Моя будущая профессия педагог дополнительного образования. Эссе педагога дополнительного образования «Моё призвание — педагог. Наименование материала: эссе

Волосы 05.04.2021
Волосы

Воспитатель (или воспитательница) и педагог дополнительного образования – это специалисты по воспитанию и развитию детей младшего возраста. Всем знакомы воспитатели, которые работают в детском саду. Они занимаются уходом, присмотром, воспитанием и образованием детей дошкольного возраста пока родители на работе. Работа воспитателя также востребована в детских домах, школах-интернатах и других учебно-воспитательных учреждениях.

Педагоги дополнительного образования – это специалисты, которые организуют секции, кружки, студии и клубы для дошкольников и младших школьников, где дают углубленные знания по школьным дисциплинами или развивают навыки, выходящие за рамки школьной программы. ведут спортивные секции, танцы, прикладные искусства, театральное мастерство, робототехнику, мультипликацию, мыловарение и тысячи других интересных развивающих занятий для детей.


Чем занимается воспитатель на работе:
✎ Ухаживает и присматривает за детьми
✎ Организовывает игры и праздники
✎ Обучает навыкам самообслуживания, правилам поведения за столом, безопасности
✎ Обучает новым навыкам и компетенциям в соответствии со своим профилем (музыка, школьные дисциплины, спорт, ремесла)
✎ Следит за соблюдением режима дня и безопасностью детей
✎ Взаимодействует с родителями и педагогами дополнительного образования
✎ Ведет документацию

Плюсы и минусы работы воспитателя и педагога дополнительного образования
Работа воспитателя - это социально полезный и уважаемый труд. Если вы любите детей, хотите помогать им расти и развиваться, у вас стальные нервы и вы оптимист, то - для вас. Работающие воспитатели выделяют положительные и отрицательные стороны своей работы:


Плюсы

Минусы

✔ Общение с людьми
✔ Атмосфера детства – веселье, радость, сказки, игры
✔ Возможность научить ребенка хорошему и интересному, повлиять на его будущее
✔ Возможность творить и придумывать вместе с детьми
✔ Возможность самому учиться у детей и всегда оставаться молодым
✔ Длинный отпуск
✔ Возможность отдать своего ребенка в детский сад без очереди
✔ Воспитатель должен быть на работе к 7 утра
✔ Бывают трудные и конфликтные дети
✔ Чаще бывают "трудные" родители:)
✔ Приходится решать конфликты между детьми и между
родителями
✔ Небольшая зарплата
✔ Большая ответственность за жизнь и здоровье детей (в том числе
уголовная)
✔ Много рукописной работы

Какие универсальные компетенции нужны воспитателю и педагогу дополнительного образования
Конечно, главное в работе воспитателя и педагога – это любить детей. Но есть компетенции, которые необходимы будущему воспитателю и обязательно помогут ему в ежедневной работе.

✔ Коммуникабельность
✔ Грамотная устная и письменная речь
✔ Умение хорошо рассказывать
✔ Эмоциональный интеллект
✔ Уверенность в себе
✔ Дружелюбие
✔ Позитивный настрой
✔ Способность сопереживать
✔ Хороший внешний вид
✔ Терпеливость
✔ Стрессоустойчивость
✔ Организованность
✔ Умение мотивировать
✔ Креативность
✔ Любознательность

Средняя заработная плата
в государственных учреждениях, к сожалению, имеют невысокие оклады. Зарплата частных педагогов и гувернеров, воспитателей в коммерческих детских садах выше.
15 000 – 70 000 в месяц

Где учиться
Стать воспитателем можно после получения среднего профессионального по специальностям: дошкольное образование (44.02.01), педагогика дополнительного образования (44.02.03) и специальное дошкольное образование (44.02.04).
Поступить в колледж можно после 9 или после 11 класса.
Срок обучения на воспитателя после 9 класса составит 4 года, а после 11 класса – 3 года.

Колледжи:
Гуманитарно-правовой колледж юридического института МГПУ
Педагогический колледж "Арбат" МГПУ (бывший ПК № 9)
Педагогический колледж "Дорогомилово" МГПУ (бывший ПК № 6)
Педагогический колледж "Измайлово" МГПУ (бывший ПК № 8)
Педагогический колледж "Медведково" МГПУ (бывший ПК № 14)
Педагогический колледж № 18 "Митино"
Педагогический колледж "Черемушки" МГПУ (бывший ПК № 4)
Педагогический колледж № 10
Педагогический колледж № 15
Педагогический колледж им. С.Я. Маршака МГПУ (бывший ПК № 13)
Социальный колледж РГСУ

Где работать
Воспитатель и педагог дополнительного образования может работать как в государственных учреждениях, так и в частных:
✔ Детские сады (МДОУ)
✔ Коммерческие детские сады (Сад-лицей при содействии ЮНЕСКО "Мир чудес", Классический пансион при МГУ им. Ломоносова, Английский детский сад "Гусёнок", Частный детский сад "Волшебный замок" и др.)
✔ Дома творчества
✔ Дома культуры
✔ Центры дошкольного развития
✔ Работа гувернером, няней

Востребованность
Работа воспитателя относится к распространенным и востребованным. И она останется такой в будущем – ей не грозит автоматизация и сокращение, потому что воспитывать и обучать детей могут только очень отзывчивые люди, которые готовы сопереживать и дарить душевное тепло своим воспитанникам.

