КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (КПРФ) – Одна из крупнейших...
Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения. И это неслучайно. Именно инновационная деятельность не только создает основу для создания конкурентоспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту воспитанников. Поэтому инновационная деятельность неразрывно связана с научно-методической деятельностью педагогов и учебно-исследовательской воспитанников.
В понимании сущности инновационного процесса лежит 2 проблемы:
1) изучение, обобщение, распространение передового педагогического опыта;
2) внедрение достижений психолого-педагогической науки в практику.
Объективная взаимосвязь заключается в том, что процесс изучения, распространения и передачи опыта имеет своей конечной целью внедрение нового в практику. Учитель может выступать в качестве разработчика, исследователя, пользователя, распространителя новых педагогических технологий теорий и концепций. Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях определяется обстоятельствами:
Социально-экономическими преобразованиями общества, обусловившими коренные обновления системы образования;
Усиление гуманитаризации содержания образования, когда существенно возросла роль и авторитет педагогического знания в учительской среде;
Изменение характера отношения учителей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств.
Если раньше инновационная деятельность сводилась к использованию рекомендуемых сверху предложений, то сейчас приобретает исследовательский, избирательный характер. Инновационная направленность деятельности педагогов имеет ряд критериев, позволяющих судить об эффективности нововведения:
1. новизна - уровни:
Абсолютная
Локально абсолютная
Условная
Субъективная, отличающаяся степенью известности и абсолютностью применения;
2. оптимальность - затрата сил средств учителя и учащихся для достижения результата;
3. результативность - определяет устойчивость положительных результатов в деятельности учителя;
4. возможность творческого применения инноваций в массовом опыте.
Творческое применение инноваций в массовом педагогическом опыте проверяется на начальном этапе в деятельности учителей, а после апробации и объективной оценки может быть использовано для массового внедрения. Анализ литературы и опыта деятельности школ свидетельствует о недостаточной эффективности применения инноваций. Причинами этого является то, что инновация, как правило, не проходит профессиональной экспертизы и апробации. Кроме того внедрение нового предварительно не подготовлено ни в организации, ни в личностно-психологическом, ни в техническом отношении.
Нереализованность инноваций, а так же торопливость их внедрения приводит к тому, что рекомендуемое нововведение либо забывается, либо отменяется приказом.
Отсутствие инновационной среды проявляется в методической неподготовленности учителей и в их слабой информативности по существу нововведений. Инновационная среда находит реальное отражение в отношении учителей к педагогическим инновациям.
В настоящее время существует несколько подходов касающихся сути инноваций в образовании. Чтобы выявить различия необходимо провести разграничения между формой, методом и технологией. К традиционной форме обучения обычно относят: урок, занятия в учебных мастерских, лекции, практические занятия, семинары и т.д. Стали внедряться тренинги, деловые игры, ролевые игры и другие. К методам относятся прием и способ организации учебного процесса. К методам мы относим дискуссию, диалог, эксперимент, разбор ситуации. Технологией определяется последовательность ряда процедур, приводящих к желаемому результату.
Целью традиционного обучения является усвоение суммы знаний, овладение совокупностью навыков и умений, а так же подготовка ученика в жизнь на основе передачи опыта.
Инновационное обучение возникает в качестве альтернативы традиционному. Целью которого, является не передача готовых образцов усвоения информации, а формирование личности, способной осуществить рациональный выбор в сложных ситуациях. Основная функция инновационного обучения - это непосредственно включение ученика в сам жизненный процесс, то есть развитие учащегося путем актуализации самообразования и самовоспитания. Для этого необходима особая организация учебного процесса и особый подход к содержанию, к системе обучения, чтоб произошел такой скачок. Г.П.Щедровицкий в «Системно-мыслительной методологии» отмечал, что «главным в инновационном обучении, является создание таких ситуаций, в которых учащиеся начинают брать из выработанных человеком средств деятельности и усваивают их. Если такие ситуации не созданы, то сообщение знаний и инструкции осуществляются впустую и не воспринимаются. Следовательно, чтоб создать подобную ситуацию, необходимо создать разрыв в предметно-практической и мыслительной деятельности ученика. Если такой разрыв возникает и осознается учащимся, тогда следует этап, который осуществляется по-разному в зависимости от возраста. В одном случае, учитель приходит на помощь, и они совместно решают задачу. В другом случае, педагог сразу задает средства для решения задачи в качестве содержания для усвоения. Если ученик может, то усваивает и строит процесс решения». Но это могут делать только очень высоко развитые дети и подготовленные к самообразованию.
Г.П.Щедровицкий высказывает отношение к воспитанию методом «конфликта», возникающего в общении между детьми. Задача педагога использовать этот метод в целях воспитания. В качестве инструмента познания выступает рефлексия. С ее помощью вырабатывается иное понимание сути процессов, которые находятся в поле зрения обучающихся, и происходит освобождение от стереотипов сознаний и поведения.
Успешное обучение заключается не только в выработке знаний, но и в приобретении новых знаний, во взаимодействии друг друга. В.С.Дудченко, в своей работе «Интенсивное погружение в действие» по технологии инновационного обучения, отмечал, что «основной формой инновационного обучения, является метод от действия к знаниям». Знания выращиваются в сознании на материале сверх больших объемов информации. В инновационном обучении максимально активизируются и задействуются резервные возможности сознания, психики и мышления. Учебная работа, построенная на принципе от сложного к простому, основывается на убеждении, что все люди талантливы с детства. Инновационное обучение приравнивается к исследовательской работе. Его целью становится, не приобретение знаний, умений и навыков, не социализация личности, так как это вторичный результат, научиться учиться в любой ситуации.
Едва ли не единственным предметом в школе, ставящим целью обучения - общение, является иностранный язык. Центральный и наиболее трудный момент в общении - установление психологического контакта, взаимопонимания с партнерами по общению. Использование таких инновационных технологий, как метод проекта, ролевая игра, дискуссия, а так же проведение нетрадиционных уроков, создает такие условия, которые позволяют раскрыть и проявить индивидуальность ученика.
Целью введения в образовательный процесс инновационных приемов обучения иностранному языку является не просто накопление знаний и умений, а постоянное обогащение опытом творчества, формирование механизма самоорганизации и самореализации каждого учащегося, повышение его учебной мотивации. Они позволяют учителю не только и не столько учить, сколько помогать учиться, направлять учебную деятельность. В методике существует разнообразие инновационных приемов обучения иностранному языку.
В данной работе рассматриваются в качестве инновационных такие модели, которые преобразуют характер обучения в отношении таких свойств как целевая ориентация, характер взаимодействия учителя и учащихся, их позиции в ходе обучения, создают благоприятную атмосферу на уроке.
Чтобы обеспечить полное понимание лексико-грамматического материала на этапе формирования навыков, многократное совместное выполнение действий по его усвоению и постоянное подкрепление и контроль за правильностью осуществления этих действий со стороны учителя, целесообразно использовать коллективную работу. По нашему мнению, сюда следует отнести структуры под общим название "Mastery learning" (учение до уровня совершенства) . Целью этих структур является довести всех учащихся до примерно одинакового уровня владения навыками, прежде чем переходить к следующему этапу.
К ним относятся структура Same-Different (одинаковый-различный), Think-Pair-Square-Share (подумай, обсуди в паре, затем в группе из четырех человек и поделись с классом своими размышлениями), Numbered Heads Together (получившие номер, встаньте друг с другом), Roundrobin (Roundtable) (высказывание по очереди), Fact or Fiction и Guess the Fib (факт или фикция и угадай выдумку) .
Рассмотрим эти структуры по отдельности.
Структура Same-Different.
Учитель создает ситуацию, ставит перед учащимися речевую задачу имитативного характера и произносит предложение.
1 шаг. Если содержание предложения соответствует ситуации, школьники кивком головы подтверждают это и затем каждый тихо проговаривает предложение; если не соответствует (учащиеся отрицательно покачивают головой), то предложение не проговаривается.
2 шаг. Учитель называет группу, и ученики отвечают все вместе.
В нашей работе нам удалось апробировать данную структуру в 10а классе по учебнику Гроза О.Л., Дворецкая О.Б., Кобзарева Н.Ю. "New Millennium English" при изучении пассивного залога. Учащиеся активно работали при тренировке нового грамматического материала, что свидетельствовало о том, что они проявляли интерес.
Учитель может предложить следующую ситуацию:
"Agree with me if the statement is true."
Возможные утверждения:
-America was discovered by Columbus.
-The radio was invented by Leonardo da Vinci.
