Успешность учения. Теоретический анализ понятий «успеваемость» и «успешность обучения» в психолого-педагогической литературе. Оценивание в школе

Красота 31.07.2020
Красота

Актуальная и сегодня проблема успешности обучения существует уже множество столетий. Подтверждение тому – затрагивание этого аспекта в трудах Аристотеля, Коменского, Ушинского. Сегодня учителя сталкиваются с вопросами: какой ученик является успешным и как эту успешность оценить.

В педагогических и психологических трудах успеваемостью считают степень совпадения полученных результатов учебной деятельности с теми, что были запланированы. Более емкое понятие успешности обучения, его составляет внешняя оценка результатов учебной деятельности школьника учителем, родителями, кроме того, сюда входит и удовлетворенность самими учениками, как учебным процессом, так и результатом обучения.

Получается, успешным является ученик, сумевший в процессе обучения преодолеть неорганизованность, растерянность, свой страх и различные затруднения. Такой ученик удовлетворен и собой, и своей деятельностью. Если же школьник является отличником, но при этом несчастен, тревожен, замучен ожиданиями окружающих и нормативными требованиями – назвать его успешным, в силу того что он не испытывает удовлетворения и радости от учебного процесса, нельзя.

На данный момент методик, которые бы оценили успешность, нет, несмотря на попытки их определить. Условно, критерии оценки можно разделить на педагогические и психологические. К педагогическим относят:

  • способность ученика усваивать школьные образовательные программы;
  • способность демонстрировать свои знания, навыки и умения.

Справедливо заметить, что итоговые отметки косвенно выражают успешность обучения, причем именно итоговые, а не поурочные. Особое внимание уделяется работам, выполненным без посторонней помощи – контрольным и самостоятельным. Так, педагог Н.В. Соболь предлагает успешность обучения оценить таким образом: после изучения темы урока ученикам выдается контрольная работа, которую они должны выполнить самостоятельно. Для каждого ученика учитель засекает время выполнения задания. Во время проверки он подсчитывает количество правильных операций, как в целом, так и по заново изученному материалу.

Оценка результативности

Чтобы оценить результативность , вводим коэффициент, формулой для которого будет: Кр=а/А, где Кр – коэффициент результативности; а – точность обучения, определяется количеством правильных операций; А – общее число операций. Такой коэффициент является индивидуальным показателем того, насколько ученик усвоил материал, стремиться нужно к Кр=1.

Учитель рассматривает эффективность обучения в качестве производительности труда учеников или же точности обучения, которая приходится на определенную единицу времени выполнения контрольной: Q=a/t, где t – это индивидуальное время, затраченное на выполнение задания. Чем больше Q, тем больше правильных операций ученик выполнил за меньший интервал времени, и тем эффективнее обучение.

Следует учитывать, что на разных уроках задания имеют разную сложность, поэтому между собой сравнить эффективность уроков нельзя. Для этого введем формулу идеальной эффективности: Qи=А/tи, где величина tи это идеальное (наименьшее) время, затрачиваемое на выполнение контрольной. Определяет его учитель или же при помощи независимых экспертов, или же по лучшей работе. Далее определим коэффициент эффективности обучения: Кэ=Q/Qи. Эффективность будет тем выше, чем ближе к единице значение коэффициента.

Данный подход дает возможность определить связь между результативностью и эффективностью обучения, поскольку как видно из формул - Кэ=Кр*tи/t. При одинаковой результативности и уменьшении затраченного времени на выполнение работы, эффективность обучения будет возрастать, и, наоборот – при одинаковом времени, чем результативность обучения выше, тем выше эффективность. При совпадении значений времени выполнения задания и идеального времени, совпадают и коэффициенты эффективности и результативности. Если брать во внимание ограничение времени выполнения задания, которое часто встречается в школьной практике, Соболь предлагает не замерять эффективность, а определить соответствие между коэффициентом результативности и пятибалльной оценкой. К примеру, если коэффициент равен значению 0,3 и меньше – оценка «неудовлетворительно», если 0,3-0,5 – «»удовлетворительно», результат 0,5-0,7 означает оценку «хорошо», а 0,7-1 – «отлично».

Справедливо отметить, что данный подход не совсем полон, он охватывает лишь одну из составляющих успешности – успеваемость. Положительным моментом подхода является возможность ученику сравнить свои результаты на протяжении всего учебного года.

Оценивание в школе

Сегодня распространена балльная система оценки, но точно определить степень достижения результата обучения учеником она не позволяет. Так, поставленная одному ученику «тройка» для другого может означать «почти двойку» или «почти четверку». Также довольно часто отличникам завышают оценки, а неуспевающим ученикам – занижают. В психологической литературе можно встретить мнение о том, что школьная отметка слишком обобщенная оценка, которая точно измерить поведение ученика и стимулировать его учебную деятельность не может. Вероятно, более правильным было бы использование дифференцированной системы оценок, предусматривающей оценки за прилежание, усилие, старание и качество результата.

Действительно, по мнению многих психологов, школьная отметка способна оценить лишь качество усвоенных умений и знаний, но не нравственные достоинства и старания и усилия для достижения успеха. Именно поэтому для оценки успешности обучения важность рассматривать ее с точки зрения не только педагогических, но и психологических критериев, среди которых:

  • положительная динамика развития;
  • положительные: мотивация к обучению, отношение к школе, наличие познавательного интереса;
  • социальная адаптированность;
  • позитивные отношения ученик-учитель, ученик-одноклассники;
  • хорошее психическое и физическое здоровье;
  • адекватно-позитивная самооценка;
  • благополучие в семье.

Критерии оценивания

Интерес представляет антропоцентрическая философия В.В. Давыдова и Д.Б Эльконина, в основе обучения которой лежат человеческие отношения и позиции субъектов: ребенок-ребенок, взрослый-ребенок, активно-деятельностный способ обучения. Основные критерии успешности обучения – психологический комфорт, эмоциональный и санитарно-гигиенический эффект, двигательная активность.

Е. Торренс выделяет одним из критериев успешности креативность, которая в процессе учебной деятельности выражается в обостренном восприятии личностью ученика недостатков, дисгармонии, недостаточных элементов в системе своих знаний.

Умственная самостоятельность по типам проявления бывает воспроизводящей, реконструктивной, эвристической и исследовательской. Она является лишь одним из проявлений самостоятельности, как субъекта деятельности и свойства личности. Самостоятельность проявляется и в самоорганизации познавательной деятельности. Кроме того, она является самым существенным признаком человека как субъекта деятельности и как личности.