Если вы хотите получать свежие статьи о профессиях, подпишитесь на нашу рассылку.

Эссе «Я педагог дополнительного образования…»

Нам каждый год встречать и провожать

И каждый день глядеть в ребячьи души.

Нам каждый час единство с ними ощущать

И с каждым мигом становиться чище, лучше.

Я преподаю изобразительно искусство…

С детства я точно знала, что стану учителем рисования. Обучаясь в начальных классах, моя учительница увидела во мне творческие задатки и рекомендовала родителям отдать в художественную школу, именно с этого времени начался мой путь к будущей профессии. С девяти лет я начала посещать «художку». Не скажу, что это было просто, многочасовые уроки живописи и станковой композиции поначалу давались мне с трудом, но мне было очень интересно. Закончив своё обучение, мой преподаватель, Целуевская Елена Валентиновна, помогла организовать мне мою первую персональную выставку творческих работ «Стильные штучки», в выставочном зале городской газеты. Это и был первый толчок к моему развитию. Затем я училась в различных художественных студиях, набиралась творческого опыта и мастерства. Следующим шагом стало поступление в педагогический университет по специальности изобразительное искусство.

Я очень горжусь своими преподавателями. Благодаря их помощи я поверила в свои силы, поняла, что хочу связать свою будущую профессию с искусством, но не просто заниматься творчеством, а учить этому других, сделать уроки изобразительного искусства незабываемыми для каждого ученика.

Каким же должен быть современный учитель? Нельзя не вспомнить строки из стихотворения А.А.Жигайлова «Современный учитель»:

Современный учитель – он как Прометей-

Зажигает в сердцах детских пламя знаний.

И старается не отставать от детей,

Совершенствуясь, не прекращая исканий.

Чтобы научить ребёнка чему-то новому, воспитать в нём хорошие качества, учитель сам обязан обладать ими.

Очень точно сказал об этом А.С.Макаренко:

“Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь – всё это имеет для ребёнка большое значение”.

Главный принцип в работе учителя для себя я определила давно и стараюсь следовать ему всегда: обучать и воспитывать собственным примером. Учу других и учусь сама. Желая воспитать честных, искренних и добрых учеников, я должна быть искренней и доброжелательной с ними всегда, но подавать положительный пример не так уж легко. Иногда ведь приходится в какой-то мере переделывать и себя. Все мы знаем, что переделать других – очень легко, себя – намного труднее. У каждого из нас есть недостатки, которые он бы не хотел видеть в своих воспитанниках.

Без любви к своему делу, без любви к детям невозможно быть хорошим педагогом. Педагог без любви к ребенку – все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета. Чтобы стать настоящим учителем, нужно пройти огромный, интересный путь. Этот путь труден, но преодолеваешь, его ты вместе с учениками, которых учишь, и которые учат тебя. Каждый учитель, на мой взгляд, должен оставаться в душе ребёнком, любопытным, открытым, радостно воспринимающим мир.

Размышляя о своём профессиональном предназначении, невольно задаёшься вопросами: «Могу ли я называться настоящим учителем? Как сделать свой предмет увлекательным и любимым? Могу ли я помочь ребятам раскрыть свои таланты? Все ли я правильно делаю?»

Принято считать, что талант есть у всех, только не всякому дано его вовремя, раскрыть и развить. Кто поможет в этом? Конечно, учитель. Учитель терпеливый, умный, вооруженный современными методиками и технологиями, а главное – неравнодушный. Школа, по моему мнению, идеальная среда для развития талантов. Здесь востребованы все: поэты и математики, художники и музыканты, спортсмены и организаторы. Создание такой развивающей среды на уроке – одна из моих задач.

Словарь объясняет понятие «талант» как «определённые способности, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта». Значит, чтобы талант проявился, ребёнку необходимо пробовать себя в различных видах деятельности, иметь свободу выбора. Урок изобразительного искусства дает такую свободу. Для работы можно использовать различные художественные и графические материалы, выбрать формат или один из вариантов задания. Большие возможности открылись и с появлением информационных технологий, новой техники, видео, фото, компьютерной графики. Ученики могут работать в малых группах, в парах, индивидуально.

Создание ситуации успеха – неотъемлемая часть развивающей среды. При подготовке к уроку я учитываю возрастные и индивидуальные особенности учеников каждого класса, их интересы и способности. В этом мне помогает использование проектных, исследовательских методов, приемы теории решения изобретательских задач, арт-терапии. Я стараюсь прививать любовь к творчеству, развивать проектную деятельность: «Новая жизнь старых вещей», «Я не художник, я только учусь», «Батик», «Блеск цветных стёкол. Витраж», «Секреты глины», «Дизайн школьной формы» и др., организовывать совместный досуг и массовые мероприятия. В настоящее время я работаю над созданием выставки «Угранские пейзажи».

