История и традиции искусства конферансье и академического ведущего. Зачинатель жанра исторического романа в западноевропейской литературе - Вальтер Скотт

Мода 25.08.2020
  • Зачинатель жанра исторического романа в западноевропейской литературе - Вальтер Скотт.

  • Подчеркивание исторического своеобразия, национальной самобытности народов.

  • Особенности исторического романа В.Скотта.

  • Для своих романов писатель выбирал исторически переломные моменты, когда решались целые судьбы народов.

  • Самые известные его произведения: “ Пуритане”,“Айвенго”, “Квентин Дорвард”. Художественное своеобразие романов.

  • Сочетание романтизма с реалистическим началом.


Джордж Байрон (1788-1842)

  • Яркий тип художника-романтика, давшего название целому художественному явлению - байронизм.

  • Идея трагической, непримиримой борьбы героя против враждебной действительности – главная черта поэзии Дж.Г. Байрона.

  • Ранняя лирика поэта.

  • Многогранность его лирической поэзии.

  • Сочетание в ней глубокой скорби, чувства обреченности и любви к жизни, восторга перед ее красотой.

  • Самое известное произведение - романтическая поэма “Паломничество Чайльда Гарольда” (1812).


  • Философская драматическая поэма “Манфред”.

  • Участие Байрона в движении карбонариев и мистерия “Каин” как вершина творчества этого периода.

  • Роман в стихах “Дон Жуан” – самое крупное произведение поэта.

  • Образ Прометея – олицетворение силы духа страдающего героя, способного “смерть в победу обращать”.

  • Прометей Гете и Прометей Байрона.

  • Художественная заслуга романтиков.


Перси Биши Шелли (1792-1822)

  • Друг Байрона. Много лет провел в Италии.

  • Поэт романтизировал саму поэзию как вид творчества. Поэты – законодатели мира, создающие вечные образы.

  • Многообразное творческое наследие – стихотворения, поэмы, оды.

  • Широко использовал мифологические и библейские образы, символы и аллегории.

  • Обращаясь к истории, стремился осмыслить современную действительность.

  • В центре произведений – герой-романтик. Увлекательная любовная линия, тонкость лирического переживания.

  • Особая известность – “Освобожденный Прометей”.


  • Характерные черты его новеллистики - острота сюжета, занимательность, соединение серьезного и комического, сочетание иронии с четко выраженным рационалистическим началом.

  • Тема несоответствия мечты и действительности в творчестве Ирвинга, ставшая одной из основных в американском романтизме.

  • Произведения об Америке: “История Нью-Йорка”, рассказы “Легенда о Сонной Лощине”.

  • Одно из ключевых произведений Ирвинга - “Рип Ван Винкль”. Фантастический вымысел и изображение реальности.


Реализм в литературе XIX века.

    Формирование реализма в недрах романтической литературы начала XIX века. Современная трактовка понятия “критический реализм”. Реализм как отражение реальной жизни - своеобразный эстетический стержень художественной культуры в эпоху Возрождения (“ренессансный реализм”) и в эпоху Просвещения (“просветительский реализм”). Критический реализм 30-40-х годов XIX века.


Английский реалистический роман XIX в.

  • Диккенс, Теккерей, сестры Бронте, Гаскелл.

  • Критицизм английских романистов, их эстетические принципы, этический идеал, связь с романтической традицией. Связь европейской революции 1848 года и чартистского движения в Англии 30-40- х годов с литературной жизнью эпохи.


Чарлз Диккенс (1812-1870)

  • Чарлз Диккенс – великий писатель-юморист.

  • В романах показана жизнь Англии XIX в.

  • Смех как орудие обличения пороков действительности и как выражение оптимизма писателя.

  • Сатирическое мастерство Диккенса.

  • Основные периоды творчества писателя.

  • Особенности творчества определялись чертами личной биографии писателя. Обстоятельства его детства нашли отражение в романе“Дэвид Копперфилд”. Судьба мальчика, который пройдя через испытания, не разочаровывается в жизни, сохраняет доброту и отзывчивость.

  • Мировоззрение писателя.


  • Дети и тема детства в романах “Домби и сын” и“Оливер Твист”.

  • Роман “Посмертные записки Пиквикского клуба” принес славу писателю.

  • Мистер Пиквик и другие чудаки в произведении писателя.

  • Мировая известность его романов.

  • Восприятие творчества Диккенса в России. Л.Н.Толстой и Ф.М.Достоевский о Диккенсе.


Уильям Мейкпис Теккерей (1811-1863)

  • Самое значительное произведение – роман “Ярмарка тщеславия”.

  • Английское общество. Все персонажи одержимы жаждой наживы, все продается и все покупается.

  • Язвительность и саркастичность в описании героев и ситуаций.

