Вечный огонь, фонтаны, как добраться. Временный вестибюль станций "Ул. Коминтерна" и "Библиотека им. Ленина". фото из книги "Рассказы строителей метро" Выход к александровскому саду

Индивидуальные 20.08.2020
Индивидуальные

Для жителей столицы Московский метрополитен был открыт 15 мая 1935 года. Первый подземный маршрут пролегал от станции метро «Сокольники» до «Охотного ряда» и далее по разветвлению - до «Парка культуры» и «Смоленской». 13 прекрасно выполненных и архитектурно богато оформленных станций-дворцов, залитых потоками света, гостеприимно распахнули двери перед москвичами в 7 часов утра.

Предлагаю вам совершить фотопрогулку по тоннелям и станциям первой очереди.

Огромное спасибо пресс-службе Московского метрополитена, службе тоннельных сооружений и службе пути за помощь в проведении съёмок на станциях и тоннелях первой очереди.

Служебная ветка «Охотный ряд» - «Александровский сад» .

1. Ну, очень «кривая» кривая. Если бы не строительство «глубокого Арбата», то поезда с пассажирами до сих пор ходили бы здесь.

2. Усиление лотка тоннеля над пешеходным тоннелем.

3. Сохранившийся тоннель служебной ветки от «Охотного ряда» до «Александровского сада».

1. Станция необычна для Московского метрополитена боковым расположением посадочных платформ. Объясняется это трассировкой тоннелей в узком пространстве между зданием Манежа и Кутафьей башней Кремля. По первоначальному проекту все станции первой очереди были запроектированы с островными платформами. Но здесь, у самых стен Кремля, для размещения островной платформы потребовалось бы разведение перегонных тоннелей, которые бы врезались в фундаменты Манежа и Кутафьей башни. На фотографии те самые таинственные тоннели, которые, как многие считают, ведут в Кремль.

2. Малейшая осадка Манежа привела бы к нарушению уникальных ферм перекрытия. По настоянию курировавшего строительство профессора В. Л. Николаи и категорическому требованию коменданта Кремля, отвечающего за сохранность стен и башен, проект был изменен, примыкающие к станции пути уложены в одном двухпутном тоннеле.

3. При строительстве пересадки в 1953 году здесь поставили эскалатор, который потом демонтировали.

4. Пожалуй, это не только самая переименованная станция, но и самая перестраиваемая.

5. В 1946 году одновременно с переустройством вестибюля была произведена реконструкция, которую планировали еще до войны. Для удобства сообщения с дальней платформой был сооружен мостик над путями, примыкающий непосредственно к новому вестибюлю. То, что мостик был запроектированный еще перед войной, хорошо заметно по его несколько легковесной архитектуре, совсем не характерной для послевоенного монументализма.

Перегон «Александровский сад» - «Арбатская» .

1. После открытия Филевской линии оборот составов стал осуществляться перед станцией. И очень долгое время такое место было единственным в Москве.

2. Первый участок строительства станции Арбатская включал 18 метров подходных тоннелей и 44 метра станции и располагался под Арбатским рынком и бывшей Тихоновской церковью, предназначенной к сносу. Так как требовалось обеспечить нормальную работу рынка, то пришлось проходить подходные штольни в нескольких метрах от поверхности земли и уже из них сооружать колодцы под будущие стены станции. Штольни проходили на 1-2 метра ниже пола церкви и рынка. В самой церкви был организован бетонный завод.

3. В качестве щебня использовался материал стен храма, песок добывался тут же, извлекаемый из траншей, со стороны подвозился только цемент. Готовый бетон подавался к отверстиям в полу церкви и рынка, пробитым над продольными штольнями, где шло сооружение стен станции. К апрелю 1934 года церковь (в зимнее время служившая еще и тепляком для завода) была, таким образом, практически разобрана, древние стены храма послужили строительным материалом для метро.

4. Весь Арбатский радиус был разбит на участки длиной 60-80 метров. И каждый начальник участка был уверен, что уж свой участок за 10 месяцев он построит.

1. Решение о строительстве Арбатского радиуса было принято 7 августа 1933 года. Уже в сентябре 1933 года на Арбатской площади начались первые работы. Но только в конце декабря 1933 года Московский Комитет окончательно утвердил трассу и способ работ по Арбатскому радиусу. Основные работы на станции развернулись в начале января 1934 года.