Познавательную активность рассматривают в качестве поведенческой формы выражения мотивации, в которой внешняя процессуальная сторона выражается в характеристиках совершаемой деятельности. Познавательная самостоятельность позволяет принимать при преодолении учебных трудностей автономные решения. Проявляется она в умении и стремлении самостоятельно мыслить, найти подход к решению задачи, не завися от своих суждений, в желании понимать информацию и изучать способы ее добывания.

Активность и успешность

Активность в учебе, профессиональную направленность, академическую успеваемость, умственную самостоятельность и учебную успешность можно отнести к внутренним критериям различных педагогических систем. Все эти системы связаны между собой, поэтому результат и качество работы одного учебного заведения отражается на положении дел в другом, особенно если между ними преемственные отношения. К примеру, неудовлетворительная работа общеобразовательной школы вызывает различные проблемы в заведениях высшего образования, а неудовлетворительная работа вузов, готовящих слабых специалистов, ведет к снижению эффективности производства, что в свою очередь отразится на социально-экономическом развитии страны. Именно поэтому при оценке эффективности работы учебного заведения следует внутренние критерии дополнять внешними, среди которых: организация процесса обучения и управление учебной деятельностью. Самостоятельная работа учеников, адаптация на производстве выпускников вузов и профтехучилищ, темп профессионального роста и должностное продвижение, темп роста самообразования, уровень профессионального мастерства и образованности.

Итак, успешность ученика является не только объективным показателем его высоких результатов познавательной деятельности и положительная оценка учителя, это еще и позитивная самооценка ученика. Из этого следует, что основной критерий успешности обучения – умение ученика достичь наибольшего результата при наименьших энергетических затратах. Связано это с такими способностями, как: вовремя делать свои дела, для достижения цели использовать рациональные средства, чувствовать ситуацию, испытывать чувство радости, уверенности в себе, удовлетворения, не унывать, не сдаваться перед трудностями, беречь здоровье и так далее.

УДК 159.99 ББК 88.8

Т. Ю. Курапова с. Дульдурга, Россия Психологические факторы успешности обучения школьников

Успешность обучения школьников зависит от многих причин. Отмечается, что в настоящее время существует необходимость оказания помощи учителям, работающим со слабоуспевающими учениками. Однако помощь будет эффективной, если педагог будет знать и учитывать психологические факторы, влияющие на успешность обучения. В данной статье указаны некоторые из таких факторов: мотивация учения, особенности эмоционально-волевой сферы учащихся, уровень умственного развития.

Ключевые слова: успешность обучения, психологические факторы успешности обучения, учебная мотивация.

T. Yu. Kurapova Duldurga, Russia Psychological Factors of Successful Teaching at Schools

Successful teaching at schools depends on many factors. Today it is necessary to help teachers to train pupils who lag behind the rest of the class. However, this help will be effective if the teacher knows psychological factors conditioning successful learning. This article describes some of these factors: motivation for learning, features of pupils’ emotional and will sphere, the level of their intellectual development.

Keywords: successful teaching, psychological factors of successful teaching, learning motivation.

Проблема низкой успеваемости школьников волнует не только участников педагогического процесса, но и научное сообщество педагогов, психологов. Однако при рассмотрении данной проблемы специалисты зачастую делают акцент на физиологических, педагогических или социальных факторах, не уделяя должного внимания психологическим, а они, на наш взгляд, играют очень важную роль. Ведь ребёнок обучается в коллективе, в котором происходит постоянно подкрепляемое оценками учителя сравнение детей между собой. Неуспевающий ученик как бы выставляется на обозрение сверстников и практически ежедневно переживает ситуацию неуспеха. Таким образом, проблема неуспеваемости из педагогической трансформируется в психолого-педагогическую проблему успешности обучения.

Само понятие «успешность обучения» достаточно ёмкое и создает определённые трудности в толковании. В определении этого понятия Н. А. Рототаевой подчеркивается: «Успешность во многом определяется умением выбирать правильную позицию и тактику в критических ситуациях. Успешным принято называть того, кто «не прячет голову в песок», а готов мужественно и стойко встречать любые неприятности, проявлять

волю и настойчивость в их разрешении . В учебной деятельности успешным будет тот школьник, который сумел преодолеть свой страх, затруднения, растерянность, неорганизованность. И наоборот, несчастный, тревожный, замученный нормативными требованиями и ожиданиями окружающих отличник, на наш взгляд, не может быть отнесён к успешным, поскольку учёба не приносит ему радости, удовлетворения. Следовательно, успешность обучения следует рассматривать как качественную оценку результатов деятельности, которая складывается из объективной результативности и субъективного отношения к этим результатам самого учащегося.

Несомненно, одной из составляющих успешности обучения является академическая успеваемость. На сегодняшний день существует насущная потребность в оказании помощи учителям, которые работают со слабоуспевающими учениками. Но помощь будет эффективной только при условии знания психологических факторов неуспеваемости.

По мнению Л. А. Регуш, «в психологии, говоря о неуспеваемости, имеют в виду её психологические причины, которыми являются, как правило, свойства самого ребёнка, его способности, мотивы, интересы и т. д.» .

© Т. Ю. Курапова, 2011

Учёные записки ЗабГГПу

Безусловно, одним из основных факторов, влияющих на успешность обучения, является мотивация. По существу, нельзя наладить какое бы то ни было эффективное педагогическое взаимодействие с учащимися без учёта особенностей их мотивации. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов: во-первых, она определяется самой образовательной системой и образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; во-вторых, - организацией образовательного процесса; в-третьих, - субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т. д.); в-четвертых, - субъектными особенностями педагога и, прежде всего, системой его отношений к ученику, к делу; в-пятых, - спецификой учебного предмета.

Учебная мотивация, как и любой другой её вид, системна. Она характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью. «...Мотивация учения складывается из ряда постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом побуждений (потребности и смысл учения для школьника, его мотивы, цели, эмоции, интересы). Поэтому становление мотивации есть не простое возрастание положительного или усугубление отрицательного отношения к учению, а стоящее за ним усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в неё побуждений, появление новых, более зрелых, иногда противоречивых отношении между ними» .