  • Сочетание реалистической основы с игривой, комической.


Французский реалистический роман

  • Стендаль, Бальзак, Флобер.

  • Связь реализма во Франции с прагматизмом, преобладанием материалистических взглядов.

  • Сочетание романтической образности и символики с трезвым анализом, реалистическое отображение атмосферы Парижа после революции 1830 года.


Стендаль (1783-1842)

  • Наст. имя Анри Мари Бейль.

  • Книга “Расин и Шекспир»” (1823-1825) – один из манифестов реалистической школы.

  • Мастерство психологического анализа, реалистическое изображение общественных противоречий в произведениях писателя.

  • Романы “Красное и черное” (1831), “Пармская обитель” (1839).

  • Автор “Истории живописи в Италии” (1817), “Жизни Гайдна, Моцарта и Метастазио” (1817), психологического трактата “О любви” (1822).


Оноре де Бальзак (1799-1850)

  • Глава реалистической школы первой половины XIX в.

  • Классик социального романа.

  • С 1829 г. создавал эпопею “Человеческая комедия” из 90 романов и рассказов.

  • Эпопея – грандиозная по широте охвата реалистическая картина французского общества 1816-1848 гг.

  • Показ социального среза общества, отражение его противоречия, нравов и отношений.


“Человеческая комедия”

  • Общий замысел и персонажи эпопеи: этюды нравов, философские этюды, этюды аналитические.

  • Этюды нравов – отображение сцены провинциальной, парижской, сельской, частной, политической и военной. Обобщение – одна из главных заповедей эстетики Бальзака.

  • “Неведомый шедевр” (1831), “Шагреневая кожа” (1830-1831), “Евгения Гранде” (1833), “Отец Горио” (1834-1835), “Утраченные иллюзии” (1837-1843), “Кузина Бетта” (1846).


Гюстав Флобер (1821-1880)

  • Романы “Госпожа Бовари” и “Воспитание чувств” – энциклопедия французской провинции и Парижа XIX века.

  • Показ глубинных истоков окружающей пошлости, морального ничтожества провинциальных буржуа, удушливой атмосферы Второй империи.

  • Цветовой и звуковой строй романа “Госпожа Бовари” как своеобразный аккомпанемент к печальной истории Эммы Бовари.

  • Продолжатель тенденции О.Бальзака, блестящий стилист, Флобер оказал влияние на развитие реализма в мировой литературе.


Натурализм

  • Направление в искусстве (от лат. – природа) второй половины XIX в.

  • Возникло на основе неприятия художественных идеалов романтизма и реализма.

  • Требование тщательного и бесстрастного воспроизведения потока жизни в сочетании со строгой социально-биологической детерминацией изображаемых явлений.

  • Утверждал всесилие грубой будничной реальности и подсознательных импульсов человека.

  • Философская основа натурализма позитивизм.

  • Основоположник эстетики натурализма –Ипполит Тэн. В его трудах заложен основной принцип натурализма как метода: уподобление искусства науке.


Эмиль Золя (1840-1902)

  • Глава натурализма.

  • В 1868 г. задумывает цикл романов “Ругон-Маккары”.Художественная летопись жизни буржуазной Франции.

  • 20-томная эпопея “Руггон-Маккары. Естественная и социальная история одной семьи в эпоху Второй империи” (1871-1893).

  • 1870-е гг.- первые 8 романов цикла. Популярность в России, враждебная встреча во Франции. Только роман “Западня” (1877) принес признание.

  • 1880-1887 гг. - расцвет творчества, появление романов “Нана” (1880), “Жерминаль” (1885), “Творчество” (1886), “Земля” (1887).


  • Споры вокруг романа “Земля” – повод раскола французского натурализма.

  • Критические работы “Экспериментальный роман” (1880), “Наши драматурги”, “Романисты-натуралисты”, “Натурализм в театре” (1881).

  • Изложение в них своих теоретических взглядов, концепции натуралистического романа и драмы.

  • 1893 г. – Золя заканчивает цикл (последние романы – “Деньги” (1891), “Разгром” (1892), “Доктор Паскаль” (1893).

  • Участие по делу Дрейфуса – подлинный подвиг Золя.


Значение творчества Золя

  • Влияние на развитие натурализма во всем мире.

  • Большое значение для реализма. Необычайно расширил предмет реалистического изображения, разработал новые механизмы художественного исследования действительности.

  • Разработал новое жанровое образование – цикл романов, представляющий общество целой эпохи в «вертикальном» (историческом) срезе.

  • В рамках историко-семейного цикла выработал особый тип романа, в центре которого оказалось предприятие, «экономический организм».


В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Сквозь КАМЕННОЕ выражение лица на секунду промелькнула робкая улыбка, и Евгений Иванович вопросительно посмотрел на Машеньку.

