КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (КПРФ) – Одна из крупнейших...
РОЛЬ ИНФОРМАТИЗАЦИИ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА
Что такое процесс информатизации общества
Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций сейчас все в большей степени начинает зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Прежде чем предпринять какие-то действия, необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу. Отыскание рациональных решений в любой сфере требует обработки больших объемов информации, что подчас невозможно без привлечения специальных технических средств.
Возрастание объема информации особенно стало заметно в середине XX в. Лавинообразный поток информации хлынул на человека, не давая ему возможности воспринять эту информацию в полной мере. В ежедневно появляющемся новом потоке информации ориентироваться становилось все труднее. Подчас выгоднее стало создавать новый материальный или интеллектуальный продукт, нежели вести розыск аналога, сделанного ранее. Образование больших потоков информации обусловливается:
- чрезвычайно быстрым ростом числа документов, отчетов, диссертаций, докладов и т.п., в которых излагаются результаты научных исследований и опьггно-конструкторских работ;
- постоянно увеличивающимся числом периодических изданий по рыным областям человеческой деятельности;
- появлением разнообразных данных (метеорологических, геофизических, медицинских, экономических и др.), записываемых обычно на магнитных лентах и поэтому не попадающих в сферу действия системы коммуникации.
Роль и значение информационных революций
В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций – преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации. Следствием подобных преобразований являлось приобретение человеческим обществом нового качества.
Первая революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколениям.
Вто р а я (середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечатания, которое радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности.
Т р е т ь я (конец XIx в.) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме.
Ч е т в е р т а я (70-е гг. XX в.) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера. На микропроцессорах и интегральных схемах создакугся компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации). Этот период характеризуют три фундаментальные инновации:
- переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным;
- миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин;
- создание программно-управляемых устройств и процессов.
Для создания более целостного представления об эом периоде целесообразно позна-
комигься с приведенной ниже справкой о смене поколений электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и сопоставить эти сведения с этапами в области обработки и передачи информацин.
Справка о смене поколений ЭВМ. 1-е поколение (начало 50-x гг.). Элементная база – электронные лампы. ЭВМ отличались большими габаритами, большим потреблением энергии, малым быстродействием, низкой надежностъю, программированием в кодах.
2-е поколение (с конца 50-x гг.). Элементная баа – полупроводниковые элеменгы. Улучшились по сравнению с ЭВМ предыдущего поколения все технические характеристики. Для программирования используются алгоритмические языки.
3-е поколение (начало бо-х гт.). Элементная база – интегральные схемы, многослойный печатный монтаж. Резкое снижение габаритов ЭВМ, повышение их надежности, увеличение производительности. Доступ с удаленных терминалов.
4-е поколение (с середины 70-x гг.). Элементняя бма – микропроцессоры, большие интегральные схемы. Улучшились технические характеристики. Массовый выпуск персональных компьютеров. Направления развития: мощные многопроцессорные вычислительные системы с высокой производигельностью, создание дешевых микроЭВМ.
5-е поколение (с середины 80-х гг.). Началась разработка интеллектуальных компьютеров, пока не увенчавшаяся успехом. Внедрение во все сферы компьютерных сетей и их объединение, использование распределенной обработки данных, повсеместное применение компьютерных информационных технологий.
Последняя информационная революция выдвигает на первый план новую отрасль – информационную индустрию, связанную с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний. Важнейшими составляющими информационной индустрии становятся все виды информационных технологий, особенно телекоммуникации. Современная информационная технология опирается на достижения в области компьютерной техники и средств связи.
Информационная технология (ИТ) – процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.
Телекоммуникации – дистанционная передача данных на базе компьютерных сетей и современных технических средств связи.
Примечание. Подробный анализ видов информационных технологий рассмотрен в подразд. 3.3 и 3.4.
Усложнение индустриального производства, социальной, экономической и политической жизни, изменение динамики процессов во всех сферах деятельности человека привели, с одной стороны, к росту потребностей в знаниях, а с другой – к созданию новых средств и способов удовлетворения этих потребностей.
Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий послужило толчком к развитию общества, построенного на использовании различной информации и получившего название информационного общества.
Статья 16. Разработка и производство информационных систем, технологий и средств их обеспечения
1. Все виды производства информационных систем и сетей, технологий и средств их обеспечения составляют специальную отрасль экономической деятельности, развитие которой определяется государственной научно-технической и промышленной политикой информатизации.