-Electric light bulbs were improved by Thomas Edison.
Структура Think-Pair-Square-Share.
Учитель называет ситуацию и речевую задачу трансформационного или репродуктивного характера и произносит предложение.
1 шаг. Члены группы в индивидуальном порядке обдумывают ответ.
2 шаг. Учащийся сообщает ответ партнеру в паре, и они вместе говорят общий ответ.
3 шаг. Школьники делятся информацией друг с другом в группе, составляют ответ и выбирают ученика, который его озвучивает.
Данный вид работы был интересен учащимся, так как присутствует момент соревновательности. Учащиеся в группе стремятся как можно быстрее прийти к единому мнению. Кроме того, этот вид работы способствует сплочению группы.
Структура Numbered Heads Together.
Каждый член группы получает номер. Учитель называет ситуацию и речевую задачу подстановочного характера, затем задает вопрос.
1 шаг. Члены группы шепотом отвечают и в ходе обсуждения готовят общий ответ. Учитель называет номер и указывает группу.
2 шаг. Отвечает тот ученик, номер которого назвал учитель.
Структура Roundrobin (Roundtable).
Ставится речевая задача репродуктивного характера, учащиеся по очереди выполняют ее устно, обмениваются мнениями, приходят к единой точке зрения и сообщают об этом классу.
Структура Fact or Fiction и Guess the Fib.
Предполагается речевая задача подстановочного или репродуктивного характера. Решая ее, отдельные члены группы по очереди произносят предложения. Те, кто слушает, пытается определить, соответствуют ли предложения действительности. (Если соответствуют, то предложения повторяются.) В случае если предложения не соответствуют действительности, каждый ученик произносит 2-3 предложения. Одно из них противоречит действительности. Именно его и повторяют члены группы.
На этапе совершенствования навыков целесообразно внедрение групповых форм работы. Групповая работа - методический прием, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком. Внедрение этого приема в учебный процесс способствует достижению целей обучения диалогической речи, монологу, монологическому высказыванию, развитию творческой активности, формированию у учащихся навыков и умений самостоятельного выражения мысли, образованию и воспитанию учащихся средствами иностранного языка.
Существует большое разнообразие форм групповой работы. Мы рассмотрим те, которые, по нашему мнению, являются наиболее интересными и эффективность которых мы проверили на практике.
Buzz groups - учащиеся образуют небольшие группы, повернувшись к своим соседям, для того, чтобы обсудить вопрос (в течении 2-3 минут). Учитель контролирует работу учащихся, переходя от одной группы к другой. После краткого обсуждения представитель группы сообщает общее решение всей группе. Работа в BUZZ GROUPS способствует сплочению учащихся.
Нам удалось апробировать эту форму работы при работе над темой "How many friends have you got?" Учащиеся активно отвечали на вопросы учителя на основе прочитанного текста, давали полные и точные ответы, что говорит о том, что данная работа стимулирует их познавательную деятельность, повышает интерес к предмету.
Panals -- отобранные учителем учащиеся (как правило, продвинутые) садятся перед группой интервьюированные. Остальная часть группы -корреспонденты задают им вопросы, на которые необходимо ответить. Такую дискуссию можно провести на базе прочитанного текста, в ходе которого обсудить сюжет, героев и т. д. Такая форма групповой работы требует предварительной подготовки интервьюированных и опорных карточек, схем для «корреспондентов», которые помогут поддержать логику обсуждения. Panals дает возможность продвинутым студентам показать свои знания, а более слабым - развивать аудитивные способности.
Данную форму групповой работы мы использовали по теме "Advantages and disadvantages of watching TV? ". Дискуссия проводилась на основе трех небольших текстов, в которых британские школьники выражают свою точку зрения о вреде и пользе телевидения. Три продвинутых ученика представляли мнение этих школьников, остальные задавали вопросы. Например:
- Do you like watching TV?
- Are you a "couch potato "?
- What do you think about TV?
Все участники данной дискуссии остались довольны. Активность проявили даже те ученики, которые в основном на уроках пассивны.
Opinion vote - каждый ученик получает карточки для голосования (с цифрами от 1 до 5: 1 -полностью не согласен, 5-полностью согласен). После того как высказанное учителем утверждение обсуждено, отмечены «за» и «против», учащиеся голосуют, по поднятым карточкам учитель сразу видит общую картину. Это помогает быстро подвести итог, сделать вывод по данной теме. Проделав это 1-2 раза, учитель может предложить кому-либо из учащихся подвести итог.
Возможными утверждениями для обсуждения и голосования могут быть: (тема «How do you treat the Earth?»)
- It is a wise rule to clean pavements.
- It is a silly rule to take litter home.
-It is a wise rule to grow flowers and trees.
Onion - студенты двух групп образуют два круга (один внутри другого) и поворачиваются лицом друг к другу. В течение некоторого времени они обсуждают предложенный учителем вопрос или задают вопросы и получают ответы. По сигналу учителя учащиеся внешнего круга движутся вправо, таким образом, образуется новая пара, в которой происходит обсуждение.
Данная форма работы эффективна при тренировке какой-либо грамматической структуры.
Так, например, мы использовали эту форму работы по теме «Free Time...For What?» Каждому ученику был дан вопрос, продвигаясь по кругу, он задавал этот вопрос каждому ученику, помечая на листочке ответы. Таким образом, каждый ученик задал вопрос, по меньшей мере, 12-14 раз и ответил на 12-14 вопросов. После того, как это упражнение закончено, учитель может дать 1-2 минуты для подготовки краткого монологического высказывания на основе полученных ответов.
Учащимся очень понравился данный вид работы, так как им удалось продемонстрировать свои знания и умения.
Аутентичное коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам осуществляется с применением заданий, предполагающих «информационное неравенство» участников (Information gap) . Задания типа "Information gap" могут принимать различные формы: picture gap (у обучаемых имеются почти одинаковые картинки, некоторые изображения отличаются, и различия нужно обнаружить при помощи вопросов, не видя картинки партнера, - matching task). Данный прием был использован при отработке Past Progressive. Учащиеся в парах получили картинки с изображением людей, выполняющих различные действия. Им нужно выяснить несоответствия, задавая друг другу вопросы в Past Progressive.
text gap (у школьников имеются аналогичные тексты или фрагменты одного и того же текста, где подробности, присутствующие в тексте одного ученика, отсутствуют в тексте другого, и недостаток информации нужно восполнить -jig-saw reading). Данный прием можно использовать, изучая тему: «Do you have any problems with your friends?»
knowledge gap (у одного ученика имеется информация, которой нет у другого, и ее нужно восполнить - complete-the-table task);
reasoning gap (у школьников имеются разные доказательства, которые важно собрать вместе и сопоставить);
belief/opinion gap (у обучаемых имеются разные убеждения, а нужно выработать единое мнение).
Примером задания типа "Information gap" является коммуникативная игра "Treasure Island" («Остров сокровищ»). Два участника общения («искатели клада») имеют контурные карты с изображением «необитаемого острова». Информация на карте одного участника отсутствует на карте другого. Участники, задавая друг другу вопросы, пытаются обнаружить все подстерегающие их «опасности» и выкладывают на пустые квадраты своих карт соответствующие обозначения опасности. В итоге единственный квадрат на контурных картах обоих участников остается пустым. Это и есть место, где спрятан «клад». Работа проводится в парах, и побеждает пара участников, первая нашедшая «клад».
Урок был и остается основным звеном учебно-воспитательного процесса. Важнейшей проблемой является повышение эффективности урока как основной формы обучения и воспитания учащихся. От умения учителя общаться с учениками на уроке и вне его зависят морально-психологический климат в классе, усвоение учащимися духовных ценностей и нравственных норм, увлеченность наукой, настроение учителей и учащихся, их психологическое здоровье, уровень индивидуально-творческого развития. Именно нетрадиционный подход к проведению урока иностранного языка позволяет повысить познавательный интерес к изучаемому предмету, побудить учащихся к активной умственной деятельности, к самостоятельному творчеству, к скрытым возможностям каждого учащегося, что дает возможность более тесного общения учителя с учеником .
На таких уроках воплощается в общем деле творчество учащихся и творчество учителя. Уроки такого типа дают учителю достаточно полное представление об уровне речевых умений учащихся, однако оценки на таких уроках не выставляются, что дает положительные результаты, так как учащиеся не чувствуют боязни за сделанные ошибки и не ждут получения какой-то оценки. Это раскрепощает учащихся и дает возможность выразить себя через устную речь.
