Современный имидж педагога. Имидж педагогов Профессиональные качества личности педагога имидж педагога

Красота 27.07.2020

ГБОУ СПО НО «Краснобаковский лесхоз – техникум»

ДОКЛАД

Тема: «Имидж, как элемент профессиональной

культуры педагога»

Подготовила
Преподаватель

Игнатенко О.Ю.

р.п. Красные Баки

1. Понятие «имидж»

Понятие image в последние годы прочно входит в словарь современного человека. Что же такое имидж?

В России понятие имидж стало предметом общественного внимания и научного анализа лишь в конце XX столетия. В середине 90-х годов появились первые серьезные отечественные разработки по имиджированию, посвященные психологическим аспектам формирования имиджей (Р.Ф. Ромашкина, Е.И. Манякина, Е.В. Гришунина, П.С. Гуревич, Ф.А. Кузин, В.Д. Попов, Б. Г Ушиков, В.М. Шепель, И.А. Федоров и др.).Вышедшее в свет в 1994 г. первое издание книги В.М. Шепеля: Имиджелогия: Секреты личного обаяния обозначило не только обоснование нового для российского менталитета понятия имидж, но и формирование новой области научного исследования - имиджелогии, а в профессиональной сфере формирование новой специальности - имиджмейкер.

Имидж - понятие, применимое: к человеку (персональный имидж), организации (корпоративный имидж), социальной позиции (имидж политического деятеля), профессии (имидж педагога), образованию (имидж выпускника Гарвардского университета) и, наконец... к вещам (мерседес - не просто машина!).В обыденном понимании слово имидж употребляется по отношению к человеку в двух смыслах: как внешний вид человека и как его репутация. Имидж - это образ, включающий внутренние и внешние характеристики.

Целесообразно разделять имидж на корпоративный (имидж компании, фирмы, предприятия, учреждения, политической партии, общественной организации и т.д.) и индивидуальный (имидж педагога, политика, бизнесмена, артиста, руководителя, лидера общественного движения и т.п.). Содержание и механизмы формирования этих имиджей будут различны, но они связаны.

И в том и в другом случае, т.е. по отношению к организации и индивиду (личности), можно говорить об имидже внешнем и внутреннем. Внешний имидж организации – это её образ, представление о ней, формирующееся во внешней, окружающей её среде, в сознании «контрагентов» этой организации – клиентов, потребителей, конкурентов, органов власти, СМИ, общественности. Внешний имидж индивида складывается из различных форм вербального, визуального, этического, эстетического выражения и поведения, а субъектом являются те люди, которые вступают с ним в прямой или опосредованный контакт.

Исследователи предлагают три возможных подхода к классификации имиджа: функциональный, при котором выделяют разные его типы, исходя из различного функционирования; контекстный, при котором эти типы находятся в разных контекстах реализации; сопоставительный, при котором сравнивают близкие имиджи.

Опираясь на имеющиеся определения имиджа, выделяют его основные составляющие. Наиболее значимые из них: внешний облик; использование вербальных и невербальных средств общения; внутреннее соответствие образа профессии - внутреннее «Я».

Можно обозначить две группы функций имиджа:

1.Ценностные функции имиджа:

-Личностно возвышающая. Благодаря созданию вокруг личности ореола привлекательности, она становится социально востребованной, раскованной в проявлении своих лучших качеств.

-Комфортизация межличностных отношений. Суть этой функции в том, что обаяние людей объективно привносит в их общение симпатии и доброжелательность, а потому нравственную меру терпимости и такта.

-Психотерапевтическая. Суть её в том, что личность, благодаря осознанию своей индивидуальной незаурядности и повышенной коммуникабельности, обретает устойчивое, мажорное настроение и уверенность в себе.

Таким образом, ценностные функции имиджа свидетельствуют о его бесспорном значении в выстраивании здоровой душевной организации личности.

2.Технологические функции имиджа:

-Межличностной адаптации. Благодаря правильно избранному имиджу можно быстро войти в конкретную социальную среду, привлечь к себе внимание, оперативно установить доброжелательные отношения.

-Высвечивания лучших личностно-деловых качеств. Благоприятный имидж даёт возможность зрительно представить наиболее привлекательные качества человека, позволяя соприкасающимся с ним людям познавать именно эти черты, вызывающие симпатию или доброе расположение.

-Затенения негативных личностных характеристик. Посредством макияжа, дизайна одежды, аксессуаров, причёски и т.д. можно отвлечь людей от тех недостатков, которыми обладает человек.

-Организация внимания. Привлекательный имидж невольно притягивает к себе людей, он импонирует им, а потому они психологически легче располагаются к тому, что он говорит или демонстрирует.

-Преодоления возрастных рубежей. Искусно владея технологией самопрезентации, что конкретно проявляется в удачном выборе моделей поведения и исполнении различных ролей, можно комфортно себя чувствовать в общении с людьми разного социального положения и профессионального статуса, не сковывая себя «комплексом» собственного возраста.

В научной литературе по политической имиджелогии (А.Ю. Панасюк, Г.Г. Почепцов, В.М. Шепель и др.) выделяются следующие составляющие имиджа или их классификация: средовый имидж, габитарный имидж, овеществленный имидж, вербальный имидж, кинетический имидж. Средовый имидж предполагает характеристику человека по искусственной среде его обитания - по его кабинету, жилищу, автомобилю и т.д. Понятно, что созданная человеком среда обитания зависит от множества факторов, которые не всегда подвластны нашим желаниям. Главный принцип формирования этого имиджа: чуть лучше, чем у всех. Габитарный имидж - это характеристика человека по его собственной внешности - по костюму, макияжу, прическе и т.д.

Личный имидж является важной составляющей для роста карьеры,т.к:

Имидж влияет на тех, кто принимает решения в вопросах профессионального роста;

Мы верим тому, что видим;

Мы все занятые люди и часто принимаем решения на основе первого впечатления;

Мы все действуем, осознаем это или нет, как послы своей профессии или организации;

Хорошо выглядеть и уверенно себя чувствовать - это хорошо для нас.

Имидж, не подкрепляющийся постоянно реальными крупными делами, тает подчас, как снег на весеннем солнышке. Для профессионала очень важен эффективный взаимовыгодный контакт с окружающим миром, поэтому определяющей частью его имиджа являются:

Высокая самооценка, уверенность в себе;

Вера в доброжелательность Вселенной и вера в доброго человека;

Социальная и личная ответственность («я - причина всего положительного и отрицательного в моей жизни»);

Желание меняться и умение рисковать при здоровом чувстве самосохранения.

Таким образом, успешное применение имиджа предполагает знание исходных психолого-педагогических принципов, обусловливающих его.В качестве таковых могут выступать следующие принципы: принцип гармонии визуального образа, принцип коммуникативности - многообразия форм и способов информационного взаимодействия, принцип саморегуляции и ортобиоза (наука о технологии самосбережения тела и души), принцип речевого воздействия. Они выступают в роли постоянных факторов, искусно воплощенных в разнообразных формах и методах совершенствования профессионального мастерства учителя

2.Профессиональный имидж педагога.