Для анализа мотивационной сферы учения школьников важна характеристика их отношения к нему. Так, А. К. Маркова, определяя три типа отношения - отрицательное, нейтральное и положительное, приводит чёткую дифференциацию последнего на основе включённости обучающегося в учебный процесс . Это очень важно для управления учебной деятельностью школьника. Автор подразделяет положительное отношение к учению на:

а) положительное, неявное, активное, означающее готовность школьника включиться в учение;

б) положительное, активное, познавательное;

в) положительное, активное, личностно-пристрастное, означающее включённость школьника как субъекта общения, как личности и члена общества .

В исследовании проблемы учебной мотивации отмечается связь уровня умственного раз-

вития обучающихся и формирования их мотивационной сферы. Так, на материале исследования школьников М. В. Матюхина отмечает, что в процессе их психического развития развивается и мотивация. Это позволяет утверждать, что «высокий исходный уровень умственного развития выступает, с одной стороны, важнейшим условием реализации исходного уровня мотивации ребёнка, с другой, - условием формирования положительной мотивации в процессе учебной деятельности» . При этом устанавливается прямая зависимость между высоким уровнем умственного развития и складывающимися положительными мотивационными тенденциями, и наоборот. В то же время выявлена зависимость между мотивацией, которая представляет собой предпосылку учебной деятельности, и успешностью обучения детей с высокой и средней мотивацией. Поэтому задача педагога - сформировать у детей мотив достижения, создать ситуацию успеха, которая связана с мотивационной сферой и определяется психологическими аспектами индивидуальности ребёнка.

Разделяя точку зрения Б. Г. Ананьева, считаем, что немаловажным фактором успешности обучения является сумма необходимых свойств, определенная структура способностей и одарённости, сенсомоторики, мнемических, логических, эмоционально-волевых компонентов .

В своих работах М. Н. Волокитина характеризует отношение учащихся к учёбе. Она считает, что учащиеся с высокоразвитым чувством ученического долга компенсируют прилежанием трудности в учении. Ученики, которые формально относятся к учебным занятиям, убеждены в непосильности разрешения имеющихся у них проблем .

Значимым фактором являются, с точки зрения Н. С. Лейтеса, «психологические компоненты усвоения», к которым относятся:

1) положительное отношение учащихся к учению;

2)процессынепосредственногочувственного ознакомления с материалом;

3) процесс мышления как процесс активной переработки полученного материала;

4) процесс запоминания и сохранения полученной и обработанной информации .

Особого интере са заслуживают исследования

Н. И. Мурачковского, доказывающие, что у неуспевающих учеников в основном нет патологических нарушений памяти и внимания .

На успешность обучения может влиять слабое развитие волевой сферы у учащихся. Кстати,

на последнюю причину редко обращают внимание, хотя об этом писал ещё К. Д. Ушинский: «Учение, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть воле ученика, т. к. не всё в учении интересно, и придётся многое взять силой воли» .

На успешность обучения может повлиять и уровень самооценки человека. Так у детей с нестабильной самооценкой неудача в учении может негативно влиять на учебную мотивацию. Внешне это может выражаться в виде лени, излишней медлительности, отказа от трудных заданий. При этом у учащихся, уверенных в себе, имеющих устойчивую положительную самооценку, неудача не только не дезорганизует деятельность, но и открывает возможность для формирования

более адекватной самооценки, направленной на преодоление трудностей. Успешность - это целостная характеристика деятельности, общения и внутреннего состояния ребёнка. Достижение ребёнком успешности связано как с его собственной внутренней активностью (которую в нём нужно пробудить и научить поддерживать), так и с системно построенной деятельностью взрослых - субъектов образовательного процесса. Известно, что длительная неуспеваемость вызывает у школьника моральную и психическую травму, порождает неверие в свои силы. Поэтому учителю очень важно знать индивидуальные особенности своих учеников, учитывать те психологические факторы, которые помогут ребёнку стать успешным в учёбе.

Список литературы

1. Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки // Избранные психологические труды. М., 1980.

Т. II. С. 128-229.

2. Волокитина М. И. Очерки психологии младших школьников. М.: Педагогика, 1955. 214 с.

3. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М.: Просвещение, 1971. 278 с.

4. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. 96 с.

5. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990.

6. Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников. М.: Педагогика, 1984. 144 с.

7. Мурачковский Н. И. Типы неуспевающих школьников // Советская педагогика. 1965. № 7. С. 23.

8. Регуш Л. А. Учить учиться! О проблеме школьной неуспеваемости // Психологическая газета. 1999. № 9. С. 8-10.

9. Рототаева Н. А. Организационно-педагогическая концепция школы социального успеха // Научнометодический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. 2004. № 5. С. 13-21.

Практикой школы уже давно доказано, что каждый школьник, не имеющий каких-либо органических дефектов может усвоить знания в объеме школьной программы, однако не во всех случаях удается достигнуть необходимого уровня усвоения и отдельные учащиеся с трудом усваивают учебный материал.

Анализ научно-педагогической литературы, различных научных теорий, подходов и концепций показал, что понятие «успешность обучения» встречается крайне редко и рассматривается учеными в двух основных направлениях. Первое можно обозначить как психологическое или психолого-педагогическое, где понятия «успех» и «успешность» определяются как особое эмоциональное состояние ученика, которое выражает его личное отношение (переживание) к деятельности или ее результатам (Казакова Е.И., Поляков С.Д., Сериков В.В., Щуркова Н.Е., и др.).

Второе направление связано с рассмотрением успешности обучения в ракурсе проблемы результативности и эффективности обучения, а также успешность обучения фигурирует в контексте показателей качества образования (Бабанский Ю.К., Давыдов В.В., Кириллова Г.Д., Краевский В.В., Лернер И.Я. и др.). Результативность обучения традиционно определяется в виде различных признаков, характеризующих степень достижения учителем поставленных в процессе обучения целей.

Проблема успеваемости очень сложна, ее исследование предполагает множество различных подходов, но все они группируются вокруг двух основных аспектов рассмотрения проблемы:

1) как преподаватель учит;

2) как школьник учится и как при этом осуществляется его развитие.

