имущества с целью выполнения государством социальной функции, связанной с оказанием помощи социально незащищенным слоям населения. Важную роль играют государственные финансы в обеспечении нормального функционирования государственного сектора экономики. Государственные финансы выступают важным фактором стабилизации экономики. Мобилизованы через государственные финансы средства используются для осуществления мероприятий по регулированию занятости и цен, особенно в периоды экономических спадов.

Второй составляющей финансовой системы являются финансы субъектов экономической деятельности. Они состоят из двух элементов - финансов предпринимательских структур и финансов неприбыльных и общественных организаций. Финансы предпринимательских структур - это система денежных фондов, обеспечивающих процесс воспроизводства предпринимательской структуры. Они приобретают форму основных и оборотных фондов, прибыли, амортизационных отчислений, страховых фондов и тому подобное. Объектом этих финансов является доход от предпринимательской деятельности, при распределении которого и формируются фонды денежных средств и платежи и взносы в государственные фонды. Фонды субъектов предпринимательской деятельности направляются на осуществление инвестиционных и других расходов. Финансы предпринимательских структур выступают базовым элементом финансовой системы, поскольку именно благодаря им создается внутренний валовой продукт, который служит источником всех видов финансов.

Финансы населения или физических лиц - это фонды денежных средств, формирующихся из доходов физических лиц. их еще называют финансами домохозяйств. Это та часть доходов домохозяйств, которая используется для покупки ценных бумаг или формирование личных фондов - пенсионного, медицинского страхования и других. их назначение - удовлетворение определенных потребностей в будущем и увеличения личных доходов.

Все названные подсистемы финансов тесно связаны между собой. Именно с финансов юридических лиц (фирм) и населения (физических лиц) поступают ресурсы государственных финансов и именно на них направлены механизмы формирования последних: налоговая система, таможенные платежи и прочее. В свою очередь, государственные финансовые ресурсы в значительной степени возвращаются населению и юридическим лицам в виде финансирования социальных программ, субсидий, дотаций или капиталовложений. Финансы юридических лиц (фирм) и населения (физических лиц) также связаны между собой: для большинства физических лиц заработная плата и дивиденды являются основным источником формирования финансов населения. С другой стороны, финансовые ресурсы населения наполняют финансы юридических лиц (фирм) главным образом через покупку акций и создания различного рода обществ.

более Полно сущность финансов проявляется в тех функциях, которые они выполняют (см. схема 15.2).

Основополагающей функцией финансов является воспроизводственная. Она заключается в том, что через финансовую систему осуществляются накопление необходимого количества денежных фондов субъектами хозяйствования (предпринимательства) для осуществления процесса расширенного воспроизводства (накопления). Через систему финансов происходит обслуживание непрерывного движения капитала, создается предпосылка как для восстановления потребленных экономических ресурсов, так и для их расширения с целью накопления. Важную роль играют финансы и в воспроизведении такого экономического ресурса, как труд или рабочая сила.

Второй функцией финансов является распределительная. Через систему финансов происходит перераспределение добавленной стоимости, что в конечном итоге приводит к перераспределению валового внутреннего продукта. Финансы являются основным целевым инструментом распределения и перераспределения национального продукта.

Финансы выполняют и контрольную функцию. Суть ее заключается в том, что финансы являются инструментом контроля за деятельностью субъектов обмен

Схема 15.2. в

но-распределительных отношений. Движение денежных потоков отражает обмен, распределение и перераспределение стоимости, а потому объективно требует контроля. В процессе финансовых взаимоотношений разные субъекты контролируют друг друга, что обеспечивает сохранение финансовых ресурсов и формирование доходов на законной основе. Эта функция реализуется в двух направлениях. В процессе образования, распределения и использования денежных фондов осуществляется контроль за движением материальных ресурсов со стороны субъектов предпринимательства. В то же время этот процесс используется государством для контроля за соблюдением в экономической жизни действующего законодательства.

Финансам присуща и стимулирующая функция. Система формирования фондов денежных средств базируется на таких принципах, когда она может создавать заинтересованность субъектов предпринимательства в расширении деятельности, повышении ее эффективности, а может и тормозить ее, способствуя расширению "теневой" деятельности.

Итак, финансы - это, с одной стороны, разветвленная совокупность финансовых отношений, охватывает существенные стороны повседневной экономической жизни общества, а с другой - совокупность учреждений, организаций и методов, которые обеспечивают функционирование финансовых отношений.