Каждая профессия требует набора способностей, проявления чувств и мыслей. Чем продолжительнее занимается человек каким-либо видом деятельности, тем больше проявляется в нем профессиональный отпечаток. Специфика педагогической деятельности учителя - в активной умственной деятельности и постоянном напряжении нервной системы. Основная нагрузка приходится на головной мозг, который, находясь в напряжении, подчиняет себе все ресурсы организма. Напряжение испытывает высшая нервная деятельность, так как она постоянно подвергается воздействию таких факторов, как большой объем аналитико-синтетической деятельности мозга, хронический дефицит времени и высокий уровень личной мотивации.

Уже сегодня мы вправе говорить о профессиональном имидже, которому должны соответствовать представители различных профессий - идеальный учитель, идеальный врач, идеальный инженер, идеальный предприниматель и т.д. Секрет успеха профессионального имиджа педагога напрямую зависит от того, насколько ему удастся создать облик, соответствующий ожиданиям других людей.

Имидж педагога - эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими.

Имидж есть у каждого педагога вне зависимости от его личных взглядов на эту тему. Процесс построения имиджа зависит как от самого учителя, так и от индивидуальных особенностей ученика, его пола, возраста, а также от опыта, знаний, национальности и других факторов. Педагог, который занимается созданием собственного имиджа, не только лучше выглядит, но и лучше себя чувствует, более уверен, а в итоге и успешнее работает!

Имидж учителя проявляется в некоторой обобщенной форме, которая может содержать следующие структурные компоненты: индивидуальные характеристики, личностные, коммуникативные, деятельностные и внешнеповеденческие.

В образе конкретного учителя соединяются индивидуальный, профессиональный и возрастной имиджи. Окружающие выносят суждения как о личностных, возрастных, половых, так и о чисто профессиональных качествах педагога.

В структуре имиджа профессионала, предложенной Л.М. Митиной, выделены внешний, процессуальный и внутренний компоненты.

Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку.

Внешний вид преподавателя, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.

Внешний облик помогает педагогу привлечь к себе внимание, создать положительный настрой на себя, показаться не только симпатичным человеком, но и прекрасным учителем. Учитель всем своим внешним обликом должен располагать к себе учащихся и взрослых. Следует всегда помнить, что дети учатся у взрослых людей, и прежде всего у любимого учителя, правильно одеваться. В манере одеваться проявляется одно из главных правил: красиво выглядеть - значит проявлять уважение к окружающим людям. Это означает, что такие требования, предъявляемые к внешнему виду человека, помогают педагогу улучшить свой профессиональный имидж. Правильный выбор одежды помогает добиться профессионального успеха. .Вербальные и невербальные средства общения - важные составляющие имиджа. Что и как говорит педагог, умеет ли словом настроить человека на себя, какие жесты и позы при этом демонстрирует, что происходит с мимикой, как сидит, стоит и ходит - все это влияет на восприятие другими людьми. Отдельный компонент внешнего облика учителя несет в восприятии учащихся свою смысловую нагрузку, но в каждой конкретной ситуации на уроке он может быть важным или малозначительным. В одном случае для ребенка важна мимика, в другом _ жест, в третьем - костюм учителя.

В ситуации, когда значение внешнего вида учителя становится во главу условий первого успеха, согласно социологическим исследованиям (п о д а н н ы м В.М. Шепеля, 1997), только 19% учителей удовлетворены своим внешним видом. Вот проблема, которую надо решать незамедлительно! - призывает В.М. Шепель.

Для улучшения своего профессионализма учителю необходимо обратить внимание и на умение представить себя окружающим наиболее выгодным образом. Доказано, что 35% информации человек получает при словесном (вербальном) общении и 65% - при невербальном.

Внутреннее соответствие образа профессии - внутреннее «Я», ведущее из составляющих педагогического имиджа, поскольку умение нравиться и располагать к себе других людей выступает необходимым качеством в профессиональных и личностных контактах. Не менее важно, чтобы имидж не расходился с внутренними установками учителя, соответствовал его характеру и взглядам. Создавая свой образ, педагог тем самым самосовершенствуется. Личностное как нечто внутреннее проявляется через деятельность, в конкретных продуктах творчества. При этом деятельность выступает как бы гранью перехода личностного внутреннего во внешнее - продуктивное. Внутренний образ - это прежде всего культура учителя, непосредственность и свобода, обаяние, эмоциональность, игра воображения, изящество, обратный путь постановки и решения проблем, ассоциативное видение, неожиданные яркие ходы в сценарии урока, внутренний настрой на творчество, самообладание в условиях публичности и многие другие составляющие.Внешний образ - это техника игры и игровая подача, особые формы выражения своего отношения к материалу, передача своего эмоционального отношения к действительности, владение умением самопрезентации, выведение учеников на игровой уровень, умелая режиссура всего хода урока. Профессиональная деятельность, по мнению Л.М. Митиной, раскрывается через процессуальную составляющую имиджа, которая конкретизируется такими формами общения, как профессионализм, пластичность, выразительность и т.д. Эмоционально богатый учитель, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий..., способен оживить урок, сделать его экспрессивным, приблизить к естественному общению

Термином профессиональный имидж педагога можно определить как профессиональную репутацию педагога (мнение о нем как о профессионале), которая складывается в результате общения с коллегами, учащимися и их родителями в процессе его профессиональной деятельности. Профессиональный имидж педагога и культура общения определяют силу его авторитета, то есть общепризнанную участниками образовательного процесса, значимость его личностных и профессиональных качеств и заслуг и основанную на этом силу его влияния на взгляды и поведение коллег, учеников и их родителей. Результатом возрастания авторитета личности педагога является признание за ним права принимать значимые для учащихся решения. Профессиональный имидж педагога носит субъективный, изменчивый характер и определяет готовность окружающих (участников образовательного процесса) действовать по отношению к носителю имиджа определенным образом. В связи с этим педагогу необходимо постоянно стремиться к созданию и поддержанию своего позитивного профессионального имиджа.

К системообразующим характеристикам позитивного профессионального имиджа педагога можно отнести высокий уровень сформированный, таких личностно и профессионально значимых особенностей, как:

активный эмоционально-положительный стиль отношения к учащимся и демократический стиль педагогического руководства ими; РОСЫТЕОРИИ

открытость, соучастие и содействие каждому ребенку, возвышение его личности в процессе общения;

педагогическое мастерство;

единство уважения к личности воспитанника и требовательности к нему; культура внешнего вида педагога (располагающая к общению внешность и стильный костюм, соответствующий статусу педагога и коммуникативной ситуации);

безукоризненность манер (культура речи и невербального общения, соблюдение этикета);

духовность, нравственность, эрудиция, интерес к знаниям и стремление к самосовершенствованию;

активность личности, общительность;

гражданственность и патриотизм;

обязательность и точность в соблюдении обещаний и договоренностей(как проявление долга и чести, дисциплинированности и взаимоуважения, гарантия надежности);

доброта – может быть сдержанной, но всегда иметь место в поведении и тоне педагога, чувствительность и социально-коммуникативная адаптивность;

справедливость,обоснованность, деловой и по преимуществу косвенный характер предъявляемых требований;

чувство собственного достоинства и уверенность в себе;

педагогическая наблюдательность, педагогическое воображение, справедливость, требовательность и педагогический такт;

терпимость, основанная на признании многообразия культур и людей,

автономности и неприкосновенности личности ребенка, его права на свободное самоопределение и самореализацию, то есть право приобщаться к таким политическим, религиозным, моральным идеям, которые он находит верными и привлекательными;

эмоциональная экспрессивность и умение управлять своими эмоциями;

креативность и способность к импровизации;

ответственность за успехи ребенка на последующих этапах его обучения;

жизнерадостность и оптимизм;

артистизм и чувство юмора.

