КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (КПРФ) – Одна из крупнейших...
Графика - прикладная область знаний о языке, которая устанавливает состав начертаний, употребляемых в письме и звуковые значения букв.
Алфавит - полный перечень букв, расположенный в общепринятом порядке. (33 буквы; у каждой две разновидности - прописная и строчная).
В основе алфавита СРЛЯ лежит старославянский алфавит, который не соответствовал тогдашней звуковой системе (юс большой и юс малый - буквы, обозначающие звуки которых не было в русском языке).
Особенности русской графики.
А) Букв алфавита меньше, чем звуков в живой речи - буквы многозначны.
Буква С: [с] - суда, сад, [с"] - сюда, сядь, [з] - сдача, сбор, [з"] - косьба, сделана, [ш] – сшить [ж] - сжать
б) деление букв по количеству обозначаемых звуков. буквы, лишенные звукового значения: ъ и ь, непроизносимые согласные (солнце, сердце) буквы, обозначающие два звука: я, ё, е, ю, буквы, обозначающие один звук, т.е. все остальные.
В) наличие в графике однозначных и двузначных букв.
однозначные - ч и ц во всех позициях обозначают один и тот же звук [ч"], [ц].
двузначные - все согласные, парные по твердости-мягкости; гласные я, е, ё, ю.
Двузначность связана со слоговым принципом русской графики.
Слоговой принцип русской графики -: в определенных случаях в качестве единицы письма выступает слог как цельный графический элемент, части которого взаимно обусловлены.
Случаи изменения слогового принципа.
1. для обозначения парных по твердости-мягкости согласных. Буква т может выражать как твердый звук (станут), так и мягкий (стянут). Отсутствие отдельных букв для парных по твердости-мягкости звуков компенсируется наличием двоякого начертания гласных. Так, а, о, у, э, ы - указывают на твердость предшествующего согласного, а я, ё, ю, е, и - на мягкость (рад - ряд, был - бил, мол - мёл, тук - тюк). Только в конце слова и перед согласными (но не всегда) мягкость согласных передается буквой ь.
2. для обозначения согласного звука [j] внутри слов и если слог заканчивается на [j] после гласного используется й (пойте, весной).
Но: -в начале слова (яма, ёж)
После гласных (моя, поеду)
После ъ, ь (объем, собьем)
Отступление от слогового принципа:
1. после всегда твердых ж, ш, ц гласные звуки обозначены и, е, ё, ю, я (жир, шест, цифра, жюри).
2. после всегда мягких ч, щ - а, о, у (чаща, чудо, щука).
4. написание сложносокращенных слов с ьо, ьа, ьу, йу (сельокруг, стройучасток, Дальуголь).
5. йо вместо ё в начале иноязычных слов (Нью-Йорк, йод).
6. отсутствие буквы для обозначения звука [ж"] (дрожжи).
Отсутствие обозначения ударного слога в слове.
Русская орфография – это система правил написания слов. Она состоит из пяти основных разделов: 1) передача буквами фонемного состава слов; 2) слитные, раздельные и дефисные написания слов и их частей; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) перенос слов; 5) графические сокращения слов.
1) орфограмма – это написание, выбранное или еще искомое, в том случае, где пишущему предоставлен выбор букв для обозначения того или иного звука;
2) орфограмма – это такое написание слова, которое выбирается из ряда возможных при одном и том же произношении и отвечает орфографическому правилу.
Принцип проверки таков: звук слабой позиции проверяется сильной позицией (смотрите фонемный анализ); установив фонему, которая реализуется в данном звуке, её обозначают соответствующей буквой. Одна и та же буква обозначает фонему в сильных и слабых позициях в пределах одной и той же морфемы. В этом сущность основного принципа русской орфографии. Этот принцип осуществляется в тех случаях, когда слабая позиция фонемы может быть однозначно проверена сильной позицией в той же морфеме. Этот принцип в учебной литературе именуется по-разному:морфологический(морфематический), фонематический или морфонематический . Название морфологический ориентирует на зависимость написаний от морфологических характеристик слова, т.е. на единообразное написание морфем. Название фонематический устанавливает соотношение между буквами и фонемами. Наиболее удачным представляется термин морфонематический, т.к. в нем синтезируется соотносимость буквы с фонемой в пределах морфемы. Основной (морфонематический) принцип орфографии обеспечивает единообразное написание одной и той же морфемы в формах одного и того же слова и в разных словах. Одинаковое написание одних и тех же морфем позволяет легко узнавать слова с этими морфемами, а это способствует быстрому пониманию и чтению.
Морфонематический принцип русской орфографии определяет написание большинства букв-орфограмм, поэтому это основной принцип передачи буквами фонемного состава слова (см. первый раздел орфографии).
Не все орфографические правила подчиняются морфонематическому принципу. В некоторых случаях проверка слабой позиции невозможна, т.к. в данной морфеме фонема не встречается в сильной позиции: м о локо, к а литка,во к зал, красны е , усидч и вый и т.п. В этом случае выступает гиперфонема: м/о\а/локо, к/а\о/литка, во/к\г/зал и т.д. Морфонематический принцип орфографии здесь ограничивает выбор букв, но не дает однозначного решения, т.к. выбор буквы не мотивирован современными языковыми закономерностями. Написание в подобных случаях опирается на два принципа: морфонематический и традиционный (исторический).
