КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (КПРФ) – Одна из крупнейших...
Род. в Минске, умер в М.
Поэт, прозаик, публицист. В М. с 1924. Первоначально – массовик на нар. празднествах, автор стихотв. миниатюр и частушек. В нач. Великой Отеч. войны по заказам «Окон ТАСС» оперативно сочинял подписи к создан. моск. художниками военно-оборон. плакатам, кот. вывешивались на ул. города, информируя население о героизме его защитников, о срыве наступат. планов противника. Активно взаимодействовал с разнородн. пропагандист. изд., регулярно доставлявшимися на рубежи обороны столицы. Впосл. В. не раз вспоминал о важности такой каждоднев. деят-сти, кот. были заняты моск. литераторы и журналисты. Часто приглашался к сотрудничеству художниками П.Соколовым-Скаля, П.Шухминым, Г.Нисским. Отдельн. стихотв. произв. В. появлялись в годы войны во фронт. и центр. печати («Известия», «Комсомольская правда» и др.). В этот период он интенсивно работал и как поэт-песенник с композиторами Д.Покрассом, Б.Мокроусовым. В 1945–47 служил в частях Сов. армии, размещен. в Чехословакии, где по служеб. надобностям встречался с амер. и чехословацк. офицерами. Некот. знакомства были им продолжены в М. после демобилизации, что насторожило правоохранит. органы. В агентурн. мат-лах на В. содержатся критич. оценки и подозрения в авантюристич. и антисов. деят-сти. Спасала его лишь актив. литературно-просветит. работа. Он часто выступал с воспоминаниями и рассказами о воен. годах, своем участии в партийно-полит. агитации, печатал свои переводы стихов укр., груз., арм. коллег-литераторов, поэтов Чехословакии. Имя В. стало широко изв. после появления его знаменитой песни-марша «Москва – Пекин» (муз. В.И.Мурадели). После смерти И.В.Сталина В. вновь попал в среду повыш. внимания моск. органов правопорядка, поскольку среди его знакомых оказались родственники Л.П.Берии. Через них стало известно, что В. в течение ряда лет работал над сценарием ф. «Оборона Кавказа» и встречался в связи с этим с рядом высокопоставл. деятелей ГБ (Меркулов, Кобулов, Шария и др.). По информации заинтересовавшихся деят-стью В., он весьма нелестно отзывался о ряде высш. руководителей партии и гос-ва, хотя его творч. продукция по своей направленности была ярко патриотической. Разоблачение Берии литератор называл «заговором». В сент. 1953 В. был арестован, но вскоре освобожден и продолжил в М. творч. деят-сть. Гл. ред. альм. «Мужество». Во втор. пол. 1950-х – 1980-х выпустил несколько небольших книг по общественно-полит. тематике, написал тексты ряда песен. Наиб. заметной из них был «Марш дзержинцев» (муз. В.И.Мурадели; текст и ноты опубл. в газ. «Советская культура», 1967, 19 дек.).
На стихи В. созданы оратории «Сказ о поднятой целине», «День моей Родины». В 1960-е завершил работу над пьесами в стихах «Чкалов», «Краснодонцы». В посл. годы работал над несколькими романами, над воспоминаниями о А.Крученых, Д.Шостаковиче.
Жил со втор. пол. 1960-х на Котельнической наб., 1/15, корп. Б.
Соч.: Пройдут года. М., 1960; Из тумана. Памфлет. М., 1961; «Окна ТАСС» в дни обороны Москвы // Битва за Москву. М., 1966; Нежность и мужество. Лирический дневник. М., 1966; Утро за линией фронта. М., 1968; Солдатская баллада. М., 1969; Продолжение – жизнь. Ангарские блокноты. М., 1969; Алексей Мачавариани. Заметки писателя о жизни и творчестве композитора. М., 1985.
Московская энциклопедия. Том 1: Лица Москвы. Книга 6: А–Я. Дополнения. М.: ОАО «Московские учебники», 2014
Алексей Васильевич Кольцов (1809 - 1842) - выдающийся русский поэт пушкинской эпохи. Среди его произведений наиболее известны: «О, не кажи улыбки страстной!», «Измена суженой», «А.П. Сребрянскому», «Вторая песня Лихача Кудрявича» и многие другие.