Все перечисленные компоненты позитивного профессионального имиджа и культуры общения можно отнести к педагогам, обучающим все возрастные

группы, хотя значимость того или иного компонента меняется в зависимости от возрастной группы обучаемых и ситуации педагогического общения. В ряде случаев отсутствие или недостаточный уровень сформированности какого-либо компонента профессионального имиджа педагога при серьезном отношении носителя имиджа к совершенствованию профессионального мастерства может в той или иной мере компенсироваться другими.

Как правило, ученики в процессе оценивания профессионального имиджа педагога ориентируются, прежде всего, на его личностные, индивидуально-неповторимые черты, а педагоги – на чисто профессиональные умения и навыки. Существенные расхождения наблюдаются и в рейтингах значимых имиджевых характеристик педагога, выстраиваемых педагогами и учащимися так, например, ухоженный и стильный внешний вид педагога учащиеся ставят приблизительно на третью позицию, а педагоги – на восьмую.

Определяющее значение для формирования профессионального имиджа и авторитета педагога имеет его уровень культуры педагогического общения.

Педагогическое общение – это специфическая форма организации взаимодействия педагога и учащихся. К основным специфическим функциям педагогического общения относятся:

информационная(умелое применение на практике глубоких знаний и разнообразного методического инструментария для обеспечения

оптимальной передачи знаний учащимся и прочного, осмысленного их усвоения детьми);

мобилизационная (активизация познавательной деятельности учащихся, организация их самостоятельной работы, поддержание и развитие интереса детей к учебе, полезному труду и общественной работе);

развивающая (развитие способностей ученика, личности в целом с учетом индивидуально -психологических,поло-возрастных и прочих характеристик учащихся);

ориентационная (формирование у учащихся культуросообразных ценностных ориентаций, мировоззренческих принципов, социально одобряемых мотивов поведения, активной жизненной позиции).

Общение с учащимися высококвалифицированных успешных педагогов характеризуется:

уверенностью педагога в больших возможностях детского интеллекта и подчинение этой задаче всего учебного процесса (интеллектуальной насыщенностью уроков);

стремлением максимально и всесторонне использовать изучаемый

на занятиях материал;

стимулированием учащихся на поиски разных способов выполнения действий;

п о з и т и в н о с т ь ю предъявляемых педагогических требований;

у ч е т о м социально-культурных особенностей ученика, знанием инокультурных режимов коммуникации, индивидуальных учебных стилей ученика (условий, путей и способов учения, которые предпочитает ученик);

способностью к ценностному восприятию действительности и передаче его учащимся в эмоционально-эстетической форме как на смысловом, так и психо-физиологическом уровнях контакта (что обеспечивает проживание детьми личного ценностного отношения и формирование у них ценностных ориентации, духовности, способности к сопереживанию, приобретению навыков оценки любых явлений и событий на основе нравственного разума, диалектического единства этического и эстетического в оценке всех явлений и событий);

демократическим стилем педагогического руководства.

Условиями эффективности педагогического общения является знание и соблюдение педагогом законов коммуникации, его стремление к уважительному и заботливому наставничеству, к активному созидательному сотворчеству с учеником к постижению коммуникативной ситуации интеллектуально и эмоционально.

В процессе общения с учащимися педагог преднамеренно и непреднамеренно продолжает себя в них, осуществляя значимые для детей преобразования их личностных смыслов, мотивов поведения. Педагогическое общение и межличностные отношения педагога с учащимися значительно влияют на эмоциональное состояние и отношение ребенка к учебному предмету, процессу учения, образовательному учреждению, на

формирование ученического коллектива, становление личности школьников, подготовки их к последующей самостоятельной взрослой жизни. Это диктует необходимость постоянного совершенствования применяемых педагогом методов воздействия, развития и стимулирования саморазвития учащихся, в том числе в аспекте рефлексии семиотических компонентов их собственной экспрессии,а также коррекции педагогом и учащимися внешних технологий самоподачи.

Речь педагога должна соответствовать современным нормативным требованиям. Нормативная речь педагога позволяет ему сохранять коммуникативное лидерство в таких активных формах профессиональной речи, как диалог, монолог. К профессиональным качествам речи педагога следует отнести такие свойства голоса, как чистота и ясность тембра, благозвучность, гибкость, полётность. Хорошая дикция даёт возможность профессиональной речи стать действенной, то есть побуждать людей к изменениям – внешним и внутренним.

Таким образом, имидж учителя содержит следующие структурные компоненты: индивидуальные и личностные качества, коммуникативные, особенности профессиональной деятельности и поведения.

Общество, порождая требования к профессиональному имиджу учителя, влияет на его содержание. Но из поколения в поколение неизменными остаются такие качества идеального учителя, как любовь к детям, доброжелательность, искренность, умение общаться. Влюбленный в детей и увлеченный своей работой педагог интуитивно и сознательно выбирает те модели поведения, которые наиболее адекватны к достоинству детей и их актуальным потребностям. Имидж такого педагога безупречен, - пишет В.М. Шепель.

Заключение

Часто педагог теряет авторитет своих подчиненных потому, что неинтересен как личность. А без интереса к личности учителя нет и интереса к предмету. Другое дело, что в последующем интерес к личности учителя угасает, а разгорается интерес к предмету. Интерес к личности учителя, таким образом, - средство активизации интереса к предмету. Именно ученики дают энергию жизни учителю, а учитель дарит открытие «новых горизонтов». Поэтому образ педагога должен вдохновлять. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан совершенствовать свои личностные качества, свои профессиональные качества создавая, таким образом, собственный имидж. От того как педагог будет создавать и продумывать свой профессиональный имидж будет зависеть его профессиональная востребованность, профессиональная пригодность, профессиональная удовлетворенность, профессиональный успех, профессиональная компетентность.

Литература:

1.Шепель В.М. Секреты личного обаяния.-Ростов –на-Дону:Феникс,2005г

2.Шепель В.М. Управленческая антропология. Человековедческая компетентность менеджера.-М.: Народное образование.2000

3. А.А. Калюжный Технология построения имиджа учителя/ Дополнительное образование,1-2004г

Имидж педагога - эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружением. Внешний вид педагога может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.

В структуре имиджа профессионала, предложенной Л. М. Мити-ной, выделены внешний, процессуальный и внутренний компоненты.

Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку, осанку, макияж.

Прическа педагога должна быть удобной и аккуратной. Макияж-умеренным. Одежда аккуратная, скромная (но не "синий чулок"), цветовая гармония, соответствие одежды возрасту, условиям занятий и работы; соответствие моде, чувство меры во всех деталях одежды, особенно в украшениях.