Традиционный принцип русской орфографии заключается в том, что употребляется написание, закрепленное традицией (историей). В школьной практике слова с гиперфонемой в корне называют словарными словами и дают списками для запоминания. Традиционный принцип орфографии выступает не только в тех случаях, когда фонема не может быть поставлена в сильную позицию, но и тогда, когда существует чередование фонем в сильной позиции одной и той же морфемы, например: з а рево – з о ри, покл о н – кл а няться; выбор буквы а (з а ря) или о (покл о ниться) в безударном положении определяется традицией. Таким образом, традиционные (исторические) написания воспроизводят сложившийся в прошлом графический облик слова или морфемы. При этом в современном русском письме традиционно сложившиеся написания каких-либо морфем единообразно воспроизводятся во всех родственных словах или в подобных морфемах других слов, что не противоречит морфонематическому принципу. Например: молок о, молоч ный, молоч ница, молок овоз и др.; усид чив ый, обид чив ый, перемен чив ый и др.; красн ые , больш ие , красив ые и др.
Традиционные (исторические) написания можно подразделить на два разряда – собственно традиционные (исторические) и дифференцирующие. К собственно традиционным можно отнести следующие написания:
буквы, обозначающие гиперфонемы: г о рох, к а т а строфа, косм о на в т и т.п.;
о – е в корне после шипящих: ш о рох, ш е пот, ч е рный, ч о порный и т.п.;
ы – и после ц: ц и рк, ц и трусовый, ц ы ган, ц ы пленок и т.п.;
правописание безударных гласных в корнях зар/зор, рос/раст, гор/гар, кос/кас, скоч/скак, лаг/лож, мок/мак, стил/стел, дир/дер, мир/мер, бир/бер, пир/пер, блист/блест, клон/клан и др.:зар о сли/зар а стать, к о снуться/к а саться, вск о чить/поск а кать и др.;
о – а в суффиксах наречий типа: слев а – налев о , досух а – насух о и т.п.;
нн в суффиксах прилагательных –енн-,-онн- и н в суффиксах –ан-, -ян-, -ин-, а также исключения из этого правила: родств енн ый, станци онн ый, ветр ен ый и т.п.;
нн в суффиксах причастий в полной форме и н в краткой форме: провере нн ая, провере н а и т.п.;
окончания -ого/-его в формах родительного и винительного падежей прилагательных и местоимений и в слове сегодня: больш ого , син его , мо его и т.п.;
ь у глаголов после шипящих в разных формах: живеш ь , отреж ь и т.п.;
ь в наречиях, частицах на шипящую: навзнич ь , сплош ь , лиш ь , биш ь и т.п. и некоторые другие написания.
Дифференцирующие традиционные (исторические) написания выполняют функцию разграничения слов или их грамматических форм. Сюда можно отнести случаи:
е – и в суффиксах глаголов: обессил е ть (лишиться сил) – обессил и ть (лишить сил кого-то другого) и т.п.;
частицы не – ни: Куда она только не обращалась! Куда она только ни обращалась, никто ей не помог.
приставки при-/пре- в омофонах: при бывать (приезжать) – пре бывать (находиться), при емник – пре емник и т.п.;
двойные и одинарные согласные в омофонах: ба л – ба лл , су м а – су мм а, и т.п.;
5) строчная и прописная буква у собственных и нарицательных существительных: н адежда – Н адежда, о рел – О рел и т. п.;
6) н в краткой форме страдательных причастий и нн в краткой форме прилагательных: Она воспита н а отцом. Она умна и воспита нн а.
7) ь после шипящих у существительных 3 склонения и его отсутствие у существительных 2 склонения: рож ь , доч ь , нож и т.п. и некоторые другие написания.
В противоречии с морфонематическим принципом орфографии находится также фонетический принцип , который заключается в том, что буква обозначает не фонему, а звук, т.е. пишем то, что слышим. К таким написаниям можно отнести следующее: о – а в приставках рас-/рос-, раз-/роз-:р а списать – р о спись, р а зыграть – р о зыгрыш и т.п.; с на конце приставок: ра з бить – ра с пить, и з резать – и с кусать и т.п.; о – е после шипящих и ц в окончаниях существительных и прилагательных, а также в суффиксах существительных, прилагательных и наречий: плащ о м – туч е й, больш о й – хорош е й, купц о м – ситц е м, суч о к – платоч е к, парч о вый – ситц е вый, горяч о – блестящ е т.п.; и – ы в корне слова после приставок на согласную: и грать – с ы грать, и скать – роз ы ск и т.п.; и в окончаниях дательного и предложного падежей существительных 1склонения на -ия и предложного падежа существительных 2 склонения на -ие, -ий: (посвящено) арми и , на экскурси и , в произведени и , о санатори и и т.п.; ы после ц: хлопц ы , куц ы й, Синиц ы н и т.п . и некоторые другие написания.
Современная русская графика в этом отношении одна из самых совершенных, т. к. большинство букв русского алфавита однозначно. С опорой на алфавитное значение буквы и буквенно-звуковое соответствие имеется довольно много написаний: дом, мир, стол, турист, пустой, шутит, в руке и др.
Однако система русской графики имеет ряд отступлений от буквенно-звукового принципа. В зависимости от алфавитного значения буквы современного русского письма можно сгруппировать следующим образом:
буквы для гласных звуков: А, О, У, Э, Ы, И;
буквы, обозначающие сочетание гласного звука с предшествующим [j]: Е, Ё, Ю, Я;
буквы для твердых парных согласных звуков: Б, В, Г, Д, З, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х;
буквы для непарных твердых согласных: Ж, Ш, Ц;
буквы для непарных мягких согласных: Ч, Щ;
буква для [j]: Й;
буква для обозначения мягкости согласных: Ь;
буква без алфавитного значения: Ъ.