Биография Алексея Васильевича Кольцова
Жизнь и творческий путь известного поэта интересны и познавательны.
Семья
Родился Алексей Васильевич 15 октября 1809. Отец будущего поэта был скупщиком и торговцем. Слыл человеком грамотным и строгим домохозяином. Мать же, напротив, была по характеру доброй, но абсолютно необразованной: не умела ни читать, ни писать. В семье Кольцовых было много детей, но сверстников Алексея не было: братья и сестры были либо значительно старше, либо существенно младше.
Краткая биография Алексея Васильевича Кольцова сведений о его семье практически не содержит: информации об этом почти никакой не осталось. Известно только то, что отец довольно сурово воспитывал детей: не позволял шалостей и был требователен даже в мелочах. На учебе детей сильно не настаивал, однако базовыми умениями чтения и письма обладали все. Сведений, сколько было детей у Кольцовых, как они жили, не сохранилось.
Обучение
Из биографии Алексея Васильевича Кольцова узнаем, что обучение грамоте (на дому) мальчик с девяти лет начал. Учеба давалась ему легко, он постигал множество наук. В 1820 году Алеша поступил в училище и по всем предметам достиг больших успехов. Но больше всего он любил читать. Начал будущий поэт с первого, что попалось под руку - со сказок, чуть позже перешел на романы. А в 1825 году он увлекся чтением стихотворений И. И. Дмитриева.
Завершить курс обучения Алексею не удалось: после первого курса отец решил забрать сына из училища. Мотивировал он это тем, что без помощи мальчика ему с делами не справиться, да и одного года учебы вполне достаточно. Довольно продолжительное время Алексей занимался перегоном и продажей скота.
Творческий путь
Поэзией, которой к тому времени увлекся мальчик, отец запрещал заниматься: требовал, чтобы все время и внимание тот уделял торговле. Но независимо от этого Алексей в возрасте 16 лет все же написал свое первое стихотворение - «Три видения». Однако через некоторое время он его уничтожил, так как считал, что подражает стилю своего любимого поэта. А хотелось найти свой, уникальный стиль.
Примерно в это же время в биографии Алексея Васильевича Кольцова появились люди, которые помогли талантливому поэту выразить свою индивидуальность.
Первым человеком, с которого начался творческий путь юного стихотворца, стал Дмитрий Кашкин, продавец книг в лавке по соседству. Он позволял Алексею пользоваться книгами бесплатно, естественно, только при условии бережного отношения к ним.
Свои первые работы Кольцов показывал ему: Кашкин был очень начитанным и развитым и тоже любил писать стихи. Продавец видел в молодом поэте себя, поэтому хорошо к нему относился и помогал чем мог. Благодаря этому в течение пяти лет юный поэт безвозмездно пользовался книгами, учился и развивался самостоятельно, не бросая помогать отцу.
Вскоре стихотворца случились перемены в личной жизни: он влюбляется в девушку, которая была крепостной крестьянкой. Но их отношения настолько серьезные, что они собираются пожениться. Однако Господин Случай разлучает пару. Эта драма оставляет горький след в творческой биографии Алексея Васильевича Кольцова, краткое содержание стихотворений 1827 года говорит о том, что все они были посвящены несчастной любви.
В том же году в его жизни появляется семинарист Андрей Сребрянский, который спустя время стал близким другом и наставником на творческом пути. Знакомство с этим человеком помогло Алексею пережить разрыв с любимой. Благодаря напутствиям и советам Сребрянского в 1830 году были опубликованы четыре стихотворения, и свет узнали, что есть такой поэт - Алексей Кольцов.
Главным этапом творческой биографии Алексея Васильевича Кольцова является знакомство с Это произошло в 1831 году. Публицист и мыслитель заинтересовался работами юного поэта и опубликовал его стихи в газете. Через четыре года Станкевич издал первый и единственный при жизни автора сборник «Стихотворения Алексея Кольцова». После этого автор стал популярен даже в литературных кругах.