Пантомимика - движение тела, рук, ног. Красивая, выразительная осанка педагога, прямая походка, собранность свидетельствуют об уверенности педагога в себе, своих силах и знаниях.

  • Походка легкая, упругая, ритмичная, движения гибкие, размеренные, непринужденные.
  • Поза открытая (без скрещенных или сложенных на груди рук, скрещенных ног), изящная и простая, лицом к детям, на достаточно короткой дистанции.
  • Осанка прямая, характерны подтянутость и собранность, умение сидеть за столом прямо и свободно.
  • Жесты педагога уместны, органичны, естественны, без резких взмахов и острых углов.
  • Отсутствие скованности и дурных привычек (хождение вдоль доски, покачивания, жестикуляция предметами, почесывание головы, носа; держание себя за ухо и др.).
  • Рекомендуются движения вперед и назад по классу, а не в стороны. Шаг вперед усиливает значимость сообщения, помогает сосредоточить внимание аудитории.
  • Сдержанность в движениях, без нервозности и суетливости.
  • Любое общение должно начинаться с мускульной мобилизированности. Она выражается в общей собранности внимания, в направлении взгляда, в дыхании, в общей подтянутости мускулатуры тела, в подтянутости спины. Хорошо, когда мускульная мобилизированность несколько опережает речевое воздействие.

Мимика - искусство выражать свои мысли, чувства, настроения, состояния движением мускулов лица. Нередко выражение лица педагога оказывает на детей большее впечатление, чем слова.

  • Выражение на липе доброжелательности, спокойствия, уверенности.
  • Эмоциональная выразительность лица, но без излишней динамичности или статичности.
  • Соответствие выражения лица характеру речи.
  • Умение скрывать проблемы, не имеющие отношения к взаимодействию с воспитанниками.
  • Направленность взгляда на собеседника. Умение пользоваться выразительностью взгляда. "Пустые глаза - зеркало пустой души" (К. С. Станиславский).

Выразительные детали мимики - брови, глаза, улыбка. Визуальный контакт является техникой, которую необходимо сознательно развивать. Нужно вырабатывать умение держать в поле зрения всех учащихся.

Профессиональная деятельность раскрывается через процессуальную составляющую имиджа, которая конкретизируется такими формами общения, как профессионализм, пластичность, выразительность и т.п.

Выразительность - это техника игры и игровая подача, особые формы выражения своего отношения к материалу, владение умением самопрезентации, умелая режиссура педагогического взаимодействия.

Эмоционально богатый учитель, обладающий артистизмом, вербально и невербально проявляющий свои чувства и отношения, способен любое взаимодействие с воспитанниками приблизить к естественному общению. Педагогический артистизм является сочетанием духовных и физических качеств, помогающих найти контакт с учениками, завоевать их доверие и затем действовать, учитывая все особенности конкретного взаимодействия. Артистичный учитель одухотворяет содержание и организацию педагогического процесса. Это самобытный педагог со своим внутренним миром, который становится обаятельным в момент передачи знаний и своего отношения к ним. Артистичный педагог обладает способностью заражения своими переживаниями, сомнениями и радостью других людей. В. И. Немирович-Данченко считал, что в этой способности заключается талант, а К. С. Станиславский определял заразительность актера как обаяние или силу притяжения.

Внутренняя составляющая - это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.

Технологические функции имиджа: межличностная адаптация, высвечивание лучших ценностно-деловых качеств, затенение негативных личностных характеристик, организация внимания, преодоление возрастных рубежей.

Всеми этими составляющими имиджа надо не только обладать, но и уметь их позиционировать.

Самопрезентация - способ самовыражения и поведения, направленные на создание благоприятного впечатления, мнения или соответствующего чьим-либо идеалам.

Позитивный имидж как особый личностный инструментарий облегчает установление контактов с другими людьми, делая процесс взаимодействия с ними более эффективным. Обладая мощным психотерапевтическим эффектом, имидж наделяет своих обладателей профессиональной уверенностью и коммуникабельностью, позволяя наилучшим образом проявиться деловым качествам человека.

"Чем более учитель будет помнить, что ученики смотрят на него, как на существо высшее, тем сильнее будет его влияние на детей, тем более будет доставлять отрады каждая его похвала, тем глубже врежется в сердце ученика каждый упрек его, а следовательно, и все дело воспитания будет несравненно благотворнее. Но горе учителю, который неосторожным своим поведением разрушил то обаяние, которым окружен в их глазах" (Н. А. Добролюбов).

Имидж - это образ человека, возникающий у других людей в процессе взаимодействия, или образ субъекта, создаваемый им для более успешного взаимодействия с другими людьми. Он раскрывается в действиях, отношениях, эмоционально окрашенных впечатлениях и призван оказывать регулирующее воздействие на кого-либо. Имидж не является фиксированным, он постоянно «пристраивается» к условиям среды, трансформируется. Его формирование требует определенных знаний и умений.

В последние годы имиджу педагогов были посвящены некоторые исследования и публикации. В. Н. Черепанова определяет положительный имидж педагога как гармоничную совокупность внешних и внутренних индивидных, личностных, индивидуальных и профессиональных качеств педагога, призванных продемонстрировать его желание, готовность и способность к субъект-субъектному общению с участниками образовательного процесса. А. Л. Аксельрод определяет профессиональный имидж учителя как совокупность таких характеристик учителя, которые позволяют ему демонстрировать свое профессиональное качество, позиционировать себя как профессионального учителя, а не просто человека, занимающегося обучением.

В стереотип восприятия педагога входят особенности его внешности, одежды. Существует оптимальный для восприятия костюм преподавателя - классический деловой. Для мужчин - это строгий костюм с галстуком. Для женщин - жакет и юбка длиной чуть выше или ниже колена; менее предпочтительны брюки. При этом студенческая аудитория более придирчива к одежде женщины-преподавателя. Если преподавательница, к примеру, носит романтические платья, то это наводит на мысль о ней как посредственной, мало интересной личности. Фольклорный стиль создает впечатление старомодности. Среди цветов традиционно в качестве наиболее делового и официального воспринимается синий, хотя голубой и фиолетовый молодежь также считает подходящими для преподавателя. В разряд непригодных цветов попадали чаще всего коричневый и красный. Интересный факт отмечен в зарубежных исследованиях: оказывается, южане и сельские жители, в отличие от городских и жителей Севера, более терпимы к пестрым нарядам педагогов.

A. Л. Аксельрод подчеркивает отличие в имидже естественного и искусственного, т. е. истинного имиджа педагога от маски, изображения профессионализма, которого еще нет. В имидже отражаются только та мера профессионализма, которой обладает педагог, и те профессиональные черты, которые ему присущи.