2. Арбатская площадь, одна из центральных и самых напряженных площадей города, насыщена транспортом, сложным клубком подземных коммуникаций, кабелей, коллекторов, водопроводов. Неподалеку проходило русло коварного ручья Черторый. Здесь же был расположен, открытый в 1932 году, один из крупнейших столичных рынков, всегда многолюдный и требующий постоянного подъезда автотранспорта. Работы по сооружению станции уже начались, когда проект всего Арбатского радиуса был изменен. Старый проект, предусматривавший прокладку линии непосредственно под Арбатом, требовал значительных работ по перекладке коммуникаций, укреплению фундаментов, нарушал повседневную жизнь всегда многолюдной улицы и, прежде всего, заставил бы нарушить установленный Центральным Комитетом Партии срок строительства. По новому проекту трасса была передвинута от Арбата в сторону Собачьей площадки. Решено было строить тоннели траншейным способом, вместо «парижского», который предполагался изначально.

3. К 15 сентября 1934 года станция была вчерне закончена. К январю 1935 года был закончен вестибюль, представляющий в плане пятиконечную звезду, ведь рядом находился Наркомат обороны. Планировалось, что в будущем вестибюль окажется в центре реконструированной Арбатской площади. Сегодня же вестибюль кажется маленьким камерным павильоном на фоне огромной стены нового здания Министерства обороны. Во время одного из немецких авианалетов в 1941 году немецкая бомба попала в рынок, полностью его разрушив. Досталось и вестибюлю.

4. С 1 октября по 1 февраля было уложено 18 тысяч квадратных метров разного вида облицовки - штукатурки, плитки, мрамора и т. д.

5. В 1953 году, одновременно с открытием глубокого Арбатского радиуса (часть Арбатско-Покровской линии), мелкий Арбатский радиус от станции «Ул. Коминтерна» (сейчас это «Александровский сад») до станции «Киевская» был закрыт. Станционный зал «Арбатской» использовался, по некоторым данным, под складские помещения. Вновь этот участок открылся с пуском Филёвской линии в ноябре 1958 года.

Перегон «Арбатская» - «Смоленская» .

1. Первоначально предполагалось строительство всего радиуса «парижским» способом. Этот способ сооружения тоннелей предполагал большое количество работ по обустройству шахтных комплексов, переносу плотной сети городских коммуникаций, укреплению фундаментов домов, но не гарантировал от возможных просадок поверхности. А это могло парализовать жизнь в очень оживленном районе Москвы. В конечном итоге «парижский» способ при проекте строительства арбатской линии был отклонен и принято решение вести сооружение линии траншейным способом, получившим название «московский».

2. 3 января 1934 года вышло постановление Московского комитета партии и Моссовета о новой трассировке Арбатского радиуса. Суть траншейного метода состоит в том, что сначала в боковых траншеях возводятся стены, затем поверх стен и грунта бетонируется перекрытие, из-под него производится выемка всей толщи земли вплоть до лотковой части сооружения. Таким образом, станции и тоннели строится как бы сверху вниз, и перекрытие возводится раньше, чем лотковая часть.

15 января 2003 года to_the_future в рассылке опубликовал такой текст:

ddyc> Почему на путевых стенах «Смоленской» («Филевской»). Плитка в виде сот. Не из за того, что в 19 веке там была ярмарка.

Да, действительно. При вскрытии грунта, для строительства Смоленской, Филевской линии, были обнаружены остатки подземных сооружений (подвалов), торговых помещений ярмарки. В одном из них, были найдены внушительные запасы кафельной плитки, причем наиболее сохранившимся был склад кафельной плитки в виде сот.

На совещании у Кагановича, было принято решение, в целях ускорения строительства, отобрать целые экземпляры (вручную - благо, в рабочих руках, в те времена, недостатка не было), а недостающее количество выпустить. Выпускать ничего не пришлось - было обнаружено больше ста тысяч единиц плитки. Запасов хватило довольно надолго и первый раз плитки, в качестве заплаток для стен на смоленской, были выпущены в 1987 году. Естественно, советская печать об этом скромно умалчивает, но здесь уже обсуждались книги, в которых эта операция описана довольно подробно.

1. Та самая плитка. Шутка так бы и осталась просто шуткой, если бы позднее один путеводитель не написал у себя в тексте про эту несчастную плитку. Получилось феерически.