Несмотря на свой творческий прорыв, Алексей не переставал заниматься делом отца: он продолжал ездить в разные города по семейным делам. А судьба все также продолжала сводить его с выдающимися людьми. Плюс к этому поэт начал собирать местный фольклор, много писал о жизни обычных людей, крестьян и об их нелегком труде.
Смерть поэта
В 1842 году, не пережив страшного заболевания, поэт умирает в возрасте тридцати трех лет. В последние годы свой жизни Алексей часто ссорится с отцом на почве негативного отношения того к своему творчеству. Хотя за свою короткую жизнь он добился довольно больших результатов: стал не только успешным продавцом скота, но и известным русским поэтом, стихи которого знали абсолютно все.
Похоронен Алексей Васильевич в Воронежской области в Литературном некрополе.
На Советской площади в городе Воронеже установлен памятник поэту, сохранившийся по сей день.
Но смерть не завершила творческую биографию Алексея Васильевича Кольцова. В 1846 году русский актер и знакомый Кольцова, опубликовал его стихи в газете «Репертуар и Пантеон», увековечив тем самым память друга.
А в 1856 году в популярной газете «Современник» была опубликована статья, посвященная жизни и творчеству Кольцова, написанная Николаем Гавриловичем Чернышевским.
Совершенно секретно
товарищу Маленкову Г. М.
При этом направляю Вам поступившее в МВД СССР заявление Кварацхелия В. К., родственника Берия.
Кварацхелия Вахтанг Капитонович, 1927 года рождения, кандидат в члены КПСС, студент Московского института литературы им. Горького.
По имеющимся в МВД СССР данным, Кварацхелия высказывал сомнения в виновности Берия и распространял различные версии об обстоятельствах его ареста.
Упоминаемый в заявлении Вершинин-Шульман Михаил Максимович, 1923 года рождения, еврей, беспартийный, поэт, будучи в 1945-1947 годах в составе Советской армии в Чехословакии, встречался с американскими офицерами, поддерживал знакомство с чехословацким генералом Кутлвашер, арестованным впоследствии чехословацкими органами безопасности.
В 1947-1948 годах Вершинин-Шульман систематически встречался с бывшим советником чехословацкого посольства в Москве Кашпарек, изменившим в 1948 году родине и бежавшим из Чехословакии за границу.
Имеющимися агентурными и официальными материалами Вершинин-Шульман характеризуется как авантюристическая и антисоветская личность. После разоблачения Берия он распространял клеветнические измышления в отношении руководителей КПСС и советского правительства.
МВД СССР Вершинин арестован, Кварацхелия активно разрабатывается.
[п.п.] С. Круглов
Уважаемые товарищи Следственная комиссия!
Считаю долгом гражданина сообщить вам следующее:
Я, Кварацхелия Вахтанг Капитонович, по родственным признакам являюсь племянником Л. П. Берия: отец мой - Кварацхелия Капитон Дмитриевич - был сводным братом Л. П. Берия (у них одна мать и разные отцы).
Несмотря на такое близкое родство, наша ^емья никогда не имела связей с Л. П. Берия или его семьей. Для доказательства позволю несколько подробней рассказать биографию моей семьи и лично мою.
Мой отец во время революции работал у своего дяди во Владивостоке, так же на КВЖД. Во Владивостоке отец женился на моей матери Королевой Александре Павловне. В 1925 году наша семья переехала в Грузию, где отец работал в г. Поти по осушению Колхидских болот. В 1927 году родился я, и в этом же году мы вновь выехали на КВЖД, где пробыли до 1937 года. Эти десять лет наша семья не имела переписки с Л. П. Берия и не знала, где и кем он работает. В 1937 году, по приезде в Сухуми, отец поступил на работу управляющим местной конторой «Нефтеснаб», а я поступил во 2-ю м[ужскую] с[реднюю] ш[колу], которую и окончил с отличием в 1944 году.