Возникает вопрос: для чего педагогу нужно создавать свой профессиональный имидж? Отвечая, можно указать на несколько моментов, важных для педагогического процесса:

  1. имидж позволяет предъявить учащимся свою профессию, свое дело;
  2. имидж дает возможность педагогу более адекватно выстраивать отношения с учениками благодаря четкому обозначению учительской позиции, настраивает учащихся на деловые отношения с педагогом;
  3. имидж помогает проявить педагогу профессиональное своеобразие, его «индивидуальное в профессиональном»;
  4. имидж удерживает поведение учителя в рамках профессионального;
  5. работа над своим имиджем служит средством самопознания и профессионального самосовершенствования.

B. Н. Черепанова отмечает, что негативный имидж педагога приводит к деструктивному изменению его личности, эмоциональному выгоранию, потере квалификации. Не меньше от отрицательного имиджа учителя страдают и ученики, особенно первоклассники. В. Н. Черепанова выявила, что за год обучения с учителем, обладающим отрицательным имиджем, у учеников выросла тревожность, 5,3% первоклассников потеряли навык приличного поведения в обществе, 24,4% перестали следить за своим внешним видом, 26,6% стали проявлять признаки агрессии по отношению к ученикам противоположного пола.

Формирование позитивного имиджа учителя способствует росту педагогического мастерства педагога, приводит к его положительным личностным изменениям, а также положительно сказывается на учениках. Так, за год обучения у учителя с положительным имиджем у учащихся снизилась тревожность, 39,4% первоклассников научились хорошим манерам, 38,3% учеников начали следить за своей внешним видом, 28,7% учеников стали уважительно относиться к учащимся противоположного пола. Кроме того, у первоклассников повысился уровень обученности.

К сожалению, как следует из данных В. Н. Черепановой, позитивным имиджем обладают лишь малая (15%) часть учителей; 22% учителей не имели достаточных знаний и умений для того, чтобы сформировать привлекательный для учеников образ.

Предъявление себя как профессионала требует учета того, как тот или иной имидж педагога будет воспринят учащимися. Педагогу следует иметь в виду, что учащиеся предъявляют определенные ожидания относительно педагога. Поэтому, например, мини-юбка на учительнице может расцениваться учащимися как проявление легкомыслия и даже как сексуальный вызов. Неудивительно, что приказом Министерства образования России учителям недавно было запрещено носить мини-юбки.

В психолого-педагогической литературе сегодня активно разрабатывается проблема личности педагога, ориентированного на гуманистическое общение, диалог с учащимися. Многие исследователи, среди них Л. А. Петровская, А. К. Маркова, А. К. Болотова и другие, говорят в этой связи о новом типе педагога - фасилитаторе, выделяя целый ряд его характеристик. Наиболее важные - истинность, открытость в общении, принятие себя и принятие других, эмпатическое понимание и т. д. Среди других не менее значимых качеств - уверенность в себе, способность к самораскрытию, раскрепощенность.

Если говорить об имидже педагога, то имевшее место в течение многих десятилетий представление о его личности на самом деле было описанием авторитарного учителя. Имидж авторитарного педагога и в педагогике, и в психологии прописан достаточно подробно. Среди основных характеристик такого педагога - позиция психологического превосходства, ригидность, частое использование разных психологических защит и т. д. Имидж педагога-фасилитатора, на наш взгляд, должен прежде всего опираться на такие качества, как уверенность в себе и раскрепощенность.

Когда студентам задаешь вопрос о том, каким они представляют себе раскрепощенного учителя, то, как правило, получаешь интересные и неоднозначные ответы. Из пятидесяти респондентов, опрошенных нами, примерно две трети остановились на описании личностных характеристик раскрепощенного педагога (раскованность, умение ориентироваться в нестандартных ситуациях, мастерское владение предметом, общительность, жизнерадостность, стремление к росту, естественность, энергичность и т. д.). Чуть меньше одной трети студентов, в основном те, кто уже имел опыт работы в школе, анализировали собственный стиль общения с учениками («общаюсь на равных с ребятами», «школьники - это тоже взрослые люди», «стремлюсь к раскованному общению»). <...> Итак, о том, каким должен быть раскрепощенный учитель, и психологи и студенты имеют представление. На основе их описаний можно составить структуру имиджа педагога гуманистического плана, которого все чаще называют сейчас педагогом-фасилитатором.

Что же касается имиджа преподавателя вуза, то проблема эта до сих пор остается практически неисследованной.

На наш взгляд, в связи с переменами в системе преподавания в вузах, касающимися повышения требований к качеству преподавания, вопрос имиджа преподавателя высшей школы сегодня особенно актуален. Здесь много проблем, начиная со стиля одежды, мимики, жестов, речи, общей эрудированности, в основе которой лежит интеллект, способ мышления, и заканчивая мировоззренческими установками. <.> Педагог-фасилитатор необходим студентам прежде всего потому, что они нуждаются в неформальном, недистантном общении с педагогом, в полнокровном, дающем пищу не только уму, но и сердцу, диалоге. Запоминаются, как правило, те педагоги, которые сумели принять студентов такими, какие они есть, имевшие мужество быть раскованными, раскрепещенными, открытыми и уверенными в себе. На наш взгляд, именно эти качества наиболее значимы в структуре имиджа педагога-фасилитатора.

Как отмечает В. Н. Черепанова, барьерами в реализации педагогического имиджа могут стать:

  • каузальная атрибуция (приписывание учениками учителю каких-то черт, исходя из собственного опыта), стереотипизация,
  • эффекты ореола, первичности и новизны.

Кроме того, позитивное воздействие имиджа учителя на учащихся существенно затрудняется или становится невозможным при наличии смыслового, морального, мотивационного, эмоционального, эстетического и ригидного барьеров.

Древнегреческий философ Ксенофонт сказал: «Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится».

Становление личности - процесс преобразования природы и общества.

Обретение уверенности в себе, зеркальное отражение социально-экономических условий в сознании личности актуализирует спрос на « реализованную личность: все это обуславливает формирование объективной потребности у личности найти достойную форму проявления своей внутренней сути, в качестве которой выступает имидж. Сегодня возрастает роль межличностного общения в жизни общества. Чем ярче личность реализовывает себя социально, тем значительнее перспектива общества, и чем ярче личности в обществе, тем оно само становится колоритнее. В наше время велико осознание личностью ценности для нее человеческого и общественного признания, особенно для ее душевного спокойствия и удовлетворения собственной жизнью. Практически это проявляется в расширении ее коммуникационных связей с людьми, в росте рейтинга ее общественного признания, поэтому имидж сегодня - это инструмент общения, актуальный запрос общества и личности.

Современные дети, их родители более серьезно относятся к имиджу педагога. Условия работы в сегодняшних образовательных организациях требуют от педагогов поиска путей повышения их репутации и авторитета в глазах окружающих. И без сознательного построения своего профессионального имиджа не обойтись. Грамотно созданный имидж вызывает уважение у учащихся и повышает авторитет педагога.

Что же такое имидж?