ИНФОРМИРОВАННОСТЬ депутата в вопросах сельского хозяйства помогла достаточно быстро и квалифицированно решить многие проблемы.

На тёмной листве блестели ДОЖДЕВЫЕ капли.

ВЕЧНАЯ пыль покрывала всю мебель, и помещение произвело на нас удручающее впечатление.

Он стал ЗАЧИНАТЕЛЕМ нового анимационного жанра.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Ошибка допущена в паре вечный - вековой.

Существующий долго, многие годы, столетия.

Бесконечный, без начала и конца, постоянный.

Пыль не может быть вечной, она лишь лежит многие годы.

Ответ: вековая.

Ответ: вековая

Источник: Банк ФИПИ

Актуальность: Используется с 2015 года

Сложность: обычная

Правило: Задание 5. Употребление паронимов

Паронимы - это слова, близкие по звучанию, но различающиеся (частично или полностью) значением.

Иногда в нашей речи встречаются слова, похожие по звучанию, но различающиеся оттенками значения или вовсе разные по семантике. Среди лексических ошибок, вызванных незнанием точного значения слова, наиболее часто встречаются ошибки, связанные с неразграничением, или смешением паронимов.

Греческий по своему происхождению лингвистический термин «пароним» буквально значит «одинаковое имя»: греч. para - одинаковый, onyma - имя.

Паронимами можно назвать как однокоренные, так и близкие по звучанию слова, которые при всей своей похожести всё же различаются оттенками значения или обозначают разные реалии действительности.

«Анализ выполнения задания 5 показал, что сложность для 40% испытуемых составляет не только распознавание ошибки, допущенной при употреблении паронимов, но и подбор соответствующего контексту паронима для редактирования примера с ошибкой, что обнаруживает узость словарного запаса экзаменуемых.» В помощь учащимся в подборе слов-паронимов ежегодно издаётся «Словарик паронимов». Он не зря называется именно «словариком», так как «Словари» содержат тысячи слов-паронимов. Включённый в состав словарика минимум будет использоваться в КИМах , но ведь выучить паронимы для задания 5 - это не самоцель. Эти знания позволят избежать многочисленных речевых ошибок в письменных работах.

Обращаем внимание на то, что в заданиях РЕШУЕГЭ есть задания прошлых лет, и в них встречаются слова не из этого списка.

Записывайте слово в той форме, что требуется в предложении. Это требование основано на том, что в правилах заполнения бланков указано: если кратким ответом должно быть слово, пропущенное в некотором предложении, то это слово нужно писать в той форме (род, число, падеж и т. п.), в которой оно должно стоять в предложении. Словарик паронимов ЕГЭ. Русский язык. 2019 год. ФИПИ.