2. Государственные и негосударственные организации, а также граждане имеют равные права на разработку и производство информационных систем, технологий и средств их обеспечения.
3. Государство создает условия для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области разработки и производства информационных систем, технологий и средств их обеспечения. Правительство Российской Федерации определяет приоритетные направления развития информатизации и устанавливает порядок их финансирования.
4. Разработка и эксплуатация федеральных информационных систем финансируются из средств федерального бюджета по статье расходов "Информатика" ("Информационное обеспечение").
5. Органы государственной статистики совместно с Комитетом при Президенте Российской Федерации по политике информатизации устанавливают правила учета и анализа состояния отрасли экономической деятельности, развитие которой определяется государственной научно-технической и промышленной политикой информатизации.
КАЧЕСТВЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ИТ
В 80-х годах произошел целый ряд качественных изменений в ИТ. Некоторые из них осознавались постепенно (например, развитие архитектуры и стандартов открытых систем), другие, как феномен персональных вычислений, входили в жизнь гораздо более революционным путем. Кратко рассмотрим, как эти изменения все более ограничивали применение классических методов системного проектирования, требуя новых подходов в разработке чисто "компьютерных" компонентов ИС. Далее, во второй части будет рассмотрено, как эти изменения помогали также появлению BPR.
Информатизации общества
1-й этап (до конца 60-х гг.) характеризуется проблемой обработки больших объемов данных в условиях ограниченных возможностей аппаратных средств.
2 - й э т а п (до конца 70-х гг.) связывается с распространением ЭВМ серии IBM/360. Проблема этого этапа – отставание программного обеспечения от уровня развития аппаратных средств.
3 - й э т а п (с начала 80-х гг.) – компьютер становится инструментом непрофессионального пользователя, а информационные системы – средством поддержки принятия его решений. Проблемы – максимальное удовлетворение потребностей пользователя и создание соответствующего интерфейса работы в компьютерной среде.
4 - й э т а п (с начала 90-х гг.) – создание современной технологии межорганизационных связей и информационных систем. Проблемы этого этапа весьма многочисленны. Наиболее существенными из них являются:
- выработка соглашений и установление стандартов, протоколов для компьютерной связи;
- организация доступа к стратегической информации;
- организация защиты и безопасности информации.
Компьютерная технология
1- й этап (с начала 60-х гг.) характеризуется довольно эффективной обработкой информации при выполнении рутинных операций с ориентацией на централизованное коллективное использование ресурсов вычислительных центров. Основным критерием оценки эффективности создаваемых информационных систем была разница между затраченными на разработку и сэкономленными в результате внедрения средствами. Основной проблемой на этом этапе была психологическая – плохое взаимодействие пользователей, для которых создавались информационные системы, и разработчиков из-за различия их взглядов и понимания решаемых проблем. Как следствие этой проблемы, создавались системы, которые пользователи плохо воспринимали и, несмотря на их достаточно большие возможности, не использовали в полной мере.
2-й этап (с середины 70-х гг.) связан с появлением персональных компьютеров. Изменился подход к созданию информационных систем – ориентация смещается в сторону индивидуального пользователя для поддержки принимаемых им решений. Пользователь заинтересован в проводимой разработке, налаживается контакт с разработчиком, возникает взаимопонимание обеих групп специалистов. На этом этапе используется как централизованная обработка данных, характерная для первого этапа, так и децентрализованная, базирующаяся на решении локальных задач и работе с локальными базами данных на рабочем месте пользователя.
3- й этап (с начала 90-х гг.) связан с понятием анализа стратегических преимуществ в бизнесе и основан на достижениях телекоммуникационной технологии распределенной обработки информации. Информационные системы имеют своей целью не просто увеличение эффективности обработки данных и помощь управленцу. Соответствующие информационные технологии должны помочь организации выстоять в конкурентной борьбе и получить преимущество.
БИБЛИОГРАФИЯ
Федеральный закон от 20 февраля 1995 года ¹ 24-ФЗ « Об информации, информатизации и защите информации»
Также в данном реферате мною были использованы данные электронных журналов опубликованных на страничке сервера http://students.informika.ru/ - Каталог для студентов.