Проведение нетрадиционных уроков не требует изменения программы, поскольку они являются логическим завершением той или иной темы. Подобные уроки воспитывают чувство коллективизма, сопереживания за товарища, ответственность перед всей группой не подвести, не отстать от одноклассников.
1. Начинать работу с большой предварительной подготовки.
2. Обязательно включать всех учащихся в подготовку и проведения урока.
3. Учитывать фактический уровень подготовленности конкретного класса.
4. При анализе проведенного нестандартного урока оценивать не только степень достижения поставленных целей, но и эмоциональный тонус, интерес учащихся, их активность, коллективизм, взаимопомощь.
Интересен по своей структуре урок-диспут (его часто называют дебаты). Дебаты развивают умение логически и критически мыслить; умение организовывать свои мысли; владение устной речью; риторические умения; уверенность в собственных силах; способность работать в группе; способность сосредотачиваться на сути проблемы; умение держаться на публике.
Интересно проходят уроки-турниры для учащихся младших классов. На этих уроках предлагаются загадки, скороговорки, кроссворды и т.д. Обычно такие уроки проводятся в конце четверти на завершающем уроке.
Урок-игра тоже в основном проводится для младших школьников. Одним из важнейших приемов при обучении иностранному языку детей является игра. Факторы, сопровождающие игру, - интерес, чувство удовлетворения, радости - облегчает обучение. Игра конкретна и соответствует развитию младших школьников. Возбуждение, вызываемое игрой, создает как бы зону торможения для всего того, что находится вне игры.
Урок-экскурсия (путешествие) может проводиться различным образом. Для того чтобы этот урок действительно принес пользу учащимся, для развития их познавательных интересов и углубления знаний, перед проведением такого урока учащихся можно разбить на группы и предложить каждой из них задание или несколько вопросов, на которые они должны ответить. Каждая группа, получив задание, идет своим маршрутом, во время которого собирает нужные сведения. После экскурсии группа решает поставленные перед ней задачи, используя полученные данные.
Уроки типа КВН. Эти формы урока пришли с внеклассных занятий и стали весьма популярными среди учащихся. Область их применения -- преимущественно повторение определенных тем. Соревнование состоит из нескольких конкурсов-этапов. Заключительный этап -- подведение итогов.
Урок-показ мод используется для закрепления лексики по теме одежда.
Урок-телемост обычно проводится для старшеклассников по определенной теме, расширяющий и углубляющий знания учащихся.
Урок-аукцион может проводиться в любом классе. На этом уроке они могут «продавать» все, что угодно. Обязательным условием является то, что учащиеся должны уметь рассказать о продаваемой вещи, представить все ее положительные стороны.
Урок пресс-конференцию хорошо использовать для повторения какой-либо темы или для обсуждения какой-то интересной проблемы. Он готовится заранее. На пресс-конференции присутствуют «ученые» из разных стран, или «музыканты» известных групп, или «известные спортсмены» и т.д. Остальные учащиеся «журналисты», представляющие определенные газеты.
Урок-квиз или урок-конкурс проводится или после изучения какой-то темы или после изучения какого-то раздела этой темы. Побеждает тот, кто быстрее и правильнее ответит на все поставленные вопросы.
Урок-размышление, урок-дискуссия, урок-круглый стол, урок-беседа - похожи по структуре. Учитель выбирает определенную тематику, разрабатывает план проведения урока. Заранее объявляется тема такого урока и те вопросы, ответы на которые желательно бы было подготовить.
Урок-анализ и урок-проблема имеют сходную структуру. Для урока-анализа выбирается актуальная ситуация и анализируется с учащимися.
Урок-поэзии необходим для учащихся средних школ, так как он дает возможность познакомить их с прекрасными стихами авторов той страны, чей язык они изучают.
Урок-мечта может проводиться в любом классе, в зависимостиот выбранной тематики. Школьники мечтают о многих вещах. Учителю важно выяснить их мечту и на ее основе построить урок.
Урок-исследование - это урок, на котором учащиеся могут исследовать себя и найти ответы на какие-то важные вопросы. Им предлагаются какие-либо тесты (на иностранном языке) психологического или познавательного характера, которые они выполняют во время урока.
Из вышесказанного следует вывод, что нетрадиционные уроки позволяют:
1) формировать у учащихся целостное представление об изучаемой теме;
2) объяснять наиболее трудные вопросы изучаемой темы;
3) реализовать межпредметные связи в соответствии с требованиями времени:
4) активизировать познавательную деятельность учащихся;
5) повышать качество усвоения изучаемого материала;
6) создавать творческую обстановку в коллективе учащихся;
7) выявлять способности каждого;
8) улучшать контакт учителя с учащимися;
9) формировать навыки работы школьников с дополнительной литературой;
10) учить учащихся сравнивать, обобщать, экспериментировать;
11) повышать интерес учащихся к предмету иностранный язык»;
12) обогащать знания учащихся новыми сведениями .
Таким образом, изучив использование инновационных технологий при изучении иностранного языка как проблему методики, пришли к выводу о недостаточной эффективности применения инноваций. Причинами этого является то, что, во-первых, торопливость внедрения инноваций приводит к тому, что нововведение забывается, либо отменяется приказом, и, во-вторых, внедрение нового предварительно не подготовлено ни в организации, ни в лично-психологическом, ни в техническом отношении.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Инновационные технологии в обучении английскому языку
Современный мир требует от нас достаточной развитости в различных сферах деятельности. Поэтому для того чтобы быть всесторонне развитым, человечество вступило в стадию инновационного развития.
Термин «инновация» происходит от английского слова innovation, что означает «введение новаций» . Термин возник в культурной антропологии, где означал перенос достижений одной культуры в другую в процессе торговли и обмена. Из антропологии этот термин проник в экономику, а потом в педагогику, где стали изучать различные изменения системы обучения и воспитания, методики преподавания, развития и функционирования учебных заведений.
Для студентов иностранный язык должен стать надежным средством приобщения к научно-техническому прогрессу, средством удовлетворения различных, в том числе и учебных интересов. Поэтому для студентов обязательно расширение и углубление тематики за счет страноведческого, общегуманитарного или технического материала, ориентированного на будущую специальность студентов. Должно быть предусмотрено знакомство с элементами профориентации и переподготовки в стране изучаемого языка, ознакомление с особенностями выбранной профессии и роли иностранного языка в овладении профессиональным мастерством.
В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в обучении английскому языку. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является развитие и формирование коммуникативной культуры студентов, обучение практическому овладению иностранным языком.
Задача преподавателя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые дали бы каждому студенту шанс проявить свою активность и своё творчество. Задача преподавателя - активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. иноязычный обучение компьютерный
Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет - ресурсов помогают реализовать совершенно новый подход в обучении, который обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей каждого студента, их уровня обученности, склонностей и тому подобное.
Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка включают:
1. изучение лексики;
2. отработку произношения;
3. обучение диалогической и монологической речи;
4. обучение письму;
5. отработку грамматических явлений.
Возможности использования Интернет - ресурсов огромны. Глобальная сеть создаёт условия для получения любой необходимой информации, как учащимся так и преподавателям, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и многое другое.
На уроках английского языка с помощью Интернета можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи студентов; пополнять словарный запас учащихся; формировать у студентов устойчивую мотивацию к изучению английского языка. Кроме того, работа направлена на изучение возможностей Интернет-технологий для расширения кругозора студентов, налаживать и поддерживать деловые связи и контакты со своими сверстниками в англоязычных странах.
Обучающиеся смогут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, которые проходят в Интернете, общаться с ровесниками с других государств, принимать участие в чатах, видеоконференциях и так далее. Учащиеся могут получать информацию по проблеме, над которой работают в данный момент в рамках проекта. Это может быть совместная работа российских студентов и их зарубежных сверстников из одной или нескольких стран.
Те кто изучают английский язык входят в открытый мир, где можно общаться с партнерами из разных стран, выходить на зарубежные сервера научных, информационных, учебных центров. Участники проекта могут распределить обязанности между собой и собирать информацию по всему свету, время от времени обмениваясь идеями, естественно, на английском языке, вступая в дискуссию по определенным вопросам, итд. Обмен информацией осуществляется по электронной почте, но время от времени можно устраивать обсуждения в телеконференции в режиме реального времени (on-line), если участники проекта договариваются о времени проведения такой конференции.
Речь идет о создании языковой среды и создании условий для формирования потребности в использовании английского языка как средства реального общения в процессе межкультурного взаимодействия.