Таким образом, все буквы русского алфавита в своих алфавитных значениях отражают сильные варианты русских фонем. Исключение составляют буква Й, обозначающая слабый вариант фонемы, и буквы Ь и Ъ, не обозначающие звуков. В русском алфавите нет специальных букв для звуков слабых позиций, их обозначением занимается орфография. Это объективный пробел русского алфавита, сформировавшийся исторически.В алфавите нет специальных букв для обозначения парных мягких согласных. Это второй объективный пробел русского алфавита.Для каждой гласной фонемы в русском алфавите существует две буквы: <а> – А и Я, <о >– О и Ё, <э> – Э и Е, <у> - У и Ю, <и> - Ы и И.
Итак, русский алфавит характеризуется недостаточностью в области букв для согласных и избыточностью в области букв для гласных. Объективные пробелы алфавита компенсируются графикой. Поскольку графика определяет соотношения между обозначаемым звуком / звуковым сегментом и используемой буквой, она устанавливает правила употребления буквы, ее значение и предписывает писать и читать буквы определенным образом в той или иной позиции. В русской графике единицей письма и чтения является не отдельная буква, а сочетание букв. Например, буква Р будет прочитана как твердый или мягкий согласный в зависимости от того, какая буква будет использована после нее: [р] – ра, ро, ру, ры, рэ или [р’] – ря, рё, рю, ри, ре, рь.
В исконно русских словах фонема
1) в начале слова, перед гласной и между гласными < j> вместе с гласными фонемами < а>, < у>, < э>, < о>обозначается буквами я, ю, е, ё ;
2) после согласной перед гласной фонема < j> обозначается буквами я, ю, е, ё, и с использованием ь и ъ :вьюга, изъян и т.п.;
3) после гласной и перед согласной и на конце слова < j> обозначается буквой й . В заимствованных словахй обозначает < j> и перед гласной фонемой: йод ;
после согласной сочетание фонем < jo> передается буквами ьо : медальон
После гласной перед < и> фонема < j> на письме не обозначается: проиграть .
Система письма включает в себя исторически сложившуюся совокупность начертательных знаков, правил их применения, поэтому в науке о письме выделяют два раздела - графику и орфографию.
Графика - описывает состав используемых в данном письме знаков, их происхождение, начертание и возможные варианты. В современном письме применяются разные по характеру и назначению графемы, которые создавались в течении тысячелетий.
Основными начертательными знаками в фонографическом письме являются буквы. Совокупность расположенных в определённом порядке букв, используемых для передачи данного языка на письме, называется алфавитом. Буквы - знаки фонем. Наряду с буквами нередко используются и силлабограммы - знаки слогов. Таковы, например, русские графемы е, ё, ю, я после гласного, после разделительных ъ, ь. В силлабографическом же письме (индийский, эфиопский, японский) такие графемы являются основными.
Иногда мы применяем и морфемограммы - знаки морфем. Например: %, №, §.
Современное письмо не может обойтись без широкого использования логограмм (идеограмм). Таковы, например, цифры и разнообразные научные знаки и символы.
Порой мы прибегаем и к пиктографии (т.е. пиктограмма). К ним относятся, например, рисунки на вывесках ателье, магазинов, мастерских, некоторые дорожные знаки.
Особую группу составляют знаки препинания. Долгое время письмо постепенно начинают использовать для обозначения больших и малых фраз. В VIII - IX веке появляются и другие знаки препинания. Только с XII века точка закрепляется в современном значении. Возникновение книгопечатание породило настоятельную необходимость упорядочить систему знаков препинания.
Ныне в латинизированной и руссифицированной (кирилловской) системе письма используется десять знаков препинания: шесть из них отражают членение речи и выделяют элементы высказывания (точка, запятая, ;, :, -, скобки), четыре знака (?, !, «», …) отражают членение и эмоционально-смысловой характер высказывания. К этим знакам примыкают пробелы, абзацы, прописные буквы (как показатель начала предложения).
Для полного овладения литературным языком необходимо знать и соблюдать языковые нормы; соблюдать орфографические нормы; произносительные, лексические и грамматически нормы.
Орфография - исторически сложившаяся система правил практического письма. Она устанавливает единообразие способов передачи речи и её основных единиц на письме.
Правописание - это костюм, в котором является язык, и он может быть удобным и неудобным.
Русская орфография, как система правил, распадается на пять разделов:
- Правило передачи звуков (фонем) буквами в составе слов и морфем.
- Правило о слитных, полуслитных (дефисных) и раздельных написаниях слов.
- Правило употребления прописных (больших) и строчных (маленьких) букв.
- Правило переноса слов с одной строчки на другую.
- Правило графического сокращения слов.
Каждый из этих разделов представляют собой систему правил, имеющих определённые принципы.
Выделяют несколько принципов орфографии:
- Фонетический принцип требует, чтобы на письме были отражены все реально произносимые звуки. В чистом виде фонетическое письмо (транскрипция) используется только в узкоспециальных лингвистических полях.
Однако фонетический принцип может играть важную роль. Так, в сербо-хорватском языке и письме фонетические написания являются основными. Например: врабац - воробей мн.ч. врапци, бодбити, подписати. В белорусском письме этот принцип выдерживается при написании гласных: дом - дамы, лес - лясы, сестра - сястры.