Антонов Владимир Фиохарович
студентка группы КТПОП 993 Лахмотова Ольга Валентиновна
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ.. 2
РОЛЬ ИНФОРМАТИЗАЦИИ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА.. 2
Роль и значение информационных революций. 2
Об информации, информатизации и защите информации. 6
Глава 4. Информатизация, информационные системы, технологии и средства их обеспечения 6
КАЧЕСТВЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ИТ. 7
ТРИ КАЧЕСТВЕННЫХ СКАЧКА В ИТ - ТРИ ВЕЛИКИХ ФЕНОМЕНА.. 8
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.. 8
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ
В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций – преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации. Следствием подобных преобразований являлось приобретение человеческим обществом нового качества.
Первая революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколениям.
Вторая (середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечатания, которое радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности.
Третья (конец XIX в.) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме.
Четвертая (70-е гг. XX в.) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера. На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации). Этот период характеризуют три фундаментальные инновации: переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным; миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин; создание программно-управляемых устройств и процессов (рис. 1.1, 1.2).
Рис. 1.1. Эволюция носителей информации
Рис.1.2. Эволюция средств передачи информации
За 50 лет сменилось четыре поколения компьютеров. Каждое поколение компьютеров характеризуется элементной базой и программным обеспечением.
1-е поколение (начало 50-х гг.). Элементная база – электронные лампы. ЭВМ отличались большими габаритами, большим потреблением энергии, малым быстродействием, низкой надежностью, программированием в кодах.
2-е поколение (с конца 50-х гг.). Элементная база – полупроводниковые элементы. Улучшились по сравнению с ЭВМ предыдущего поколения все технические характеристики. Для программирования используются алгоритмические языки.
3-е поколение (начало 60-х гг.). Элементная база – интегральные схемы, многослойный печатный монтаж. Резкое снижение габаритов ЭВМ, повышение их надежности, увеличение производительности. Доступ с удаленных терминалов.
4-е поколение (с середины 70-х гг.). Элементная база – микропроцессоры, большие интегральные схемы. Улучшились технические характеристики. Массовый выпуск персональных компьютеров. Направления развития: мощные многопроцессорные вычислительные системы с высокой производительностью, создание дешевых микроЭВМ.
5-е поколение (с середины 80-х гг.). Началась разработка интеллектуальных компьютеров, пока не увенчавшаяся успехом. Внедрение во все сферы компьютерных сетей и их объединение, использование распределенной обработки данных, повсеместное применение компьютерных информационных технологий.
Последняя информационная революция выдвигает на первый план новую отрасль – информационную индустрию , связанную с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний. Важнейшими составляющими информационной индустрии становятся все виды информационных технологий, особенно телекоммуникации. Современная информационная технология опирается на достижения в области компьютерной техники и средств связи. Усложнение индустриального производства, социальной, экономической и политической жизни, изменение динамики процессов во всех сферах деятельности человека привели, с одной стороны, к росту потребностей в знаниях, а с другой – к созданию новых средств и способов удовлетворения этих потребностей. Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий послужило толчком к развитию общества, построенного на использовании различной информации и получившего название информационного общества.
Японские ученые считают, что в информационном обществе процесс компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации обработки информации в производственной и социальной сферах. Движущей силой развития общества должно стать производство информационного, а не материального продукта.
Информационное общество – общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы – знаний. В реальной практике развития науки и техники передовых стран в конце XX в. постепенно приобретает зримые очертания созданная теоретиками картина информационного общества. Прогнозируется превращение всего мирового пространства в единое компьютеризированное и информационное сообщество людей, проживающих в квартирах и коттеджах, оснащенных всевозможными электронными приборами и компьютеризированными устройствами. Деятельность людей будет сосредоточена главным образом на обработке информации, а материальное производство и производство энергии будет возложено на машины.
Изучив материал данной главы, студент должен:
знать
- историю становления информационного общества;
- параметры и базовые признаки информационного общества;
- виды современных информационных ресурсов;
- способы управления информационным обществом;
- достоинства и недостатки современной фазы информационного развития общества;
- основы информационной культуры и информационной безопасности;
уметь
- объяснить направления изменений современного информационного общества в будущем, основываясь на понимании логики последовательного возникновения и становления этапов развития информационного общества;
- осознанно подойти к поиску и адекватному применению разных видов информационных ресурсов и защитить себя и окружающих от возможных негативных последствий воздействия глобальной информатизации;
владеть
- пониманием закономерностей функционирования современного информационного общества;
- информацией об источниках опасностей, возникающих в современном информационном обществе, и способах их нейтрализации;
- представлением об информационной культуре и целях воспитания информационной культуры в членах современного информационного общества.