Специалисты разных отраслей педагогической науки уделяли преимущественное внимание одной или другой стороне данной проблемы. Так, дидакты основным объектом изучения делают педагогические условия, особенности учебно-воспитательного процесса, которые способствуют преодолению неуспеваемости. Психологи же направляют внимание на изучение особенностей личности неуспевающих учащихся, проявляющихся в процессе учения, на выявление своеобразия самого процесса их учебной деятельности. На вопрос - каковы типичные сочетания особенностей школьников, определяющие характер неуспеваемости - отвечают психологические исследования. Дидактическая основа для таких исследований содержится в работе Гельмонта А.М.. В этой работе дан дифференцированный анализ неуспеваемости школьников и ее причин. Один из критериев, который положен Гельмонтом А.М. в основу дифференциации неуспеваемости носит психологический характер - это степень легкости (или трудности) преодолимости отрицательного явления. Основное значение приобретают причины, зависящие от учащегося:

· плохая подготовленность и значительные пробелы в знаниях;

· отрицательное отношение к учению;

· отсутствие привычки к организованному труду, недостаточный уровень общего развития.

Гельмонт А.М. указывает как тесно переплетаются причины, зависящие от учителя и ученика, и как длительная неуспеваемость вызывает у школьника моральную и психическую травму, порождает неверие в свои силы .

Самохвалова В.И. выделяет три показателя, на основе которых могут быть рассмотрены различия в поведении детей и особенности их личности:

1) отношение к учению;

2) организация учебной работы;

3) усвоение знаний и навыков.

Эти показатели могут по разному проявляться у детей с одинаковой успеваемостью, т.к. не обнаруживается однозначных связей между степенью успешности в учении и отношением к учению. Характеризуя группы детей с одинаковой успеваемостью можно выделить какую-либо одну группу черт, которая определяет все остальное.

В своих работах Волокитина М.Н. опирается на отношение учащихся к учебе. Она считает, что учащиеся с высокоразвитым чувством ученического долга компенсируют прилежанием трудности в учении. Ученики, которые формально относятся к учебным занятиям, убеждены в непосильности разрешения имеющихся у них проблем.

Сохраняет свое значение введенное Выготским Л.С. понятие «зоны ближайшего развития», которое означает умственные возможности учащихся, реализующиеся в условиях сотрудничества со взрослыми, при их помощи.

В исследованиях по психологии обучения, направленных на анализ особенностей обучаемости сочетаются две задачи:

1) выяснение того, как, какими способами школьники самостоятельно «добывают» новое знание;

2) установление видов помощи, какие необходимы для того, чтобы школьник мог успешно справиться с заданием.

Иначе говоря, процесс обучения опосредуется индивидуально психологическими способностями ученика, а также вследствие того, чему и как обучают ученика.

Лейтис Н.С. ввел понятие «психологических компонентов усвоения», под которыми он понимал связанные многогранные стороны психики учащихся, без активизации и соответствующей направленности которых обучение не достигает цели. К таким компонентам относятся:

Положительное отношение учащихся к учению;

Процессы непосредственного чувственного ознакомления с материалом;

Процесс мышления как процесс активной переработки полученного материала;

Процесс запоминания и сохранения полученной и обработанной информации.

Многие психологи, анализируя процесс обучения, отмечают, что он является недостаточно управляемым процессом. Одним из возможных путей сделать обучение управляемым процессом - специальная организация процесса усвоение как процесса заданного. Наиболее разработанной в этом направлении является система обучения, основанная на теории поэтапного формирования умственных действий Гальперина П.Я.. Согласно этой теории совершаются процессы интериоризации действий - постепенного преобразования внешних действий во внутренние, умственные. Соответственно этому и строится процесс обучения. Поиски других возможностей управления процессом обучения связаны с разработкой психологических основ программированного обучения (Ланда Л.Н. и др.). Программированное обучение предполагает такую организацию обучения, когда обучающийся не может сделать следующего «шага» в усвоении, не овладев предыдущими. Ученик все время дает информацию о том как он усваивает материал. Обратная связь действует все время и позволяет регулировать процесс в соответствии с индивидуальными особенностями усвоения, обеспечивается активность каждого ученика. Каждый ученик обучается в оптимальном для него темпе, ритме, стиле.

В.В.Давыдов считает специфической потребностью и мотивом учебной деятельности ученика теоретическое отношение к действительности и соответствующие ему способы ориентации. Поставить перед школьником учебную задачу - это значит ввести его в ситуацию, требующую ориентации на содержательно общий способ ее разрешения во всех возможных частных и конкретных вариантах условий. Одним из значимых компонентов учебной деятельности является система особых действий по решению задач. Он выделяет следующие учебные действия, которым в зависимости от конкретных условий их выполнения соответствуют операции:

1) преобразование ситуации для обнаружения всеобщего отношения рассматриваемой системы;

2) моделирование выделенного отношения в графической и знаковой форме;

3) преобразование модели отношения для изучения его свойств в «чистом виде»;

4) выделение и построение серии частных конкретно-практических

задач, рожаемых общим способом;

5) контроль за выполнением предыдущих действий;

6) оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи .

Формирование полноценной учебной деятельности у младших школьников может происходить лишь на основе определенного принципа развертывания материала, адекватного содержательному обобщению, который детерминируется теоретическими формами общественного сознания и требованиями духовного производства. В настоящее время это осуществимо только в специально организуемых экспериментальных условиях.

В конце 50-x годов Эльконин Д.П. выдвинул общую гипотезу о строении учебной деятельности, о ее значении в психическом развитии ребенка. Эльконин Д.П. выделил 2 типа ведущей деятельности: деятельность в системе «ребенок-общественный предмет» и деятельность в системе «ребенок-взрослый», где усваиваются цели, мотивы деятельности, нормы человеческих взаимоотношений. Учебная деятельность относится к группе деятельностей, где происходит усвоение выработанных способов действий c предметами и эталонов, выделяющих в предмете те или иные их стороны. Особенность учебной деятельности состоит в том, что ее результатом является изменение самого учащегося, а содержание учебной деятельности заключается в овладении обобщенными способами действий в сфере научных понятий. Характер усваиваемого содержания является внешней, независимой от субъекта формой существования действительности, которая оказывает влияние на его психическое развитие. Были вычленены такие структурные компоненты, как учебная задача, учебные действия и операции, учебные действия контроля и оценки.

Следующий этап в изучении учебной деятельности состоит в пристальном внимании исследователей к новообразованиям, каждое из которых есть новый тип отношения ребенка к разным сторонам окружающей действительности. Это следующие типы новообразований:

1) новый тип отношения ребенка к изучаемому предмету, который проявляется в умении вычленять в нем параметры;

2) новый тип отношения ребенка к собственной деятельности - произвольность (саморегуляция),

3) новый тип отношения к своей деятельности как совместной.