Имидж. Это красивое загадочное слово появилось в нашем языке в конце 80-х годов. В переводе с французского языка «имидж» - это искусственный целенаправленный образ, слагаемый из многих факторов. Над его созданием работают психологи, социологи, стилисты, визажисты. Когда говорят об имидже человека, то имеют в виду:

  • имидж среды (как выглядит его офис, кабинет, автомобиль);
  • общественный имидж (предметы, которые он создал и которыми пользуется: написанное письмо, визитная карточка, подарки и цветы, которые вручает);
  • вербальный имидж (от лат.Verbalis - «словесный»; это его манера говорить и писать);
  • кинетический имидж (невербальные средства общения: жесты, мимика и телодвижения);
  • габитарный имидж (от лат.Habitus - «внешний»; включает костюм, прическу, аксессуары);
  • ментальный (мировоззренческие и морально-этические установки, социальные стереотипы);
  • фоновый имидж (это сведения о нас, полученные от людей, в обществе которых мы находимся).

Таким образом, имидж формирует не только сам человек, но и те, кто окружает его.

Поэтому имидж включает в себя умение общаться, искусство говорить и, особенно, слушать. Правильно выбранный тон разговора, тембр голоса, изящество движений во многом определяют образ, в котором мы предстаем перед людьми.

Имидж своеобразный человеческий инструментарий, помогающий выстраивать отношения с окружающими. «Педагогический словарь» дает нам определение имиджа преподавателя как «эмоционально-окрашенный стереотип восприятия образа педагога в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими».

Имидж есть у каждого педагога вне зависимости от его личных взглядов на эту тему. Процесс построения имиджа зависит во многом от самого педагога.

Педагог, который занимается созданием собственного имиджа не только лучше выглядит, но и лучше себя чувствует, более уверен, а в итоге и успешнее работает. В списке десяти профессионально значимых качеств педагога в конце ХХ века имидж занимает второе место с точки зрения учащихся и лишь восьмое с точки зрения самих педагогов.

В структуре имиджа профессионала, предложенной Л.М. Митиной, выделены внешний, процессуальный и внутренний компоненты. Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку. Внешний вид преподавателя может создать рабочее и нерабочее настроение у детей, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.

Профессиональная деятельность раскрывается через такие формы общения, как профессионализм, пластичность; выразительность и т.д. Эмоционально богатый педагог способен оживить урок, сделать его экспрессивным, приблизить к естественному общению.

Внутренняя составляющая - это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.

Общество, порождая требования к профессиональному имиджу педагога, влияет на его содержание. Но из поколения в поколение неизменными остаются такие качества идеального педагога, как любовь к детям, доброжелательность, искренность, умение общаться.

Педагогическая этика.

В создании имиджа педагога большую роль играет педагогическая этика. Педагогическая этика изучает характер нравственной деятельности педагога и нравственных отношений в профессиональной среде, разрабатываются основы педагогического этикета - специфические правила общения, манер, поведения людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием. Педагогическая этика включает в себя такие категории, как профессиональный педагогический долг, педагогическую справедливость, педагогическую честь, педагогический авторитет, педагогическую совесть и педагогический такт.

Справедливость - это нравственное качество педагога, проявляющееся в его оценках поступков учащихся, их отношения к учебе, общественно полезной деятельности. Важнейшим уровнем положительного воздействия педагога на учащегося является сочетание разумной требовательности и доверия к нему.

Профессиональный педагогический долг включает в себя совокупность требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности педагога. Это правильно строить взаимоотношения с учащимися и их родителями, коллегами по работе, необходимость творческого отношения к своему труду, особая требовательность к себе, стремление к пополнению профессиональных знаний и повышению педагогического мастерства, умение разрешать сложные конфликты в учебной жизни. Педагог является субъектом нравственных отношений в педагогической среде. Он осуществляет нравственное просвещение учащихся в отношении морали, знакомит их с критериями моральной оценки, раскрывает возможности свободы выбора нравственного поступка и меру ответственности личности за свое поведение.

Профессиональная честь в педагогике выражается в осознании своей значимости, общественном признании, общественном уважении, его мораль заслуг и качеств.

Педагогический авторитет - это его моральный статус в коллективе учащихся и коллег. С помощью своего авторитета педагог может регулировать поведение учащихся, влиять на их убеждения. Педагогический авторитет зависит от морально-этической и психолого-педагогической подготовки. Уровень авторитета определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к работе и т. д.

Педагогическую совест ь контролирует выполнение педагогом его профессионального долга. Совесть педагога должна быть неподкупной и незапятнанной. Иначе он потеряет моральное право воспитывать других.

Неотъемлемой составляющей этики педагога является педагогический такт - интуитивное чувство меры, помогающее дозировать воздействия и уравновешивать одно средство другим. Тактика поведения педагога состоит в выборе стиля и тона в зависимости от времени и места педагогического действия, а также от возможных последствий применения тех или иных методов.

Визуальная привлекательность - первостепенная составляющая имиджа педагога.

Весь облик педагога должен быть современным, внушающим уважение и доверие. Внешность педагога является либо продолжением его достоинств, либо ещё одной отрицательной чертой, мешающей жизни и карьере. Каждый педагог просто обязан быть красивым. Успешная «самоподача» требует усилий по поддержанию созданного впечатления. Здесь значения имеют и цветовая гамма рабочего костюма, и правильно выбранный макияж, и модная стрижка или укладка. Часто педагог теряет авторитет своих подопечных потому, что неинтересен как личность. А без интереса к личности педагога нет интереса к предмету. Интерес к личности педагога, таким образом, - средство активизации интереса к предмету. Поэтому образ педагога должен вдохновлять. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свой собственный имидж, который включает и визуальную привлекательность.

Формирование личного обаяния педагога приносит хорошие плоды: формирует позитивное отношение учащихся к нему, делает общение с ним приятным и комфортным. Поговорка гласит: «Встречают по одежке, провожают по уму». Для учащихся информация, полученная от зрительного образа педагога, является «банком данных», на котором они выстраивают своё отношение к нему. И чем точнее создан визуальный образ педагога, тем легче учащимся общаться с ним, и тем меньше сил потребуется, чтобы найти общий язык с учениками.

Визуальная привлекательность включает значительное количество внешних слагаемых, зависящих непосредственно от педагога. Это одежда, прическа, макияж.

Одежда. Основной стиль педагога - классика. Он подчеркивает авторитет, уверенность, самообладание. Классический стиль имеет четкие и строгие формы. Добавляя модные пропорции, нюансы покроя, используя ткани новых фактур и актуальных цветовых оттенков можно сделать этот стиль современным, отвечающим модным тенденциям. Тёплые цвета в одежде способствуют доверительности, холодные дистанционируют и дисциплинируют. Одежда педагога несет большую психологическую нагрузку. Во-первых, аккуратная и чистая одежда педагога воспитывает эти качества у учащихся. Во-вторых, одежда педагога может отвлекать внимание во время урока, подрывая процесс обучения. Разноцветная и слишком яркая одежда может негативно влиять на учащихся. Безвкусный и легкомысленный стиль в одежде вызывает нередко их раздражение и недоверие.

Макияж должен быть модным, но не броским, в мягкой цветовой гамме. Аромат духов - лёгкий. Прическа - современная, но без остромодных деталей. Инструментом мощного воздействия на учащихся имеет лицо педагога. Этим инструментом надо научиться в совершенстве владеть, уметь очень тонко им управлять. Лицо педагога должно быть доброжелательно - заинтересованным. Такое выражение лица показывает, что то, что происходит на занятииинтересно и важно самому педагогу, а значит должно быть интересно и важно учащимся.