Возникновение информационного общества
Общество, в котором мы живет сегодня, принято называть информационным. До вступления в эпоху глобальной информатизации человечество пережило несколько этапов развития производительных сил и производственных отношений, особенности взаимоотношений которых дали название каждому из этих этапов. Информационное общество пришло на смену индустриальному и постиндустриальному обществам, которые, в свою очередь, сменили аграрное (родоплеменное, феодальное) и традиционное общества. Особенностью информационного общества является то, что для его жизнедеятельности очень важна роль информации – она может быть даже выше, чем роль вещества или энергии.
Информационные революции
Информационное общество представляет собой очередной и закономерный этан в техногенной истории человечества. Ведь современное информационное общество вобрало в себя результаты достаточно долгого периода развития и совершенствования разных технологий передачи и обработки информации. Эти технологии не всегда развивались равномерно и последовательно. Напротив, считается, что на протяжении своей истории человечество пережило несколько так называемых информационных революций, т.е. существенных трансформаций общественных отношений, вызванных кардинальными изменениями в сфере обработки (сбора, хранения и передачи) информации, которые происходили в относительно короткие периоды времени. Главным следствием подобных преобразований стало приобретение человеческим обществом нового качества. В основе всех информационных революций в истории человечества лежит тот или иной формат представления, хранения и передачи информации об окружающем мире, человеке и человеческом коллективе.
Первая информационная революция. Модель мира человека во все времена формировалась в соответствии с информацией, получаемой от первичных датчиков об окружающем мире. В современной физиологии различают восемь анализаторов: зрительный, слуховой, вестибулярный, вкусовой, обонятельный, кожный, двигательный (дающий ощущения о работе опорно-двигательного аппарата) и висцеральный (или анализатор внутренних органов) . Возникновение и развитие естественной коммуникации, которое длится до настоящего времени, связано прежде всего с общественным характером деятельности человека. Основой ее является речь, которая появилась в результате совместной деятельности коллектива людей, так как невербальные возможности общения не могли обеспечить растущие потребности человека в передаче все более усложняющейся информации, которой должны обмениваться члены коллектива в процессе совместного труда. Таким образом, речевая естественная коммуникация возникает одновременно и как результат взаимодействия членов человеческого коллектива, и как основа его формирования. Сформировавшаяся естественная речевая коммуникация полностью основана на биологических данных человека и использует его физиологические возможности для формирования, передачи, приема и хранения информации.
Таким образом, первая информационная революция связана с появлением речи. Возникновение и развитие речи привело к возможности более точной передачи информации своим соплеменникам в результате обретения названий предметов (камень, палка), животных, растений, а также разнообразных действий и состояний. Речь позволила создать осознанную модель мира, и если труд создал человека, то человека разумного – homo sapiens – создала речь. Речь – это, прежде всего, трансляция (перевод) мысли на язык взаимодействий в окружающей среде (т.е. основное средство для осуществления коммуникации). Большинство ученых согласны с тем, что этот перевод осуществляется человеком неосознанно, он изначально встроен в общую модель окружающего мира, формирование которой происходит у человека до трех лет.
Речь является отображением, и не всегда точным, а в некоторых случаях и совсем не точным, мысли, выработанной в модели мира индивида. Однако речь также дополняется всем арсеналом невербальных средств предоставления информации, которые помогают преодолеть несоответствие формы выражения мысли, а также несоответствие содержания высказывания с тезаурусом получателя информации. Появление речи как основного элемента естественной коммуникации принесло решение проблемы передачи смысла только в простейших, однозначных ситуациях, так как преобразование мысли в речь всегда сопровождается информационными потерями, тем большими, чем сложнее, многовариантней и противоречивей мысль.
Однако, несмотря на то, что речь была важным и незаменимым инструментом при обмене информацией, она обладала и недостатками, прежде всего это невозможность или проблемность предоставления информации в случаях, когда необходимо предоставлять информацию в виде описания пространственного сюжета и, кроме того, в случае длительного хранения информации. Это привело к появлению рисунков, дополняющих и иллюстрирующих речь и одновременно, что очень важно, обеспечивающих длительное хранение информации. Наверное, это можно считать первой виртуальной коммуникацией, поскольку информация предоставлялась и хранилась на другой основе (не передавалась в вербальной или невербальной форме при непосредственном контакте индивидов), что является одним из основных отличий виртуальной коммуникации от естественной.
Вторая информационная революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку в информационной составляющей человеческого общества. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколению не только в процессе личного общения, а также хранения, редактирования и дополнения информации.