Выполнение относительно простых и элементарных форм самоконтроля, сопровождающих предметные преобразования, является важным условием формирования самостоятельной учебной деятельности по управлению своим поведением .

Работы, проведенные Добрыниным Н.Ф., показывают, что общее значение получаемых в школе знаний постепенно переходит в личную значимость их для учащихся, связанную с потребностями, интересами и убеждениями личности. В результате этого знания преобретают все более действенный характер. Только правильно организованное обучение, лишенное формализма, приводит учащихся к более полному пониманию значимости получаемых знаний и тем самым готовит их к участию в жизни. Его исследования показывают, что когда объективная значимость знаний, умений и навыков действительно понимается учащимися, становится для них ясной, вызывает у них положительное отношение и интерес к ним, то эти знания и усваиваются более успешно.

Особенности умственного развития и обучаемости ученика в каждом периоде школьного детства лишь частично и временно обнаруживают становление его способностей. Обучаемость у детей непосредственно характеризует только учебные способности.

Лейтес считает, что не может быть просто поставлен знак равенства между обучаемостью (или уровнем умственного развития) и способностью. В школьные годы можно говорить о тех или иных предпосылках способностей, влияющих на обучение.

Таким образом, анализ исследований, посвященных психологическим проблемам успешности обучения, показывает, что на пути к решению этих проблем сделано немало. Однако еще возникает много вопросов о причинах, обуславливающих трудности в учении. Необходимо более углубленное изучение особенностей личности школьника, помогающие ему в устранении трудностей и успешному овладению им школьной программой.

Особый интерес представляет понятие «обучаемость». Основной показатель обучаемости «темп продвижения». По данным Менчинской Н.А. и ее сотрудников быстрее обучаются те ученики, чей уровень развития выше. В ходе возрастного развития происходят качественные изменения умственных возможностей, связанные ограничением некоторых умственных достоинств предшествующих возрастных периодов. Обучаемость детей непосредственно характеризует лишь учебные способности. Усвоение одного и того же материала у каждого ученика происходит по-разному, а, следовательно, требует разных педагогических усилий в зависимости от уровня и своеобразия развития ребенка. Понять причину учебных неудач не всегда просто, но знать ее необходимо. К детям надо подходить как к постоянно развивающимся, меняющимся личностям. Так как некоторые дети очень рано проявляют общие способности или специальные способности к каким-либо видам деятельности, то надо сделать все возможное, чтобы такому ребенку было интересно учиться в школе, чтобы именно в школе получали дальнейшее развитие его способности. Самооценка способностей учащихся в процессе школьного обучения - это осознание ими своей успешности в овладении материалом того или иного учебного предмета. В зависимости от того, считает ли себя младший школьник способным усвоить школьные предметы, у него складывается определенное отношение к себе: укрепляется или утрачивается вера в свои интеллектуальные возможности.

В практике школьной жизни учителю на каждом шагу приходится сталкиваться с отрицательными эмоциональными реакциями учеников на оценки, замечания, требования, на трудности в учебной работе. Часто учитель не понимает источника этих реакций, а эти реакции являются, с одной стороны, показателем какого-то неблагополучия в воспитании ребенка, о другой - они сами влияют на отношение ребенка к учению, к школе, к учителю, на формирование его взглядов и интересов, на формирование его личности. Эти реакции могут быть разной глубины и силы, разной длительности.

Славина Л.А. и Божович Л.И. пришли к выводу, что ребенок не принимает требований взрослых потому, что эти требования не имеют для него подлинного смысла, даже имеют другой, прямо противоположный смысл. Такое явление было условно названо Славиной Л.А. «смысловым барьером».

Реакции учащихся определяются не только объективной справедливостью или несправедливостью действий учителя, но и какими-то внутренними психическими особенностями ученика, связанными с его самооценкой и отношением к себе.

Славина Л.С. считает, что различие в успеваемости можно было уничтожить, если бы учителя учитывали индивидуальные особенности своих учеников и осуществляли к ним индивидуальный подход. У разных учеников неуспеваемость вызывается различными причинами. У одних основная причина неуспеваемости связана с неправильно сформировавшимся отношением к учебе, у других причиной неуспеваемости является трудность усвоения материала, у третьих - неправильные овладения приемами учебной деятельности. Встречаются такие ученики, успешность которых значительно снижается из-за того, что у них не развиты учебные интересы. Еще чаще встречается то, что на первоначальную причину, вызвавшую неуспеваемость данного ученика, наслаиваются новые вторичные явления, происшедшие в результате уже появившейся неуспеваемости.

Можно сделать вывод о том, что для того чтобы школьники стали успешны в обучении необходим новый фактор. Мы предлагаем за этот фактор взять адекватную самооценку школьников.

Так, роли самооценки в формировании уверенности и неуверенности школьника в своих знаниях и в своих силах посвящена работа Серебряковой Е.А.. Автор показала, что в зависимости от характера самооценки (ее адекватности, устойчивости) у школьника возникает уверенность в себе, неуверенность или самоуверенность, т.е. определенные черты характера. В результате исследования автору удалось выявить целый ряд условий формирования самооценки: роль, функция и место в этом процессе оценки другими людьми деятельности ребенка, значение оценки самим ребенком результатов собственной деятельности.

Серебрякова Е.А. также сделала вывод о том, что самооценка, закрепившаяся и ставшая чертой характера не ограничивается рамками одной какой-либо деятельности, а распространяется и на другие виды деятельности. Из целого ряда исследований следует, что важным фактором формирования личности ребенка является оценка его окружающими взрослыми. Эмоциональное самочувствие ребенка зависит от того, какие взаимоотношения сложились у него с окружающими людьми, отвечает ли он требованиям, которые ему предъявляются, иначе говоря, от того, насколько удовлетворяется потребность ребенка в положительной оценке. Наряду с этим очень рано у детей возникает самооценка, т.е. способность оценивать свои качества и умение, которые, в свою очередь, начинают определять его поведение. С возрастом самооценка как мотив поведения и деятельности начинают играть все большую роль в жизни ребенка и в формировании его личности. Она становится все более устойчивым образованием. На определенном этапе развития потребность в сохранении сложившейся самооценки может стать не менее, а иногда, даже более значимой, чем потребность оценки окружающих. Эти вопросы были предметом обучения в исследованиях Неймарк М.С., Славиной Л.С. .