С чего начинается мой школьный день? С уроков. Чем заканчивается день для меня? Уроками. Казалось бы, замкнутый круг. Но в том-то и дело, что это круг, а не просто окружность. Мой день плотно заполнен разными событиями – приятными и не очень. У меня бурная жизнь благодаря моей любимой профессии. И что самое приятное, у меня столько всего еще впереди!

Мы постоянно на передовой,

На самом стыке будущего с прошлым,

Добра со злом, возвышенного – с пошлым,

А завтра снова предстоит незримый бой:

Очередной опасный марш-бросок

Под бомбами невежества и лени,

На мыс любви, добра и вдохновенья-

От бездн отчаянья на волосок…

Учителя – герои наших дней,

Бойцы могучей Армии Спасенья!

Участники великого сраженья

За наших подрастающих детей.

Эссе педагога дополнительного образования Бойко Татьяны Николаевны. Эссе подготовлено в рамках районного конкурса педагогического мастерства "Учитель года - 2018", в номинации - ВОСПИТАТЕЛЬ. Эссе - это представление деятельности педагога в профессию. В своё представление я включила материал о своих родителях, учёбе и путь прихода в профессию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Районный конкурс «Учитель года – 2018»

Педагог дополнительного образования

Бойко Татьяна Николаевна

МБОУ ДО ДДТ

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «ЭССЕ»

«Я – педагог. Я – воспитатель»

Каждого человека судьба ведёт своей дорогой. И у каждого она своя, правильная, трудная, извилистая, но своя. Первыми моими учителями были, конечно же, мои родители. Их мудрость и родительские посылы сопровождают меня на протяжении всей жизни и бесспорно помогают мне принимать окружающий мир таким, какой он есть. Мой папа, Попов Николай Петрович, жизнелюбивый, ответственный человек. Это человек транслирующий только самое доброе, правильное, ценное. Весь свой многосторонний и многообразный кладезь знаний, навыков, ценностей старался передать нам, его детям. Мама, Попова Ольга Васильевна, добрая, улыбчивая и скромная женщина, хранительница домашнего очага, к которому мы стремимся и сегодня, хотя бы на минутку, зарядиться её позитивом, живым интересом к нашей жизни и нашим успехам. А ещё моя мама настоящая труженица, она Ветеран труда. Я горжусь своими родителями. Именно их любовь к нам, детям, их честность, патриотизм, любовь к своей малой родине, сформировали во мне стержень жизненных приоритетов, правильного поведения, человеческих ценностей.

Окончив школу, я поступила в индустриально – педагогический техникум. Педагогическую практику проходила в Скосырской школе. В этой школе было всё мне знакомо и учителя, и дети, так как я оканчивала именно её. Техникум я окончила в 1990 году с красным дипломом, однако педагогика на тот момент меня не увлекала. И лишь спустя многие годы, уже получая высшее образование, на лекции по геодезии и природопользованию педагог так смогла увлечь моё внимание своими знаниями, методами подачи материала, что я сидела и впервые пожалела о том, что я не работаю педагогом. Я думала: «А ведь мне есть о чём рассказать детям, мне есть, что им дать». К сожалению, время стёрло из памяти имя этого педагога, но именно её лекция стала поворотной в моей жизни.

Я окончила университет. Судьба привела меня в Дом детского творчества. Говорят, что счастлив человек, когда его увлечение совпадает с его работой. Значит – я счастливый человек. Я очень люблю рукоделие и сказать, что я пришла на работу, было бы не правильно. Я пришла по зову души, пришла за мечтой. Наш Дом детского творчества – это особый мир, это мир творчески увлечённых педагогов и детей. Именно этот тандем дает вдохновение для новых творческих достижений, педагогических находок, ведь педагог дополнительного образования - это творец, скульптор, художник, наставник и воспитатель. Труд педагога дополнительного образования - это не только подготовка к занятиям, но и, бесспорно, увлеченность своим предметом.

Когда дети мне говорят: «Вы, наверное, знаете всё на свете!», я отвечаю – «Нет, но если вы у меня спросите, а я не буду знать ответа, то на следующем занятии я отвечу на ваш вопрос». Я считаю, что педагог должен не только обладать такими качествами, как терпение, внимание, тактичность, сдержанность и эрудированность, но и должен оттачивать свое мастерство, быть настоящим профессионалом. Поэтому в педагогической деятельности обязательно должно присутствовать непрерывное самообразование и самосовершенствование. Осуществляя свою педагогическую деятельность, темой самообразования я выбрала направление «Метод проектной деятельности на занятиях творчеством».

Так, работая по этой теме, для детей дошкольного возраста, разработан и реализуется практико – значимый проект «Метод проектной деятельности при обучении детей дошкольного возраста». Итогом реализации проекта является выпуск брошюры, автором которой является каждый обучающийся.

Семь лет я учу детей прикладному творчеству. С дошколятами мы мастерим поделки, вяжем, лепим, играем, познаем мир и родной край.