2. На фото вы видите два интересных артефакта. Это старая планка остановки составов с цифрой 6 и новая с цифрой 4. Так как на ФЛ теперь эксплуатируются только Русичи, у которых в составе 4 сочленённых вагона, то и на рейке написано «4».

3. Конструкционная схема станции идентична аналогичным станциям первой очереди - «Арбатская», «Сокольники», «Парк Культуры», за одним исключением - в средней части лоток станции на протяжении 44 метров выполнен не из монолитного бетона, а из железобетона. Эта особенность вызвана тем, что на «Смоленской» предполагалась пересадка на будущую станцию Кольцевой линии. В этом месте предполагался спуск в пересадочный коридор.

4. Эмблема прошлого юбилея. Вы ее помните? Как вам по сравнению с нынешней?

5. Черная субстанция для окрашивания лотка в пределах станции в черный цвет.

Оба первоначальных вестибюля станции не сохранились. А коридор, идущий от южного вестибюля к восточному мостику над путями станции сейчас используется как подземный переход под Садовым Кольцом. И его можно считать самым первым подземным переходом не только в Москве, но и в СССР.

Тоннели за станцией «Смоленская» .

1. До пуска станции «Киевская» 20 марта 1937 года «Смоленская» была конечной Арбатского радиуса. За станцией не было тупиков. Для оборота поездов с восточной стороны был уложен съезд. Поезда прибывали на правый (если смотреть из центра) путь, с него же отправлялись к «Сокольникам».

2. Но так как за тупиками смотреть нечего, то самое интересное там находится на улице - на первом метромосту в СССР.

3. Однопролётный стальной арочный метромост. Перед началом строительства второй очереди метрополитена был проведён конкурс проектов оформления моста, и из предложенных вариантов был избран самый скромный. Мост украшен лишь стальной эмблемой метрополитена в замке свода и чугунными вазами на береговых устоях.

4. Не знаю, был ли готов этот портал перед метромостом в 1935 году, так как оборот составов осуществлялся по съезду, который находился перед станцией... Но завершим прогулку по первой очереди именно этим. Впереди - вторая очередь!

Огромное спасибо всем, кто помогал мне готовить этот материал. Без вас его бы не было...

Александровский сад расположен вдоль западной стены Кремля. Он занимает площадь в 10 гектар и является памятником истории. Прогуляемся по Александровскому саду от Кремлевской набережной до Манежной площади.

Как добраться до Александровского сада

До Александровского сада, как и до Кремля, можно доехать на метро. Ближайшие станции:

  • «Охотный ряд»
  • «Библиотека им.Ленина»
  • «Боровицкая»

Когда-то здесь, в болотистых и мшистых берегах, протекала река Неглинная, служившая водной преградой на подступах к Кремлю. Через нее были переброшены Троицкий и Боровицкий мосты. В ту пору Кутафью башню окружал наполненный водой оборонительный ров. В наши дни со стороны Большого Каменного моста у Боровицкой башни отчетливо виден вал, некогда служивший укреплением стен Кремля.





Изначально сады у северо-западных стен Кремля называли Кремлевскими. Александровский сад появился на карте города только в 1856 году. Датой основания сада считают 1812 год, когда по указу императора Александр I начались работы по восстановлению Москвы. При реконструкции центральных улиц Москвы и для создания сада, реку Неглинную заключили в подземную трубу. Благоустройство будущего Александровского сада было реализовано по проекту архитектора Осипа Бове. Территория была разделена на три части: Верхний, Средний и Нижний сады.



Верхний сад тянулся от Арсенальной башни до Троицких ворот. Средний сад шел от Троицких ворот до Боровицких. Интересно то, что на месте Среднего сада в середине XVI века располагался «аптекарский огород», где выращивали лекарственные травы. Это была первая попытка «приручить» травяное царство. Существовал строгий порядок пользования лекарствами. Сначала лекарство принимал аптекарь, потом дьяк и только после этого - заболевший. Нижний сад был самым небольшим и в нем не было прогулочных аллей. Сад спускался от Боровицкой башни к берегу Москвы-реки. Границы между садами хорошо заметны и сегодня.

В Александровском саду находятся три современных памятника известным историческим личностям. Памятники созданы в разные годы коллективом под руководством скульптора Салавата Щербакова и архитектора Игоря Воскресенского.

В 2016 году на Боровицкой площади установили памятник крестителю Руси князю Владимиру Великому. Торжественное открытие памятника состоялось в День народного единства.