Международный обмен письмами осуществляется в любом классе и на любом уровне владения языком. Помимо целенаправленного использования изучаемого языка, установления дружеских контактов и изучая, таким образом, культуру, электронная переписка имеет свои преимущества по сравнению с бумажной: она быстрее, удобнее и дешевле.
Первостепенное значение придается пониманию, передаче содержания и выражению смысла, что мотивирует изучение структуры и словаря иностранного языка, которые служат этой цели. Таким образом, внимание учащихся концентрируется на использовании форм, нежели на них самих, и обучение грамматике осуществляется косвенным образом, в непосредственном общении, исключая чистое изучение грамматических правил. Как информационная система, Интернет предлагает своим пользователям многообразие информации и ресурсов. Базовый набор услуг может включать в себя: электронную почту (e-mail); телеконференции (usenet); видеоконференции; возможность публикации собственной информации, создание собственной домашней странички (homepage) и размещение ее на Web-сервере; доступ к информационным ресурсам: справочные каталоги (Yahoo!, InfoSeek/UltraSmart, LookSmart, Galaxy); поисковые системы (Alta Vista, HotBob, Open Text, WebCrawler, Excite); разговор в сети (Chat).
Создание искусственной иноязычной среды в процессе обучения иностранным языкам - один из важных проблемных вопросов современной методики. С ним в первую очередь связана реализация массового обучения двум из четырех основных видов речевой деятельности: аудированию и говорению. Современный этап развития техники характеризуется переходом к созданию многофункциональных учебных комплексов и автоматизированных обучающих систем на базе ЭВМ. Такие комплексы и системы обладают универсальными дидактическими возможностями: они позволяют вести обучение в диалоговом режиме с учетом индивидуальных возможностей обучаемых, обеспечивать дистантное обучение с использованием современных технологий. В процессе обучения иностранным языкам в современной средней школе используются светотехнические и звукотехнические средства. Светотехнические средства - это видеомагнитофоны, телевизоры, графопроекторы (кодоскопы), мультимедийные проекторы, компьютеры. Они обеспечивают зрительную информацию, которая в ходе обучения может выполнять самые разные функции:
1)служить опорой для понимания речевой структуры;
2)быть связующим звеном между смысловой и звуковой стороной слова и таким образом облегчать запоминание;
3)проецировать на экран различные ситуации для обучения говорению;
4)исполнять роль обратной связи в форме ключей;
Звукотехнические средства (магнитофоны, проигрыватели, аудиопассивные и аудиоактивные устройства лингафонных кабинетов) позволяют осуществлять все виды звуковой наглядности при обучении произношению, обладают возможностью представлять учебную информацию в естественной речевой форме при обучении аудированию и говорению, способствует интенсификации учебного процесса.
Информационная технология обучения - это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети, кино) для работы с информацией. Новые информационные технологии обучения обозначаются также обозначать термином «компьютерные технологии обучения» (КТО). Однако И.Г. Захарова с этим не согласна, поскольку считает, что ИТО «могут использовать компьютер как одно из возможных средств, не исключая при этом применения аудио- и видеоаппаратуры, проекторов и других технических средств обучения». Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывая новые технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями компьютеров и телекоммуникаций. Одним из направлений информационных технологий является использование аудио- и видеосредств (ТСО). Поэтому наряду с компьютерными технологиями говорят об аудиовизуальных технологиях обучения, в которых значительная часть управления познавательной деятельностью учащихся осуществляется с помощью специально разработанных аудиовизуальных учебных материалов. Содержание образования, обогащенное применением информационных и коммуникационных технологий, станет глубже, сделает возможным повышение качества образования, увеличит его доступность, обеспечит потребности гармоничного развития отдельной личности и информационного общества в целом. По данной проблематике работает большое количество ученых.
Но, безусловно, использование Интернета в обучении не является альтернативной традиционным учебникам. Компьютер стал техническим средством обучения и может дополнять традиционное занятие. Использование самых передовых компьютерных технологий никогда не сможет заменить преподавателя английского языка по целому ряду причин, главными из которых являются следующие: - ни одна из существующих компьютерных технологий не сможет имитировать всю многогранную воспитательную деятельность преподавателя; - невозможно заменить многоаспектное эмоциональное взаимодействие (проведение ауди- торного занятия) компьютерными обучающими средствами. Одной из целей обучения при современном коммуникативном подходе к преподаванию языков является развитие способности иноязычного общения как формы межкультурного взаимодействия, воспроизведение которого в полном объеме в рамках человеко-компьютерного взаимодействия невозможно. Таким образом, компьютерные технологии, становясь неотъемлемой частью учебного процесса, остаются технологиями, предполагающими ключевую роль преподавателя в обучении студентов иностранному языку.
Специфика технологий Internet заключается в том, что они предоставляют и педагогам, и учащимся громадные возможности выбора источников информации, необходимой в образовательном процессе:
Базовая информация, размещенная на Web- и FTP-серверах сети (англ. File Transfer Protocol- «протокол передачи файлов», технология передачи по сети файлов произвольного формата);
Оперативная информация, систематически пересылаемая заказчику по электронной почте в соответствии с выбранным списком рассылки;
Разнообразные базы данных ведущих библиотек, информационных, научных и учебных центров, музеев;
Информация о книгах и журналах, распространяемых через Internet-магазины.
Это создает реальные условия для расширения кругозора, самообразования, повышения квалификации. Так, И.Г.Захарова предлагает создание Интернет-библиотеки, предназначенной для организации самостоятельной, поисково-исследовательской работы, с наглядно структурированным представлением информации, для чего потребуется также разработка специализированного программного обеспечения, облегчающего педагогам и обучаемым поиск в сети Интернет. Она отмечает, что «для эффективной работы такой библиотеки крайне важно подготовить вспомогательные страницы, содержащие обзорные и методические материалы, списки наиболее ценных источников информации (ссылок Internet) по данной предметной области».
Современные реалии ставят перед преподавателями высшей школы задачу использования новых передовых образовательных технологий, методов обучения. Потенциал образовательных блогов, на наш взгляд, следует использовать более эффективно. Педагогическая задача - сделать блог рабочим инструментом преподавателей и включить этот инструмент в учебную практику.
Обучая подлинному языку, Интернет помогает в формировании умений и навыков разговорной речи, а также в обучении лексике и грамматике, обеспечивая подлинную заинтересованность и, следовательно, эффективность. Более того, Интернет развивает навыки, важные не только для иностранного языка. Это прежде всего, связано с мыслительными операциями: анализа, синтеза, абстрагирования, идентификации, сравнения, сопоставления, вербального и смыслового прогнозирования, и т.д. Таким образом, навыки и умения, формируемые с помощью Интернет-технологий, выходят за пределы иноязычной компетенции даже в рамках "языкового" аспекта. Интернет развивает социальные и психологические качества обучающихся: их уверенность в себе и их способность работать в коллективе; создает благоприятную для обучения атмосферу, выступая как средство интерактивного подхода. При работе с компьютерными технологиями меняется и роль педагога, основная задача которого - поддерживать и направлять развитие личности учащихся, их творческий поиск. Отношения с учениками строятся на принципах сотрудничества и совместного творчества. В этих условиях неизбежен пересмотр сложившихся сегодня организационных форм учебной работы: увеличение самостоятельной индивидуальной и групповой работы учащихся, отход от традиционного урока с преобладанием объяснительно-иллюстративного метода обучения, увеличение объема практических и творческих работ поискового и исследовательского характера.
Кибернетическое пространство содержит огромный культурный и дидактический потенциал, который уже используется в обучении во всем мире. Однако для оптимального и эффективного использования кибернетических сетевых ресурсов в учебных целях требуется огромная научно исследовательская работа, результаты которой позволяет определить общие и частные принципы работы, критерии отбора сетевых ресурсов, сайтов и материалов, а также существенно обновить арсенал методических средств и приемов обучения.
Цель обучения иностранному языку - это коммуникативная деятельность учащихся, т.е. практическое владение иностранным языком. Задача учителя активизировать деятельность каждого учащегося, создать ситуации для их творческой активности в процессе обучения. Использование новых информационных технологий не только оживляет и разнообразит учебный процесс, но и открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, несомненно, несет в себе огромный мотивационный потенциал и способствует принципам индивидуализации обучения.
Работа с онлайновой газетой предоставляет уникальные возможности межкультурной коммуникации. Помимо получения информации о текущих событиях в мире, учащиеся могут высказываться относительно прочитанного и принять участие в обсуждении заинтересовавших их проблем. Кроме того, в газете The Guardian представлена рубрика Talk (разговор), где можно как в интерактивном, так и в режиме off-line задать вопрос известным британским политикам, писателям, журналистам и т.д., а также поучаствовать в обсуждении предложенных редакцией тем, что, безусловно, представляет большую ценность для межкультурного общения.