В 1937 году я и моя трехлетняя племянница (дочь сестры) в первый и последний раз за нашу жизнь увидели Л. П. Берия у него дома в Тбилиси. Встреча продолжалась всего несколько минут, причем мне был задан один вопрос: в каком классе я учусь?
В 1942 году, когда фашисты подошли до 30 км к Сухуми, я вступил в комсомол и в противопожарный истребительный батальон. В 1944 году я добровольно вступил в ряды Советской армии, но вскоре война окончилась, и я, сдав экзамены, был зачислен слушателем Военно-воздушной академии им. Жуковского в Москве. За все время учебы в академии я жил в общежитии на Красноармейской улице и ни разу не был ни у Л. П. Берия, ни у его семьи. Учебу я не закончил, т. к. из-за туберкулеза вынужден был в сентябре 1947 года демобилизоваться и стать инвалидом 2-й группы. Вот тогда мне была оказана помощь со стороны семьи Берия, а именно его жены: я был устроен в туб[еркулезный] санаторий, и когда процесс стал катастрофически развиваться, мне после операции достали стрептомицин.
В течении последних лет я из-за необходимости ежегодных консультаций с врачами, а затем по делам службы для работы в архивах над материалом для диссертации, мне часто приходилось приезжать в Москву, однако я ни разу не был у JL П. Берия или его семьи и жил тогда или в гостинице, или на квартире у друга моего отца-Широкова Якова Степановича, нач[альника] Главсоли, проживающего] ул. Горького 8, кв. 86.
В 1950 г. мой отец в результате несчастного случая после тяжелых мучений скончался. На наши отчаянные призывы о помощи опытным хирургом для операции - Л. П. Берия даже не ответил. Более того, во время похорон моего отца в Сухуми сам Берия тоже находился в Сухуми, отдыхая на правительственной даче, но он не только не оказал никакой материальной помощи, но даже не прислал телеграммы с соболезнованием.
Вообще, Л. П. Берия и его семья часто отдыхали в Сухуми или недалеко от него, в Гаграх, но мы ни разу у них не были.
Когда в 1949 году в связи с резким ухудшением моего здоровья (туберкулез перешел на почки) мы вновь письмом обратились к Берия за помощью лекарством, нам официальным ответом за подписью Людвигова было отказано.
В 1949 г. я с отличием окончил заочно юридический институт и стал работать вначале в редакции газеты «Советская Абхазия», в г. Сухуми, а затем в Абхазском институте языка, литературы и истории. В 1952 г. был принят в кандидаты КПСС.
В 1952 году мною была написана пьеса, одобренная Главлитом и принятая театрами Грузии к постановке. Но в связи с совпавшим в то время переселением кавказских греков и темой моей пьесы, посвященной героической смерти Белояниса и борцам за мир в Греции, секретарь ЦК КП Грузии Мгеладзе счел постановку этой пьесы несвоевременной.
В феврале 1953 г. я приехал в Москву для работы с театром им. Вахтангова, который заинтересовался моей работой, однако и здесь меня постигла неудача: в связи с постановкой пьесы «Европейская хроника», тоже на тему борьбы за мир, осуществление моей пьесы откладывалось на неопределенный срок. Затем пьеса была взята театром им. Ленинского Комсомола, где она понравилась директору театра Рыжакину и главному режиссеру Гиацинтовой.
Моя пьеса, без сомнений, имеет недостатки, над преодолением которых я продолжаю работать, но в общем она хорошо оценивается критиками, как знающими о моем родстве с Берия, так и не знающими, например, драматургом Ромашовым и критиком В. Залесским.
Все время с февраля месяца по июль я жил в гостиницах «Москва» и «Гранд-Отель». Несмотря на мое крайне тяжелое материальное положение, я ни разу не обратился к Берия за поддержкой. В июле ко мне на несколько дней приехала мать и остановилась у вышеупомянутого Широкова. Затем я жил на ул. Огарева, дом 1/12, снимая угол с питанием, сейчас живу по ул. Таганской, дом 66, кв. 17, перерабатываю старую пьесу, пишу новую. Поступил в Литературный институт им. Горького, чтобы приобрести профессиональные навыки письма.