Торжественное открытие памятника императору Александру I состоялось в 2014 году. Напротив памятника установлен бронзовый барельеф событиям Отечественной войны 1812 года.



Памятник Патриарху Московскому и всея Руси Гермогену был открыт в 2013 году. Несомненно, личность Патриарха Гермогена является значительной в русской истории в период Смутного времени. Патриарх активно призывал к борьбе с польской интервенцией, рассылая по городам грамоты. Он благословил ополчение, но дождаться освобождения Москвы ему было не суждено. Заключенный под стражу в Чудовом монастыре Кремля он умер от голода. Его мощи были перенесены в Успенский собор Кремля, где они пребывают и ныне.



Из старинных построек в Александровском саду сохранился грот «Руины» по проекту архитектора Осипа Бове - памятник Отечественной войне 1812 года, как символ победы и восстановления Москвы. Грот построен с использованием обломков разрушенных французской армией московских зданий.

Перед гротом установлен обелиск в честь 300-летия правления дома Романовых. Датой воздвижения обелиска является 1914 год. Не удивительно, что после революции «романовский» обелиск, путем нехитрых манипуляций, превратился в памятник-обелиск выдающимся мыслителям и деятелям борьбы за освобождение трудящихся. Первоначальный вид обелиска был восстановлен спустя 100 лет с его основания.

В Александровском саду находится информационный центр, где можно купить билеты на .



Фонтаны Александровского сада

Со стороны Манежной площади в Александровском саду расположены несколько современных фонтанов со скульптурами работы Зураба Церетели.

Фонтан «Гейзер». Центральное место фонтана занимает скульптурная композиция из четырех скакунов олицетворяющих времена года.

Фонтан «Навес». Струи воды складываются в подобие навеса над дорожкой, по которой проходят люди.

Фонтан «Река Неглинная». Такое название фонтан получил благодаря тому, что представляет собой часть русла реки Неглинной. Кроме скульптур героев русских сказок, фонтан обустроен пешеходными мостиками, декоративными перилами и ступенями, создающими каскад потока воды.





Вечный огонь

Кроме памятников Отечественной войне 1812 года, в Александровском саду увековечена память и о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

В декабре 1966 года, в дни 25-летия победы Советской Армии под Москвой в Александровском саду был торжественно погребен прах Неизвестного солдата - одного из доблестных защитников столицы.
8 мая 1967 года над Могилой Неизвестного солдата открыт мемориальный ансамбль. Факел, зажженный в городе Ленинграде на Марсовом поле, был доставлен к древним стенам Кремля, чтобы зажечь в центре большого надгробия из полированного гранита Вечный огонь, озаряющий пятиконечную звезду. «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен» — гласят слова, написанные Сергеем Михалковым, на надгробной плите. Надгробная плита памятника - могилы увенчана объемной бронзовой эмблемой - солдатская каска, боевое знамя и лавровая ветвь. На гранитной стене высечена надпись «1941 Павшим за Родину 1945».

Здесь же рядом установлено 12 блоков из темно-красного порфира, под каждым из них капсула с землей города-героя. На блоках - название города и чеканное изображение медали «Золотая звезда».
Здесь у Кремлевской стены находится пост Почётного караула у Вечного огня на Могиле Неизвестного Солдата. Это главный караульный пост в Российской Федерации - Пост №1. Ежедневно с 8 утра до 8 часов вечера караульную службу несут военнослужащие Президентского полка. Смена часовых происходит каждый час, вне зависимости от времени года и погодных условий.

Главный вход в Александровский сад украшают великолепные чугунные ворота, изготовленные по чертежам архитектора Евгения Паскаля.

В Александровский сад хорошо приехать вечером, и поддаться царящему здесь настроению. Настроение у Александровского сада всегда приподнятое, здесь всегда много туристов и прогуливающихся москвичей, это одно из многочисленный прогулочных мест Москвы. Но планировать прогулку по Александровскому саду на целый день не стоит, обойти его можно за неполный час. Поэтому оптимальным вариантом будет совместить эту прогулку с прогулкой по

О том, как добраться до Кремля на метро мы кратко упоминали в статье . Напоминаем, что прежде чем войти в Кремль, нужно приобрести билеты на его посещение. Ведь Кремль – это не только официальная резиденция президента, но и музей-заповедник. Если Вы не принадлежите к льготной категории граждан, то бесплатно его можно посетить единожды в году, в международный день музеев, 18 мая.