Работа педагога, воспитателя невозможна без любви к своему делу, без любви к детям. Любовь к детям и помогает мне в работе каждый день. Я люблю детей, как своих, стараюсь все делать для их комфортного пребывания на занятиях. Дети бывают разные, каждый со своими привычками и характером. Но я их люблю такими, какие они есть. Считаю важным позволить детям быть самими собой, дать им возможность раскрыть свои лучшие качества, научить их радоваться каждому сотворённому его руками творческому воплощению, поверить в свои силы. Педагогу необходимо видеть в каждом ребенке что-то необыкновенное, ведь любой ребенок по-своему талантлив.

С детства помню назидания папы: «Умеешь делать, научи другого, тогда и люди будут помнить тебя». Я определила свою педагогическую роль и следую её принципам: «Люблю детей и своё дело». Передаю детям свои знания и навыки, которые дадут им возможность быть настоящей личностью, помогут реализовать себя в окружающем мире.

Педагог дополнительного образования – это, пожалуй, самая лучшая профессия и это обо мне: «Я – педагог! Я – воспитатель!».


Должность: педагог дополнительного образования

Учебное заведение: МОУ "СОШ № 40"

Населённый пункт: г. Магнитогорск

Наименование материала: эссе

Тема: " Я - педагог дополнительного образования"

Описание:

Эссе познакомит вас с моей профессиональной деятельностью с моими педагогическими принципами и убеждениями.

Ссылка на публикацию:

http://сайт/dlya_uchitelei/index?nomer_publ=452

Опубликовано 17.02.2016

Текстовая часть публикации

« Я- педагог дополнительного образования». Много лет назад я не могла предполагать, что когда-то стану педагогам. Но после окончания образовательной школы, не сомневаясь ни минуты в выборе профессии, я решила стать социальным педагогам. Но судьба распорядилась по-иному у меня появилась возможность поработать в сфере дополнительного образования. Многие считают, что эта работа не сложная. Но на самом деле, столкнувшись с этой профессией, считаю, что это не так. Работать и сложно, и интересно. Но, если любишь детей, любишь своё дело, даётся всё легко. Дополнительное образование мне дало возможность раскрыть свой творческий потенциал, свои педагогические способности. Я постоянно совершенствую свои знания в профессии, повышаю свою профессиональную компетентность. Цель моей работы - передать детям всё лучшее, что я умею, научить их видеть в обычном необычное, научить их видеть красоту в простом, преображать мир вокруг себя. Наша задача – помочь ребёнку развить его способности, вовлекая его в разнообразные сферы деятельности. Не у всех родителей, к сожалению, хватает на это времени и желания, здесь на помощь приходим мы – педагоги дополнительного образования. Оказывается, чтобы быть педагогом дополнительного образования, недостаточно только самой хорошо знать свой предмет. Самое главное - научиться эти знания передавать, а в идеале - научить детей добывать эти знания самостоятельно, направляя их, подсказывая верный путь. Для этого нужно быть очень чутким, терпеливым, тактичным, быть профессионалом своего дела. На сегодня я поняла: нужно учить всех, обучая каждого. А все мои ученики такие разные! Чтобы найти подход к каждому, понять, как учить именно этого ребенка, нужно сначала изучить его. Я наблюдаю за ребятами во время занятия и на перемене, пытаюсь понять, что интересно каждому из них, какие задания им нравится выполнять, а какие вызывают затруднения. Одной из основ обучения школьников является личностно – ориентированная направленность. Я хочу научить детей видеть прекрасное, быть добрыми и честными. Я не боюсь лишний раз похвалить ребенка, даже тогда, когда его успехи очень скромны. Это воспитывает у детей уверенность в себе, вызывает желание сделать следующий шаг. Для меня важно, чтобы ребенок поверил мне, сохранил уважение и признательность. Оправдать его доверие – большая и почетная ответственность. Секрет детской любви прост: они открыты и простодушны и для меня лучшая награда – их радостная улыбка. Работая с детьми, я вижу, как увлеченные любимым делом дети расцветают, как горят их глаза, повышается самооценка и даже успеваемость по основным предметам в школе. Они приходят ко мне на занятия не потому, что у них просто есть свободное время или по настоянию родителей, они, приходят потому, что им это очень нравится. А что может быть лучшей оценкой педагогической деятельности, чем быть интересной своим ученикам. Сенека утверждал: "Уча других, мы учимся сами". Я согласна с его утверждением, так как мне как педагогу дополнительного образования постоянно приходится стремиться все вперед, само реализовываться, работать над ошибками, исправлять их, и сделать образовательный процесс
положительным, эмоциональным, интересным и результативным. А иначе дети не пойдут за тобой. Дополнительное образование - это школа по интересам. И моя задача, как педагога дополнительного образования - заинтересовать детей, увлечь их, повести за собой. Я педагог дополнительного образования. Я горжусь своей профессией. Это моё призвание!

Дополнительное образование детей - феномен и процесс свободно избранного ребенком освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленных на удовлетворение интересов личности, ее склонностей, способностей и содействующий ее самореализации и культурной адаптации, выходящие за рамки стандарта общего образования.

Педагог дополнительного образования - специально содействующий развитию дополнительного образования детей в конкретном учреждении, владеющий педагогикой дополнительного образования, реализующий программы дополнительного образования детей.

Педагог дополнительного образования - равноправный участник партнерских отношений, совместной деятельности с детьми, специально содействующий их развитию.