Абонемент - абонент

Артистический - артистичный

Бедный - бедственный

Безответный - безответственный

Болотистый - болотный

Благодарный - благодарственный

Благотворительный - благотворный

Бывший - былой

Вдох - вздох

Вековой - вечный

Великий - величественный

Восполнить - дополнить - заполнить - наполнить - переполнить - пополнить

Враждебный - вражеский

Выбирая - избирая

Выгода - выгодность

Выдача - отдача - передача - раздача

Выплата - оплата - плата - уплата

Выплатить - заплатить - оплатить - отплатить - уплатить

Вырастить - нарастить - отрастить

Выращивание - наращивание - отращивание

Высокий - высотный

Гарантийный - гарантированный

Гармонический - гармоничный

Глинистый - глиняный

Годичный - годовалый - годовой

Гордость - гордыня

Гуманизм - гуманность

Гуманистический - гуманитарный - гуманный

Двоичный - двойной - двойственный - двоякий - сдвоенный - удвоенный

Действенный - действительный - действующий

Деловитый - деловой - дельный - деляческий

Демократичный - демократический

Диктант - диктат

Дипломант - дипломат

Дипломатический - дипломатичный

Длинный - длительный

Добротный - добрый

Доверительный - доверчивый

Дождевой - дождливый

Драматический - драматичный

Дружеский - дружественный - дружный

Единичный - единственный

Желанный - желательный

Жестокий - жёсткий

Жизненный - житейский

Жилищный - жилой

Загородить - огородить - оградить - отгородить - перегородить

Занизить - понизить - снизить

Заплатить - оплатить

Заполнить - наполнить - переполнить

Заполнен - наполнен - переполнен

Зачинатель - зачинщик

Звериный - зверский

Звуковой - звучный

Зрительный - зрительский

Изобретательный - изобретательский

Информативный - информационный - информация -информированность

Иронический - ироничный

Искусный - искусственный

Исполнительный - исполнительский

Исходный - исходящий

Каменистый - каменный

Комфортабельный - комфортный

Конный - конский

Коренастый - коренной - корневой

Костный - костяной

Красочный - красящий - крашеный

Лакированный - лаковый

Ледовый - ледяной

Лесистый - лесной

Личностный - личный

Микроскопический - микроскопичный

Мороженый - морозильный - морозный

Надеть - одеть

Наличие - наличность

Напоминание - упоминание

Невежа - невежда

Нестерпимый - нетерпеливый - нетерпимый

Неудачный - неудачливый

Обвинённый - обвинительный

Обрывок - отрывок

Обхватить - охватить

Ограничить - отграничить - разграничить

Оклик - отклик

Органический - органичный

Отборный - отборочный

Отклонение - уклонение

Отклоняться - уклоняться

Отличать(-ся) - различать(-ся)

Отличие - различие

Памятливый - памятный

Перетерпеть - претерпеть

Покупательный - покупательский - покупной

Популистский - популярный

Почтенный - почтительный - почётный

Практический - практичный

Предоставить - представить

Представительный - представительский

Признанный - признательный

Продуктивный - продуктовый

Производительный - производственный - производительность

Просветительский - просвещённый

Публицистический - публицистичный

Пугливый - пуганый

Раздражение - раздражительность

Ритмический - ритмичный

Романтический - романтичный

Скрытный - скрытый

Словарный - словесный

Сопротивление - сопротивляемость

Соседний - соседский

Сравнимый - сравнительный

Сценический - сценичный

Технический - техничный

Удачливый - удачный

Униженный - унизительный

Фактический - фактичный

Хищнический - хищный

Царский - царственный - царствующий

Целый - цельный - целостный

Экономический - экономичный - экономный

Эстетический - эстетичный

Этический - этичный

Эффективный - эффектный

Эффективность - эффектность

Второй зачинатель жанра, Константин Эдуардович Гибшман, конферировал в петербургском театре миниатюр «Кривое зеркало».

В отличие от Балиева он создал маску конферансье робкого, растерянного, подавленного необходимостью выступать перед публикой. Его речь была невнятна, путана, прерывалась долгими томительными паузами. Номера объявлялись неясно, сбивчиво, с частым и как бы ненужным повторение

м одних и тех же слов. Движения оказывались удивительно неловкими, скованными, не соответствующие тому, о чем говорилось. Все, что делал и произносил Гибшман, воспринималось как чистая импровизация. Уныло повторяющиеся восклицания и продолжительное испуганное молчание трудно было принять за тщательно подготовленную роль. Между тем все вздохи, запинки, жесты, перепутанные реплики были заучены и воспроизводились с таким талантом и мастерством, так естественно, что зритель верил актеру.

Сам того, быть может, и, не подозревая, Гибшман создал своего рода пародию на первый, так сказать, массовый выпуск русских конферансье.

А для выступающих в программе актеров Гибшман был хорош тем, что на фоне имитируемого им неумения их номера всегда выигрывали.

Необходимость для конферансье вхождения в образ и отсюда самое близкое родство этой профессии с актерской блестяще подтверждает деятельность на эстраде Константина Гибшмана.

В создании своего образа он пошел, что называется, от обратного. К тому времени, когда он вступил на эстраду, фигура конферансье стала на ней привычной, и характер конферансье стабилизировался. Это обязательно острослов, человек смелый, находчивый, иногда даже дерзкий – черты, ставшие привычными, дежурными для любого конферансье. В худших образцах положительные свойства превращались в отрицательные: свобода поведения – в развязность или даже наглость, остроумие – в пошлость. AAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA

Можно себе представить, какое впечатление на этом фоне производила фигура крайне мешковатая, неловкая, нелепая – человек скованный, даже оторопевший от страха, явно вытолкнутый помимо его воли на просцениум, путающийся в складках занавеса, человек которому не повинуется ни мысль, ни язык! «Я … э-э-э,… видите ли, … да… сейчас перед вами…э-э-э… мы …вы.»

Был ли Гибшман на самом деле беспомощен и скован? Отнюдь нет. Он был хорошим актером и до ухода на эстраду с успехом играл в театре, был острым, живым и далеко не робким человеком. Для построения образа, который он принял на эстраде, Гибшман оттолкнулся от характерных особенностей своей внешности. Полный, с клоками волос, окаймлявших лысину, с большим ртом и глазами которые улыбка превращала в щелки, он усугубил свою неловкость, «неартистичность» и создал на их основе блестящий актерский образ – маску, наглядно подтвердив основу искусства конферансье – перевоплощение.

К создателям конферанса в России также относятся Алексей Григорьевич Алексеев. Начал он свою деятельность в Одессе и Киеве, а с 1915 года выступал в Петроградских театрах миниатюр «Литейном театре» и «Павильоне де пари».