Таковы моя жизнь и биография в действительности. Вполне естественно, что в нашей семье часто возникали вопросы и недоумение о причинах такого наплевательского отношения к нам со стороны Л. П. Берия, но они так и остались загадкой.
Иногда мне, моему отцу или моей матери приходилось лгать, говоря, что мы бываем у Берия и его семьи, т. к. солгать было гораздо легче, чем объяснить, почему мы там не бываем (да и кто нам поверил бы).
В нынешний мой приезд в Москву я встретил поэта Михаила Вершинина, с которым я был знаком по Тбилиси и Сухуми. Ввиду того что ему негде было жить, он попросил меня взять его в мой номер на некоторое время, я согласился, но он жил у меня все время, и я никак не мог от него отвязаться, даже когда приехала моя мать и сказала, что будет жить у меня. Он не имел московской прописки, и ему негде было жить.
Вершинин мне часто рассказывал о жизни Берия такие факты, о которых я и не подозревал, т. к. он, т. е. Вершинин, в течении ряда лет работал над сценарием «Оборона Кавказа» и неоднократно и подолгу виделся с Кобуловым, Шария, Меркуловым, Мгеладзе, Мирцхулава, Барамия, Бакрадзе, Зоделава, которые помогали ему в сборе материалов о деятельности Берия на Кавказе. Вершинин вначале спрашивал и меня, но я ничего не знал.
Вершинин много меня стыдил за щепетильность, что я никогда не пользовался родством с Берия, и всеми способами старался заставить меня пользоваться этим именем.
Часто Вершинин приставал ко мне (особенно когда я в течение трех месяцев был в крайне тяжелом материальном положении), почему я не иду к Берия, мне приходилось изворачиваться и говорить неправду. Вершинин всегда просил меня помочь ему в проталкивании его песен и других работ, но что я мог сделать?! Тогда он решил, что я это только для него ничего не хочу предпринять, и я, чтобы не обидеть товарища, сказал, что пойду на день рождения Л. П. Берия. Я, конечно, никуда не пошел, да меня бы туда и близко не пустили.
К этому времени, после выступления Г. М. Маленкова 9 марта, Вершинин срочно переделал последний куплет одной из своих песен, в результате чего она выглядела так:
Пусть расцветает наша Отчизна,
Пусть сокрушает заклятых врагов!
Смело идти по пути коммунизма
Клятву народа дает Маленков.
Мне эти слова очень понравились, но редакторы были против. По поводу этой песни мы много говорили, и Вершинин цинично заявлял, что «Маленков - это не фигура» и что «его зависть к славе Сталина - отвратительна». На мой вопрос, зачем же он пишет о том, кого не уважает, он ответил: «Это политика, Берия тоже прекрасно знал, что Маленков никогда не был учеником Ленина, да еще талантливым, но заявил об этом с трибуны. Из Маленкова надо делать вождя - и песня этому поможет» (слова Вершинина).
Вершинин просил меня протащить эту песню через Л. Берия. Я, конечно, сделать этого никак не мог, но чтобы отвязаться от него сказал, что «Берия просил передать, что песня нужная». На это Вершинин ответил: «Ты, конечно, врешь, но ты здорово придумал». И надо отдать Вершинину должное, он ловко и широко пользовал эту ложь и меня тоже, но мне уже дороги назад не было. Однако ничего не помогло - песня эта не пошла.
Тогда Вершинин написал две песни о Берия: «Кто не слеп, тот видит» и «Марш чекистов», где есть такие слова:
Родина наша снова сумеет
Щупальцы вражьи отсечь.
Берия наш - Родины страж -
Держит карающий меч!
Вообще, слушая Вершинина можно было подумать, что это он племянник Берия, а не я, так он расписывал заслуги Берия. Вообще, Вершинин любил поговорить и зачастую говорил очень вредные вещи. Особенно нелестно он отзывался о тт. Суслове и Михайлове, называя их троцкистами и врагами, и во всеуслышание заявлял, что с Сусловым и Михайловым у него личные счеты.