В нашей орфографии согласно фонетическому принципу пишутся, например, приставки на «з»: безбедный, бесплатный, разбить, распить.
- Согласно фонетическому принципу одна и та же фонема передаётся той же самой буквой в любой позиции независимо от конкретного звукового воплощения: боб - бобок, лес - лесник - лесовод, час - часовой - часовщик. Это основной принцип русской орфографии.
Морфологический принцип исходит из того, что каждая морфема должна писаться одинаково во всех положениях. На первый взгляд может показаться, что именно данный принцип является ведущим в русской орфографии морфологическое написание совпадает с фонетическим: дом - домик - домовой, сад - садик - садовник. На самом же деле очень многие морфемы в разных признаках пишутся далеко неодинаково: идти - пойти - пойдёшь, мять - мну - мнёшь и др.
39Основные отличия русского и английского языков.
В фонематическом ; 2) раздел , исследующий соотношения между графемами и фонемами. Понятие «графика» применяют обычно к фонематическому (звуко-буквенному) письму, в котором различают 3 стороны: , графику и . В современном мире наиболее распространены национальные системы письма, построенные на основе латинского алфавита (см. ), и . Существующее в науке представление об идеальной графике (когда между фонемами и графемами имеется точное соответствие: каждая графема передаёт одну фонему, а каждая фонема передаётся одной графемой) не представлено ни в одном письме и может служить лишь исходным пунктом оценки соответствия между каким-либо звуковым языком и системой письма.
Расхождение между числом графем и фонем во многих современных системах письма, построенных на латинице, объясняется историческим приспособлением этого алфавита - без его коренного изменения (или вообще без изменений) - к принявшим его языкам. 23 латинские буквы (в поздней латыни 25) не могли отразить значительно большего числа фонем многих современных языков (36-46). Разрыв в соотношении графем и фонем увеличивался с течением времени и за счёт неизбежных изменений в самих языках, если их орфография оставалась традиционной. Характернее всего это явление представлено в письме. Для 46 фонем в английском алфавите имеется 26 знаков. В английском письме широко используются буквосочетания (сложные графемы): диграфы (например, ck [k]), триграфы (например, oeu ), полиграфы (например, augh [ɔ:]). Всего в английском письме 118 сложных графем, вместе с монографами (типа b [b]) они составляют 144 графемы. Устойчивые буквосочетания вошли в систему английской графики как дополнительное средство выражения фонем. Сложные графемы используются и в письме других языков, ср. ch [x], sch [š], sz [š], cz [ž] и др. В некоторых графических системах используются специально введённые в алфавит буквы: ç, ț, ș, нем. ß, ø, польск. ł. В некоторые алфавиты вводятся буквы с надстрочными знаками: в š, č, ž, в польском ć, ś, ź, ż.
Графические системы письма, построенные на кириллице, проще по соотношению графем и фонем. При изобретении славянских алфавитов ( и ) лёгший в их основу был специально переработан с целью максимального его соответствия фонемному составу . Дальнейшим развитием кириллицы является . При создании на его основе алфавитов для многих Н. Ф. Яковлевым была выведена (опубликованная в 1928) математическая формула построения наиболее экономного (в отношении числа букв) алфавита (её предполагал вывести ещё И. А. Бодуэн де Куртенэ). Этой формуле почти полностью отвечает современный русский алфавит, располагающий 33 буквами для обозначения 41 (по ) фонемы. Рациональность русской графики обеспечивается её силлабическим () принципом, заключающимся в том, что дифференциальный признак твёрдости/мягкости согласной фонемы обозначается следующей (после буквы согласной) гласной буквой или (не перед гласной) специальным знаком мягкости (или его отсутствием). Это даёт экономию в 15 букв (поскольку в русском языке 15 пар согласных, различающихся по твёрдости/мягкости, ср. «мол - моль», «мял - мал» и т. п.). Второй особенностью слогового принципа русской графики является обозначение фонемы [j] вместе со следующей за нею гласной одной буквой: я , ю , е , ё . Эти буквы являются силлабограммами, т. е. элементами силлабического письма. Так как в только 4 пары согласных, различающиеся по твёрдости/мягкости, в сербскую кириллицу введены специальные буквы для мягких согласных (љ, њ, ћ, ђ), и слоговой принцип не используется.
Во многих системах графики действует позиционный принцип: те или иные графемы употребляются в зависимости от графемного контекста (соседства тех или иных букв и некоторых других условий). Однако этот принцип не обеспечивает такой строгой и системной спаянности графем, как при слоговом принципе русской графики.
За счёт графического контекста снимается полифония (многозначность) графем. Так, в немецком письме буква s в положении между пробелом и гласной имеет звуковое значение [z] (Saal, setzen ), перед согласной, кроме p, t, и перед пробелом - значение [s] (Preis, Ski ), после пробела перед буквами p, t - значение [š] (Stein, Speck ). Контекстом снимается также и полиграфемность (возможность обозначения одной и той же фонемы или дифференциального признака фонемы разными графемами). Такой контекст называется . Так, возможность обозначить признак мягкости в русском письме либо мягким знаком, либо буквой типа «я» реализуется в первом случае не перед гласным («письмо»), во втором - перед гласным («сяду»).