Артист создал иронический образ столичного сноба, вставляющего в свою речь французские слова и фразы, и это нравилось публике.

Все эти три выдающихся мастера русского конферанса обладали необходимой для данной профессии общей культурой. Балиев был прежде актером Художественного театра, Гибшман – инженером, Алексеев окончил юридический факультет Киевского университета, говорил на трех иностранных языках. Они знали, чем живет их публика, интересно подавали номера и хорошо помогали актерам. Дольше других сумел сохранить ведущее положение в своем жанре А.Г. Алексеев.

Между тем Алексеев сохранял свою популярность не только в качестве конферансье, но и как автор пьес, режиссер и художественный руководитель театра миниатюр «Кривой Джимми».

В конферансе Алексеева, как правило, преобладали внутритеатральные темы и пародии, остроумные пояснения к номерам. В его репризах интересно и неожиданно представала пестрая жизнь искусства 20-х годов. Однако современникам это уже начинало казаться недостаточным. Молодежь могла слушать известного артиста скорее с любопытством, чем с подлинным интересом. Конферансье, который выступал во фраке и, особенно с моноклем, то есть точно таким, каким он был в предреволюционном Петрограде, по выражению одного из рецензентов, казался «слишком бонтонным», другими словами – буржуазным.

В отличие от москвича Н. Балиева истинным петербуржцем был А.Г.Алексеев. «На сцену выходил худощавый, безулыбчивый или ехидно улыбающийся, тщательно одетый, очень любезный, гостеприимный, но сдержанный хозяин-собеседник: петербуржец. В глазу у него поблескивал монокль».

Конферансье обязательно должен был быть, как бы сродни залу, слепленным из той же плоти и духа. Черты современника, его облик он воплощал более броско, иногда, даже вплоть до еле уловимой пародийности. Так, Балиев шагнул на просцениум из среды московской интеллигенции. Алексеев являл собой почти зеркальное отражение изысканного петербуржца - это был светский человек, знающий толк в утонченной шутке. Подобные фигуры попадались на улице, в салонах, в театрах и на литературных вечерах. Только облик, созданный Алексеевым, был очень тонко приправлен пародийностью.

Осуществляя связь сцены и зала, конферансье не мог не обладать обостренным чувством современности во всем – в мышлении, в шутках и внешнем облике. Малейшее отставание одного из этих компонентов чревато было отрывом от аудитории, ее равнодушием, а иногда ироническим отношением. Именно в этом смысле можно говорить об изменении образа конферансье. Особенно ярко проявлялось это постоянная пристройка к аудитории (и соответственно перестройка образа) в периоды, когда состав зала радикально менялся. Так, с революцией «светский» петербуржец, созданный А.Г.Алексеевым, канул в прошлое, подобные люди исчезли из жизни, их уже не было в зале, а новый зритель, который заполнил ряды кресел, увидев его на просцениуме, категорически отверг.

«В 20-е годы, - вспоминает А.Г. Алексеев, - в Англии премьер-министром был Чемберлен, злейший враг советского народа. На всех карикатурах и плакатах его рисовали с моноклем, часто увеличенным для броскости рисунка.

Да и других буржуев, «героев» Антанты, военных и штатских, изображали с моноклями, так что это стеклышко стало почти эмблемой контрреволюции.

А мне это в голову не приходило, и я продолжал появляться на сцене с моноклем. В 1926-ом году в Харькове был какой-то грандиозный концерт. Когда я сказал что-то смешное, вдруг с галерки послышался молодой задорный голос:

Браво, Чемберленчик!

И раздался общий смех. Но это уже смеялись не остроте Алексеева, а подняли на смех самого Алексеева. Вот что бывает, когда хотя бы в мелочи теряешь в театре ощущение времени, эпохи!

Конечно, в этот же день монокль был сдан в архив!»(Алексеев, сер. и см.ст.259)

Своевременность рождения этой профессии подтверждается почти мгновенным ее распространением. Сейчас, даже трудно отделить даты появления Никиты Балиева в Москве и Алексея Григорьевича Алексеева в Петербурге. Они открыли плеяду блистательных мастеров этого жанра. За ними последовали К. Гибшман, А.Менделеевич, П. Муравский, позже М. Гаркави и многие другие.

Инфо-урок на тему ПАРОНИМЫ ЗАЧИНАТЕЛЬ - ЗАЧИНЩИК

План инфо-урока:

1.Лексическое значение паронимов зачинатель - зачинщик

2.Примеры словосочетаний с паронимом зачинатель

3.Примеры предложений с паронимом зачинатель

4.Примеры словосочетаний с паронимом зачинщик

5.Примеры предложений с паронимом зачинщик

1.ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПАРОНИМОВ ЗАЧИНАТЕЛЬ - ЗАЧИНЩИК

ЗАЧИНАТЕЛЬ - (книжн.,устар ., высок .) Тот, кто начинает какое-либо серьезное, значительное дело; основоположник, основатель, родоначальник.