После смерти И. В. Сталина «трепня» Вершинина стала особенно разнузданной. Он говорил: «Железный канцлер Берия прикрутит хвосты этим чижикам, особенно Суслову, Михайлову и Булганину, за которым (якобы) нужен особый присмотр». О Маленкове и Хрущеве Вершинин говорил, что «они чиновники, спокойно пересаживались с кресла на кресло в то время, когда такой, как Берия, уже с юношества знал пытки и тюрьмы».
Сразу же после сообщения о разоблачении Берия Вершинин мне говорил, что «Берия сам призывал к бдительности и не заметил подлости трусов, которые убрали его, налепив ему ярлык врага», и что «обвинения Берия смешны и несостоятельны, что Маленков и Булганин испугались популярности, силы, учености, таланта Берия и, воспользовавшись его пребыванием в Германии, организовали против него заговор». Вполне понятно, что после таких разговоров я перестал встречаться с Вершининым и не видел его с начала июля месяца, несмотря на его многочисленные просьбы о встрече.
То же самое о Берия говорил и друг Вершинина композитор Лев Степанов, который первый, задолго до официального сообщения, рассказал об аресте Берия моей матери и с которым я встретился после разоблачения Берия всего лишь один раз, и тогда Степанов мне заявил, что он разговаривал с одним полковником ГБ в гостинице МВД, и тот рассказал о партсобрании в МВД, на котором сообщили о предательстве Берия. Степанов сказал, что все это «липа и подстроено Булганиным, поэтому и арестовали и охраняют Берия военные, а не чекисты, которые уверены, как и все, в преданности Берия». С тех пор Степанова я больше не видел.
Многие знакомые перестали меня узнавать, другие старались выведать подробности дела Берия, мне неизвестные, третьи выражали мне свое участие и говорили, что не верят в предательство Берия.
Чтобы не быть голословным приведу факт: в начале августа я встретил одного из секретарей ЦК ЛКСМ Грузии, С. Ригвава, который мне сказал, что он мне очень сочувствует, что «эта грязная история с Павловичем (Ригвава называл Берия) к хорошему не приведет». Далее Ригвава продолжил, что секретарь ЦК КП Грузии Мирцхулава сказал, что Берия с провокационной целью арестовал евреев-врачей и грузин, но что этому «смехотворному утверждению никто не верит» (по словам Ригвавы). Увидев, что я ничего не отвечаю, Ригвава решил, что я на улице не решаюсь говорить, и пригласил меня в гостиницу, но я отказался и ушел.
В заключение хочу добавить, что в последнее время перед арестом Берия у него на даче бывал родственник жены Берия замминистра Пищепрома Грузии Циклаури Илья Андреевич. Жена этого Циклаури работала раньше у Берия и, по слухам, была любовницей Берия. С этим Циклаури я передал записку жене Берия, в которой только указал свой адрес, написав, что при желании меня можно найти там-то, но, как обычно, ответа не последовало.
Обращаю также Ваше внимание на то, что племянник жены Берия, некто Шавдия Теймураз, был в плену у фашистов. Меньшевистско-националистические организации Грузии во Франции освободили его, и он, по его же словам, жил припеваючи. Из Франции Шавдию привез Шария, ездивший туда за грузинским имуществом. Этот же Шавдия из пистолета, подаренного ему женой Берия, убил девочку. Шавдия упросил своего друга принять вину на себя, пообещав выручить из тюрьмы, но обманул.
Мне также известно из рассказа следователя МВД г. Сухуми В. Д. Алхазова, говорившего со слов следователя Молодцова, принимавшего участие в работах московской следственной комиссии по делу группы грузин-националистов, что, якобы, Шария П. А. дал большие показания против Л. П. Берия, после чего Шария был срочно отправлен в Москву, где его освободили.
Когда в первые дни после ареста Берия из-за хамского отношения ко мне бывших «друзей» мне было очень тяжело, я написал письмо Г. М. Маленкову, которое было 13.07.53 вручено экспедиции Кремля, но ответа не последовало.
[п.п] В. Кварацхелия
Мой адрес: Москва, Таганская 6-6, кв. 17 или
лучше Москва, 9, до востребования.