Как добраться до Кремля на метро к кассам в Александровском саду

Уточним, что нам нужно добраться до Александровского сада, в нём и находятся кассы Кремля. Александровский сад растёт вдоль северо-западной стены Кремля. Южная стена Кремля протянулась вдоль Москва-реки, а у северо-восточной стены лежит Красная площадь. Для наглядности приводим вид Кремля с вертолёта. Зелень слева от Кремля – это и есть Александровский сад.

До Кремля и до Александровского сада можно легко добраться на метро. Для москвича или человека, знакомого с городом, ориентироваться в метро не составляет труда. Однако для приезжих это дело может оказаться затруднительным. Есть отдельная категория граждан, включая автора статьи, которые страдают “тяжёлой” болезнью под названием “географический кретинизм”. После неоднократных наступаний на грабли блужданий по подземельям пришёл “опыт, сын ошибок трудных”. Вооружаюсь картинками, как наглядным пособием и лечу пациентов дорого, провожу мастер-класс по обнаружению особо значимого объекта “кассы Московского Кремля”.

Московский Кремль. Какая станция метро. Как добраться до кремля

Кассы расположены в Александровском саду.


Кассы Московского Кремля в Александровском саду – это стеклянно-металлическая конструкция перед кремлёвской стеной.

Ближе всего к ним находятся четыре пересадочные станции московского метро. Чтобы выйти в Александровский сад, одинаково подойдут станции Арбатская Арбатско-Покровской синей ветки № 3; Александровский сад Филёвской голубой ветки № 4; Библиотека им.Ленина красной ветки № 1 и Боровицкая серой ветки № 9. Привожу вырезку из схемы метро с пересечением всех четырех линий.


Как добраться до Кремля на метро. Станция Боровицкая

Если вам удобнее Боровицкая , поднимайтесь по указателям “Выход в город к Российской Государственной Библиотеке, на Моховую улицу”.


Улица Моховая. Её вид от выхода со станции метро “Боровицкая” и “Библиотека им. Ленина”

Выйдя на улицу, поверните налево, пройдите вперёд и у памятника Ф.М.Достоевскому (слева от вас) увидите лестницу в подземный переход. На снимке дискотеку имени Леннона библиотеку имени Ленина Российскую Государственную Библиотеку не видно, зато стоящая перед ней статуя Ф.М.Достоевского находится слева, а нужный Вам спуск в подземный переход виден правее.


Ул. Моховая На снимке слева – фрагмент памятника Ф.М.Достоевскому. Впереди – указатель на Кремль и спуск в подземный переход.

Подходите ближе и замечаете дорожный знак “подземный переход”.


Спустились вниз, перед вами обширный подземный вестибюль. На палатки со всякой дрянью высокохудожественными сувенирами и деликатесами не обращаем внимания.

Идём вперед и, упёршись в палатки, поворачиваем направо. Дальше надо идти по длинному подземному переходу до конца, к выходу в Александровский сад.

Как добраться до Кремля на метро. Станция Арбатская

Если Вам удобнее станция Арбатская Арбатско-Покровской линии, ориентируйтесь по указателю: “Выход в город на улицу Моховая, к Государственному Кремлёвскому дворцу. Сначала увидите вот такой указатель:

Затем такой:

На него (указатель с государственным кремлёвским дворцом) и ориентируйтесь. Поднимайтесь вверх по эскалатору

и будьте внимательны! Переход соединяет две станции – Арбатскую и Библиотеку им. Ленина. В центре тоннеля есть малозаметный коридор, ведущий направо, он обозначен стрелкой, но её легко пропустить. На снимке виден переход между станциями Арбатская и Библиотека им. Ленина. Вдалеке справа висит нужная нам стрелка.


Она же вблизи и заметно крупнее.


Повернув направо Вы увидите подтверждение того, что “вэрной дарогай идэте, тавариши”(с).

Как добраться до Кремля на метро. Станция Библиотека им. Ленина

Если идти с красной ветки, с Библиотеки им. Ленина соответственно, надо ориентироваться по указателям перехода на синюю ветку и выход в город на улицу Моховую. Вот указатель. Надписи и стрелки хотят нас запутать!


Нам нужна лестница в центре зала.


Поднимаемся по ступеням и идём по коридору. В этом коридоре проход разрешён только в одну сторону, так что толкаться со встречными Вам не придётся.