Методика - процедура использования комплекса методов и приемов безотносительно к личности субъекта их осуществляющего.

Технология - строго научное проектирование и точное воспроизведение педагогических действий, гарантирующих успех (определяются личностными параметрами педагога).

Взаимодействие - система отношений связи, взаимозависимости между людьми, взаимная поддержка и согласованность действий для достижения единой цели и решения общих задач.

Педагогическая деятельность - вид социально значимой деятельности, специально направленный на организацию условий для возникновения и становления деятельности ребенка по развитию своего человеческого образа.

Педагогическая поддержка - особая педагогическая деятельность, обеспечивающая индивидуальное развитие (саморазвитие) ребенка, но исходящая из признания того, что поддерживать можно только то, что уже есть в наличие, развивать самостоятельность, «самость» человека.

Маршрут образовательный - заранее намеченный своеобразный путь воспитанника в образовании, отражающий его интересы, потребности и возможности.

Развитие личности - процесс формирования личности, накопления в ней качественных изменений, приводящих к переходу от одного состояния к другому, более совершенному.

Творчество - оригинальное, высокоэффективное решение задач педагогического процесса.

Специфические особенности дополнительного образования детей

Учреждения дополнительного образования могут рассматриваться в качестве воспитательной организации, так как специально создаются государством и негосударственными структурами, и имеются своей основной задачей социальное воспитание определенных возрастных групп населения. Исходным в идентификации учреждений дополнительного образования в данном качестве следует считать рассмотрение социализации как «развития и самоизменения человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры., что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах». Отсюда социальное воспитание представляет собой процесс относительно социально контролируемой социализации, осуществляемый в специально созданных воспитательных организациях; взращивание человека в процессе планомерного создания условий для целенаправленного позитивного развития и приобретения духовно-ценностной ориентации.

Условия для управления социализацией создаются в ходе взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов в трех взаимосвязанных и в то же время относительно автономных по содержанию, формам, способам и стилю взаимодействия процессах:

1) организации социального опыта ребенка;

2) его образования;

3) индивидуальной помощи ему.

Отличительные черты того или иного вида воспитательных организаций определяются:

целым рядом факторов, их функцией в национальной системе, социального воспитания;

исторической линией оформления в общественном сознании этой функции;

государственной политикой в сфере воспитания;

стихийными процессами развития того или иного общественного института, имеющими циклический характер;

конкретной социальной ситуацией, в которой осуществляется анализ, и самим подходом к анализу.

И тем не менее было целесообразно в качестве первой особенности учреждений дополнительного образования детей выделить специфику вхождения ребенка в воспитательную организацию. Посещение учреждения дополнительного образования является для ребенка добровольным, то есть исключает обязательность на какое-либо принуждение. Это выражается в том, что отсутствие его не может быть препятствием для продолжения образования, приобретения профессии. Добровольность также связана с самостоятельным выбором ребенком содержания предметной деятельности, длительностью участия в жизни того или иного детского объединения. Так как многочисленные учреждения дополнительного образования предлагают различные услуги, здесь наиболее ярко проявляется характер отношений, когда ребенок и его родители выступают в качестве заказчиков образовательной услуги. Отношения «заказчик - исполнитель» создают предпосылки для выбора предметной направленности деятельности в учреждениях дополнительного образования детей. Отсюда возникает такая специфическая черта учреждений дополнительного образования, как постоянная ориентированность на привлечение детей, так как от этого зависит для педагога возможность реализовать образовательную программу.

Такой принцип комплектования воспитательной организации, как добровольность, создает необходимость обеспечить мотивацию участия в деятельности у учащихся. Общепризнано, что мотив является результатом соотнесения в сознании индивида образа потребности и образа встреченного предмета. Следовательно, развитие у школьников мотивации участвовать в деятельности детских объединений предполагает конструирование таких ситуаций жизнедеятельности, в которых окружающие предметы порождают у детей привлекательные (подобные образам потребностей) образы вышеназванных занятий. Содержание социального воспитания в учреждениях дополнительного образования должно включать, с одной стороны, непосредственное побуждение, заражение, вовлечение учащихся в совместную деятельность, а с другой -- ориентировать ребенка на осознание значимости и ценности этих занятий.

Добровольность вхождения в воспитательную организацию в данном случае обеспечивается:

1) предоставлением возможностей выбора различных форм реализации себя, того или иного объединения, соответствующего их интересам и наклонностям;

2) созданием возможностей перехода из одного объединения в другое и переключением с одного вида деятельности на другой в рамках

одного объединения;

3) применением индивидуальных сроков и темпов выполнения программ.

Такие объективные факторы, как отсутствие жестких образовательных стандартов в учреждениях дополнительного образовали и заинтересованность педагога в том, чтобы ребенок посещал занятия вне прямой зависимости от академических успехов, определяют следующие особенности учреждения дополнительного образования:

Креативность (творческость) жизнедеятельности детских объединений;

Дифференциация воспитательного процесса:

Индивидуализация воспитательного процесса (реагирование времени, темпа и организации пространства при освоении содержания образования);

Обращенность к процессам самопознания, самовыражения и самореализации ребенка;

Стремление создать подлинный диалоговый характер взаимоотношений между педагогом и воспитанниками.