Самыми популярными изданиями являются электронные версии газет. Практически все значимые газеты в мире имеют свои web-страницы. Для получения необходимой информации о существующих газетах и размещении их web-страниц, автор Веревкина-Рахальская Ю.Н. предлагает посетить страничку MEDIA LINKS (http://www.mediainfo.com/emedia), имеющую ссылки к множеству изданий. Среди газет на английском языке можно найти:
The Times (http://www.the-times.co.uk);
The Guardian (http://www.guardian.co.uk);
The Washington Post (http://www.washing tonpost.com).
И.В. Холодкова справедливо указывает на одну из негативных сторон компьютерного тестирования. Не все тесты показывают, на какие вопросы были даны неправильные ответы. И, тем более, не все тесты дают возможность увидеть правильное решение заданий. А эти результаты необходимы учащемуся для самоанализа своей работы и самооценки своих знаний. Она отмечает, что эти недостатки ликвидированы в тестовой системе Interact. Сразу после прохождения тестирования появляется статистика: время тестирования, количество попыток, количество набранных баллов из числа возможных. Тест может быть настроен таким образом, чтобы он демонстрировал правильные ответы, либо обратную связь. В качестве обратной связи может быть ссылка на учебный материал или решения задач. Данная система тестирования предоставляет большие возможности по сбору и показу статистической информации: по каждому ученику и по всем учащимся в целом. Обзор результатов тестирования позволяет проанализировать как тест, так и свою преподавательскую деятельность.
Гипертекст (англ. Hypertext - сверхтекст), или гипертекстовая система, - это совокупность разнообразной информации, которая может располагаться не только в разных файлах, но и на разных компьютерах. «Основная черта гипертекстов - возможность переходов по так называемым гиперссылкам, представленным либо в виде специально оформленного текста, либо определенного графического изображения. Наряду с графикой и текстом, можно связать гиперссылками и мультимедиа-информацию, включая звук, видео, анимацию. В этом случае для таких систем используется термин гипермедиа» . Распространение данной технологии послужило толчком к созданию и тиражированию на компакт-дисках электронных учебников, энциклопедий, словарей.
Для самостоятельной работы студентов можно в первую очередь порекомендовать уникальный Интернет-сайт bbclearningenglish.net, успешно используемый при обучении английскому языку. Так, при работе с этим сайтом студентов отделения журналистики филологического факультета у преподавателя теперь нет проблемы найти современный аутентичный материал по требуемой тематике. Сайт предлагает всевозможные учебные и методические мате- риалы и позволяет студенту проверить свои знания. Расстояние и время больше не являются препятствиями: студент имеет доступ к информации круглые сутки, может выбирать, что и в какое время изучать. Личная заинтересованность способствует достижению общей цели обучающегося и преподавателя. Сайт предлагает раздел «Words in the News», содержащий последние мировые новости в виде коротких репортажей. Студенты имеют возможность не только прочитать, но и прослушать репортаж и отработать лексику по теме. В разделе «Related BBC Links» можно увидеть сюжет из теленовостей BBC по этой теме. Разделы «Read More», «Related Stories» и «Related Internet Links» содержат дополнительную информацию, которая расширяет кругозор студента. Студенты имеют возможность выбрать репортажи на самые разные темы из раздела «Latest Reports». Особую ценность представляют «Video Stories», когда студент не только слышит, но и видит сюжет. Сначала диктор сообщает тему видеосюжета и зачитывает список активной лексики. При этом студенты имеют возможность прочитать дефиницию каждого слова. Затем диктор читает репортаж на фоне видеоряда. После этого студенту предлагается прослушать репортаж еще раз и увидеть активную лексику на экране по мере появления ее в тексте.
Также заслуживает внимания будущих журналистов раздел сайта «Keep up your news English». Дело в том, что интерпретация лексики, которая используется в новостных репортажах, может быть очень специфичной. Заходя на этот сайт, студенты могут убедиться в этом и пополнить свой словарный запас. Раздел содержит выдержки из сообщений англоязычных информагентств, переведенных на русский язык продюсерами BBC. И, наконец, нельзя не упомянуть еще об одном разделе сайта bbclearningenglish, который пользуется большой популярностью среди студентов. Это видеокурс об английских идиомах. Видеокурс «The Teacher» знакомит тех, кто учит современный английский язык, с часто употребляемыми идиоматическими выражениями. О них рассказывает профессиональный британский актер. Видеокурс состоит из 32 уроков.
Приведем несколько сайтов, которые можно рекомендовать студентам. Это, например, www.italki.com, в котором можно встретить людей из разных стран и обменяться с ними своим опытом изучения иностранного языка, или сайт www.palabea.net, который предоставляет возможность участия в групповых занятиях. Заслуживает внимания сайт www.livemocha.com, где можно не только общаться с представителями разных стран, но и отрабатывать грамма- тику с помощью разнообразных упражнений.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Пути решения проблемы личностно-ориентированного обучения. Разработка и внедрение в учебный процесс новых информационных технологий. Вид сотрудничества Интернета и урока. Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка.
курсовая работа , добавлен 15.10.2014
Актуальность использования игры для развития речевых способностей. Мотивация к овладению иностранным языком у младших школьников, использование игровых приемов в обучении. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных умений у детей.
дипломная работа , добавлен 23.06.2015
дипломная работа , добавлен 16.09.2011
Теория и практика использования учебных текстов для формирования иноязычной коммуникативной компетенции в обучении чтению. Реализация основных дидактических принципов обучения студентов иностранным языкам при использовании компьютера в учебном процессе.
курсовая работа , добавлен 18.12.2014
Применение информационных технологий в обучении иностранным языкам как социально-педагогическая проблема. Понятие и виды технологий, применяемых в обучении иностранным языкам. Дидактические требования к организации урока с использованием Интернета.
курсовая работа , добавлен 31.10.2013
Принцип индивидуализации в обучении иностранному языку. Дидактические возможности использования информационных технологий в процессе обучения английскому языку с целью реализации принципа индивидуализации, опыт их использования учителями-практиками.
курсовая работа , добавлен 24.12.2012
Понятие педагогической инноватики. Сущность метода проектов, идеологии обучения в сотрудничестве и игрового обучения. Цели модульной и дистанционной форм обучения иностранным языкам. Преимущества обучения на основе компьютерных телекоммуникаций.
презентация , добавлен 11.10.2014
Изучение требований к контролю языковых навыков и речевых умений в средней школе, а также его роли в обучении. Анализ учебно-методических комплектов по английскому языку. Разработка модульно-рейтинговой системы оценивания речевой деятельности учащихся.
дипломная работа , добавлен 12.12.2011
Констатирующая проверка мотивации и уровня коммуникативности студентов по английскому языку. Модель формирования переводческой и коммуникативной компетенций с их проекцией на профессиональную среду в рамках программы дополнительного образования.
статья , добавлен 05.04.2012
Дидактические основы и психологические особенности использования технических и информационных средств в процессе обучения. Классификация педагогических программных средств. Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка.
Инновационные технологии
Инновационные технологии в обучении английскому языку
В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Внедрение инновационных технологий в учебный процесс взаимосвязано с совершенствованием содержания и методов образования в процессе обучения иностранным языкам применительно к потребностям современной жизни.
Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности. Коммуникативный подход - стратегия, моделирующая общение, направленная на создание психологической и языковой готовности к общению, на сознательное осмысление материала и способов действий с ним. Для пользователя реализации коммуникативного подхода в Интернете не представляет особой сложности. Коммуникативное задание должно предлагать учащимся проблему или вопрос для обсуждения, причем ученики не просто делятся информацией, но и оценивают её. Основным же критерием, позволяющим отличить этот подход от других видов учебной деятельности, является то, что учащиеся самостоятельно выбирают языковые единицы для оформления своих мыслей. Использование Интернета в коммуникативном подходе как нельзя лучше мотивировано: его цель состоит в том, чтобы заинтересовать обучаемых в изучении иностранного языка посредством накопления и расширения их знаний и опыта.