Финансы играют важную роль в рыночной экономике. С помощью финансов реализуются отношения между государством и субъектами предпринимательской деятельности. Финансовая система создает условия для реализации такого принципа предпринимательской деятельности, как экономическая самостоятельность ее субъектов. Государство осуществляет свое регулирующее воздействие на этих субъектов именно через финансовые отношения, устанавливая определенные нормативы отчислений от их доходов на реализацию общественных потребностей. При выборе форм финансовых взаимоотношений государства и субъектов предпринимательской деятельности является возможность гибкого маневрирования, что свидетельствует о достаточно высокий динамизм и универсализм этих отношений, определение наиболее рациональных и взаимоприемлемых решений как государства, так и субъектов предпринимательской деятельности на основе объективных закономерностей развития экономики.

Важную роль играют финансы и в функционировании неприбыльных общественных организаций. Они, как правило, связаны со сферой нематериального производства и могут нормально осуществлять свою деятельность только при условии получения определенных средств от государства. Именно финансовая система и создает сеть тех каналов, по которым такие организации обеспечиваются средствами.

Финансы существенно влияют и на население. Именно через финансовую систему складываются отношения государства с физическими лицами по предоставлению последним разного рода выплат - пенсий, пособий, стипендий и тому подобное. Через финансовую систему поступают средства на образование, лечение и покрытие других благ, которые предоставляются населению бесплатно или на частично оплачиваемой основе. Поэтому финансовая система является важным фактором обеспечения жизнедеятельности той части населения, которая нуждается в социальной защите.

Итак, финансовая система играет важную роль в обществе. Поэтому государство использует ее для активного влияния на все стороны общественной жизни и прежде всего на обеспечение стабильности экономики.

Финансы - это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для осуществления экономических, социальных и политических задач.

Финансы представляют собой совокупность стоимостных потоков, связанных с распределением и использованием денежных ресурсов.

Сущность финансов проявляется в их функциях. Принято выделять две функции финансов:

Перераспределительная функция – обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми финансовыми ресурсами в форме денежных фондов целевого назначения.

Контрольная функция – финансы через финансовые ресурсы и фонды обладают свойством количественно отображать воспроизводственный процесс в целом и его отдельные фазы, т.е. информировать о пропорциях распределения общественного продукта.

Финансовая система – совокупность финансовых отношений и регулирующих их институтов. Финансовая система включает:

Государственные финансы;

Финансы хозяйственных субъектов;

Финансы населения.

Государственные финансы состоят из государственного бюджета и внебюджетных фондов. Через государственные финансы перераспределяется значительная часть валового внутреннего продукта (ВВП) различных стран: от 1/3 до 1/2. Больше всего в Швеции – около 2/3. В России этот показатель составляет примерно 1/2 ВВП.

В любом обществе государство использует финансы для осуществления стоящих перед ним задач в области регулирования экономики. Одним из путей их решения является проведение финансовой политики.

Государство определяет мероприятия по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и перераспределению, использованию в экономике. Конечные направления финансовой политики зависят от экономического состояния страны и решаемых задач.

В зависимости от длительности временного интервала и характера задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия – это долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегиями.

Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного (оперативного) изменения способов организации финансовых связей и перегруппировки финансовых ресурсов.

Фискальная (бюджетно-налоговая) политика – разновидность (направление) государственной экономической политики, представляющая собой манипулирование государственным бюджетом, его доходами и расходами для достижения макроэкономического равновесия.


Фискальная политика осуществляется с помощью налогообложения и правительственных расходов.

Основой фискальной политики является государственный бюджет.

Государственный бюджет – это смета государственных доходов и расходов на финансовый год. Бюджет включает доходы и расходы государства. Расходы показывают направления и цели государственных ассигнований. Они идут на содержание государственного аппарата, на военные нужды, на финансирование социальных программ, на поддержание и развитие государственного сектора экономики, на многие другие цели.

Составными частями фискальной политики государства являются:

- дискреционная политика, подразумевающая регулирование государством своих рас­ходов и доходов (налогообложения).

- недискреционная политика (политика автоматических стабилизаторов), регулирующая доходы и расходы независимо от оперативных действий государства;

Дискреционная политика – выступает в двух вариантах:

Расширительная (стимулирующая) политика, увеличивающая совокупный спрос с помощью роста государственных расходов и снижения налогов и направленная на увеличение объема производства и занятости (проводится во время экономического спада);

Ограничительная (рестриктивная или сдерживающая) политика, сдерживающая совокупный спрос с помощью сниже­ния государственных расходов и повышения налогов и направленная на сокращение объема производства и занятости (проводится во время экономического подъема).

Ограничительная политика применяется, прежде всего, для борьбы с инфляцией, а расширительная – для сглаживания цикличности развития экономики и обеспечения экономического роста. Расширительная политика может поро­дить инфляцию.