Руки педагога должны быть чистыми с ухоженными ногтями. Деловой этикет предписывает женщинам носить ногти средней длины, овальной формы и покрывать их светлым, но в тон губной помаде цветом: бледно-розовым, тельным, светло-бежевым. Недопустимы в деловой обстановке накладные ногти.

Вербальное поведение

Не только визуальная привлекательность, но и вербальное поведение формирует имидж педагога. Восприятие и понимание речи педагога учащимися связаны с процессом учебного слушания, на которое приходится приблизительно 25-50% учебного времени. Поэтому качество освоения учебного материала зависит от совершенства речи педагога. Учащиеся очень чутки к речевым особенностям педагога.

Поэтому владение речью сегодня - важнейшая профессиональная составляющая педагога. Она включает в себя способности ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, а также мимики. Речь педагога на уроке всегда обращена к учащимся, сообщает ли учитель новый материал, комментирует ли ответ ученика, выражает или одобрение или поощрение, речь его должна отличаться внутренней силой, убежденностью, заинтересованностью в том, что он говорит. Выражение мысли его ясное, простое, понятное для учащихся. Поэтому очень важно правильно выбрать стратегию вербального воздействия на аудиторию.

Стратегия включает в себя:

1) личностные качества педагога,

2) знание основ психологии воспитанников,

3) знание определять близкие для воспитанников ценности,

4) руководствоваться необходимыми правилами составления и передачи информации.

Существуют правила речевой культуры педагога:

  • Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал значительного напряжения.
  • Педагог должен говорить внятно.
  • Педагог должен говорить со скоростью около 120 слов в минуту.
  • Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться паузами - логическими и психологическими. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических - бесцветна.
  • Педагог должен говорить с интонацией, т.е. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного.
  • Мелодичность придает голосу педагога индивидуальную окраску и может существенно влиять на эмоциональное самочувствие обучающихся: воодушевлять, увлекать, успокаивать. Мелодика рождается в опоре на гласные звуки.
  • Здесь не надо забывать, что вас не только слышат, но и видят. Поэтому не забывайте о невербальном поведении (мимика, жесты, позы, взгляд, походка, осанка). Внимательный взгляд, доброжелательная улыбка, приветливые жесты действуют располагающе. Важно помнить, что поясняющая жестикуляция способствует лучшему усвоению информации.

Таким образом, современный педагог может полностью реализовать себя как личность, добиться эффективного выполнения целей обучения, организовать эффективное учебное сотрудничество и педагогическое общение. Для этого необходимо осознавать свои профессионально-личностные качества и желать их совершенствовать, работая над своим имиджем. Все это может быть осуществлено на основе личностно-деятельностного подхода к обучению, отвечающего тем требования, которые предъявляет современный этап развития образования к процессу обучения, к педагогу.

Сегодня успех любой представительской или публичной деятельности предполагает наличие положительного имиджа. Так как педагог всегда на виду, он должен заботиться о своем имидже. Это требование рыночной экономики. В современном мире педагог должен быть конкурентноспособным. Зачастую, педагог остается невостребованным из-за неправильно спроецированного образа в сознание окружающих. Уже недостаточно быть просто профессионалом высокого класса. Профессиональный имидж является необходимым условием успешной профессиональной деятельности.

Имидж учителя - стереотип образа педагога в представлении учащихся, коллег, социального окружения.

Имиджи представителей разных профессий различаются функциями, которые они выполняют, составляющими, наиболее сильно влияющими на создаваемый образ, а также профессиональными требованиями к имиджу, уникальными для каждой из них.

Так, имидж педагога выполняет следующие функции:

Профессиональная - обеспечение высокого качества обучения и воспитания;

Социальная - развитие творческой активности учащихся, повышение статуса и престижа профессии учителя, повышение общественной значимости этой профессии;

Духовно - нравственная - формирование личности ученика, проявляющееся в отношении к окружающим людям, к природе, предметному миру, к духовным ценностям, формирование нравственных качеств учащихся;

Визуальная - формирование положительного внешнего впечатления, воспитание культуры внешности.

В структуре имиджа профессионала, предложенной Л.М. Митиной, выделены внешний, процессуальный и внутренний компоненты.

Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку.

Внешний вид преподавателя, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.

Профессиональная деятельность, по мнению Л.М. Митиной, раскрывается через процессуальную составляющую имиджа, которая конкретизируется такими формами общения, как профессионализм, пластичность, выразительность и т.д.

«Эмоционально богатый учитель, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий...», способен «оживить урок», сделать его экспрессивным, приблизить к естественному общению.

Внутренняя составляющая -- это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.

А.Г. Оводова считает, что составными частями имиджа педагога являются:

1. Визуальная привлекательность - цветовая гамма костюма, правильно выполненный макияж, модная стрижка или укладка и т.д.

2. Красноречие - искусство речи, то есть ее гибкость, выразительность, оригинальность.

3. Невербальный имидж - приятные манеры, жесты, мимика, поза.

4. Пространство жизнедеятельности - оформление рабочего места, марка машины, ручка, кейс и т.д.

5. Образ жизни - отношения с окружающими, родственниками, моральные принципы, достоинства, поведение, характер, качества личности.

6. Привлекательность в глазах окружающих. «Совсем не обязательно, чтобы люди вас любили, просто вы должны им нравиться».

В подходе, предложенном А.А. Калюжного выдвигаются определенные требования к каждому из компонентов имиджа педагога.

Внешний облик помогает человеку привлечь к себе внимание, создать положительный образ, показать себя не только симпатичным человеком, но и прекрасным учителем.

Педагог всем своим внешним обликом должен располагать к себе учащихся и взрослых. В нем должны гармонично сочетаться богатый внутренний мир, любовь к детям и забота о них. Внешний вид преподавателя, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.

Настоящий учитель не станет подчеркивать одеждой свою внешность, он будет демонстрировать свой ум, профессиональные навыки и способности. Следует всегда помнить, что дети учатся у взрослых людей и, прежде всего, у любимого учителя правильно одеваться. В манере одеваться проявляется одно из главных правил: красиво выглядеть - значит проявлять уважение к окружающим людям.

Внешний вид, в первую очередь, должен быть опрятным. Особое внимание необходимо уделять прическе, макияжу и маникюру. Волосы должны быть всегда чистыми, а прическа аккуратной - не лохматой, без выбивающихся прядей. Макияж должен быть в естественной цветовой гамме, следует избегать ярких цветов. Руки должны быть ухоженными, ногти не обломанными, ни в коем случае не допускается облупленный лак, особенно ярких оттенков.

В одежде необходимо разумно сочетать тенденции моды со своим внешним видом, соблюдая такое правило: быть одетым слишком модно - признак дурного вкуса, отставать же от моды недопустимо, т. е. надо одеваться по моде, но ближе к классическому стилю.

Классика - это основа стиля учителя. Она символизирует следующие качества: уверенность в себе и самообладание, решительность и психологическая гибкость, а также авторитет. Классический стиль - это стиль, одобренный временем, но с включением модных элементов. Например, одежда классического стиля имеет четкие, а порой и строгие формы, но не остаются без внимания модные пропорции и нюансы покроя, используются ткани новых фактур и актуальных цветовых оттенков.