Креативность функционирования детских сообществ в учреждениях дополнительного образования выражается в развитии элементов исследовательской работы, конструирования, опытничества, в первых пробах в области искусства и литературы. Согласно завету С.Т.Шацкого сам быт учреждений дополнительного образования организован с обилием художественных и творческих форм, так что ребенок добровольно подчиняется требованиям педагога, то есть «свободная стихия» превращается в закон жизни, принимаемый воспитанником добровольно.

Дифференциация воспитательного процесса может быть отнесена, к важным особенностям учреждении дополнительного образования детей. Например, в большинстве воспитательных организаций детские объединения (классы в школе, отряды в загородном лагере) создаются без учета интересов, входящих в них подростков. Кроме того, положенное в основу объединения воспитанников увлечение может быть достаточно узким, а при последующем уточнении круга интересов участников могут изменяться как состав группы, так и содержание деятельности, дифференциация связана не только с желаниями воспитанников, но и с их возможностями. Учреждения дополнительного образования детей и детскоподростковые объединения могут существенно различаться по уровню сложности реализуемых программ.

Индивидуализация воспитательного процесса выступает как регулирование времени, темпа и организации пространства при освоении содержания социального опыта и образования. Данное преимущество учреждений дополнительного образования связано с отсутствием строго определенного места в государственной системе социального воспитания. В отличие от школы, которая, как правило, готовит выпускника к следующей ступени профессиональной подготовке, для учреждения дополнительного образования детей возможен и внешне тупиковый вариант. Социальный опыт, дополнительные сведения и т.д., приобретенные в учреждениях дополнительного образования детей, не обязательно становятся основой будущей профессии, а в большей мере организуют опыт самостоятельной свободной ориентации в различных (сферах деятельности. Поэтому как долго и насколько интенсивно ребёнок осваивал дополнительную образовательную программу, становится не столь уж и важным.

Обращенность к процессам самопознания, самовыражения и самореализации ребенка обеспечивается включением ребенка в деятельность. Результатом включения является состояние включенности -- своеобразное начало субъектного отношения к деятельности. Включенность понимается как личностное состояние по отношению к деятельности, несущее в себе объективный и субъективный компоненты (В.В.Рогачев). Объективным компонентом является собственно деятельность личности, субъективным отношение личности к данной деятельности, другими словами, состояние включенности В.В.Рогачёв характеризует интериоризацией цели деятельности; непосредственным участием в ней; выполнением определенных действий, приносящих личности удовлетворение собственных интересов и потребностей; удовлетворенностью межличностными отношениями, возникающими в процессе деятельности.

В учреждениях дополнительного образования благодаря личностно ориентированному информированию, помощи в самоопределении происходит проектирование ребенком вариантов участия в совместной деятельности, которая становится для него деятельностью в полном смысле слова, то есть приобретает необходимые атрибуты: собственные для личности цель, предмет, объект, средства.

Стремление создать подлинный диалоговый характер взаимоотношении между воспитателями и воспитанниками в учреждениях дополнительного образования позволяет осуществлять индивидуальную педагогическую помощь детям по широкому кругу проблем.

В то же время условием эффективности индивидуальной педагогической помощи в учреждениях дополнительного образования является именно то, что воспитанник здесь готов принять помощь от воспитателя, у ребенка имеются установки на добровольный контакт по поводу своих проблем, желание найти у педагога понимание, получить информацию, совет, порой далее инструктаж.

Подлинный диалоговый характер межличностных отношений между педагогом и воспитанниками в учреждении дополнительного образования обусловлен соотнесенностью с внешней реальностью, то есть с предметом деятельности, по поводу которой и проистекает сотрудничество взрослого и ребенка. Отсюда возникает следующее требование: подростку должен быть понятен смысл совместной деятельности. Диалоговый характер отношений воспитанника с педагогом может приводить к «переворачиванию субъектности», когда ребенок сам выступает в роли инициатора, организатора, контролера. Подлинный диалог в межличностном взаимодействии базируется на коммуникативной толерантности педагога дополнительного образования. Коммуникативная толерантность проявляется в том, что по отношению к странным, вызывающим на первый взгляд недоумение, явлениям в поведении партнёра доминирует стремление понять и принять эти особенности. Проявляя коммуникативную толерантность, воспитатель рассматривает эти проявления как внешние, или как форму, которая не должна оказывать решающего влияния на содержание контактов, и не старается немедленно переделать воспитанника, сделать его «удобным».

Вторая особенность учреждений дополнительного образования детей наиболее ярко проявляется в образовании и определяется прежде всего взаимоотношениями с общеобразовательной школой. Ребенок посещает клуб по месту жительства, изостудию или класс скрипки музыкальной школы параллельно со школой, следовательно, перечисленные детские объединения выполняют функцию дополнения.

Понятие «дополнительный» («дополнительное») имеет два значения:

1) дополнительное - это то, что делает более полным, прибавляясь к чему-нибудь, восполняя недостающее в чем-нибудь;

2) дополнительное предстает как прибавление сверх, помимо необходимого.