В них изучалось влияние на личность несоответствие между тем, как оценивает ученика учитель, и тем, как ученик оценивает сам себя. В результате предшествующего опыта под влиянием оценок окружающих и результатов его деятельности у ребенка складывается потребность в сохранении привычной для него самооценки.

Поскольку на определенном этапе у детей складывается относительно устойчивая самооценка и основанный на ней уровень притязаний, это ведет к возникновению новой потребности быть не только на уровне требований окружающих, как на уровне собственных требований к себе. «Усваивая требования окружающих, вырабатывая собственную оценку окружающего и самооценку, дети постепенно эмансипируются от непосредственного влияния ситуации. Главным стимулом их психического развития с возрастом становится не только стремление получить одобрение окружающих, но и потребность выполнять собственное требование к себе и быть на уровне тех задач, которые они сами перед собой ставят», - пишет Божович Л.И. .

В своем блоге я много говорю об успехе, успешных репетиторах, и как стать лучшим в том, что вы делаете. Но успех на этом не заканчивается, точнее его область применения. Успех на уроке очень важен в работе репетитора, как для ученика, так и для педагога.

Тут все просто: успех есть — мотивация (хочется повторить успех, заниматься еще, узнавать новое и углублять знания), успеха нет — демотивация (опускаются руки, не хочется учиться, нет желания продолжать обучение, нет благодарности за проведенные занятия и т.п.). А теперь давайте разберемся, что такое успех в целом и успех в обучении.

Что такое успех?

Если обратимся к «Словарю русского языка» С.И. Ожегова, обнаружим, что успех – это:

  • удача в достижении чего-нибудь
  • общественное признание
  • хорошие результаты в работе, учебе

Понятие «успех» довольно размытое и относится к неопределенным существительным, таким как «свобода», «любовь», «удача» и т.п. Для каждого человека это понятие имеет свой смысл. Так и в обучении — успешным будет тот ученик, который понимает, что для него значит этот успех, какие цели он поставил в обучении и достиг ли их.

Получается, успех — это достижение поставленных целей, за которые еще будет признание. Галина Енютина

И тут возникает ряд вопросов к педагогу :

а) поставлены ли цели обучения;

б) достигли ли целей в процессе обучения;

в) получил ли ученик признание (в том числе самопризнание) успехов обучения.

Что дает успех?

Положительные результаты в учебе дают ребенку основание для самоуважения (они доказывают ему, что его ум, способности, трудолюбие достаточно высоко ценятся окружающими) и одновременно выступают для него средством достижения уважения этих окружающих. Таким образом, достижение и признание – два очень важных фактора удовлетворенности учебой. Именно поэтому аргументация родителей «Получить диплом просто жизненно необходимо!» работает здесь в качестве доказательства признания. Но это далеко не главное в учебе, согласитесь.

А вот хорошие результаты (достижение собственных целей, реализация мечты, ощущение самоценности и значимости, реализация своих способностей, умение договориться, получение практических навыков) гораздо важнее в обучении, чем грамоты, дипломы и медали. Они должны идти в нагрузку (как бонус) к вышеперечисленным результатам обучения, а не наоборот. Не зря же большинство самых успешных и богатых людей на земле не закончили колледж и не имеют диплома о высшем образовании.

Подводные камни успеха

Опасность достижения успеха состоит в том, что он может обрести негативные формы, когда высокий результат достигается «любой ценой».

Многие родители используют отрицательную сторону успеха — запугивание и демотивацию. Их позиция — внешняя, то есть они оценивают результаты достижений ребенка не по достижению поставленных целей и личностному росту, а по внешним атрибутам успешности — грамотам, наградам, дипломам. Фразы типа «Учись, а то в дворники пойдешь!» или «Что из тебя получится, если не будешь учиться?» никак не прибавляют желания изучить новое, а полученный диплом в последствии вызывает отнюдь не гордость за успехи, а скорее стыд и жалость к самому себе.

Такого ли вы хотите для своего ребенка или ученика? — Не думаю. Вот и я не хочу! Поэтому на своих уроках я применяю методы, которые поддерживают в ребенке внутреннюю мотивацию к обучению и стараюсь сделать каждый урок увлекательным и интересным.

То есть успешен ученик в обучении, если:

  • умеет учиться (обладает определенными навыками для обучения);
  • умеет ставить цели обучения и отслеживать результаты;
  • рефлексивный, осознает причины неудач и успехов;
  • понимает взаимосвязь (и в то же время разницу) между достижением и своей личностью (не путает понятия «у меня получилось/не получилось» с «я успешен/неудачник»)

Относительность успеха

То, что будет успехом для одного ученика, для другого — просто обычное дело. Например, Саша уже умеет составлять уравнения реакций, а Маша — нет. Так что же — результатом обучения будет умение решать уравнения?
Как считаете, для кого успех будет очевиднее , для Саши или для Маши? По внешним признакам Маша научится (или не научится) их решать, а Саша так и останется «при своих».

На самом деле и тот, и другой ученик будет успешен в обучении , если:

а) поставить для них разные цели обучения , чтобы каждый понимал, для чего он учится;

б) фиксировать начальную и конечную точку успеха по разным критериям (а не только по 1 — умеем/не умеем составлять уравнения), а также отслеживать динамику в процессе обучения, делать промежуточные замеры (но не общие=сравнение с другими, а индивидуальные успехи=сравнение с самим собой);

в) отслеживать реакции ученика на успешное /неуспешное выполнение заданий.

Все эти действия проще оценивать со стороны и лучше индивидуально, поэтому тут и нужен репетитор.

Поэтому понятие «успеваемость» я считаю крайне относительным, она (успеваемость) не всегда может измеряться оценками и баллами.

Успех в обучении нужно рассматривать не в отношении других окружающих, а относительно собственных достижений каждого ученика . Имеет значение только сравнение сегодняшних результатов конкретного ученика с его вчерашними успехами «Вчера не умел/не знал/не применял — Сегодня умею/знаю/применяю» . Только в этом случае успех в обучении достижим и будет вполне очевиден.