Там, где графика предоставляет более одной возможности обозначения фонемы и не может дать определённые решения, окончательный выбор устанавливает орфография. Так, из возможности обозначения конечного [s] в русском письме буквами «с» или «з» орфография выбирает «з» в слове «страз» и «с» в слове «палас». В фонема [f] независимо от позиции может быть обозначена графемами f, v, ph. Их определяет орфография: für, vor, Phonetik .
С учётом алфавитных значений букв и тех звуковых значений, которые появляются у букв в тексте, разработана теория основных и второстепенных значений букв (на русском материале - А. Н. Гвоздевым).
- Бодуэн де Куртенэ И. А., Об отношении русского письма к русскому языку, СПБ, 1912;
- Гвоздев А. Н., Основы русской орфографии, в его кн.: Избранные работы по орфографии и фонетике, М., 1963;
- Волоцкая З. М., Молошная Т. Н., Николаева Т. М., Опыт описания русского языка в его письменной форме, М., 1964;
- Балинская В. И., Графика современного английского языка, М., 1964;
- Топоров В. Н., Материалы для дистрибуции графем в письменной форме русского языка, в кн.: Структурная типология языков, М., 1966;
- Вахек Й., К проблеме письменного языка, пер. с нем., в кн.: Пражский лингвистический кружок, М., 1967;
- Макарова Р. В., Понятие графики и графемы, в кн.: Система и уровни языка. М., 1969;
- Яковлев Н. Ф., Математическая формула построения алфавита (опыт практического приложения лингвистической теории), в кн.: Реформатский А. А., Из истории отечественной фонологии. Очерк. Хрестоматия, М., 1970;
- Маслов Ю. С., Заметки по теории графики, в кн.: Philologica. Исследования по языку и литературе. Памяти академика В. М. Жирмунского, Л., 1973;
- Осипов Б. И., История русской графики, в кн.: Фонетико-орфографический сборник, Барнаул, 1974;
- Ветвицкий В. Г., Иванова В. Ф., Моисеев А. И., Современное русское письмо, М., 1974;
- Амирова Т. А., К истории и теории графемики, М., 1977 (лит.);
- её же , Функциональная взаимосвязь письменного и звукового языка, М., 1985 (лит.);
- Опыт совершенствования алфавитов и орфографий языков народов СССР, М., 1982;
- Щерба Л. В., Теория русского письма, Л., 1983;
- Зиндер Л. Р., Очерк общей теории письма, Л., 1987 (лит.).
Графика – это набор символов для записи текста. Наш алфавит, кириллица – самая распространённая графическая система русского языка, но далеко не единственная. Вспомните, наверняка вы получали (да и сами писали) электронные письма латиницей: Privet, kak dela? :-)
Вообще, человечество придумало множество способов записи и передачи текста: азбука Морзе, свод морских флаговых сигналов, азбука глухонемых... Некоторые из них трудно назвать «графикой», хотя, в принципе, все эти знаки можно изобразить на бумаге, так что суть у них одна.
Орфография – это набор правил, устанавливающих, какое из написаний, разрешённых графикой, является единственно правильным.
Правила орфографии напоминают политические законы тем, что они придуманы людьми и имеют подобную тенденцию к скачкообразному изменению. В отличие от них, законы морфологии и синтаксиса развиваются стихийно и скорее напоминают законы природы тем, что их нельзя просто взять и отменить, в то время как заменить какое-нибудь правило орфографии относительно легко. Пускай мы захотим, например, чтобы слова с жи – ши писались бы через жы – шы (жыть, пошыв, шырокий... ). Это не так уж сложно сделать. Для этого придётся всего лишь переиздать все словари, атласы, внести новое правило в школьную программу, подправить некоторые вывески... В общем, всё это вполне в людских силах. А вот изменить законы морфологии или синтаксиса – вне пределов человеческих сил. Навряд ли кому-либо удастся когда-нибудь убедить всех русскоговорящих, например, употреблять творительный падеж вместо родительного и наоборот.
Правописание гласных после шипящих и ц
Правописание о – ё после шипящих
- в корнях – ё : начёс, зачёт, пчёлка, жёлудь, шёлк ; искл. корни слов ожог, жор, крыжовник, шов, шорох, чопорный, чокаться, чорт (устар.), а также заимствованных: шоу, шомпол, шофёр, джокер, пижон, лечо, анчоус и многие др.;
- в начале суффиксов и окончаний ( -ок, -онок, -ов, -о и др.) – о : движок, горшок, чащоба, трещотка, волчок, молчок, плечо
Правописание ы – и после ц
- в корнях – и : цирк, цистерна ; искл. корни слов цыган, цыплёнок ;
- в начале суффиксов и окончаний – ы : Птицын, концы
Ь после шипящих
Мягкий знак после шипящих на конце слов пишется в следующих случаях (и только в них):
- В И.ед. существительных 3-го склонения : мышь, печь .
- В неопределённой форме глаголов с основой на ч : стричь, беречь .
- В окончании 2 л. ед.ч. наст. глаголов: пишешь, поёшь, спишь .
- В наречиях: настежь, наотмашь . Но: уж, замуж, невтерпёж .
Отображение на письме звука [й]
Отображение на письме звука [й] зависит от его положения:
- Между гласным и согласным, а также на конце слов,
звук [й] обозначается буквой й
:
Примеры: ле й к а , по й л о , урожа й .