Создание письменности проходило по двум основным направлениям (с возможностью возникновения разных промежуточных смешанных систем) – создание кода для изображения звуков (письменность, основанная на фонемном принципе) на Западе и создание кода для изображения понятий на Востоке. Именно письменность обозначила то, что принято называть первой информационной революцией в истории развития человеческой цивилизации. Письменность обеспечила сохранение и распространение накопленных поколениями знаний и упорядочила информационный обмен в обществе, что привело к организации новой информационной структуры, позволяющей создавать, хранить и передавать информацию на основе виртуальной коммуникации, что в результате привело к колоссальному скачку производительных сил.
Появление письменности (текста) еще больше снизило возможности адекватного представления и восприятия мысли, так как информация (мысль) претерпевает двойное преобразование – сначала мысль формулируется в виде законченного высказывания (фразы), а затем эта фраза записывается. Кроме того, читатель записанного текста, в свою очередь, также должен уметь сто прочитать (раскодировать) и перевести в последовательность мыслительных образов, которые сформированы на основе его индивидуального предыдущего опыта и знаний. Кроме того, в письменной речи невозможно передать многие вербальные и невербальные компоненты общения, которые при непосредственном контакте реализуются в звучании речи, жестах и мимике говорящего и слушающего, а также через многие другие составляющие ситуации общения в целом. Однако текст в силу своей материальности многократно воспроизводим и в силу своей многозначности позволяет последовательное толкование в соответствии с изменяющимся тезаурусом воспринимающего этот текст читателя. Воспринимающий индивид или индивиды при анализе текста имеют возможность использовать и пополнять свой тезаурус относительно объекта высказывания, т.е. учиться и творчески переосмысливать исследуемый текст.
Третья информационная революция (середина XV в.) вызвана изобретением книгопечатания, которое вновь радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности. У достаточно большого количества людей появилась возможность получать и хранить информацию (книги, газеты). В связи с этим существенно выросла роль образования, так как личные и общественные успехи индивида стали напрямую зависеть от грамотности.
Этот этап развития виртуальных коммуникаций начинается с изобретения в 1440 г. Й. Гутенбергом печатного станка. Два основных свойства печатных изданий – достоверность, в смысле идентичности текстов, и широкая доступность за счет большого тиража – полностью изменили уровень информатизации средневекового общества. Революционное изобретение Гуттенберга оказалось очень востребованным и было в очень короткие сроки реализовано как один из наиболее успешных коммерческих проектов, так как устраняло недостатки, присущие рукописным текстам. Широко распространенные в догуттенберговскую эпоху неточности и искажения, неизбежно возникающие при переписывании текстов, а именно: низкая продуктивность переписчиков, невозможность обеспечить текстами всех желающих, потребовали создания новой технологии воспроизведения и тиражирования идентичных текстов, которая в свою очередь и породила третью информационную революцию в истории человеческой цивилизации.
Четвертая информационная революция (конец XIX в.) обусловлена тем, что люди научились получать и использовать электричество, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио и телевидение, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме.
Освоение электромагнитных явлений для целей обмена информацией расширило возможности человека с точки зрения его присутствия и соучастия в событиях, происходящих за много километров от него. Вначале радио и телефон, а позже телевидение позволили окунуться индивиду в совершенно другой мир общения. Сегодня они естественны для многих людей, которые не мыслят своего существования без них. Появление средств массовой информации обеспечило оперативное и массовое дистанционное предоставление информации большим массам людей. Все это привело к формированию нового типа информационного мышления, изменению представлений человека об окружающем мире.
Пятая информационная революция (1950-с гг.) связана с изобретением и активным использованием компьютера. Этот период характеризуют следующие фундаментальные инновации :
- переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным, в результате чего выросла скорость передачи информации и произошло удешевление основных элементов ее инфраструктуры;
- существенное уменьшение размеров всех узлов, устройств, приборов, машин;
- изобретение технологии программированного управления и создание программно-управляемых устройств и процессов ;
- изобретение технологии дигитализации, т.е. дискретной передачи информации посредством цифровых кодов.