В конце коридора видим вот такую картинку.


И резко поворачиваем направо. Вот сюда, в широкий проём справа


Оказавшись в подземном вестибюле, ищите длинный тоннель. Он прямиком выведет к Александровскому саду и кассам Кремля.

Вот снимок тоннеля при выходе со станций метро Арбатская, Александровский сад и Библиотека им. Ленина. Палатки со всякой дрянью всячиной стоят на том же месте. За палаткой по правую руку вам нужно повернуть направо.


Идём дальше по подземному переходу. Здесь уже есть надпись, вселяющая надежду в скорое окончание метро-квеста.

«Александровский сад» - это конечная станция Филевской линии Московского метрополитена. Она расположена в районе Арбат ЦАО Москвы, в южной части улицы Воздвиженка, между проезжей частью и Российской государственной библиотекой.

История станции

Станция была открыта в составе первой очереди Московского метро 15 мая 1935 года. Изначально на месте станции планировалось строительство двухпутного перегонного тоннеля. Когда было принято решение о строительстве станции метро, сооружение тоннеля уже было начато. Для того чтобы не переделывать проект и ничего не перестраивать, было решено возводить станцию с искривленными платформами.

Строительство станции было завершено в рекордные сроки - всего за 6 месяцев.

История названия

С момента открытия и до 1946 года станция называлась «Улица Коминтерна». До 1990 года - «Калининская», а затем несколько дней носила название «Воздвиженка». В результате станцию переименовали по Александровскому саду, к которому ведет один из переходов станции. Сам же сад находится у западной стены Кремля.

Описание станции

Свод станции опирается на 3 ряда колонн по 30 в каждой. Боковые ряды колонн облицованы розовым мрамором, а центральный ряд побелен. Это сделано для того, чтобы не акцентировать внимание на путях, расположенных в центре станции. Стены станции тоже отделаны мрамором, но совсем невысоко. Большая часть стен побелена. Переходные залы облицованы белой плиткой, а также мрамором желтого и белого цветов. Пол станции выложен гранитными плитами. Единственным произведением искусства, расположенным на станции, является бюст М. И. Калинина, установленный в то время, когда станция носила его имя.

Технические характеристики

«Александровский сад» - единственная станция первой очереди, имеющая изогнутую платформу и боковое расположение платформ, соединенных между собой мостиком.

За станцией расположены пути, направленные в сторону Кремля. Они соединяются со станцией Арбатско-Покровской линии «Площадь Революции», а путь платформы №1 еще и со станцией Сокольнической линии «Охотный ряд». В настоящее время эти ответвления используются только для технических целей.

«Александровский сад» - это четырехпролетная колонная станция мелкого заложения, расположенная на глубине 7,4 метра.

Вестибюли и пересадки

Станция входит в состав крупнейшего пересадочного узла. Непосредственно со станции можно перейти на станции Арбатско-Покровской линии «Арбатская» и Сокольнической линии «Библиотека им. Ленина». Прямого перехода на станцию «Боровицкая» Серпуховско-Тимирязевской линии нет, и попасть на нее можно, перейдя со станций «Арбатская» или «Библиотека им. Ленина». А доехав до станции «Киевская», можно пересесть на Кольцевую линию.

Планируется строительство еще одного выхода со станции, через который можно будет осуществлять пересадку на станцию «Боровицкая».

Достопримечательности

Станция расположена в самом центре Москвы рядом с Красной площадью и Кремлем. Практически у самых выходов из метро находится Александровский сад с гротом «Руины» и Могилой Неизвестного Солдата, возле которой всегда находится почетный караул. Рядом со станцией находится Манеж и конный памятник Г. К. Жукову.

Наземная инфраструктура

Рядом со станцией находится огромное количество музеев. Посетив Историко-культурный музей-заповедник Московский Кремль, в котором просто необходимо осмотреть Оружейную палату и Алмазный фонд России, можно направиться в Зоологический, Исторический, Археологический музей или в Московскую консерваторию им. Чайковского. Любители театральных постановок могут посетить один из театров или Кремлевский балет. Рядом со станцией расположено 7 ВУЗов, огромное количество ресторанов и всевозможных магазинов. Если же вам захочется посмотреть художественный фильм, то к вашим услугам кинотеатры «Художественный» и «Романов Синема».