ЗАЧИНЩИК - (разг. )Тот, кто начал что-либо или побуждал других начать что-либо (обычно неблаговидное); главарь, инициатор, виновник.

2.ПРИМЕРЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ С ПАРОНИМОМ - ЗАЧИНАТЕЛЬ

1)зачинатели соревнования

2)зачинатель стахановского движения

3)зачинатель пушкиноведения

4)зачинатель советской литературы

5)зачинатель социалистического реализма

6)зачинатель прогрессивного направления в романтизме

7)зачинатель многих научных направлений

8)нового направления в науке

9)зачинатель научной фантастики

10)зачинатель социально-критического направления в искусстве 1930-х годов

11)зачинатель театроведческого изучения Шекспира

12)зачинатель российского природоохранного движения

13)зачинатель мультипликационного кино

14)зачинатель радиоокеанографии

15)зачинатель современной мультипликации

16)зачинатель рыночных реформ

17)зачинатель научного и практического изучения корейского языка в России

3.ПРИМЕРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПАРОНИМОМ - ЗАЧИНАТЕЛЬ

1)Мое литературное поколение обладало счастьем видеть, слушать и непосредственно учиться у зачинателя нашей советской литературы, Максима Горького. (Л.М.Леонов. Речь о Чехове)

2) Барклай-де-Толли назван “зачинателем ”, так как именно он после ряда поражений начал отступление, которое было воспринято осуждающе не только со стороны руководства, но и простыми солдатами. Перед Бородинским сражением Главнокомандующим был назначен Михаил Кутузов, который продолжил отступление, даже сдал Наполеону Москву. Но после этого Кутузов смог обратить наполеоновскую армию в бегство. Таким образом, Кутузов “совершитель” того, что начал ещё полководец, военный министр Барклай-де-Толли.

3) Не по своей воле декабристы оказались в Сибири, но, пройдя через горнило испытаний, они органично влились в жизнь сибирского края. Декабристы занимались земледелием, выращивали хлеб, оказывали крестьянам врачебную помощь, учили местных ребятишек. Они являлись зачинателями многих полезных дел в хозяйстве, просвещении и культурной жизни края. Ссыльные декабристы всячески старались облегчить жизнь крестьянина.

4) Пламенный защитник национально-освободительного движения народов, обличитель тирании и политики захватнических войн, Д.Г.Байрон стал одним из ведущих зачинателей прогрессивного направления в романтизме.

5) Французский писатель 2-й половины ХIХ века Жюль Верн был подлинным зачинателем научной фантастики, основанной на научном правдоподобии и нередко на научном предвидении.

6) Зачинатель и родоначальник греческой философии и науки Фалес первым доказал несколько геометрических теорем.

7) В истории русской литературы К.Бальмонт остался как один из зачинателей «нового искусства», как виднейший представитель «старшего» символизма.

8) Добрый пример по кругу возвращается к подавшему его, как дурные примеры обрушиваются на голову зачинателей зла. (??????Сенека Младший)

9) Иван Парфеньевич Бородин (1847-1930) — русский ботаник, популяризатор науки, зачинатель российского природоохранного движения, один из основателей этико-эстетического подхода в заповедном деле и охране дикой природы.

10) Клепиков Михаил Иванович - зачинатель всекубанского соревнования за высокую культуру земледелия.

11) Меркулов, Юрий Александрович (1901—1979) — советский художник и режиссёр, зачинатель современной мультипликации.

12) Михаил Шибанов (отчество неизвестно) — русский художник второй половины ХVIII века, живописец из крепостных крестьян. Портретист, иконописец, зачинатель крестьянского бытового жанра в русском искусстве.

13) Для Швеции стал ясен неудачный исход русско-шведской войны, и против её зачинателей стало расти недовольство.

14) Советский композитор, дирижёр, пианист, публицист Богословский Никита Владимирович (1913-2004) был одним из зачинателей и первым ведущим популярной передачи тех лет — Клуб Весёлых и Находчивых.

15) Обретя издательский опыт, после выхода второй книжки А.А.Дельвиг, как прежде издатели «Полярной звезды», отказывается от услуг зачинателя Слёнина и с помощью Плетнёва начинает выпускать альманах собственными силами. «Северные цветы» были одним из немногих по-настоящему доходных альманахов.

16) Епископ Иоанн известен как талантливейший церковный публицист, которого единогласно признают зачинателем общественно-публицистического направления в проповеди XIX века, новатором церковного слова.