Одним из основных требований, предъявляемых к обучению иностранным языкам с использованием Интернет-ресурсов, является создание взаимодействия на уроке, что принято называть в методике интерактивностью. Интерактивность - это "объединение, координация и взаимодополнение усилий коммуникативной цели и результата речевыми средствами". Обучая подлинному языку, Интернет помогает в формировании умений и навыков разговорной речи, а также в обучении лексике и грамматике, обеспечивая подлинную заинтересованность и, следовательно, эффективность. Интерактивность не просто создает реальные ситуации из жизни, но и заставляет учащихся адекватно реагировать на них посредством иностранного языка.
Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное обучение, является метод проектов, как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности. Типология проектов разнообразна. По М. Е. Брейгиной, проекты могут подразделяться на монопроекты, коллективные, устно-речевые, видовые, письменные и Интернет-проекты. Хотя в реальной практике зачастую приходится иметь дело со смешанными проектами, в которых имеются признаки исследовательских, творческих, практико-ориентированных и информационных. Работа над проектом - это многоуровневый подход к изучению языка, охватывающий чтение, аудирование, говорение и грамматику. Метод проектов способствует развитию активного самостоятельного мышления учащихся и ориентирует их на совместную исследовательскую работу. На мой взгляд, проектное обучение актуально тем, что учит детей сотрудничеству, а обучение сотрудничеству воспитывает такие нравственные ценности, как взаимопомощь и умение сопереживать, формирует творческие способности и активизирует обучаемых. В общем, в процессе проектного обучения, прослеживается неразрывность обучения и воспитания.
Метод проектов формирует у учащихся коммуникативные навыки, культуру общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнёров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать её с помощью современных компьютерных технологий, создает языковую среду, способствующую возникновению естественной потребности в общении на иностранном языке.
Проектная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих учащимся применить накопленные знания по предмету. Учащиеся расширяют свой кругозор, границы владения языком, получая опыт от практического его использования, учатся слушать иноязычную речь и слышать, понимать друг друга при защите проектов. Дети работают со справочной литературой, словарями, компьютером, тем самым создаётся возможность прямого контакта с аутентичным языком, чего не даёт изучение языка только с помощью учебника на уроке в классе.
Работа над проектом – процесс творческий. Учащийся самостоятельно или под руководством учителя занимается поиском решения какой-то проблемы, для этого требуется не только знание языка, но и владение большим объёмом предметных знаний, владение творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями. В курсе иностранных языков метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества.
К современным технологиям относится и технология сотрудничества. Основная идея заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Дети объединяются в группы по 3-4 человека, им даётся одно задание, при этом оговаривается роль каждого. Каждый ученик отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому слабые учащиеся стараются выяснить у сильных то, что им непонятно, а сильные учащиеся стремятся, чтобы слабые досконально разобрались в задании. И от этого выигрывает весь класс, потому что совместно ликвидируются пробелы.
Внедрение информационных технологий в обучение значительно разнообразит процесс восприятия и отработки информации. Благодаря компьютеру, Интернету и мультимедийным средствам учащимся предоставляется уникальная возможность овладения большим объемом информации с ее последующим анализом и сортировкой. Значительно расширяется и мотивационная основа учебной деятельности. В условиях использования мультимедиа учащиеся получают информацию из газет, телевидения, сами берут интервью и проводят телемосты.
Большую эффективность в наше время имеет проблемное обучение. Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20х-30х годах в советской и зарубежной школе.
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мыслительных способностей.
Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, потому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.
Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, учащийся становится субъектом своего обучения и, как результат, он овладевает новыми знаниями, новыми способами действия.
Таким образом, инновационные технологии существенно обогащают и разнообразят преподавание иностранных языков. На смену монотонной работе приходит интеллектуальный творческий поиск, в процессе которого формируется личность нового типа, активная и целеустремленная, ориентированная на постоянное самообразование и развитие.
Тема: «Инновационные технологии в преподавании английского языка»
В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.
Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество. Задача учителя – активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет – ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученное™, склонностей и т.д.
Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка включают:
изучение лексики;
отработку произношения;
обучение диалогической и монологической речи;
обучение письму;
отработку грамматических явлений.
Возможности использования Интернет – ресурсов огромны.
На уроках английского языка с помощью Интернета можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению английского языка. Кроме того, работа направлена на изучение возможностей Интернет-технологий для расширения кругозора школьников, налаживать и поддерживать деловые связи и контакты со своими сверстниками в англоязычных странах.
Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д. Учащиеся могут получать информацию по проблеме, над которой работают в данный момент в рамках проекта. Это может быть совместная работа российских школьников и их зарубежных сверстников из одной или нескольких стран.
^ Новые информационные технологии в обучении английскому языку
Содержательная основа массовой компьютеризации образования, безусловно, связана с тем, что современный компьютер представляет собой эффективное средство оптимизации условий умственного труда вообще, в любом его проявлении. Р. Вильяме и К. Макли в своей статье “Компьютеры в школе” пишут: “Есть одна особенность компьютера, которая раскрывается при использовании его как устройства для обучения других, и как помощника в приобретении знаний, это его неодушевленность. Машина может “дружелюбно” общаться с пользователем и в какие-то моменты “поддерживать” его, однако она никогда не проявит признаков раздражительности и не даст почувствовать, что ей стало скучно. В этом смысле применение компьютеров является, возможно, наиболее полезным при индивидуализации определенных аспектов преподавания”.
Основная цель изучения иностранного языка в средней школе – формирование коммуникативной компетенции, все остальные цели (образовательная, воспитательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели. Коммуникативный подход подразумевает обучение общению и формирование способности к межкультурному взаимодействию, что является основой функционирования Интернета.
Первостепенное значение придается пониманию, передаче содержания и выражению смысла, что мотивирует изучение структуры и словаря иностранного языка, которые служат этой цели. Таким образом, внимание учащихся концентрируется на использовании форм, нежели на них самих, и обучение грамматике осуществляется косвенным образом, в непосредственном общении, исключая чистое изучение грамматических правил.
Как информационная система, Интернет предлагает своим пользователям многообразие информации и ресурсов. Базовый набор услуг может включать в себя:
электронную почту (e-mail); телеконференции (usenet); видеоконференции;
возможность публикации собственной информации, создание собственной домашней странички (homepage) и размещение ее на Web-сервере;
доступ к информационным ресурсам:
справочные каталоги (Yahoo!, InfoSeek/UltraSmart, LookSmart, Galaxy); поисковые системы (Alta Vista, HotBob, Open Text, WebCrawler, Excite); разговор в сети (Chat).
Эти ресурсы могут быть активно использованы на уроке.
Овладение коммуникативной и межкультурной компетенцией невозможно без практики общения, и использование ресурсов Интернет на уроке иностранного языка в этом смысле просто незаменимо: виртуальная среда Интернет позволяет выйти за временные и пространственное рамки, предоставляя ее пользователям возможность аутентичного общения с реальными собеседниками на актуальные для обеих сторон темы.
^ Обучение аудированию, чтению, письму с помощью Интернета
Интернет – превосходное средство для получения информации о последних событиях в мире. Таким образом, можно с помощью Интернет превратить классную комнату в агентство новостей, а своих учеников – в первоклассных репортеров. Такой вид деятельности подойдет для старших классов, так как включает в себя объемное чтение и искусство интерпретации, беглую речь.
Можно предложить ученикам работать по двое или по трое, исследовать статьи, охватывающие все стороны жизни: передовицы, спорт, погоду, культуру… Преимущество такой работы заключается в полной вовлеченности всего класса в сочетании с дифференциацией заданий: сильные ученики могут заняться исследованием более трудных статей, в то время как более слабым можно поручить отчет о погодных условиях или что-нибудь из области культуры.
Обучение письму
Общение в виртуальной реальности осуществляется с помощью электронной почты,
^ Интернет, как средство коммуникативности
В настоящее время приоритет отдается коммуникативности, интерактивности, аутентичности общения, изучению языка в культурном контексте, автономности и гуманизации обучения.
^ Коммуникативный подход – стратегия, моделирующая общение, направленная на создание психологической и языковой готовности к общению, на сознательное осмысление материала и способов действий с ним, а так же на осознание требований к эффективности высказывания.
Одним из новых требований, предъявляемых к обучению иностранным языкам с использованием Интернет-ресурсов, является создание взаимодействия на уроке, что принято называть в методике интерактивностью.
Обучая подлинному языку, Интернет помогает в формировании умений и навыков разговорной речи, а также в обучении лексике и грамматике, обеспечивая подлинную заинтересованность и, следовательно, эффективность. Более того, Интернет развивает навыки, важные не только для иностранного языка. Это, прежде всего, связано с мыслительными операциями: анализа, синтеза, абстрагирования, идентификации, сравнения, сопоставления, вербального и смыслового прогнозирования и упреждения и т.д. Таким образом, навыки и умения, формируемые с помощью Интернет-технологий, выходят за пределы иноязычной компетенции даже в рамках “языкового” аспекта. Интернет развивает социальные и психологические качества обучающихся: их уверенность в себе и их способность работать в коллективе; создает благоприятную для обучения атмосферу, выступая как средство интерактивного подхода.