- Между согласным и гласным звук [й] обозначается разделительными
твёрдым или мягким знаками. При этом Ъ пишется только после приставок
(за исключением некоторых заимствованных слов:
адъютант, конъюнктура, объект
и др.),
а Ь – во всех остальных случаях:
ъ : об ъ е кт , об ъ я вление , раз ъ ё м ,
ь : интер ь е р , обез ь я на , п ь ё т , в ь ю га . - Между двумя гласными и в начале слов звук [й] не имеет буквенного обозначения.
Сравните: ба й к а – бае к , бо й ц а – бое ц , ста й – стая .
А также: вее р, лекция , ё ж, ю г .
Исключения составляют слова иностранного происхождения, где звук [й] обозначается буквой й : й од, й ог, рай он, май ор . - Между двумя согласными звук [й] не встречается.
Интересным частным случаем является отображение на письме сочетания [йй]. Например, слова майя, конвейер, фойе и др. могут произноситься с напряжённым («двойным») [й]. Однако, это «удвоение» скорее обусловлено их необычной записью, нежели объективными языковыми законами: ведь в языке-источнике многие эти слова имеют вполне «обычный» [й].
Please enable JavaScript to view the
Схема конспекта урока
Предмет русский язык Класс 5
Тема урока Графика – раздел науки о языке. Состав русского алфавита.
Цель урока - создать условия для личностной самореализации каждого обучающегося, способствовать развитию информационных, коммуникативных, образовательных, рефлексивных, здоровьесберегающих компетенций обучающихся.
Задачи
образовательные
Различать звук и букву,
развивающие
воспитательные
Воспитывать бережное отношение к русскому языку.
Оборудование
мультимедийный проектор,
экран,
персональный компьютер,
доска,
дидактический раздаточный материал,
словари.
№ п/п
Этапы работы
Содержание этапа
Оценка эксперта
Организационный момент
Цели учителя
Создать благоприятную психологическую атмосферу урока,
Включить всех обучающихся в работу,
Создать условия для мотивации обучающихся.
Цели обучающихся
Настроиться на работу, включиться в деятельность,
Установить контакт, успокоиться,
Внутренне замотивировать себя на работу и личностный успех.
Методы деятельности
Беседа,
Психофизические упражнения.
Формы организации
Фронтальная,
Индивидуальная
Добрый день, ребята. Рада приветствовать вас на уроке. Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачной работы. Настройтесь, успокойтесь.
Пусть будет утро это добрым, Пусть будет лучшим на земле, Пусть будет самым беззаботным, Пусть дарит радость лишь тебе!
Спеши к открытиям и знаньям, Спеши скорей дела начать, А в миг сей поделись улыбкой - Всем вместе легче начинать!
Актуализация опорных знаний
Цели учителя
Определить степень знаний обучающихся и готовность к усвоению нового материала,
Скорректировать знания обучающих-
ся,
Спрогнозировать зону ближайшего развития для каждого ученика.
Цели обучающихся
Выявить свои затруднения и ликвидировать пробелы через восприятие информации от субъектов процесса,
Подготовиться к восприятию нового знания.
Методы
деятельности
Беседа,
Орфографическая разминка,
Формы организации
- фронтальная,
Парная,
Индивидуальная
С чего начинается большинство наших с вами уроков?
- Мы часто начинам наши уроки с орфографической разминки, словарного диктанта.
- Как вы думаете, почему?
- Только грамотное письмо мы можем понять без труда. Правильно оформленные работы говорят об уважении к читателю.
- Не будем отступать от правила. Приступим: запишите, пожалуйста, в тетрадях дату, вид работы.
Обратите внимание на доску: перед вами на слайде слова. Сформулируйте задание для одноклассников, поставьте цели. Знание какой орфограммы вам потребуется?
- Записать слова, вставив пропущенные буквы, учитывая изученную орфограмму «Парные согласные по звонкости-глухости». Объяснить свой выбор, произведя устную проверку.
Запа…
Обе…
Ю…ка
Варе…ка
Площа…ь
Ска…ка
Гардеро…
Бага…
Моро…
Ро…ь
Молодё…ь
Обра…
Сою…
Лоша…ка
- Обменяйтесь с товарищем тетрадями, произведите проверку, оцените работу в соответствии со следующими критериями. (Запись на стенде «5» - без ошибок,
«4» - 1-2 ошибки,
«3» - 3-4 ошибки,
«2» - 5 ошибок и более)
Проверка успешности выполнения работы. Словесная оценка обучающихся.
- Ребята, поэт Булат Окуджава в одном из своих стихотворений написал:
Каждый пишет, как он слышит.
Каждый слышит, как он дышит.
Как он дышит, так и пишет,
не стараясь угодить...
Ребята, учитывая правила русской орфографии, можно ли согласиться с ним?
- Нет. Мы слышим звуки, а пишем буквы.
Молодцы. Начертание букв и их соотношение со звуками речи изучает раздел науки о языке, который называется графика.
Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего урока и его цели.
- Графика.
- Знать, что изучает графика, обозначение звуков на письме и их соотношение с буквами.
- Правильно писать буквы.
Графика тесно связана с алфавитом, поэтому предлагаю такую тему урока «Графика. Алфавит» и добавляю ещё одну цель урока – знать алфавит и правильно произносить его буквы.
Ребята, вам предстоит оценить свою работу на уроке по следующим категориям, поэтому будьте внимательны и старательны.
Запись темы урока в тетради.
Как появились буквы и их графическое обозначение? Об этом вы узнаете, предварительно поработав в группах.