Основные инструменты дискреционной фискальной политики:

Изменение объема государственных закупок товаров и услуг (G);

Изменение суммы подоходного налогообложения (T).

2 Финансовая система и бюджетно-налоговая политика

Финансы представляют собой экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Совокупность финансовых отношений в рамках национальной экономики образует финансовую систему государства. Ее структура показана на рис 4.

Важная роль, которую выполняет государство в области социально-экономического развития, приводит к необходимости централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования и фондовый рынок. Важнейшим принципом построения государственных финансов является принцип фискального федерализма, при котором четко разграничены функции между федеральным, субфедеральным и местным уровнями финансовой системы. Общегосударственные финансы тесно связаны с финансами предприятий. Политика государства по организации и использованию финансов получила название финансовой или бюджетно-налоговой политики.

Бюджетно-налоговая политика – совокупность мер государственного воздействия в области налогообложения и регулирования структуры государственных расходов (фискальная политика) и в области регулирования бюджета (бюджетная политика).

Фискальная политика государства может осуществляться на основе использования различных методов и соответственно принимать разные формы. Основные виды фискальной политики современных государств отражены на рис 5.

Совокупность применяемых в стране налогов называется налоговой системой. Она базируется на законодательных актах государства, которыми устанавливаются элементы налога (субъект, объект, источник и ставка налога). Различают предельную, среднюю, нулевую и льготную налоговые ставки.

Предельная налоговая ставка есть прирост выплачиваемых налогов, поделенный на прирост дохода.

Средняя налоговая ставка – это общий налог, поделенный на величину налогооблагаемого дохода.

По признаку соотношения между средней ставкой налога и доходом налоги делятся на прогрессивные (ставка повышается по мере возрастания дохода), регрессивные (ставка уменьшается по мере возрастания дохода) и пропорциональные (ставка остается неизменной, независимо от размеров дохода).

Вопрос о том, высоким или низким должен быть налог является предметом постоянных дискуссий экономистов и политиков. Последователи Кейнса считают, что высокий уровень налога снижает совокупный спрос. Значит, цены снижаются и инфляция затухает. Сторонники «экономики предложения» доказывают противоположное: высокие налоги увеличивают издержки предпринимателей, которые перекладываются на потребителей в форме более высоких цен и вызывают инфляцию. К тому же А. Лаффером была открыта связь между ставками налогов и налоговыми поступлениями, графическое изображение которой получило название кривой Лаффера. Ее экономический смысл заключается в следующем: при ставке подоходного налога выше определенного уровня резко снижается деловая активность, ибо предпринимательская деятельность становится невыгодной. А более низкие ставки налогов создают стимулы к работе, сбережениям, инвестициям, принятию деловых рисков, расширению национального производства и дохода. В результате расширяется налоговая база, которая может поддержать налоговые поступления на высоком уровне даже при том, что ставки налога будут ниже (рис 6).


Рис 6. Кривая Лаффера

Сферой применения бюджетной политики является государственный бюджет.

Государственный бюджет – план доходов и расходов государства. В общем виде структура государственного бюджета выглядит следующим образом (см. таблицу 1) :

Таблица 1

Структура государственного бюджета

Важнейшей задачей бюджетной политики считаются необходимость сбалансирования государственного бюджета и управление бюджетным дефицитом.

Бюджетный дефицит – это превышение расходной части бюджета над доходной. Основными причинами дефицита госбюджета являются уменьшение доходной части бюджета, увеличение государственных расходов, а также непоследовательная финансово-экономическая политика государства.

В экономической теории выделяют несколько типов бюджетного дефицита.

· Структурный дефицит представляет разность между текущими государственными расходами и доходами, которые могли бы поступить в бюджет в условиях полной занятости при существующей системе налогообложения.

· Циклический дефицит определяется как разность между фактическим и структурным дефицитом.

· Фактический дефицит – общий дефицит госбюджета.

· Первичный дефицит равен разнице фактического дефицита и выплат по государственному долгу.

Нарастание бюджетного дефицита приводит к появлению и росту государственного долга. Государственный долг – это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся в это же время положительных сальдо бюджета. Структура государственного долга показана на рис 7.

Экономические последствия государственного долга можно свести к нескольким моментам:

· существенное сокращение возможностей потребления для населения данной страны;

· вытеснение частного капитала, что может ограничить дальнейший рост экономики;

· увеличение налогов для оплаты растущего государственного долга выступает в качестве антистимула экономической активности;

· перераспределение дохода в пользу держателей государственных облигаций.

Непосредственным результатом роста государственного долга является организация системы управления этим долгом.