Сразу у вас созрел вопрос — «для кого очевиден?» : в первую очередь для самого ученика, и это главное! Осознавая свой успех, ученик может доказать другим, что он может/способен/знает/умеет… Без этого этапа переходить к сравнению с успехами других бессмысленно. Поэтому я считаю подготовку к ЕГЭ (и любым другим экзаменам) необходимой не только с точки зрения изучения предмета, а скорее как психологический тренинг по осознанию собственных сил/знаний/умений для адекватного сравнения своих успехов в дальнейшем с успехами других учеников.

А что для вас является критерием успешного обучения (вашего личного или успехов ученика)? Поделитесь в комментариях.

Как добиться, чтоб ребенок успешно обучался в школе? Ведь если ребенок ощущает свой успех, то создаются условия для развития мотивационной стороны, а это ведет к формированию устойчивых элементов учебной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Успешность в учении сегодня- успех в жизни завтра.

«Все другое в жизни становится реальным и

Достижимым лишь тогда, когда человеку хо-

Чется учиться, когда в учении- в том, что он

ходит в школу, читает, пишет, познает,- он

чувствует радость и обретает человеческую

Гордость.»

В.А. Сухомлинский

Все педагоги знают, что придя в школу, школьник не становится автоматически настоящим учеником. Начало обучения в школе происходит на фоне несформированных показателей произвольного поведения, несформированности элементов учебной деятельности, неразвитости мотивационной сферы учения.

На что же опереться в этом случае? Как сделать, чтоб дети хотели учиться, и в их глазах загорелась искра желания к познанию. Размышляя об этом в своей педагогической деятельности, я пришла к мысли, что только успех в учении рождает в ребенке желание учиться. Если ребенок постоянно ощущает свой успех, то создаются условия для развития мотивационной стороны, а это ведет к формированию устойчивых элементов учебной деятельности.

Природой заложено в ребенке любопытство, любознательность, способность удивляться, и, когда дети приходят в школу, то все они хотят учиться. Интерес же приходит только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха.

С первых дней пребывания ребенка в школе я обращаю внимание на то, чтобы он чувствовал ежедневно, хоть маленький, но свой успех. Работу начинаю с создания в классе эмоционального фона дружелюбности, взаимопонимания и сотрудничества. Это внимательное и приветливое отношение к ученикам на уроке и вне урока, это диалогическое общение и позитивная оценка его достижений, это индивидуально- личностная поддержка, которая предполагает диагностику развития обученности и воспитанности, отслеживание прогресса развития каждого ребенка. Для осуществления этих целей необходимо, в первую очередь, оценить внутреннее психологическое состояние ребенка, найти нужный стиль общения и, не откладывая, запустить в нем механизм успеха.

Эффективным способом является поощрение любых активных положительных проявлений: красиво написал букву, цифру, прочитал без ошибок слово, сидел красиво, ответил на вопрос.

Чтобы процесс обучения был успешным, ученики должны успевать на уроке. Что значит, успевать? Одно из условий успеха обучения- это включение в деятельность урока. Каждый ученик должен быть активно мыслящим и действующим. Если, сидя на уроке, он только слушает и не размышляет, не ищет ответы на проблемные вопросы, это должно насторожить учителя. Активно мыслящий ребенок не может долго сидеть молча, он начинает задавать вопросы, высказывает свои предположения, а это значит, ему интересно то, что происходит на уроке.

Готовясь к уроку, я всегда обдумываю методы и приемы, способствующие включению в такую активную мыслительную деятельность, которая предполагает увидеть свой успех каждому ребенку. С педагогической точки зрения ситуация успеха- это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности отдельного ученика и класса в целом.

Обучение по новым Федеральным Стандартам предполагает только деятельностное обучение. Для этого в начальной школе хорошо подходят технологии проблемно- диалогического характера, технология сотрудничества, системно- деятельностная технология, технология продуктивного чтения, технология критического мышления. Они предлагают активные и интерактивные методы и приемы. Остановлюсь на некоторых из них, дающих наибольший эффект.

Методы мотивации учебной деятельности

Создание проблемной ситуации(удивления, затруднения и выполнения действий, затруднения в интерпритации фактов), создание ситуаций занимательности, ситуаций неопределенности и др.

Методы организации и осуществления учебно- познавательной деятельности

Рассказ, эвристическая беседа, изучение текста, демонстрация, иллюстрация, ролевая игра, исследование, дискуссия и др.

Методы формирования новых умений

Упражнения, лабораторная работа, практикум, игра, метод проектов, мозговой штурм, решение нестандартных ситуаций и др.

Методы обобщения и систематизации изученного

Создание схем, таблиц, кластеров графов, опорных конспектов идр.

Методы контроля результатов действий

Опрос фронтальный, выборочный, прекрестный, тест, беседа, создание творческого продукта, демонстрация действий и операций и др.

Методы стимулирования учебной деятельности

Словесные: похвала, благодарность, порицание), наглядные (жетоны, условные знаки, символы), формальная оценка (баллы, отметка), создание атмосферы эмоционального комфорта и др .

Использование данных методов на уроке позволяет проявить активность каждому ребенку, поучаствовать в поиске, в беседе, в дискуссии, внести свой вклад во фронтальной, коллективной, групповой, парной и индивидуальной деятельности. Поэтому ребенок не может не увидеть « свое место, свою роль в уроке», а тем самым при грамотном сопровождении учителя почувствовать и свой успех.

Психологи выделяют несколько основных типов ситуации успеха: неожиданная радость, общая радость, радость познания. Неожиданная радость – это чувство удовлетворения от того, что результаты деятельности ученика превзошли его ожидания. Общая радость состоит в том, чтобы каждый ученик достиг нужной для себя радости коллектива. Радость познания формирует учитель, обучая детей самостоятельно открывать знания, решать проблемы.

Технология создания успеха состоит в последовательности нескольких операций:

  • Снятие страха;
  • Авансирование успешного результата;
  • Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности;
  • Внесения мотива;
  • Мобилизации активности через педагогическое внушение;
  • Положительная оценка деятельности;

Действуя в этой последовательности, я использую следующие приемы:

  1. Это ласковые и подбадривающие слова, эмоциональное поглаживание, мягкие интонации голоса, обращений ласковыми именами, открытая поза и доброжелательная мимика, создают благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ним задачей.

Например: создание положительного настроения на работу я начинаю с таких слов:

  • Улыбнемся друг другу, дети. У нас все получится...
  • Ну-ка, проверь, дружок, Ты готов начать урок?
  • Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят?
  • Может каждый хочет получать Только лишь отметку «пять»?
  1. Физкультминутки, закройте глаза, положите головы на парты (звучит музыка тихая, спокойная):
  • Вот я на уроке.