Другими словами, дополнительное образование призвано дополнить каждому воспитаннику ту общую и необходимую для всех основу, которую обеспечивает школа, с помощью разных материалов и по-разному. Это дополнение должно осуществляться в русле желаний и возможностей ребенка (и его родителей), общества и государства, причем в сторону превышения насущно необходимого. Существует объективная диалектическая зависимость дополнительного образования от основного, и заключается она в определении государством того содержания образования, которое является основным (общим и обязательным). Дополнительное образование обречено на периферийную роль - быть обращенным в прошлое и в будущее. Его содержание составляет то, что перестало быть общим и обязательным, и то, что еще не стало таковым. Эта периферийность не принижает значения дополнительного образования, а наоборот, она делает его мощным средством гуманизации системы образования в целом все, что из-за тех или иных условий невозможно положить в основу всем (или всем, кто выбрал тот или иной профиль), можно добавить по возможности и желанию, углубляя, расширяя и применяя школьные знания.

Дополнительное образование, осуществляемое в различных воспитательных организациях, выделяется на основе специфической функции дополнения общего, дополнения как унифицированного, как базового, как обязательного и как академического (теоретического). Но дополнительное образование как раз не является унифицированным, оно ориентировано не столько на удовлетворение общественной потребности в подготовке нового поколения к участию в производстве и культурной жизни страны, сколько на удовлетворение индивидуально-групповых образовательных потребностей, которые объективно не могут быть учтены при организации массового образования. Противопоставление дополнительного образования унификации массовой школы проявляется как в его содержании, так и в способах освоения. Дополнительная образовательная программа создается как методическое обеспечение образовательного процесса группы детей, состав которой определяется наличием у них той или иной образовательной потребности, что может быть связано как с возрастными особенностями, так и с ценностями социальной, этнической, субкультурной группы, индивидуальными интересами и возможностями.

Вследствие этого дополнительное образование не является академическим, то есть ориентированным в отборе содержания на основы наук. Его содержание может, во-первых, дополнять основное в аспекте применения знаний и умений, то есть иметь практическую направленность. Во-вторых, оно может восполнять имеющиеся с точки зрения потребностей повседневной жизни «пробелы» в содержании основного образования -- утилитарная направленность. В-третьих, оно часто имеет междисциплинарный, синтетический характер. Таким образом, сфера дополнительного образования тем шире, чем более академичен и унифицирован характер основного (массового школьного) образования.

Основное образование рассматривается как базовое, то есть как основа для последующей профессионализации, причем в любой сфере деятельности. Дополнительное образование в этом смысле базовым не является. Дополнительные занятия могут служить для удовлетворения потребностей, возникновение которых не связано с жизненными планами личности, а обусловлено актуальной ситуацией жизнедеятельности -- эпизодический интерес, стремление принадлежать группе значимых сверстников, обрести новых друзей и т. п. В старшем школьном возрасте, когда профессиональное самоопределение начинает выступать в качестве важной задачи личностного развития, дополнительные занятия для части учащихся становятся основой профессионализации, но в конкретной сфере (или сферах) деятельности, которая оценивается ими как наиболее вероятные направления продолжения образования. Дополнительное образование является также базой для формирования досуговых предпочтений -- хобби, что должно рассматриваться как расширение пространства самореализации личности, как способ повышения качества жизни.

Дополнительное образование в отличие от основного не является обязательным. Это выражается в том, что отсутствие его не может быть препятствием для продолжения образования, приобретения профессии. Необязательность его выражается также и в добровольности, менее жесткой регламентации образовательного процесса. С одной стороны, ребенок или его родители сами определяют содержание и форму получения дополнительного образования, меру обязательности посещения занятий. С другой -- учреждение дополнительного образования задает некие писаные и неписаные правила, регламентирующие поведение детей и педагогов, касающиеся среди прочего и обязательности посещения занятий.

Учреждения дополнительного образования в государственной системе социального воспитания объективно играют подчиненную роль. Данное обстоятельство выражается как в определении содержания организуемого социального опыта и образования, так и в подстройке порядка функционирования под режим общеобразовательной школы.

Третья особенность. Одна из задач учреждений дополнительного образования детей -- содействие в профессиональном самоопределении учащихся, которое обеспечивается предоставлением возможности школьникам выбирать сферу деятельности из предложенного перечня и практико-ориентированным характером содержания, форм и методов социального воспитания.

Предназначенность данных воспитательных организаций для детей старшего дошкольного и всего школьного возрастного спектра приводит к тому, что в них профессиональная ориентация становится длительным процессом постепенного уточнения интересов ребенка, восхождения его к профессии путем многочисленных проб в сфере практической деятельности через углубление и расширение содержания образования, а также через освоение ребенком способов деятельности, что представляет собой либо профилизацию, либо профессионализацию.

Профилизаиия образования имеет место, когда в качестве его содержания выступает определенная образовательная область. При этом не только могут углубленно изучаться дисциплины одной из образовательных областей базового учебного плана общеобразовательной школы, но и могут раскрываться межпредметные связи. В учреждении дополнительного образования детей обучение отличается прикладной направленностью. В его содержании относительно большую долю составляет освоение приемов и способов деятельности не только учебной, но и практической, что создает возможности для профессионализации воспитанника.