Объяснение
нового материала
Цели учителя
Формировать способности обучающихся к самостоятельному построению знаний,
Формирование способностей к самостоятельному обобщению, структурированию и систематизации учебного материала.
Цели обучающихся
Сформировать способности к самостоятельному построению знаний,
Расширить понятийную базу по предмету,
Скорректировать изученные способы действия,
Сформировать способности к самостоятельному обобщению, структурированию и систематизации учебного материала.
Методы деятельности
Рассказ учителя,
Сообщение обучающихся,
Наблюдение,
Использование проблемных ситуаций,
Взаимоконтроль,
Представление результатов работы
Формы организации
Групповая,
Индивидуальная,
Фронтальная
Работа в группах.
Узнай и расскажи
1 группа
2 группа
3 группа
с. 198-199
№ 274
с.200
с. 202
Используется ли пикто-графия в современном языке? Вспомните некоторые указатели на улицах города.
(Показать знак пешеходного перехода)
Именно греки придумали обозначение
для гласных звуков
Что такое алфавит?
Сколько букв в русском ал-фавите?
Сколько в алфавите гласных букв?
Сколько
согласных?
Чего больше – букв или звуков в русском языке?
Рассмотрите старинную русскую азбуку на с.201. Прочитайте название каждой буквы и сравните её с современ-ной. Чем они отлича-ются? Какие буквы не сохранились до наших дней?
Что нового вы узнали?
Звуки «одели в форму» - изобрели буквы, создали алфавит. А зачем он нужен?
- Алфавит нужно знать очень хорошо, так как в алфавитном порядке расположены слова в словарях, названия учреждений и фамилии жителей в телефонном справочнике, фамилии авторов в библиотечном каталоге.
- По алфавиту пишутся фамилии учеников в классном журнале, друзей и знакомых в записной книжке. Хорошее знание алфавита помогает нам в поисках информации.
Как произносятся буквы русского алфавита? Произнесём их все вместе.
А
а
К
ка
Х
ха
Б
бэ
Л
эль
Ц
цэ
В
вэ
М
эм
Ч
че
Г
гэ
Н
эн
Ш
ша
Д
дэ
О
о
Щ
ща
Е
е
П
пэ
Ь
мягкий знак
Ё
ё
Р
эр
Ы
ы
Ж
жэ
С
эс
Ъ
твёрдый знак
З
зэ
Т
тэ
Э
э
И
и
У
у
Ю
ю
Й
и краткое
Ф
эф
Я
я
Физкультурная пауза.
Попробуем составить список вашего класса. Для этого предлагаю вам встать с места, расположив фамилии в алфавитном порядке.
Закрепление
нового материала
Цели учителя
Формировать способности к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок на основе рефлексии,
Формировать у обучающихся способности к самостоятельному осуществлению контрольной функции,
Цели обучающихся
Сформировать способности к самостоятельному осуществлению контрольной функции,
Скорректировать изученные способы действия.
Методы деятельности
Самоконтроль,
Наблюдение,
Рефлексия,
Практическая работа,
Тест.
Формы организации
Индивидуальная,
Фронтальная,
Парная.
№ 1. Поиграем?! Заполним таблицу, опираясь на правила известной вам игры «в города». Ведущий в течение 10 секунд называет в соответствии с нормами произношения буквы. Буква, на произношении которой произойдёт ошибка или закончится время, станет начальной для нашей работы.
буква
произношение
имя существительное
имя прилагательное
глагол
№ 2. Расположите в алфавитном порядке названия улиц, на которых проживаете вы и ваши одноклассники. Кто желает поработать на доске?
Выполнение задания.
Настала пора проверить качество усвоения вами материала. Выполните, пожалуйста, предложенный вам тест.
В какой строчке нарушен алфавитный порядок расположения букв?
Г Д Ж З Е Ё
С Т У Ф Х Ц
К Л М Н О П
Ч Ш Щ Ъ Ы Ь
Найдите неверное утверждение.
Алфавит – расположение букв в определённом, обязательном для всех порядке.
В русском алфавите 36 букв.
Звукопись – одно из выразительных средств языка.
Графика изучает способы обозначения звуков на письме.
Какая буква названа неверно?
П – пэ 2) Ф – фэ 3) Щ – ща 4) Т - тэ
Написание какого слова не расходится с произношением?
коробка 2) пастбище 3) успех 4) сделать
В каком ряду фамилии расположены строго в алфавитном порядке?
Фёдоров, Фетисов, Цыбина, Чебыкин
Цыбина, Фетисов, Фёдоров, Чебыкин
Чебыкин, Цыбина, Фетисов, Фёдоров
Фетисов, Фёдоров, Цыбина, Чебыкин
Проверка. Разбор допущенных ошибок.
Номер задания
1
2
3
4
5
Верный ответ
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Цели учителя
Формировать у учащихся способность к самостоятельному осуществлению контрольной функции,
Формировать у учащихся, способности к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок на основе рефлексии.
Цели обучающихся
Сформировать способности к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок на основе рефлексии,
Сформировать способности к самостоятельному осуществлению контрольной функции.
Методы деятельности
Рефлексия,
Контроль.
Формы организации
Фронтальная,
Индивидуальная.
Давайте подведём итоги урока.
- Удалось ли реализовать цели и задачи, поставленными нами в начале урока? (Сравниваем с тем, что записано на рабочем стенде).
- Ребята, в жизни вам потребуются знания, полученные на уроке?
- Что называется алфавитом?
- Почему важно знать алфавит?
- Сколько гласных букв в русском языке?