17) В 1920-е годы А.С.Яковлев — один из зачинателей советского авиамоделизма, планеризма и спортивной авиации.

18) В 1916 году В.Б.Шкловский стал одним из зачинателей «Общества изучения теории поэтического языка», объединившего теоретиков формальной школы в литературоведении.

19) В 1924 году советский мультипликатор Н.П. Ходатаев вместе с Ю.Меркуловым Юрием и З.Комиссаренко открыл первую в СССР мультипликационную мастерскую, благодаря чему «Энциклопедия отечественной мультипликации» относит Ходатаева к зачинателям советской анимации.

20) В русской живописи В.Д. Поленов считается одним из зачинателей «пейзажей настроения» вслед за А.К.Саврасовым, перед И.И.Левитаном и К.А.Коровиным.

4.ПРИМЕРЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ С ПАРОНИМОМ - ЗАЧИНЩИК

1)главный зачинщик

2)основной зачинщик

3)предполагаемый зачинщик

4)зачинщик конфликта

5)зачинщик драки

6)зачинщик ссоры

7)зачинщик скандала

8)зачинщики потасовки

9)зачинщики травли

10)зачинщик переполоха

11)зачинщик раздора

12)зачинщик раскола

13)зачинщик переворота

14)зачинщик доноса

15)зачинщик шантажа

16)зачинщик мятежа

17)зачинщик бунта

18)зачинщик восстания

19)зачинщики революции

20)зачинщик смуты

21)зачинщик погромов

22)зачинщик беспорядков

23)зачинщик зáговора

24)зачинщик дебоша

25)зачинщик депортации

26)зачинщик инцидента

27)зачинщик убийства

28)зачинщик забастовки

29)искать зачинщика

30)выслать зачинщиков

31)выдать зачинщиков

32)казнить зачинщиков

33)поймать зачинщиков

34)арестовать зачинщиков

35)задержать зачинщиков

36)усмирить зачинщиков

37)наказать зачинщиков

38)покарать зачинщиков

39)привести зачинщиков

40)привезти зачинщиков

41)потребовать выдачи зачинщиков

42)признать в качестве зачинщика

43)признать зачинщиком

44)стать зачинщиком

45)являться зачинщиком

46)быть зачинщиком

47)поиск зачинщика

48)поимка зачинщиков

49)арест зачинщиков

50)наказание зачинщиков

51)задержание зачинщиков

52)личности зачинщиков

53)список зачинщиков

54)количество зачинщиков

5.ПРИМЕРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПАРОНИМОМ - ЗАЧИНЩИК

1)По мнению ее, Захар был во всем главным зачинщиком и виновником. Он втравил Гришку во все недобрые дела. (Д.Григорович. Рыбаки)

2) Вести журнал Шемелину было нелегко. То надзор за кухней, то неприятности из-за очередного скандала, устроенного Федором Толстым… Вот он, зачинщик всех ссор на корабле! Дуэлянт, спорщик и драчун. (С. Марков. Вечные следы)

3) Мужиков изловить и водворить, а глупому помещику, который всей смуте зачинщик , наиделикатнейше внушить, дабы он фанфаронства свои прекратил и поступлению в казначейство податей препятствия не чинил. (М.Е.Салтыков-Щедрин. Дикий помещик)

4) Зачинщики были наказаны в первую очередь.

5) Главный зачинщик не был обнаружен.

6) Зачинщики восстания сосланы в Сибирь, на каторгу.

7) В августе 1489 московское войско окончательно покорило Вятскую землю, казнив зачинщиков мятежа, выселив крупных вятских феодалов и купцов и уничтожив земское самоуправление.

8) Борьба организации окончилась арестом её зачинщиков .

9) Зачинщики зáговора схвачены.

10) Зачинщики погрома были задержаны и предстали перед судом.

11) Они вовсе не являлись зачинщиками бунта.

12) Личности зачинщиков и провокаторов погрома не были установлены.

13) Его признали зачинщиком беспорядка.

14) Розыск в связи с Медным бунтом (1662 год) не имел прецедентов. Всех грамотных москвичей заставили дать образцы своего почерка, чтобы сличить их с «воровскими листами», послужившими сигналом для возмущения. Однако зачинщиков так и не нашли.

15) Зачинщики мятежа пытались скрыться.

16) Федор Аристович Струве (1816—1885) — доктор классической филологии, профессор римской словесности и древностей в Казанском университете и классической филологии в Новороссийском университете. Вследствие столкновения со студентами, предложившими ему оставить кафедру, Струве в конце 1860 года прекратил чтение лекций, а возобновлением их с января 1861 года вызвал новый протест со стороны студентов, за которым последовало приказание министра исключить главных зачинщиков и предложение попечителю «поставить на вид профессору Струве отсутствие благоразумия и такта в его действиях».