В годы Великой Отечественной войны прозвучали первые песни поэта-фронтовика Михаила Вершинина
. Музыку к ним сочиняли армейские композиторы.
В 1941 году Михаил Вершинин совместно с Анатолием Лениным сочинил «Комсомольскую балладу», в 1942 году на его стихи пишут патриотические песни братья Покрассы. В разгаре наступления Советской Армии композитор В. Соловьев-Седой пишет на стихи поэта песни «Ехали казаки.», «Летчики-летчики» и другие.
В послевоенные годы в песенном творчестве Михаила Вершинина также преобладает героическая гражданская тема. Это борьба за мир и дружбу между народами, созидательный труд советского народа и его молодых поколений, строящих коммунизм, доблесть и мужество советских Вооруженных сил.
«Гимн Родине» и «Марш коммунистов», «Слава партии Ленина» и «Марш Ленинского Комсомола», «Время, вперед!» и «Ленин с нами», «Марш ракетчиков» и «Целинный край», «За счастье свободных народов» и «Народ и армия едины».
Названия и содержание этих и многих песен Михаила Вершинина, принятых, если так можно выразиться, на моральное вооружение нашего народа, сами говорят за себя.
Мурадели и Новиков, Туликов и Мачавариани, Мокроусов и Листов, Покрасс и Компанеец, Тактакишвили и Родыгин, Бирюков и Долуханян- таков далеко не полный круг замечательных композиторов, создавший множество ярких произведений на стихи Михаила Вершинина.
Наряду с героической тематикой в его песенном творчестве заметное место занимает лирика. «На заре золотой», «Первая любовь», «В заветный день», «Бабий век», «Лена», «По мосточку узкому» и многие другие песни Михаила Вершинина звучат по радио и на эстраде исполняются многими коллективами и исполнителями в СССР и за рубежом.
Александр Вершинин - один из тех актеров, без которых сложно представить русский кинематограф. Талантливый и харизматичный, он всегда буквально сживается со своими героями и во всех деталях передает зрителю его чувства и мысли. Кроме киноработ, на счету Александра и множество театральных ролей, которые в свое время и принесли лицедею известность и зрительский интерес.
Детство и юность
Александр Вершинин родился 29 ноября 1965 года в Москве. Интерес к актерскому мастерству появился у Александра еще в юном возрасте, но после школы юноша выбрал более «земную» профессию. Вершинин поступил в училище, чтобы освоить специальность радиомеханика.
Окончив училище, молодой человек некоторое время работал в НИИ. Казалось, никаких неожиданностей в жизни Вершинина не будет. Однако вскоре Александр оставил работу, осознав, что сделал неправильный выбор. Решив довериться детской мечте, Александр попробовал поступить в театральное училище имени Михаила Щепкина.
Удивительно, но Вершинин прошел конкурс с первого раза и был зачислен на курс . Позже в интервью актер часто с благодарностью вспоминал Виктора Ивановича и его коллегу, Наталью Шаронову, как самых чутких и талантливых преподавателей.
Театр
Как это часто случается, творческая биография Александра Вершинина началась с театральных подмостков. Окончив училище, актер присоединился к официальной труппе Малого театра. Молодое дарование вскоре заметили и зрители, и режиссеры, и Вершинину стали доверять серьезные характерные роли.
Так, Александр был задействован в спектаклях «Царь иудейский», «Обрыв», «Князь Серебряный» (здесь у Вершинина была главная роль), «Царь Борис» (по произведению ). Годы работы в Малом Александр Вершинин до сих пор вспоминает с особой теплотой.
Вскоре у актера появились первые поклонники среди театралов, а еще некоторое время спустя успехи актера отметили и строгие критики. Список сыгранных ролей Александра Вершинина постоянно пополнялся - «Тайны мадридского двора», «Воскресение» по , «Горе от ума» по , «На всякого мудреца довольно простоты» по пьесе . Каждый герой актера представал перед зрителями не выдуманным персонажем, а живым человеком со своими страстями, чувствами и переживаниями.