3 Кредитно-денежная система и кредитно-денежная политика

Кредитно-денежная политика в самом общем виде может быть определена как действие, проводимое в сфере денежного обращения и кредита специальными органами. Структура кредитно-денежной системы представлена на рис 8.

Современная кредитно-денежная система характеризуется распределением функций между разными институтами. В частности, эмиссионные функции выполняют центральные банки, тогда как кредитные функции в основном выполняются коммерческими банками. СКФИ в последнее время занимают ведущее место в сфере инвестиционной деятельности и накоплении денежного капитала, конкурируя с банковским сектором.

Кредитно-денежная политика проводится в жизнь совместными усилиями правительства и центрального банка. При этом основным субъектом кредитно-денежной политики является именно центральный банк, который строит свою деятельность по двум важнейшим направлениям. Первое обеспечивает нормальную работу валютной системы страны в целом, т. к. устойчивая национальная валюта – важнейший элемент инфраструктуры рынка. Второе направление – влияние на кредитную деятельность частных (коммерческих) банков, причем строящееся так, чтобы должным образом обеспечивались интересы государства. Центральный банк, таким образом, призван, с одной стороны, управлять, корректировать, регулировать все денежные потоки внутри страны и на мировой арене, с другой стороны, на основе денежных инструментов и потоков регулировать макропропорции в экономике и отчасти во всем обществе исходя из его потребностей и места в мировом хозяйстве. Для реализации кредитно-денежной политики государства центральный банк использует соответствующий набор инструментов (см. таблицу 2).

Таблица 2

Институты кредитно-денежной политики

Инструменты политики Общая характеристика
Денежная эмиссия Рост наличных денег в обращении
Резервная политика Установление ЦБ нормативов обязательного отчисления в резервы части средств, поступающих на депозитные счета коммерческих банков (и других финансовых институтов).
Валютная политика Оказание непосредственного влияния на величину денежного предложения в стране. Продавая валюту, ЦБ сокращает количество денег, покупая - увеличивает
Политика открытого рынка Продажа и покупка ЦБ ценных бумаг
Учетная политика Установление ЦБ учетной ставки или ставки рефинансирования за предоставление ссуды коммерческому банку

При осуществлении кредитно-денежной политики возможно использование инструментов как прямого (лимиты кредитования, регулирование ставки процента), так и косвенного регулирования (изменение нормы обязательных резервов, изменение ставки рефинансирования, операции на открытом рынке). Эффективность использования косвенных инструментов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка. Как показывает мировая практика и российский опыт реформирования, в переходных экономиках особенно на первых этапах преобразований, используются и прямые, и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми.

Кредитно-денежная политика, также как и фискальная, имеет свои плюсы и минусы. К ее сильным сторонам можно отнести быстроту и гибкость, меньшую по сравнению с фискальной политикой зависимость от политического давления, ее большую консервативность в политическом отношении. В то же время повышение значимости кредитно-денежных и финансовых методов воздействия государства на современную экономику отнюдь не исчерпывает проблемы регулирования рынка. Население оценивает деятельность государства, его органов прежде всего по динамике параметров экономического роста, динамике качества жизни. Это требует дальнейшего развития социальной сферы.


Список использованной литературы

1. Борисов Е.Ф., Волков Ф.И.. Основы экономической теории. "Высшая школа". М., 2003 г.

2. Рохлин Э. Основы экономической теории. Микроэкономическая теория рынков вводимых ресурсов. М. "Наука", 2006 г.

3. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. Учебное пособие под общей редакцией А.В. Сидоровича. М.: ИППК МГУ, 2006 г.

4. Миронов В.А. Экономическая теория. М. , 2004 г.

5. Сакс Дж.С., Ларрен Ф.Б. Макроэкономика. Глобальный подход. Пер. с англ. М. Дело. 2006.

6. Лэйард Р. Макроэкономика. Курс лекций для российских читателей. М. 2004.


Ликвидировать. Поэтому расширение, а не экономическая эффективность или удовлетворение потребностей общества является главным мотивом деятельности государственных структур./4/ Факторы, влияющие на экономическую политику государства на примере 2003 года. Экономическое развитие страны в 2003 г. представляет интерес не только само по себе, но и с точки зрения итогов деятельности правительства, ...

Равновесия состоит в том, что в это понятие включаются колебания экономической конъюнктуры, вызванные несовершенной информацией, ошибками в прогнозах экономических субъектов или нестабильностью экономической политики государства. В этом случае практически любое состояние экономики, при котором с учетом допустимой погрешности оправдываются ожидания экономических субъектов, может считаться...