Сайты, развивающие знание английского языка
Несомненно, Интернет может использоваться в качестве эффективного приложения для развития грамматических, лексических навыков и умений, проверки знаний. Сюда входят всевозможные тренировочные лексические, грамматические, фонетические упражнения, тесты на чтение, грамматику, IQ-тесты и т.д. Преподаватели или сами школьники могут находить такие сайты на WWW.
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Куличкова Елена Александровна, преподаватель английского языка, ГАПОУ «Чистопольский сельскохозяйственный
техникум им. Г.И. Усманова» e-mail: [email protected]
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Цель обучения иностранному языку - это коммуникативная деятельность учащихся, то есть практическое владение иностранным языком. Задачи педагога - активизировать деятельность каждого студента в процессе обучения, создать ситуации для их творческой активности. Существует множество нестандартных форм работы преподавателя, активизирующих внимание и повышающих интерес учащихся к иностранному языку.
Ключевые слова: общение, инновации, современные технологии, компьютеризация, знания.
The main purpose of teaching foreign language is communicative activity of students or working knowledge of foreign language. The task of the teacher is to reinforce the work of each student in the learning process and to come up with a situation for their creativity. There are many non-standard forms of work of the teacher activating attention and increasing the students" interest in learning foreign languages.
Key words: communication, innovation, modern technologies, computerization, knowledge.
Страна шагнула в третье тысячелетие, которое выдвигает принципиально новые требования к подготовке специалистов. Они должны обладать рыночным мышлением, предприимчивостью, умением принимать смелые решения, качественно знать три языка - два государственных (татарский и русский) и иностранный.
Процессы глобализации, интенсивное развитие коммуникаций, интернета, дистанционных форм образования ставят основным требованием к современным работникам знание языков. Поэтому обучение иностранному языку рассматривается как необходимое звено в общей программе гуманитаризации образования.
Современным специалистам необходимы качества личности, основанные не только на логике, но и на интуиции и творчестве: рациональное и образно-чувственное мышление, рефлексию, оперативное реагирование на ситуацию, целеустремленность, умение принимать решения в условиях неопределенности, конкурентоспособность. Конкурентоспособность предполагает наличие у специалиста таких качеств, умений и способностей, как здоровье, интеллект, высокая работоспособность, организованность, креативность, дисциплинированность, наличие деловых связей, коммуникабельность и коммуникативные умения.
Овладение иностранным языком необходимо и в повседневной жизни, и на производстве: связи с зарубежными партнерами, загранкомандировки, оснащение производства импортным оборудованием, деловая переписка, компьютеры. За что ни возьмись, все требует знания в основном английского языка.
Язык, будь то родной или иностранный, служит средством общения, позволяя осуществлять взаимодействие людей между собой, воздействовать друг на друга в естественных условиях социальной жизни.
Немалый успех работы зависит от методов обучения. Огромное разнообразие видов деятельности преподавателей и студентов на уроке - это и есть методы обучения.
За последние годы все большее внимание педагогической науки и практики привлекают методы обучения, которые по своему содержанию и способам осуществления невозможны без высокого уровня внешней и внутренней активности студентов. Обычно их называют «активными методами обучения».
Из таких методов наиболее распространенный - дидактические игры. Дидактические игры - это коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентирует свое поведение на выигрыш. Игру, организованную в целях обучения, можно назвать учебной игрой.
В условиях подготовки квалифицированных рабочих и специалистов широкое применение находят деловые игры. Их цель - формирование и отработка конкретных умений действовать в четко определенных ситуациях. Студенты обучаются оперативно анализировать заданные производственные условия, принимают оптимальные решения, решают экономические проблемы.
К активным методам относятся проблемное обучение. Студенты сталкиваются с учебными, жизненными и производственными ситуациями.
К активным методам относится и внеклассная работа: проведение конкурсов, олимпиад, КВНов, викторин,
пресс-конференции, например, проведение недели естественнонаучных дисциплин. Проведение конкурса на лучшего чтеца, выявляющий правильность произношения и общую выразительность речи. Конкурс на лучшего переводчика-синхрониста, который дает возможность выявить понимание речи на слух. Конкурс на лучшего переводчика-референта выявляет умение понимать иноязычный текст при чтении. Конкурс на лучшего рассказчика дает возможность выявить умение строить связное высказывание. Конкурс на лучшего собеседника выявляет умение вести диалог, обмениваться репликами.
Викторину можно проводить на любом этапе обучения иностранному языку. Ее предметом могут быть страноведческие знания. Кружок разговорной речи является огромным полем деятельности преподавателя, где можно использовать приемы, присущие интенсивным методам. Это и создание атмосферы, благоприятствующей общению.
Процессы обновления в сфере обучения иностранным языкам в современной школе создают ситуацию, в которой педагогам предоставлены право и возможность самостоятельного выбора учебных пособий и других обучающих средств. Современный учитель отказывается от готовых методических «рецептов», жестко регламентирующих деятельность
в рамках конкретной методической системы, в пользу анализа современной ситуации обучения иностранным языкам, в пользу эффективного использования новых технологий в учебном процессе. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого студента, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество. Задача учителя - активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет - ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обу-ченности, склонностей и т.д.
Современные технологии - это, несомненно, компьютерные технологии, имеющие ряд преимуществ перед традиционными методами.
Компьютерное обучение несет в себе огромный мотивационный потенциал. Одним из наиболее революционных достижений за последние десятилетия, которое значительно повлияло на образовательный процесс во всем мире, стало создание
всемирной компьютерной сети, получившей название Интернет, что буквально означает «международная сеть» (англ. international net). Использование кибернетического пространства (cyberspace) в учебных целях является абсолютно новым направлением общей дидактики и частной методики, так как происходящие изменения затрагивают все стороны учебного процесса, начиная от выбора приемов и стиля работы и заканчивая изменением требований к академическому уровню обучающихся.
Содержательная основа массовой компьютеризации образования, безусловно, связана с тем, что современный компьютер представляет собой эффективное средство оптимизации условий умственного труда вообще, в любом его проявлении. Р. Вильямс и К. Макли в своей статье «Компьютеры в школе» пишут: «Есть одна особенность компьютера, которая раскрывается при использовании его как устройства для обучении других, и как помощника в приобретении знаний, это его неодушевленность. Машина может «дружелюбно» общаться с пользователем и в какие-то моменты «поддерживать» его, однако она никогда не проявит признаков раздражительности и не даст почувствовать, что ей стало скучно. В этом смысле применение компьютеров является, возможно, наиболее полез-
ным при индивидуализации определенных аспектов преподавания».
Основная цель изучения иностранного языка - формирование коммуникативной компетенции, все остальные цели (образовательная, воспитательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели. Коммуникативный подход подразумевает обучение общению и формирование способности к межкультурному взаимодействию, что является основой функционирования Интернета. Вне общения Интернет не имеет смысла - это международное, многонациональное, кросс-культурное общество, чья жизнедеятельность основана на электронном общении миллионов людей во всем мире, говорящих одновременно - самый гигантский по размерам и количеству участников разговор, который когда-либо происходил. Включаясь в него на уроке иностранного языка, мы создаем модель реального общения.
Общаясь в истинной языковой среде, обеспеченной интернетом, учащиеся оказываются в настоящих жизненных ситуациях. Вовлеченные в решение широкого круга значимых, реалистичных, интересующих и достижимых задач, учащиеся обучаются спонтанно и адекватно на них реагировать, что стимулирует создание оригинальных высказываний, а не шаблонную манипуляцию языковыми формулами.
Первостепенное значение придается пониманию, передаче содержания и выражению смысла, что мотивирует изучение структуры и словаря иностранного языка, которые служат этой цели. Таким образом, внимание студентов концентрируется на использовании форм, нежели на них самих, и обучение грамматике осуществляется косвенным образом, в непосредственном общении, исключая чистое изучение грамматических правил.
Компьютер лоялен к разнообразию ответов учащихся, он не сопровождает работу учащихся хвалебными или порицательными комментариями, что развивает их самостоятельность и создает благоприятную атмосферу на уроке, придавая им уверенность в себе, что является немаловажным фактором, для развития индивидуальности.