Сейчас начну учиться.

Я радуюсь-, этому (пауза)

Внимание моё растет.

Я сегодня разведчик, все замечу

Память моя крепкая.

Мозг мой работает (пауза)

Я хочу учиться

Для меня все интересно,

Я готов к работе.

Работаю.""

  1. Поделитесь своими улыбками друг с другом и послушайте, чем мы будем заниматься на уроке:
  • Сначала мы все вместе обрадуется, что выучили таблицы сложения и вычитания до 20, а для этого проведем маленький устный опрос.
  • Потом попробуем ответить на вопрос: « Как прибавить число 5?»
  • Затем потренируем мозги и решим задачи на нахождения суммы. И, наконец, «достанем» из тайников памяти что-то ценное, а именно, умение чертить отрезки или:
  1. Здравствуйте, мне очень нравится...
  • как вы подготовились к уроку;
  • как вы выполнили домашнюю работу, контрольную работу;
  1. В 1 классе на уроке обучения грамоте «Волшебная водичка» рисовала свечкой правильный ответ (букву), дети должны были вставить букву, проверять надо было красками, буква проявлялась. Сколько эмоций
  1. Скрытая помощь реализуется путем намека, указания, пожелания, в которых нет прямого указания на то, что и в какой последовательности должны делать ученики.

Например в 3 классе: на уроке перед детьми был поставлен вопрос «Как найти площадь прямоугольника?» Чтобы дети сами смогли подойти к выводу формулы, я предложила им самим попробовать это сделать.

1 задание - начертить геометрическую фигуру Зсм и 5 см, разделите на маленькие квадраты. Сколько их?

2задание - кто догадался, как быстро справиться с этой задачей.

Незаметно тем самым подводя детей к главному, а именно, выводу правила.

7. Интересно работать и в группах. Работать вместе с товарищами не страшно и обязательно кто-то придет на помощь, если она потребуется.

8. Отработка умений видеть не только сильные стороны, положительные качества у любого человека, а малейший положительный результат. Учимся делать комплименты. Дети по очереди, внимательно посмотрев друг на друга и подумав о том, какая черта характера, какая привычка этого человека ему нравится, говорят вслух об этом, то есть делают комплименты.

  1. После самостоятельной работы дети оценивают сами свою работу «Шкалой», а свое настроение в данный момент «мордашками»: «унылый», «Обида, недовольство», «Удивление», «радость», «Скука», Грусть», «злость», «восторг»

10 .Заключительная оценка

  • Успех без признания приводит к разочарованию. Эта мысль определяет такую форму педагогического взаимодействия, как стимулирование учащихся, родителей. Заключительная оценка имеет большое значение для ощущения школьником своего успеха.
  1. Методы стимулирования учащихся: Словесная похвала и поддержка педагога.
  • Постарайся приложить усилия, и у тебя получится это задание
  • « Особенно тебе удалось....»
  • выразительно прочитать этот отрывок;
  • решить задачу;
  • пересказать;
  • « Сегодня ты стал (сделал) лучше, чем вчера»..
  • Я очень рада, что ты сегодня сделал это задание
  • Не расстраивайся, в следующий раз тебе удастся выполнить задание быстрее и качественнее.
  • Я сейчас подскажу тебе, как правильно выполнить задание, а в следующий раз ты всё сумеешь сделать сам
  1. Элементы самовнушения:
  • Я буду стараться, и у меня должно все получиться.
  • Мне будет трудно, но я не подведу свою группу или учителя.
  • Мне нравится, что меня хвалят, и я постараюсь всё выполнить быстро и правильно.
  1. Комплекс поощрительных мер за любые положительные достижения в учёбе:
  • Использую устную похвалу.
  • Коллективная похвала - учащиеся хлопают ученику, который дал правильный ответна трудный вопрос.
  • Письменная похвала в тетрадях. Использую слова и выражения: «Умница!»,«Старался!», «Молодец!». «Отлично!», «Стал лучше писать!» и т.д.
  • Знаки отличия - «Самому умному», «Ты сегодня отличился!», «Лучшему читателю»
  • Рецензирование учителем.
  • Каждую работу ученика комментирую, отмечаю малейший успех, подчеркивая, что
  • ученик «раньше этого не умел, а теперь научился».
  1. Рецензирование товарищами:
  • В 4 классе используем на уроке учебные дискуссии по качеству выполнения работ одноклассниками. Элементы соревнования. Рейтинг в классе «Лучший читатель».
  • В конце каждой четверти определяем учеников, получивших за четверть большее количество «солнышек». Результаты вывешиваются в классном уголке.
  1. Не забываем отметить успехи всех учащихся в динамике:
  • В классном уголке размещаем грамоты как отдельных учащихся, так и коллективные.
  • Запись в дневниках слов благодарности ученикам, родителям за отличную учебу и помощь классу » определенном мероприятии.
  • Выставки работ учащихся, выкладываю творческие работы учащихся на сайт, грамоты учащихся, портфолио ученика.
  • Стимулирования родителей: вручение благодарностей и Благодарственных писем, устная благодарность учителя на родительском собрании.

Таким образом, ситуация успеха снимает ряд тяжелых вопросов об агрессивности, непослушании как постоянной черте характера, изолированности в группе, лености.

Создание ситуации успеха - это эффективное средство формирования положительного отношения к процессу учения.

Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних проблем, поскольку позволяет им снять агрессию, преодолеть изолированность и пассивность. При этом создание ситуаций успеха оказывает влияние не только на настроение учеников, но и на качество обучения.

Успех является источником внутренних сил ребенка, рождает энергию для преодоления трудностей, вызывает интерес к обучению. Когда ожидание личности совпадает или даже превосходит ожидание окружающих, вот тогда и можно говорить об успехе.

Психологами замечено, что успешный ребенок в школе, выходит в жизнь уверенным в себе человеком, умеет планировать, решать жизненные ситуации, добиваться результатов. Он становится успешным в жизни.

Используемая литература:

1. А.С.Белкин. Ситуация успеха. Как её создать. М.: Просвещение, 1991.

2. Бирюков С.М. Изучение мотивов учебной деятельности младших школьников.// Начальная школа, 1999.


Рекомендуем почитать

Наверх