- Сколько согласных букв в русском языке?
- Чего больше в русском языке – букв или звуков? Докажите.
- Чем отличаются ъ и ь от остальных букв?
Ребята, кто сегодня, по вашему мнению, ещё достоин оценки? Обоснуйте своё решение.
Домашнее задание.
& & 50,51
Кто больше? Кто правильнее?
Запишите названия птиц (цветов) в алфавитном порядке.
или
№ 280 с.202
Нарисовать букву, вензель, инициалы (по желанию).
Рефлексия «Пьедестал».
Ребята, предлагаю вам теперь оценить свои знания по материалу сегодняшнего урока.
Расположите свой смайлик на той ступени пьедестала, которая соответствует уровню ваших знаний.
Словесная оценка общих результатов работы.
Спасибо всем за работу, до свидания.
Самоанализ урока.
Урок по теме «Графика – раздел науки о языке. Состав русского алфавита» является первым в разделе «Графика. Орфография».
Перед детским коллективом учащимися и мною были поставлены следующие задачи:
образовательные
Расширить познавательную сферу обучающихся через знакомство с терминами,
Формировать информационную компетенцию через работу с текстом,
Формировать коммуникативные умения через организацию групповой, парной, фронтальной работы,
Различать звук и букву,
Пользоваться алфавитом в практических целях;
развивающие
Развивать логическое мышление, память через выполнение тестовых и диагностических задач,
Развивать эмоциональную сферу через активную форму ведения урока, в том числе и ИКТ,
Развивать рефлексивные умения через анализ результатов,
Развивать речь обучающихся как показатель интеллектуального и общего развития ученика через представление собственных достижений, результатов работы групп;
воспитательные
Воспитывать бережное отношение к родному языку.
Стихотворение, прочитанное в начале урока, позитивно настроило учащихся на восприятие учебного материала.
Для введения в тему был использован комбинированный вид опроса, включающий и индивидуальный, и фронтальный.
Кратковременность организационного момента быстро подготовила класс к восприятию учебного материала, убедила учащихся в актуальности темы занятия.
Сложность информации урока соразмерна с возрастными особенностями пятиклассников и соответствует программе.
Учебные возможности класса требуют дифференцированного подхода в изучении нового материала.
В классе 18 учащихся: 10 мальчиков и 8 девочек. Ребята обучаются с шестилетнего возраста. Семьи, в основном, полные.
Обладают большим объёмом памяти 4 человека, средним – 5, низким – 9. Темп письма высокий у 8 человек, средний – у 7, низкий – у 3.
Лучше развита зрительная память, поэтому на уроке использовалась следующая наглядность: мультимедийная презентация, были использованы иллюстрации учебника, раздаточные материалы.
20 % учащихся наделены художественными способностями. Их развитию способствовало дифференцированное домашнее задание.
Пятиклассники – учащиеся, имеющие кинестетический канал восприятия. Чтобы лучше осознать новый материал, им необходимо что-то делать, мастерить, поэтому была использована игра, потребовавшая опоры не только на ранее изученные знания, но и на новые.
Этот вид работы был использован и потому, что учащиеся имеют разную организацию головного мозга, а ребята с левополушарной и равнополушарной организацией предпочитают письменную работу.
Учитывая особенности класса, мною был выбран интерактивный урок (по Д.Колбу), включающий этапы мотивации, закрепления полученного опыта, изучения нового материала, оценивания и рефлексии.
Говоря об организации учебного процесса, хочется отметить следующее. Класс и оборудование к уроку были готовы. Стимулирующее введение /создание эмоционального и делового настроя, привлечение внимания учащихся/ способствовали самостоятельному определению ребятами темы урока.
Изучение нового материала имело несколько этапов, перед каждым из них давалась установка на выполнение заданий. Каждый этап имел завершённость и взаимосвязь как с предыдущим, так и с последующим. Итог урока был подведён благодаря рациональному использованию времени урока.
Оценивая дидактическую и методическую деятельность, можно сказать, что при изучении нового материала использовалась наглядность. Это побуждало учебную активность учащихся. В ходе всего урока развивались умения делать выводы, анализировать, сравнивать. Постоянно проходило воспроизведение изучаемого материала (шло восприятие визуальное, слуховое, кинестетическое). На уроке звучали монологические ответы учащихся разного качества, так как ребята имеют разный уровень развития.
Анализируя урок, хочется подчеркнуть сочетание словесных, наглядных и практических способов деятельности.
Методы обучения и способы управления деятельностью, выбранные мною, подчинены целям и задачам и соответствуют уровню обученности учащихся. Использовалась разнообразная учебная деятельность: индивидуальная, парная, групповая.
Для снятия статического напряжения и усталости глаз использовались физкультурная минутка и смена видов деятельности.
Во время подведения итогов была оценена деятельность ___ учащихся и класса в целом, дана чёткая инструкция по выполнению домашнего задания, которое было записано и на доске, и в дневниках. Задание дифференцировано. Перегрузку не вызовет.
Рефлексия показала, что задачи урока были решены.
Считаю, что урок представляет собой целостную систему, его цели достигнуты:
Урок был эмоциональным, вызвал интерес к учению;
Темп и ритм урока были оптимальными, действия учеников и учителя завершённые;
Между учителем и учениками был контакт;
Доминировала атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;
Оптимально сочетались различные методы и приёмы обучения;
Соблюдался единый орфографический режим;
Обеспечено активное учение каждого школьника.