Развитие образования в наши дни органично связано с повышением уровня его информационного потенциала. Эта характерная черта во многом определяет как направление эволюции самого образования, так и будущее всего общества. Для наиболее успешного ориентирования в мировом информационном пространстве необходимо овладение учащимися информационной культурой, поскольку приоритет в поиске информации все больше и больше отдается Интернету.
Как информационная система, Интернет предлагает своим пользователям многообразие информации и ресурсов. Базовый набор услуг может включать в себя:
Электронную почту (e-mail);
Телеконференции (UseNet);
Видеоконференции и веби-нары;
Возможность публикации собственной информации, создание собственной домашней странички (homepage) и размещение ее на Web-сервере;
Доступ к информационным ресурсам;
Справочные каталоги;
Поисковые системы;
Разговор в сети (Chat, Twitter).
Эти ресурсы коммуникативной
и межкультурной компетенции невозможны без практики общения, и использование ресурсов Интернета на уроке иностранного языка в этом смысле просто незаменимо: виртуальная среда позволяет выйти за временные и пространственные рамки, предоставляя ее пользователям возможность аутентичного общения с реальными собеседниками на актуальные для обеих сторон темы. Однако нельзя забывать о том, что Интернет всего лишь вспомогательное техническое средство обучения, и для достижения оптимальных результатов необходимо грамотно интегрировать его использование в процесс урока.
Информатизация является необходимым компонентом и условием общей модернизации образования, обновления содержания и форм учебной деятельности, всего уклада школы, управления образованием. Без информатизации выполнить в полном объеме программу модернизации невозможно. Информатизация образования является приоритетом развития социальной сферы РФ, обозначенным в документах Правительства России. Обучение иностранному языку, как часть образовательного процесса, не может остаться в стороне этих глобальных изменений в школе. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе повышает интерес к учебе, но и возможность регулировать учебные задачи по степени трудности, поощрение правильных решений позитивно сказываются на мотивации.
Компьютер - это средство, используемое преподавателем, который может выполнять разнообразные функции в процессе обучения иностранным языкам:
Средство тренировки;
Средство создания текстов на изучаемом языке;
Средство обработки и хранения статистической информации об учебной деятельности;
Средство коммуникации с носителями языка в системе электронной почты.
Основными направлениями использования информационно-коммуникативных технологии учителями иностранного языка являются: мультимедиа-уроки, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ, тестирование на компьютерах, дистанционные олимпиады, телекоммуникационные проекты, уроки на основе авторских компьютерных презентаций в форме лекций, семинаров, лабораторных работ, докладов студентов, проектная деятельность и многое другое. Все эти приемы и формы работы, кроме телекоммуникационных проектов, я применяю на различных этапах урока и в различных видах речевой деятельности. Методически формы работы с компьютером на занятиях английского языка могут быть различными: освоение нового материала или его закрепление с использованием обучающих программ, написание сочинений, изложений, диктантов, использование программ-переводчиков при работе со сложными текстами, проверка грамотности и правописания на английском языке, использование программ-тренажеров для пополнения словарного запаса.
Применение компьютерных презентаций в учебном процессе позволяет интенсифицировать усвоение учебного материала учащимися и проводить занятия на качественно новом уровне, используя вместо
аудиторной доски проектирование слайд-фильмов и опорных таблиц с экрана компьютера на большой настенный экран. Применение компьютерной презентации позволяет существенно повысить эффективность урока. Презентация позволяет воздействовать сразу на несколько видов памяти: зрительную, слуховую, эмоциональную и в некоторых случаях моторную.
Эффективность воздействия учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности материала. Компьютерные презентации позволяют акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации и создавать наглядные эффектные образы в виде иллюстраций, схем, диаграмм, графических композиций. Компьютерные презентации позволяют эффективно адаптировать учебный материал под особенности обучающихся. Усиление интерактивности приводит к более интенсивному участию в процессе обучения самого обучаемого, что способствует повышению эффективности восприятия и запоминания учебного материала. Использовать презентацию в учебном процессе можно на различных этапах урока, при этом суть её как наглядного средства остаётся неизменной, меняются только её формы, в зависимости от поставленной цели её использования.
Стоит ли создавать презентации на каждый урок и не слишком ли много времени это занимает? Совершенно не обязательно постоянно использовать презентации, тем более что в некоторых случаях это может принести вред или быть утомительным, однако в тех случаях, когда материал урока содержит большое количество иллюстративного материала, применение компьютерной презентации позволяет существенно повысить эффективность урока.
В настоящее время внедрение компьютера, технологии мультимедиа и глобальной информационной компьютерной сети влияет на систему образования, вызывая значительные изменения в содержании и методах обучения английского языка. Процесс внедрения компьютерных технологий происходит постоянно, он проникает во все сферы деятельности человека. Но самое главное, что он ведет к ускоренному развитию личности, тем самым повышает общий уровень образования.
Изучение английского языка с использованием информационно-коммуникационных технологий дает студентам возможность самостоятельно принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, создавать блоги. Они могут получать любую инфор-
мацию по проблеме, над которой работают: лингвострановедческий материал, новости из жизни известных людей, статьи из газет и журналов, необходимую литературу, фильмы и т.д. Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, on-line тестов позволяют моим студентам углубить свои знания.
В своей работе я активно использую электронные учебники. Достоинством электронных учебников, на мой взгляд, являются: во-первых, их мобильность, во-вторых, доступность связи с развитием компьютерных сетей, в-третьих, адекватность уровню развития современных научных знаний. С другой стороны, создание электронных учебников способствует также решению и такой проблемы, как постоянное обновление информационного материала. В них также может содержаться большое количество упражнений и примеров, подробно иллюстрироваться различные виды информации. Кроме того, при помощи электронных учебников осуществляется контроль знаний - компьютерное тестирование. Электронные словари также соединяют в себе функции поиска интересующей информации, демонстрации языковых закономерностей и дают возможность освоить учебный материал с помощью специальной системы упражнений. Все современные
электронные словари используют звуковые средства мультимедийных персональных компьютеров для воспроизведения произношения.
Использование современных
средств таких, как компьютерные программы и Интернет-технологии, а также обучение в сотрудничестве и проектная методика позволяют решать эти задачи. Основной целью обучения иностранному языку в профессиональных учебных заведениях является подготовка высококвалифицированного специалиста, конкурентоспособного в условиях рыночной экономики, и воспитание личности, желающей и способной к общению, людей, желающих и способных получать самообразование. Участие в разнообразных международных программах, возможность учиться за границей предполагают не только высокий уровень владения иностранным языком, но и определенные особенности личности: коммуникабельность, отсутствие языкового барьера, знание норм международного этикета, широкий кругозор, умение что называется «подать» себя. Как правило, при выполнении различных тестов при поступлении в высшее учебное заведение или участии в конкурсах или олимпиадах, устанавливается строгий лимит времени выполнения каждого задания, что также требует особого вида подготовки. Использование современных средств обучения, внедрение активных и интерактивных методов и примене-
ние инновационных технологий позволяют успешно решать эти задачи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Азимов Э.Г. «Интернет на уроках английского языка», «Иностранные языки в
школе», 2001, № 1, с.45-50.
2. Барменкова О.И. «Видеозанятия в системе обучения иностранной речи», «Иностранные языки в школе», 1999, №3, с. 20-25.
3. Владимирова Л.П. «Интернет на уроках иностранного языка. «Иностранные языки в школе», 2002, № 3, с. 33-41.
Кондратьева Мария Александровна, кандидат филологических
наук, доцент кафедры «Иностранные языки» Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского
e-mail: [email protected]
СТИЛИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ АНТОНИМИЧНЫХ СРАВНЕНИЙ В НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКЕ
В данной статье изучается стилистический потенциал антонимичных сравнений в немецком языке на материале современных публицистических текстов. Сравнение представлено как многоаспектное понятие. Выделяются различные классификации антитезы.
Ключевые слова: сравнение, стилистический потенциал, антитеза, антонимы, оксюморон.
The article studies the stylistic potential of antonymous comparisons in German on material of modern publicistic texts. Comparison is presented as multidimensional concept. Various classifications of an antithesis are allocated.
Keywords: comparison, stylistic potential, antithesis, antonyms, oxymoron.
Сравнение, являясь одной из наи- ление и выступает объектом иссле-более частых мыслительных опе- дования целого ряда наук. Риторика
раций, осуществляемых человеком, исследует выразительные возмож-представляет собой многогранное яв- ности сравнения. Философский энци-