Создание электронно-вычислительных машин и развитие телекоммуникаций обусловило появление новой виртуальной коммуникации и, более того, виртуального пространства, которое сегодня существует параллельно с реальной действительностью и во многом ее заменяет. С возникновением сети Интернет сложилось единое информационное пространство, обеспечивающее доступность и интеграцию информационных ресурсов. Пятая информационная революция, которая началась в середине прошлого века, сегодня набирает силу, превращая наше общество в информационное, основой которого являются процессы обмена информацией. Информация стала самым ценным товаром массового спроса, возник рынок информации, информационные преимущества превратились в мощную социальную силу, которая оказалась способной существенно влиять на действия власти. Вопрос о том, насколько успешен человек в этом обществе, зависит от уровня его информационной культуры, т.е. степени приобщения к виртуальному социуму. Человек сегодня не только создает виртуальную реальность, но и живет в ней, реализуя материальность мысли. Вместе с тем информационные процессы, которые породила компьютерная и сетевая информационная революция, приобрели новые, до сих пор не известные человеческому обществу, качества: в частности, оказалось, что информационный обмен в большей степени, чем все остальные виды деятельности, способствует отношениям сотрудничества между людьми, кроме того, потребление информации ведет не к ее уменьшению, но, наоборот, к росту глобального информационного ресурса. Однако наряду с безусловными положительными результатами компьютерной информационной революции она породила очень много этических, правовых, психологических, социальных и других проблем, предъявила современному социуму новые вызовы, на которые он не всегда может дать адекватный ответ. Становление информационного общества, как всякого нового этапа общественного развития, – процесс сложный, противоречивый, особенно в современной России, ведь многие старые привычные ценности и ориентиры исчезают или трансформируются во что-то новое, непривычное, которое современному обществу еще только предстоит понять и усвоить. Таким образом, можно сказать, что появление новых форм информационного взаимодействия и, в частности, виртуальной коммуникации было одним из естественных этапов развития человечества, оно обусловлено потребностями общества. Все это привело к очередной информационной революции, призванной обеспечить переход к новому этапу в развитии общества. Этот новый этап остро нуждается в осмыслении и понимании его последствий для всего человечества.
Информационное общество. Состояние и тенденции развития информационных технологий и их влияния на жизнь общества и гражданина. Электронные услуги, электронное правительство, е-включенность, электронный бизнес, телемедицина и другие грани информационного общества.
Развитие современного общества невозможно без информационных технологий, что позволяет говорить о новой фазе общественного развития, которая получила название «Информационное общество». Развитием концепции информационного общества занимались многие выдающиеся ученые мира, такие как У. Мартин, М. Кастельс, М. Маклюэн, Й. Масуда, Т. Стоуньер. Автором этого термина считается профессор Токийского технологического института Ю. Хаяши.
Информационное общество – это такая стадия развития общества, когда использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) оказывает существенное влияние на основные социальные институты и сферы жизни:
- экономика и деловая сфера,
- государственное управление,
- образование,
- социальное обслуживание и медицина,
- культура и искусство.
Средства коммуникации - телефония, радио, телевидение, сеть Интернет, традиционные и электронные средства массовой информации – технологическая основа информационного общества.
Посмотрим, каким образом информационное общество может проявляться в различных сферах нашей жизни.
Экономическая: информация используется в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости, получает развитие электронный бизнес. Не нужно командировать представителя к деловому партнеру из другого региона, документы заверяются электронной цифровой подписью. Не нужно тратить время на выбор товара, достаточно просмотреть каталог электронного магазина. Не нужно посещать налоговую инспекцию, чтобы сдать налоговую отчетность. Не нужно тратить время на дорогу, чтобы выполнить свою работу (для некоторых видов профессиональной деятельности). Не нужно ехать в кассу, чтобы купить билет на поезд, его достаточно заказать и оплатить дистанционно.
Политическая: свобода информации, ведущая к развитию электронной демократии, электронного государства, электронного правительства. Чтобы выразить свое мнение по тому или иному вопросу или сформировать группу единомышленников для воплощения какой-либо инициативы, достаточно зайти на соответствующий сайт в сети Интернет. Для получения государственной услуги достаточно дистанционно заполнить форму запроса, а через определенное время получить необходимый документ в свой почтовый ящик. Об электронном правительстве подробнее будет рассказано в следующей лекции.
Электронное государство - это способ повышения эффективности деятельности государства, основанный на использовании информационных систем. При этом подразумевается, что с использованием ИКТ функционируют исполнительная (электронное правительство), и законодательная власти (электронный парламент, электронная демократия), а также судебные органы (электронное правосудие).
Можно сказать, что в настоящий момент идет процесс становления электронного государства, о чем свидетельствует появление Единого портала электронной демократии Российской Федерации
(http://e-democratia.ru/). Система «Электронной демократии» дает возможность участвовать в принятии управленческих решений, публичных обсуждениях официальных документов и контроле деятельности органов власти.