Полезные факты

Раньше с платформы №1 поезда следовали до станции «Крылатское», поезда платформы №2 направлялись к станции «Международная», а в час-пик еще и к станции «Крылатское».

С 26 апреля 2011 года все поезда платформы №1 ездят только до станции «Международная», а с платформы №2 - до станции «Крылатское». На обеих платформах установлены табло, информирующие пассажиров, если поезд следует до станции «Международная». В таких случаях производится еще и дополнительное оповещение по громкой связи.

Станция работает с 5:45 до 1:00.

Ходят слухи, что ответвления, ведущие в сторону Кремля, использовались Сталиным для поездок на спецпоездах, но эти слухи не имеют каких-либо подтверждений.

Из-за того, что платформы станции изогнуты, машинист не видит в зеркала заднего вида всего состава, дежурный по станции подавал сигнал к отправлению. Недавно рядом с остановкой первого вагона установлены мониторы заднего вида.

филевская кольцевая калужско-рижская таганско-краснопресненская калининская солнцевская серпуховско-тимирязевская люблинско-дмитровская каховская бутовская монорельс строящиеся линии мкжд третий пересадочный контур кожуховская линия линия на коммунарку ound="img/bg_1.gif" align=right>
линии факты будущее вагоны история строительство эксплуатация
Состав из вагонов типа "А" на станции "Александровский Сад"
Реконструкция - Yustas

Строительство станции началось только в июле 1934 года. Под одним из участков станции "Ул. Коминтерна" проходил канализационный коллектор мощностью (тогдашней) "2 миллиона ведер" воды в сутки. Коллектор представлял собой хрупкую гончарную трубу, малейшее нарушение грунтов могло повлечь за собой аварию. Постройка тоннеля проходила всего в 1,5-2 метра от магистрали.

Предлагалось несколько решений: надо было либо выключить на время канализацию и через водосток на Арбатской площади спустить сточные воды в Москву-реку, либо, на протяжении 100 метров будущего тоннеля переложить канализацию в металлические трубы. Моссовет отклонил оба варианта. Спустить нечистоты в Москву-реку хотя бы на несколько дней - в санитарном отношении недопустимо. Переложить коллектор на протяжении 100 метров - значит разрыть всю улицу и закрыть движение, по крайней мере, на несколько недель. Инженером Кульбахом был предложен оригинальный способ - перекладку коллектора производить не в специальных траншеях, а в тех же, в которых сооружались стены тоннеля. Работа была выполнена с высочайшей точностью и аккуратностью, коллектор, на протяжении 40 метров переложенный в металлические трубы, не пострадал. Улица все время была открыта для движения.

Строительство станции было закончено в рекордные сроки и уже 31 января 1935 года станции была отделана и сдана. В отделке станционного зала использованы белый, желтый, серый мрамор, черная керамическая плитка.

Для входа, выхода и сообщения со станцией "Библиотека имени Ленина" был построен не сохранившийся до наших дней наземный вестибюль (архитекторы П.П. Файдыш, С.П. Лавров). Располагался он на углу Воздвиженки и Моховой, примерно там, где сейчас расположен вход в подуличный переход. Из этого вестибюля можно было пройти к платформам станции "Ул. Коминтерна" или же спуститься на нижний уровень - к платформе станции "Библиотека им. Ленина". Вестибюль этот с самого начала строился как временный, постоянный предполагался в сооружаемом гигантском здании Библиотеки им. Ленина. На станции планировался еще один вестибюль у западного торца, выходящий к нынешнему подземному переходу напротив снесенного здания "Военторга". Лестничные марши с платформы ведут в помещение, используемое сейчас для служебных нужд.

Прямой пересадки на "Библиотеку им. Ленина" сначала не было, ведь на первой очереди поезда ходили через один - от "Сокольников" до "Парка Культуры" и до "Смоленской" . Пешеходные коридоры, ведущие к восточным торцам платформ станции, были построены сразу в 1935 году, но, скорее всего, не использовались до сентября 1938 года, когда был пущен участок "Ул. Коминтерна" - "Пл. Революции" - "Курская" и Арбатский радиус не начал функционировать независимо от Фрунзенского. В это время заканчивалось строительство здания библиотеки, в котором с самого начала проектом предусмотрен вход в метро.

Новый вестибюль предполагалось открыть в 1940 году. Уже тогда стало ясно, что станция не справляется с пассажиропотоком и был разработан проект реконструкции. Предполагалось соединить обе платформы мостиком, перекинутым над путями, расширить вдвое переходы коридоров, устранить встречные потоки пассажиров, уменьшить подъемы и спуски.