О создании условий для расцвета предпринимательства, но это уже совсем другое дело. Несмотря, однако, на объективные предпосылки, исключающие саму возможность разработки и реализации государственной региональной экономической политики в приведенном понимании, этот вопрос уже в течение нескольких лет инициируется к рассмотрению на самом высоком государственном уровне. Речь идет, в частности, о...

Ресурсов, которые, как правило, размещаются в наиболее производительных секторах экономики. Государство в целом будет содействовать размещению ресурсов именно в конкурентоспособных на международных рынках отраслях. Под влиянием новых торговых возможностей и конкуренции из-за границы будет расти экономическая активность. У производства появится более широкий доступ к импортированным ресурсам, из...

Финансы представ­ляют собой совокупность денежных отношений по формированию и использованию ресурсов, посредством которых государство осуществ­ляет прямое перераспределение национального дохода в целях обеспе­чения стимулов к наиболее эффективному процессу хозяйствования.

Отметим, что финансы - это не деньги, а денежные отношения, воз­никающие при переходе части дохода от одного владельца к другому. В качестве собственников здесь могут выступать государство, местные органы власти, фирмы, население.

Финансовые отношения носят объективный характер и образуют систему, которая включает экономические связи, возникающие:

Между государством и предприятиями разнообразных форм хозяйствования;

Непосредственно между предприятиями;

Внутри предприятий;

Между органами власти различных уровней;

Между государством и обществен­ными организациями;

Между государством и населением;

Между госу­дарствами.

Объектом финансовых отношений являются финансовые ресурсы, которые включают: чистый доход, амортизационные отчисления, нало­ги и неналоговые платежи, финансовые резервы, часть средств общест­венных организаций и др. В связи с этим финансовые отношения выра­жают процесс распределения и перераспределения стоимости общест­венного продукта и на этой основе - формирование денежных средств у участников воспроизводственного процесса.

На базе финансов формируется финансовая система - совокупность финансо­вых отношений и соответствующих им финансовых учреждений, орга­низующих образование, распределение и использование денежных фондов. В условиях командно-административной системы используется принцип демократического централизма, который предполагает цент­рализацию большинства ресурсов у государства. В условиях рыночной экономики господствует принцип федерализма, который предполагает разграничение функций и финансовых ресурсов между финансовыми звеньями системы.

Основными звеньями финансовой системы выступают:

Бюджеты различных уровней власти;

Бюджеты и фонды социального, имущест­венного и личного страхования;

Финансы предприятий, учреждений, организаций;

Финансы населения.

Финансовая система подразделяется на централизованные (государственные) и децентрализованные финансы.

Централизованные финансы, аккумулируемые на государственном уровне, включают бюджеты различных уровней власти, внебюджетные фонды (пенсионный фонд, фонд социального страхования, государст­венный фонд занятости, федеральные и территориальные фонды обяза­тельного медицинского страхования), а также кредит.

Децентрализованные финансы образуют:

Финансы предприятий, которые включают фонд накопления, обра­зуемый за счет части прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, и амортизационных отчислений, направляемых на обновление и пополнение производственных фондов; фонд потребления; резервный фонд, необходимый для покрытия временно возникающих потребностей в денежных средствах;

    финансы организаций и учреждений;

    бюджеты семей.

Финансы призваны выполнять различные функции: воспроизводственную, распределительную, контрольную и стимулирующую.

Воспроизводственная функция состоит в том, что финансы играют важную роль в процессе производства товаров и услуг, кругооборота основных фондов, подготовки квалифицированной рабочей силы. Уве­личение инвестиций создает предпосылки для накопления, расширения основных фондов. Рост социальных расходов, направляемых на образо­вание, здравоохранение, социальное обеспечение, страхование, создает условия для подготовки и воспроизводства квалифицированной рабо­чей силы.

Распределительная функция финансов означает, что с их помощью осуществляется распределение финансовых ресурсов между материаль­ной и нематериальной сферами производства, бюджетами различных уровней власти, предприятиями, учреждениями, различными социаль­ными слоями населения, а также распределение общественного продукта.

Контрольная функция финансов предполагает, что с их помощью правительство осуществляет контроль за пропорциональностью в рас­пределении и использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Стимулирующая роль финансов способствует расширению и совер­шенствованию производства, полной занятости, развитию научно-тех­нического сотрудничества, внедрению инноваций.

Таким образом, функционирование финансов сопровождается фор­мированием экономических отношений по поводу образования, распре­деления и использования денежных доходов и накоплений хозяйствую­щих субъектов, государства и работников, участвующих в производстве и реализации товаров и услуг; по поводу создания централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Рекомендуем почитать

Наверх