17) Во время футбольного матча завязалась драка, и судья удалил обоих зачинщиков драки.

18) Он являлся главным зачинщиком этой смуты.

19) После июльских событий 1917 года репрессии Временного правительства обрушились на зачинщиков и участников беспорядков.

20) Приказано было привести двух главных зачинщиков .

Используемые источники

1.С.И.Ожегов. Словарь русского языка. М. «Русский язык» 1990

2.Е.Д.Головина. Различай слова: Трудные случаи современного русского словоупотребления. Экспресс-справочник. - Киров: Кировская областная типография. 1997.

3.Ю.А.Бельчиков, М.С.Панюшева. Словарь паронимов русского языка. М.: ООО «Издательство АСТ»; ООО «Издательство Астрель», 2004.

4.К.С.Горбачевич. Словарь синонимов русского языка. - М.: Изд-во Эксмо, 2005.

Это все же зависит от того, зачем вам знакомиться с английской классической литературой. Если ради личного интереса, или чтобы не упасть лицом в грязь в культурном обществе, то я бы советовал:

  • Уильяма Шекспира "Гамлет" . Классика, не нуждающаяся в комментарии. Поскольку Шекспир - это имя, которое приходит на ум при самом слове "литература", то чтение его самого популярного и известного произведения можно считать обязательным для полнейшего понимания истории, стилистики и динамики английской литературы.
  • сонеты Уильяма Шекспира . Думаю, почти в каждой школе и университете учат один или несколько сонетов Шекспира, будь-то урок зарубежной литературы или курс английского. Несмотря на такую распространненость, они отличаются не только исторической и литературной значимостью, но и новизной тематики, и поэтической взыскательностью.
  • Джонатана Свифта "Путешествия Гулливера" . Хоть эта книга и стала классическим произведением для чтения детьми школьного возраста, на самом-то деле, задумывалась она автором как серъёзное чтиво. Облеченная в фантастические приключения Гулливера, сатира автора состояла в пародировании и жесткой критике политического устройства Королевства Англии и Шотландии того времени.
  • Даниэля Дефо "Робинзон Крузо" . Ставшая нарочитой классикой в советское время, эта книга, по-моему, присуствует на книжной полке почти каждого дома. Сам Дефо в своем творчестве пытался утвердить этику нового буржуазного общества - этику человека, который "сделал себе сам" и не нуждается в клерикальных и феодальных институтах, как регуляторов своей общественной жизни.
  • Вальтера Скотта "Айвенго" . Зачинатель жанра исторического романа в европейской литературной традиции, Вальтер Скотт переосмыслил традиционные смыслы и сюжеты в духе Романтизма. Его новизна состояла в привнесении нового миросозерцания в английской литературе, основанном на художественном и творческом познании мира. Исторический роман "Айвенго" рассказывает о жизни рыцарей и феодалов в эпоху Крестовых походов, царствования Ричарда I Львиное сердце и Иоанна Безземельного, и, во многом, Вальтер Скотт предвосхитил дальнейшее развитие жанра исторического романа именно в этом произведении.
  • лирическую поэзию и поемы Джорджа Байрона . Классик не только английской, но и европейской литературы, прозванный Гёте "истинным гением нашего времени", Байрон задал тон поэзии конца XVIII и начала XIX веков. Тематика его творчества широка: от античных мотивов и мифов до легенды о гетьмане Иване Мазепе.
  • Чарльза Диккенса "Рождественская песнь в прозе" и/или "Оливер Твист" . Чарльз Диккенс, наиболее известен как классик европейского реализма, наверное, имеет самое большое литературное влияние в английской литературе после XIX века. Представленные произвдения изучаются не только в общеобразовательной школе, но и в высших учебных заведениях всего мира. Сюжеты и художественный стиль, заданны Диккенсом в этих двух произведениях, повлияли на всю европейскую и американскую литературу после XIX века.
  • Оскара Уайльда "Портрет Дориана Грея". Некоторые историки и критики литературы называют творчество Уайльда ранним модерном, но всё же его, обычно, рассматривают в ключе классической литературной традиции. Очень популярное и распространённое произведение, особенно в определенной среде молодежных сообществ, оно стало первым звонком, гласящем о кризисе традиционной этики и эстетики европейской культуры. Мастерское владение слогом Уайльдом и безупречная композиция дают основания считать этот роман вершиной английской литературы.

Я не считаю этот список исчерпывающим, но он удобен для первого ознакомления с английской классической литературой. Если вам нужно ознакомиться для профессиональных или учебных целей, тогда нужно специализировать этот список с учетом ваших конкретных целей.

Рекомендуем почитать

Наверх