Однако реализации этих планов помешала война и новый вестибюль, встроенный в здание библиотеки, был открыт лишь в 1946 году. Одновременно с переустройством вестибюля была произведена запланированная реконструкция. Для удобства сообщения с дальней платформой был сооружен мостик над путями, примыкающий непосредственно к новому вестибюлю. То, что мостик был запроектированный еще перед войной, хорошо заметно по его несколько легковесной архитектуре, совсем не характерной для послевоенного монументализма. В это же время реконструированы переходы, примыкающие к восточным торцам платформ. Первоначально эти коридоры были совсем не такими как сейчас: узкими, темными, с очень крутыми лестницами. При реконструкции 1946 года коридоры приобрели вид, близкий к современному: они были расширены, а уровень пола поднят на 1,5 метра, что позволило уменьшить длину и крутизну лестничных спусков.

Тогда же станция была переименована в "Калининскую".

5 апреля 1953 года был пущен в эксплуатацию глубокий Арбатский радиус. Станция "Калининская" была закрыта для пассажиров, а подземное пространство кардинально перестроено. Вестибюль в здании библиотеки стал использоваться как наземный вестибюль "Арбатской". Для этого в новый подземный вестибюль "Арбатской" был построен малый эскалаторный наклон, а на месте ликвидированного аванзала "Калининской" устроена лестница. При этом потоки пассажиров были разделены, подъем происходил по эскалатору, а спуск по двухмаршевой лестнице. Два из трех проходов на платформу в бывшем аванзале "Калининской" были заложены.

8 ноября 1958 открыто движение по новой Филевской линии до станции "Кутузовская", одновременно вновь была открыта и "Калининская", серьезный перестроек при этом не производилось.

В середине 60-х добавлены выходы в подземный переход под перекрестком, построен дополнительный переход со станции "Библиотеки имени Ленина". В результате реконструкции (1997-1999) вестибюля, встроенного в здание библиотеки, двухниточный эскалатор, соединявший этот вестибюль с эскалаторным залом "Арбатской", заменен лестницей.

С 05 июля 1990 года станция называется "Александровский Сад". Надо сказать, что первоначально предполагалось переименовать станцию в "Воздвиженку", и станция носила это название в течении нескольких дней. Были даже отпечатаны вагонные схемы с названием "Воздвиженка", что вносило дополнительную сумятицу среди пассажиров. Зачем понадобилось спешно заменить столь уместное и лаконичное название на нынешнее громоздкое и трудновыговариваемое - загадка.

Во время строительства подземного торгового центра под Манежной площадью один тоннель до "Охотного Ряда" был разобран. Второй остался для служебных нужд метрополитена, существует до сих пор и используется как соединительная ветвь. Сохранились и оба тоннеля к "Площади Революции".

Станция является частью крупнейшего в Московском метрополитене пересадочного узла, включающего четыре станции - "Библиотека им. Ленина", "Александровский Сад", "Арбатская" и "Боровицкая". В перспективе на "Боровицкой" предполагается построить еще один наклонный ход, выходящий в подземный вестибюль, объединенный с неиспользуемым западным выходом "Александровского Сада", организовав, тем самым, возможность прямой пересадки между этими станциями. Но это дело очень далекого будущего, так как сейчас острой необходимости в этом нет.

До недавнего времени на станции большую часть дня использовалась только одна платформа, вторая - по расписанию лишь в часы пиковых нагрузок. С открытием вилочного ответвления к станции "Деловой Центр" обе платформы стали использоваться постоянно. Поезда к "Деловому центру" отправляются с 1-ой (дальней) платформы, в сторону "Крылатского" - с обеих. Для информирования пассжиров об отправлении поезда к "Деловому Центру" установлены 2 информационных указателя "бегущая строка", кроме того, производятся объявления по громкой связи. Для оборота поездов перед станцией (со стороны "Арбатской") уложен перекрестный съезд.

сокольническая замоскворецкая арбатско-покровская филевская кольцевая калужско-рижская таганско-краснопресненская калининская солнцевская серпуховско-тимирязевская люблинско-дмитровская каховская бутовская монорельс
линии
строящиеся линии
мкжд
третий пересадочный контур
кожуховская линия
линия на коммунарку

Рекомендуем почитать

Наверх