Социальная: информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни. Чтобы получить консультацию специалиста, пациенту не нужно ехать в медицинский центр, а достаточно будет оставить свои документы на портале и в назначенное время выйти на связь с профильным врачом (телемедицина). Чтобы получить помощь в чрезвычайной ситуации, достаточно воспользоваться единым номером экстренных служб (например, система «Забота», о которой будет подробнее рассказано в одной из следующих лекций). Чтобы собрать ученика в школу, достаточно скачать комплект учебников с регионального образовательного портала и сохранить их в электронной книге.
Культурная: признание культурной ценности информации (например, проект ЮНЕСКО «Цифровое наследие»). Чтобы подобрать литературу по интересующей тематике, достаточно воспользоваться электронным каталогом любой библиотеки на всей территории страны. Чтобы посетить зарубежный музей, достаточно побывать на соответствующем сайте. Чтобы получить образование в любом университете мира, нужно обратиться к его ресурсам дистанционного обучения.
Можно сказать, что информационное общество в наибольшей степени проявляется в странах, которые характеризуются как «развитое постиндустриальное общество», (Япония, США, Западная Европа).
Приведем некоторые даты, стратегии и программы. В марте 2000 Европейским Союзом принята 10-летняя рабочая стратегия экономического, социального и экологического обновления, получившая название "Европейская сфера исследований" (ERA - "European Research Area"). Целью этой стратегии является переход ЕС к наукоемкой экономике, которая должна стать наиболее динамичной и конкурентоспособной в мире.
Одним из проектов, стимулирующих интенсивное экономическое развитие и укрепление позиций ЕС на международном рынке, стал крупнейший политический проект "Электронная Европа" (eEurope), в рамках которого может осуществляться множество программ как внутри стран – членов ЕС, так и на уровне Европейской Комиссии.
В 2000 году лидеры «Большой Восьмерки» приняли Окинавскую хартию глобального информационного общества. Хартия указывает на важность развития информационного общества для повышения благосостояния граждан и развития экономики в целом. В ней объясняется, как новые технологии и их распространение являются на сегодняшний день ключевым движущим элементом социально-экономического развития стран. Хартия также указывает на необходимость внедрения национальных и интернациональных стратегий реализации поставленных задач.
Развитием идей информационного общества можно считать поддержанную ЮНЕСКО концепцию «общества знания», в которой делается акцент на гуманистические принципы. Экономические и социальные функции капитала переходят к информации, и ядром социальной организации становится университет как центр производства, переработки и накопления знания. Особо подчеркивается то, что в «обществе знания» приоритетами должны являться качество образования, свобода выражения мнений, универсальный доступ к информации для всех, уважение культурного и языкового разнообразия.
Развитие информационного общества неизбежно приводит к тому, что множество специалистов работают в сфере производства и распространения информации. Это требует не только новых навыков и новых знаний, но и нового мышления, желания и возможности учиться на протяжении всей жизни.
К сожалению, в нашей стране пока наблюдается недостаточный уровень развития отрасли информационных технологий, что приводит к отставанию от мировых лидеров. Препятствует становлению информационного общества в России и недостаточный уровень распространения базовых навыков использования информационных технологий как среди населения в целом, так и среди государственных и муниципальных служащих.
Проблемы, препятствующие повышению эффективности использования информационных технологий в целях повышения качества жизни граждан, носят комплексный характер. Их устранение требует значительных ресурсов, скоординированного проведения организационных изменений и обеспечения согласованности действий органов государственной власти.
В результате выполнения федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)», был создан определенный задел в области внедрения информационных технологий в деятельность органов государственной власти и организации предоставления государственных услуг.
Поскольку развитие информационного общества является платформой для решения задач более высокого уровня - модернизации экономики и общественных отношений, обеспечения конституционных прав граждан и высвобождения ресурсов для личностного развития, были приняты Стратегия развития информационного общества и государственная программа «Информационное общество (2011-2020)» (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Компоненты программы «Информационное общество»
Мероприятия Программы в соответствии со Стратегией должны обеспечить следующим результаты:
Формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий;
повышение качества образования, медицинского обслуживания и социальной защиты населения на основе информационных технологий;
Совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере, повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, качества и оперативности предоставления государственных услуг;
Развитие экономики Российской Федерации на основе использования информационных технологий, повышение трудовой мобильности и обеспечение занятости населения;
Повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг;
Развитие науки, технологий и техники, а также подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных технологий;
Сохранение культуры многонационального народа Российской Федерации, укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, а также развитие системы культурного и гуманитарного просвещения;
противодействие использованию потенциала информационных технологий в целях угрозы интересам России.