Одежда учителя несет большую психологическую нагрузку:

1. Аккуратно, чисто и со вкусом одетый учитель воспитывает эти же качества в учениках.

2. Одежда учителя может отвлекать внимание во время урока, подрывая процесс обучения.

3. Сильно облегающая, чрезмерно открытая и короткая, а также прозрачная одежда может порождать в головах учеников сексуальные фантазии и переживания вместо осмысления и запоминания учебного материала. То есть, неправильно одетый учитель может породить очень много педагогических проблем, которые придется решать не один день.

Говоря об одежде, особо надо остановиться на аксессуарах. Деловой стиль предполагает отсутствие бижутерии, а если используются украшения, то только из благородных металлов (золото, серебро, платина) и натуральных камней. Идеальным вариантом считается наличие часов (на руке или висящих на цепочке) и гладкого обручального кольца.

Если есть необходимость в серьгах, то они должны быть небольшими, не висячими. Свисающие серьги будут двигаться в такт движениям головы, что будет отвлекать учеников от содержания урока. То же самое можно сказать и о свисающих браслетах, и многочисленных цепочках. Их нужно исключить, т. к. они не согласуются с деловым стилем.

К аксессуарам можно также отнести и очки. Очки должны быть точно подобраны к чертам лица и не должны отвлекать от мимики и выражения глаз. Оправа должна быть тонкой. Очки должны быть подогнаны так, чтобы они не сдвигались при движениях головы, не сползали вниз и нигде не жали. В противном случае вам придется постоянно их поправлять, что отвлекает учащихся, да и самого учителя.

Инструментом мощного воздействия на учеников является лицо учителя. Этим «инструментом» надо научиться в совершенстве владеть, уметь очень точно им управлять. Люди специально не подготовленные обычно не осознают выражение своего лица. Связано это с тем, что мимические мышцы имеют мало нервных окончаний, и их слабые импульсы надо научиться воспринимать. Когда наше лицо находится в спокойном состоянии, мимические мышцы расслаблены и лицо принимает иногда выражение неуместное в конкретной ситуации общения (например, опускаются уголки губ и лицо принимает недовольное или обиженное выражение).

В стандартных ситуациях общения предполагаются стандартные выражения лиц у его участников. Психологи называют такие стандартные выражения лиц масками. Психологическое значение маски очень высоко. С одной стороны, ее наличие позволяет личностно не вовлекаться в конкретную ситуацию общения, сохраняя психическую энергию.

Лицо учителя должно быть доброжелательно - заинтересованным. У ученика выражение лица учителя должно создавать впечатление, что он ждет и хочет общения именно с ним. Такое выражение лица создает установку, что-то, что происходит на уроке самому учителю интересно и важно, а значит должно быть интересно и важно ученикам.

Вербальные и невербальные средства общения являются важными составляющими имиджа - что и как мы говорим, умеем ли словом настроить человека на себя, какие жесты, мимику и позы мы используем, как мы сидим, стоим и ходим. Для улучшения своего профессионализма учителю необходимо обратить внимание и на умение представить себя окружающим в наиболее выгодном свете. Объяснения должны быть понятны как по стилю речи, так и по актуальности.

Стоит отметить, что восприятие информации на слух менее объемно нежели визуальное, поэтому предложения должны быть не очень длинными и с паузами. Перед каждым уроком педагогу следует продумывать свою речь, чтобы она звучала более гладко и понятно, но, тем не менее, нельзя исключать и импровизационный момент, благодаря которому урок становится для учащихся более интересным и захватывающим. Педагог должен также владеть стилем неформального общения с учащимися, чтобы вызвать их доверие.

Голос педагога имеет огромное значение: он является средством, которое может возвысить значимость речи, но нередко выступает средством снижения этой значимости. Типичные ошибки начинающих учителей - слишком тихий или слишком громкий голос. Однотонный голос не позволяет учителю создавать ритм своей речи, ее мелодику. Голос должен содействовать успешности педагога. Работа над техникой речи может сыграть положительную роль в профессиональном становлении молодого специалиста и повышении успешности в деятельности педагога со стажем.

Не следует забывать о невербальном поведении (мимика, жесты, позы, взгляд, походка, осанка). Невербальное поведение - это язык подсознания. Оно исторически предшествовало появлению речи, а значит менее контролируемо интеллектом. Но это не повод пускать дело на самотек. Невербальное поведение - это проявление культуры (как личной, так и национальной).

Невербальный компонент общения играет существенную роль в процессе взаимодействия учителя с детьми, поскольку известно, что различные средства невербального общения оказываются в некоторых случаях более действенными, чем слова. Особое место в системе невербального общения учителя занимает система жестов.

Как отмечает Е.А. Петрова, жестикуляция педагога является для учеников одним из индикаторов его отношения к ним. Жест обладает свойством «тайное делать явным», о чем учитель должен всегда помнить. Большую роль жесты играют в обеспечении внимания учащихся, являющегося важнейшим условием эффективного обучения. Также в использовании жестов важна и такая функция, как активизация различных познавательных процессов. Жесты могут иллюстрировать рассказ учителя, с их помощью может осуществляться активизация зрительного восприятия, памяти, наглядно-образного мышления. Важно помнить, что поясняющая жестикуляция с детьми способствует лучшему усвоению информации.

Доказано, что 35 % информации человек получает при словесном (вербальном) общении и 65 % - при невербальном.

Внутреннее соответствие образа профессии - внутреннее «Я» считается ведущей из составляющих педагогического имиджа, поскольку умение нравиться и располагать к себе других людей является необходимым качеством в профессиональном общении.

Не менее важно, чтобы имидж не расходился с внутренними установками учителя, соответствовал его характеру и взглядам. Создавая свой образ, мы тем самым и самовоспитываемся. Деятельность является гранью перехода личностного внутреннего во внешнее - продуктивное. Чаще всего - это непохожесть, внешнее самооформление, экспрессия, умение преподнести свою неповторимую личность, делать ее оригинальной в каждой составляющей педагогического процесса (от цели и задач до отбора содержания, средств, способов и приемов их подачи), а также в стиле общения, в эмоциональной реакции на поведение школьников, в импровизации на уроках.

Внутренний образ - это культура учителя, непосредственность и свобода, обаяние, эмоциональность, игра воображения, изящество, путь постановки и решения проблем, ассоциативное видение, неожиданные яркие ходы в сценарии урока, внутренний настрой на творчество, самообладание в условиях публичности и многие другие составляющие.

Внешний образ - это особые формы выражения отношения к материалу, передача эмоционального отношения к действительности, умение самопрезентации, выведение учеников на игровой уровень, умелая постановка всего хода урока.

Таким образом, не смотря на существенные различия в классификациях компонентов имиджа педагога разных авторов, можно выявить некоторые общие компоненты: внешний вид, ораторское искусство, невербальный стиль, внутренний мир педагога, а также профессионально-значимые качества личности педагога.

Рекомендуем почитать

Наверх