В ряде учреждений и объединений, ориентированных на развитие способностей детей в определенной сфере, индивидуальные достижения воспитанников будут различаться в зависимости от степени одаренности. Так, дети с небольшими задатками, как правило, имеют достаточно четкие представления о собственных возможностях и ограничениях. На этой основе у данной категории воспитанников возникает проблема желания и интереса заниматься данным видом деятельности. Ориентация одаренных детей на осуществление привлекательной и значимой для них деятельности очень велика, как и затрачиваемое на эти занятия время. Соответственно воспитанник оказывается в ситуации дефицита разнообразного взаимодействия вне рамок избранного вида деятельности. Поэтому ряд возрастных задач не решается ребенком полноценно. Для ряда детских объединений в учреждениях дополнительного образования при оказании индивидуальной помощи характерна ориентация на преодоление неуспешности воспитанника в значимой для него предметно-практической или духовно-практической деятельности.

Четвертая особенность -- опосредованность социального воспитания. Весьма интересным представляется рассмотрение социального воспитания в учреждении дополнительного образования через принцип дополнительности в социальной педагогике. Если воспитание (относительно социально контролируемая часть) дополняет процесс стихийной социализации, то в воспитательной организации, призванной «дополнять воспитание», акцент может быть сделан на уменьшении управляющего начала. Скорее всего, характерной чертой учреждений дополнительного образования детей становится оптимальное сочетание стихийной, относительно направляемой, относительно социально-контролируемой социализации и сознательного самоизменения человека.

Общение и межличностные отношения, занимая значительное место в жизнедеятельности учреждений дополнительного образования, характеризуются интенсивностью и насыщенностью. Каждый из их воспитанников стремится реализовать себя в этой сфере, часто не обладая соответствующими навыками. Поэтому содействие в установлении взаимопонимания с окружающими, преодоление стереотипов воспитанника, перенесенных им из других ситуаций, имеют характер индивидуальной помощи. Кроме того, индивидуальная помощь в учреждениях дополнительного образования направлена на решение таких проблемных ситуаций, как: саморегуляция ребенка при участии в выступлениях, соревнованиях, конференциях, выставках; несформированность навыков самообслуживания (туристический поход, полевая экспедиция, военные сборы, выезды спортивной команды на соревнования); нежелание или неготовность ребенка разделять нормы и ценности клубного сообщества; некомпетентность в межличностном взаимодействии.

Возможность уменьшить регуляцию поведения воспитанников обеспечивается тем, что педагог занимается с относительно немногочисленной группой воспитанников (15 -- 16 человек), соединяя как групповые, так и индивидуальные формы работы.

Характеризуя пятую особенность учреждений дополнительного образования как воспитательных организаций, следует отметить, что возникнув по общественно-педагогической инициативе интеллигенции и предпринимателей, данный вид воспитательных организаций с 1918 г. и по настоящее время остается преимущественно государственным. Относительная молодость (100--150 лет) института внешкольного воспитания -- дополнительного образования, существенные политические, экономические и социальные изменения, произошедшие в начале 1990-х гг. в нашей стране, имеют у этой разновидности воспитательных организаций недостаточно определенный статус в отечественной системе социального воспитания.

Шестой особенностью учреждений дополнительного образования является то, что они имеют различное ведомственное подчинение, например: Министерство образования РФ, Министерство культуры РФ, Государственный комитет РФ по физической культуре, спорту и туризму.

Седьмая особенность связана со спецификой субъектов социального воспитания в учреждениях дополнительного образования детей. Своеобразие состоит в том, что открытие учреждения дополнительного образования по тому или иному профилю связано с наличием в воспитательной организации соответствующего специалиста. Работа педагога дополнительного образования регламентируется программой, которую он создает на основе своих собственных представлений и легализует через соответствующие экспертизу и утверждение. Вообще, эффективность профессиональной деятельности педагога дополнительного образования обусловлена его самореализацией.

Следует отметить, что многие педагоги дополнительного образования, не имея профессионально-педагогической подготовки, являются специалистами в конкретной предметно-практической сфере, поэтому решение ими задач социального воспитания происходит интуитивно.

Взаимодействие воспитателя и воспитанника в учреждениях дополнительного образования и общеобразовательной школе различается как по своей сути, так и в восприятии ребенка. Педагог дополнительного образования определенным образом ограничен в методах управления деятельностью и поведением воспитанника, в частности, речь идет о методах требования и наказания. Поэтому ребенок не испытывает страха и тревоги, общаясь с педагогом. В данном случае педагог для управления деятельностью воспитанников устанавливает отношения диалога, а активность детей в освоении содержания образования обеспечивается путем стимулирования их интереса. Педагог в глазах воспитанника является специалистом в привлекательном виде деятельности, поэтому ребенок готов устанавливать с ним контакт, чтобы освоить деятельность. Другими словами, образ педагога дополнительного образования, как правило, отличается от образа учителя школы в сторону большего доверия, более комфортных отношений, интереса обеих сторон друг к другу и к осваиваемому ребенком предмету.

Рекомендуем почитать

Наверх