В настоящее время технические и экономические аспекты становления информационного общества выходят на первый план. К сожалению, социальные и гуманистические стороны этого процесса пока развиваются в недостаточной мере.
Нельзя не отметить, что в России распространено такое сложное социально-экономическое явление как информационное неравенство. Многие местности и социальные группы пока еще не имеют доступа к информационным технологиям и выпадают из информационного общества. Для решения этой проблемы необходим комплекс мер, включающий не только развитие телекоммуникационной инфраструктуры, но и ликвидацию «информационной безграмотности» граждан, помощь малообеспеченным слоям населения в приобретении вычислительной техники, создание пунктов общественного доступа.
Таким образом, в современном мире информационные технологии оказывают заметное влияние на жизнь общества и гражданина во всех сферах общественной жизни. В России при поддержке государства происходит процесс становления информационного общества: реализована федеральная целевая программа «Электронная Россия», приняты «Стратегия развития информационного общества» и государственная программа «Информационное общество».
Практика
Упражнение 1.1
Прочтите статью «России нужна электронная демократия» (http://experttalks.ru/book/export/html/325).
Сформулируйте, пожалуйста, своё отношение к интернет-демократии и к идее электронного голосования.
Упражнение 1.2
Просмотрите видеоролик «Электронные услуги: проверено на себе» (http://rutube.ru/tracks/4693692.html).
Как вы оцениваете ситуацию, в которую попал журналист?
Имеется ли у вас опыт получения электронных услуг? Позитивный или не очень?
В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций – - преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации.
Первая революция связана с изобретением письменности. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколению.
Вторая вызвана изобретением книгопечатания. Это сильно изменило само индустриальное общество и организацию деятельности человека.
Третья обусловлена изобретением электричества. Появились радио и телефон, позволяющие оперативно изменять и накапливать информацию.
Четвертая – - это изобретение микропроцессорной техники и появление персонального компьютера. Компьютеры стали мультимедийными , т. е. они обрабатывают различные виды информации: звуковую, графическую, видео и др. Средства связи получили повсеместное распространение, а компьютеры для совместного участия в информационном процессе соединились в компьютерные сети . Появилась всемирная компьютерная сеть Интернет , услугами которой пользуется значительная часть населения планеты.
В наше время доступ к информации перестал быть уделом избранных, появилась возможность многократно увеличить объем обмена информацией, что привело к большим изменениям в науке, культуре и общественной жизни. Стали внедряться информационные технологии – - процессы, использующие совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объектов, процессов или явлений.
В индустриальном обществе все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производится и потребляется интеллект, знания. Это приводит к увеличению доли умственного труда. Человеческая цивилизация в развитых странах все более и более приобретает черты информационного общества.
Информационное общество – - общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы – - знаний. Если в индустриальном обществе были известны и использовались материальные, природные, трудовые, финансовые и энергетические ресурсы, то в информационном обществе появились информационные системы, накапливаются информационные ресурсы.
Информационные ресурсы – - это знания, которые реализованы в виде документов и массивов документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и т. п.). Информационные ресурсы страны все чаще рассматриваются как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости запасам сырья, энергии, ископаемых и прочим ресурсам. Информационная система – - это взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.
Возрастание объема информации породило парадоксальную ситуацию – - в мире накоплен громадный информационный потенциал, но люди не могут им воспользоваться из-за ограниченности своих возможностей. Внедрение ЭВМ, современных средств переработки и передачи информации в различные сферы деятельности человека послужило началом нового эволюционного процесса, называемого информатизацией общества . Информатизация общества – - организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей на основе формирования и использования информационных ресурсов.
Рис. 1.3. Динамика перераспределения работников из сферы материального производства в информационную сферу в XX в.
Переход к информационному обществу сопровождается переносом центра тяжести в экономике с прямого материального (сельскохозяйственного и промышленного) производства на оказание услуг, включая информационные. Вторая половина ХХ в. благодаря информатизации сопровождалась перетоком работающихников из сферы материального производства в информационную сферу. Более того, информатизация изменила характер труда в традиционных отраслях промышленности. Происходит массовое сокращение рабочих мест за счет внедрения информационных технологий, роботов, манипуляторов и т. п. (см. рис. 1.3).