Вскоре в театр начали ходить специально «на Вершинина», актера стали узнавать на улице, а фото Александра Владимировича появились, пожалуй, в коллекции каждого заядлого театрала.
Фильмы
Впервые на экране Александр Вершинин появился в 1997 году. Первая же роль актера оказалась главной: Вершинин сыграл поэта в биографической картине Василия Панина «На заре туманной юности». В основу сюжета легли рассказы , талантливого писателя и публициста.
Следом вышли картины «Русский бунт» режиссера Александра Прошкина и «Свободная женщина» Валерия Ахадова. «Русский бунт» позже назовут одним из лучших фильмов с участием Вершинина. Эта историческая драма, снятая по мотивам прозаических произведений , не оставила зрителей равнодушными. Александр Владимирович здесь сыграл роль Харлова.
Не отказывался Вершинин и от ролей в телесериалах. В проекте «Воровка 2. Счастье напрокат» актер сыграл Олега Лопахина. Вторая часть уже полюбившейся зрителям «Воровки» оказалась не менее интересной, чем начало истории. В центре внимания - судьба двух девушек, одна из которых увела возлюбленного у подруги. Подруга, переехав в другой город, начинает строить планы коварной мести «воровке» своего счастья.
Эта мелодрама не оставила равнодушными ни женщин, ни мужчин. Коллегами Александра Вершинина по съемочной площадке стали , и другие талантливые актеры. После выхода сериала на экраны Александр Вершинин, по собственному признанию, заметил, что на улице его начали окликать именем героя Лопахина.
2009 год отмечен ролями в фильмах «Время счастья», «Исаев», «Закон и порядок: Преступный умысел». В 2010-м Александр Вершинин появился в популярном телесериале «Маргоша» с и , повествующем о судьбе молодого человека Гоши, волею злой колдуньи превращенного в женщину.
Гоша, взявший имя Маргарита, пытается вернуть себе законное кресло главного редактора, которое занимал раньше, а также постоянно сталкивается с трудностями женской доли. Александру Вершинину здесь досталась эпизодическая роль Вадима Шепелева.
Личная жизнь
С будущей женой актер познакомился во время съемок в фильме «На заре туманной юности». Закрутился бурный роман, возлюбленные старались каждую свободную минуту посвящать друг другу. Вскоре актеры поженились, а некоторое время спустя Наталья подарила мужу первенца - сына Артема.
К сожалению, брак этот продлился только пять лет. Разница во взглядах, а также плотный график и постоянные репетиции не позволили Александру и Наталье найти общий язык. После развода Артем остался жить с матерью.
Дальнейшая личная жизнь актера не заладилась. Возможно, Александр Вершинин боялся повторной неудачи, возможно, просто так и не встретил подходящую женщину. Как бы то ни было, дела сердечные актер предпочитает не комментировать.
Александр Вершинин сейчас
Сейчас Александр Вершинин продолжает работать в театре и сниматься в новых телесериалах и фильмах. В 2017 году вышел детективный сериал « » с и в главных ролях. Александр Владимирович здесь сыграл Шорохова.
Также к выходу готовится картина «Семь пар нечистых». Этот проект - экранизация одноименного произведения писателя . Действие фильма разворачивается буквально за один день до начала Великой Отечественной войны и рассказывает о судьбе пассажиров маленького судна, перевозящего заключенных. Премьера картины запланирована на 2018 год.
Фильмография
- 1997 - «На заре туманной юности»
- 1999 - «Опять надо жить»
- 2000 - «Русский бунт»
- 2002 - «Воровка 2. Счастье напрокат»
- 2003 - «Огнеборцы»
- 2004 - «Евлампия Романова. Следствие ведет дилетант-2»
- 2005 - «Сыщики районного масштаба»
- 2008 - «Москва. Голоса ускользающих истин»
- 2009 - «Исаев»
- 2009 - «Маргоша»
- 2011 - «Неистовый, яростный, бешеный...»
- 2012 - «ЧС: Чрезвычайная ситуация»
- 2016 - «Мурка»
- 2017 - «Дом фарфора»
- 2017 - «Второе зрение»